Обучение
грамоте с использованием плоскостного моделирования
Шехирева
Елена Владимировна
учитель
начальных классов
МАОУ
«Гимназия № 7»г. Пермь
высшая
квалификационная категория
elena14101969@yandex.ru
Вступительное слово
Предлагаемый мной материал предназначен
для педагогов, работающих как в школе, так и будет полезен воспитателям ДОУ,
работающих в подготовительных и старших группах. Дети воспринимают лучше
поделки, созданные своими руками. Этот материал очень удобен для осуществления
связи уроков трудового обучения с уроками обучения грамоте.
Теоретическая часть
Плоскостное моделирование – это построение
на плоскости модифицированных изображений предметов из различных плоских
геометрических фигур: треугольников, квадратов, прямоугольников,
параллелепипедов, овалов.
Используя материал плоскостного
моделирования, и опираясь на изученный материал по Букварю или Азбуке, учитель
совместно с детьми сможет составить оригинально оформленную азбуку, рисунки
которой составлены из ограниченного количества плоских геометрических фигур.
Основой любого изображения служит 8 прямоугольных треугольников.
Такая работа повышает интерес детей к
сознательной поисковой работы, вносить в их деятельность элемент неожиданности,
активизирует детское конструкторское творчество, способствует развитию
наблюдательности, памяти, воображения, обогащает словарный запас младших
школьников, чтобы потом включить их в активную речь. Такая азбука может быть
использована для повторения и закрепления материала и для выполнения задач
каллиграфии.
В основу положен принцип доступности и
посильности, т.е. составление из геометрических фигур силуэтные рисунки
изображают хорошо знакомые детям изображения фигур животных, птиц, растений и
предметов быта. При этом у детей развивается наблюдательность, память, мышление
и воображение, сообразительность, что способствует более активному и
осознанному запоминанию буквы и звука.
Название каждого силуэтного изображения
начинается с одного из звуков – твёрдого или мягкого, согласного или гласного.
Каждое изображение имеет буквенное обозначение, соответствующее звуку, с которого
начинается название изображённой конструкции.
Азбука силуэтных изображений состоит из
24 рисунков от буквы А до Я. На буквы и, й, н, о, х, ш, ы, ь силуэтные рисунки
составлены так, что соответствующий звук находится в середине слова, из-за
отсутствия в русском языке достаточного количества нужных слов, начинающихся на
эти буквы. Так же у детей могут возникнуть трудности при составлении и
узнавании некоторых стилизованных фигур на указанные буквы.
Возможно, дети сами смогут составить
другие варианты.
5 см
10 см
Практическая часть
Необходимое оборудование:
1. Раздаточный
материал для слушателей:
·
Прямоугольные треугольники из цветной
бумаги – 8 шт
·
Клей-карандаш
·
Листы бумаги с готовыми схемами слов
·
Проекционное оборудование
·
Образцы готовых изображений
2. Участники
мастер-класса изготовят наглядный дидактический материал для детей, изучающих
алфавит.
Рефлексия:
Педагоги
получат возможность сравнить свои образцы с детскими работами.
Литература:
http://www.sunhome.ru/poetry/139815
http://www.sunhome.ru/poetry/165868
http://www.babyblog.ru/community/post/igraem/421019
ttp://dhribs-n-drabs.ucoz.ru/publ/79-1-0-790
http://vospitatel.com.ua/zaniatia/zagadki/zagadki-o-jivotnyh/zagadki-o-lise.html
http://www.razumniki.ru/stihi_o_dome_veschi.html
Начальная школа 1983. № 12
Голубь В.Т. Графические диктанты 5-7 лет,
М: «ВАКО» 2004
Утром
бабочка проснулась,
Улыбнулась,
потянулась!
Раз
– росой умылась,
Два
– изящно покружилась,
Три
– нагнулась и присела,
На
четыре – улетела.
Солнце
утром лишь проснётся,
Бабочка
кружит и вьётся.
Покосился
ёж на ёлку:
-
У тебя иголок сколько?! –
Пригорюнился
на пне:
«Может
больше, чем на мне»
Говорит
лесов хозяйка:
-
Лезь на ветки, сосчитай-ка!
Может
больше, может, нет –
Сосчитай
и дай ответ!
Эта
рыжая плутовка
И
коварна и хитра.
Быстрых
зайцев ловит ловко,
Кур
ворует со двора.
И
мышами поживиться
Любит
шустрая ….(лисица)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.