Моисеева
Галина Андреевна,
учитель-дефектолог
МОУ Юговской СОШ
Пермского района.
Обучение детей с
ограниченными возможностями здоровья, социальная адаптация и реализация
индивидуальных возможностей каждого ребёнка через использование
театрализованных игр.
Современная педагогика из
дидактической постепенно стала развивающей. Что подразумевается под этим?
Прежде всего, то, что не только психологи, но и педагоги-практики осознают и
видят результаты своей воспитательной и образовательной деятельности в развитии
личности каждого ребенка, творческого потенциала, способностей, интересов. В
этом плане нельзя переоценить роль родного языка, который помогает детям
осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Для развития выразительной
стороны речи, необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог
проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном
разговоре, но и публично.
У нормально развивающихся детей
выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от
непроизвольной эмоциональной у малышей, к интонационной речевой у детей средней
группы и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет констатировать, что
понятие «выразительной речи» носит интегрированный характер и включает в себя
вербальные (интонация, лексика, синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза)
средства.
Но совершенно другая картина видна
в классе «Особый ребёнок». Дети, поступающие в класс «Особый ребенок», разные и
по своим личностным характеристикам, и по умственному, и по физическому
развитию. Большинство детей без речи или с тяжелым недоразвитием речи, где
страдают все ее стороны: и смысловая, и грамматическая, и звуковая, а также
отмечаются ограниченность и бедность словаря. Следует отметить и то, что дети
не умеют вступать в контакт со сверстниками и взрослыми. У них нет потребности
в общении, не сформированы слуховое внимание и восприятие. Многие дети страдают
от неустойчивого внимания, испытывают трудности при ориентировке в
пространстве, у всех недостаточно развита познавательная деятельность, отмечается
незрелость эмоционально-волевой сферы. Эмоциональные проявления на очень низком
уровне. Часть детей пассивна, не выражает каких-либо эмоций. Другая, наоборот,
слишком возбудима и неорганизованна. Почти у всех детей отмечаются в той или
иной степени выраженности аутичные черты характера.
В моём классе «Особый ребенок» у
всех учащихся основной логопедический диагноз - это общее недоразвитие речи (I и II
уровня). Речь таких детей отличается грубыми нарушениями произношения и
лексико-грамматического строя речи, неразвитая, нечистая, монотонная. Дети
отвечали на вопрос одним словом, которое повторяли из вопроса взрослого. Были
грубо нарушены: слоговая структура речи, темп, ритм и плавность. Это
создавало большие проблемы на уроках. Также все учащиеся не могли смотреть на
себя в зеркало и уже тем более выполнять какие-то движения языком или мимические
упражнения перед зеркалом. Грубо нарушена
мелкая и общая моторика.
Занимаясь с детьми с глубокой
умственной отсталостью, главной целью в своей работе я ставлю развитие всех
психических процессов, в том числе и творческих способностей средствами театрального
искусства. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об
универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о
коррекционных возможностях театра. В
процессе изучения научной литературы по теме и практической работы, используя
самые разнообразные методы и приемы обучения и воспитания детей с особыми
нуждами, а также опираясь на знания о тенденциях развития детей, я пришла к
определенным выводам о том, что театрализованная деятельность является наиболее
эффективным средством для социальной адаптации детей с ограниченными
возможностями здоровья, а также развитии у них коммуникативных навыков. Реализуя
этот проект, я поставила перед собой несколько задач. Все они тесно переплетены
между собой, дополняют друг друга и, выполняя одну невозможно не поставить
перед собой другие.
1. Первая и самая главная задача – это
социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья. Все годы
работы я стремлюсь научить детей самому необходимому для выживания в обществе,
поскольку неизвестно как в дальнейшем сложится судьба каждого из них.
Исходя из этой задачи, рождаются и последующие.
2. Развитие эмоциональной сферы детей через игру, где
эмоциональные характеристики каждого героя позволяют детям испытать разнообразные
чувства (гнев, страх, радость, печаль и т.д.).
3. Повышение уровня самооценки у детей. На этом этапе
очень важно сформировать у детей уверенность в себе, в свои силы, свои
возможности и способности. Дети учатся преодолевать тревожность, робость и страх.
4. Реализация творческих возможностей каждого ребенка.
В любой театрализованной постановке, не зависимо от выраженности диагноза
(двигательных способностей детей, уровня умственного развития), каждый ребенок
исполняет доступную для него роль.
5.Формирование умения вступать в диалогическое
взаимодействие с детьми и взрослыми. Оно способствует обогащению словарного
запаса, формированию грамматического строя речи, формированию монолога и самое
главное диалога. 6. Взаимодействие детей с ограниченными возможностями здоровья
с их здоровыми сверстниками.
7. Включение родителей детей с особыми потребностями в
жизнь класса и школы.
8. Развитие компенсаторных возможностей у детей. В
своей работе я стремлюсь использовать любые способности и возможности детей. Я
не делю детей по принципу сохранности интеллекта, по уровню двигательных
возможностей детей, и поэтому каждый ребенок, чувствуя мою поддержку и других
детей, испытывает радость и желание участвовать в новых играх и следующих
постановках.
Результаты
использования театрализованных игр в обучении детей
с ограниченными возможностями
здоровья за 3 года обучения.
Год обучения
|
1-й год
|
2-й год
|
3-й год
|
Задачи
|
-Формировать
у детей
живой интерес к
театрализованной
игре;
-
желание участвовать в действии и
использовать
все
окружающее
пространство;
- побуждать
детей к
активному общению, - развивать речь и умение строить диалог.
|
-Учить детей
играть друг с другом,
-элементарным
навыкам взаимодействия с людьми;
-развивать
внимание;
-воспитывать
культуре поведения в общественных местах;
-формировать трудовые
навыки, навыки личной гигиены и самообслуживания, - -воспитывать желание
общаться друг с другом.
|
-
Вызывать у детей радостный
эмоциональный
настрой;
-
развивать элементарные
навыки мимики и
жестикуляции;
- учить детей интонационно
выразительно проговаривать
фразы;
- учить
сочетать движение и
речь;
- развивать воображение.
|
Методы и приёмы
|
Беседа с детьми. Ряженье в
костюмы. Имитационные этюды.
Отгадывание загадок. Игровые упражнения.
Создание игровой мотивации.
|
Отгадывание загадок на содержание
сказки. Этюды на выразительность передачи образа.
Пантомимическая игра «Угадай, кого
покажу».
Игра на интонирование вежливых слов.
|
Пантомимические этюды (озорной щенок,
гордый петушок, пугливый мышонок, злая собака).
Беседы по содержанию сказок. Работа над
выразительностью исполнения (выразительности эмоции грусти и радости). Подготовка
к драматизации.
|
Результаты
обучения
|
Знания и
умения детей об окружающем мире значительно расширяются и углубляются;
развиваются
психические процессы, такие как память, внимание, восприятие, мышление;
активизируется
собственная речь.
Наступает
желание общаться с одноклассниками.
|
Активнее
и успешнее формируются навыки невербального общения;
обогащается
словарный запас;
совершенствуется
моторика, координация движений, плавность и целенаправленность движений.
|
Развивается
эмоционально-волевая сфера;
корректируется
поведение;
формируется
самостоятельность и активность;
дети
принимают активное участие в играх, песнях, танцах и инсценировках;
|
Итоги
|
Занятия позволяют ребенку решать многие проблемные ситуации от
лица какого-либо персонажа.
Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе,
застенчивость.
Дети исполняют танцы, поют песни,
договаривают слова в конце строчки в стихотворениях, пытаются озвучить
какой-либо персонаж.
Формируется
уважительное отношение друг к другу.
|
Формируется умение распознавать
эмоциональное состояние человека, могут передать словами, жестами, мимикой, интонацией,
пантомимой,
- становятся активными в игровой
деятельности со сверстниками, находят адекватные
способы взаимодействия,
- дети становятся участниками
разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность
глубже познать окружающий мир.
|
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт
социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное
произведение или сказка для детей имеют нравственную направленность (дружба,
доброта, честность, смелость и д.р.). Благодаря сказке ребенок познает мир не
только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое
собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для
подражания и примера.
|
Общий результат: Как показывают наблюдения,
участие детей в театрализованной деятельности положительно влияет на многие
факторы в их развитии, помогают всесторонне
развивать ребенка. Благодаря этому у детей стимулируется развитие
сохранных возможностей. Неговорящие дети учатся общаться с другими детьми и
взрослыми с помощью мимики, жестов, системы символов (пиктограмм). Дети с выраженными
двигательными нарушениями – петь, двигаться в такт музыке. Пассивные дети
преодолевали свои страхи, возбудимые, испытывая эмоции своих героев,
становились более спокойными и уравновешенными. Можно подчеркнуть, что в
театрализованной игре формирование диалогической, эмоционально насыщенной речи
происходит легче, чем на обыкновенных занятиях.
Помимо этого, решаются следующие
проблемы: Ребята учатся согласовывать свои действия с действиями своего партнера:
слушать не перебивая; говорить, обращаясь к партнеру, уважительно относиться
друг к другу. Это очень важно, т.к. является основой для дальнейшего общения со
здоровыми сверстниками, педагогами и взрослыми.
Таким образом, можно
сделать вывод, что через театрализованную деятельность происходит всестороннее
развитие ребенка, значительно облегчается его социализация и адаптация к
условиям жизни в обществе. Участвуя в театрализованных постановках, музыкальных
спектаклях и играх-драматизациях, «особые» дети быстрее адаптируются в школьной
среде. Положительные изменения проявляются у них как в личностном, так и
психическом развитии. Способность к вступлению во взаимодействие с другими
детьми и взрослыми у этих детей значительно выше и формируется гораздо быстрее,
чем у детей, которые не участвовали в театрализованной деятельности. Я считаю,
что задачи, запланированные мной по данной теме решены. Что подтверждается следующими
диаграммами:
Лиза
Светлана
Серёжа
Александр
В будущем планирую:
1. Продолжить знакомство детей с различными видами
театра.
2. Разнообразить методы и приемы обучения с учетом
индивидуальных особенностей детей.
3. Совершенствовать артистические навыки детей
посредством переживания и воплощения образов в сказках.
4. Работать над повышением своего профессионального и
творческого уровня.
5. Привлекать родителей
воспитанников к активному участию в процессе подготовки и показа спектакля
(родители – исполнители взрослых ролей).
Многолетний опыт
доказывает, что в соприкосновении с театром вырастают активные творческие
личности, способные выходить на прямое общение с другим человеком, имеющие
внутреннюю потребность и возможность изменить окружающий мир, сделать его более
совершенным.
Закончить
хочу словами:
Введите
в мир театра малыша,
И он узнает, как сказка хороша!
Проникнется и мудростью, и
добротой,
И с чувством сказочным пойдет он
Жизненной тропой!
Литература:
1. Ильев В.А. Технология
театральной педагогики в формировании и реализации замысла школьного урока. М.:
АО - Аспект пресс, 1993.
2. Маханева М.Д.
Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных
учреждений. М.: ТЦ “Сферы”, 2001 - 128с.
3. Первые шаги в мир
творчества. Опыт кружковой работы в детском саду. Пермь: Издат-во ПОИПКРО, 2000
- 100с.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.