Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Технология / Обучение с учетом достижения понимания

Обучение с учетом достижения понимания

Курсы профессиональной переподготовки от Московского учебного центра "Профессионал"

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования только до 31 августа действуют скидки до 50% при обучении на курсах профессиональной переподготовки (184 курса на выбор).

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: ВЫБРАТЬ КУРС


hello_html_3b425958.gifhello_html_3b425958.gifhello_html_3b425958.gifhello_html_2726d88b.gifhello_html_3b425958.gifhello_html_m31903fc7.gifhello_html_m74e86951.gif«Организация обучения с учетом понимания»

Н. В. Мигашкин

(Краткий курс повышения квалификации для учителей, преподавателей ВУЗов, тренеров и бизнес обучения.)

Введение

  1. Последствия образования без эффекта понимания.

  2. Цели и задачи дидактики.

  3. Дидактическая единица. Природа типичного.

  4. Законы флуктуации в рамках типичного.

  5. Законы корреляции или связности между дидактическими
    единицами.

  6. Интеллектуальное пространство.

  7. Стили управления в интеллектуальной деятельности.

  8. Сущностные типы темперамента

  9. Нормативно-правовой статус дидактической единицы

    Заключение.
    Литература

Введение

Интеллектуальные технологии – самый эффективный способ управления
качеством обучения. Технологии позволяют сократить время обучения и
обеспечить его качество на уровне индивидуальности и группы «Интеллект -это способность планировать, организовывать достижение цели с учетом соответствия истины и блага». Способ осмысления организации обучения с учетом достижения понимания представляет собой строгую технологию. «Нет способ а осмысления – не будет достигнуто и понимание». В основе технологии тождество мышления, деятельности и бытия через объемное моделирование понятий и представлений.

  • Отсутствие в образование критерия понимания через «дидактическую единицу», имеющую нормативно-правовой статус, приводит к произволу и нарушению конституционных прав обучающихся и невыполнению социального заказа общества.

  • Понимание в обучение отражает достижение его качества. Неопределенное понятию «компетенция», как базовое в реформе образования, позволяет создавать только количественные наборы компетеций, в зависимости от представления функционального руководителя в образовании и бизнесе. Предполагается, что количество компетенций и их частая смена это и есть работа по улучшению качества образования.

  • Отсутствие опоры на способности обучающихся, как право по своему организовывать процесс понимания учебного материала, исключили возможности управления качеством обучения. Понимание организует процесс смыслообразования в долговременной памяти и определяет качество образованности через сквозные связи с представлениями об ответственности в управлении, образованности в образовании, справедливости в правовых и этических отношениях, истины в теории и т. д. Понимание как качественный процесс обучения образует ественноприродную нормативность сознания. Проведение различных цветных революций стало возможным из-за разрушения этих оснований сознания Уровень образованности граждан СССР в 91-году СССР не позволил обрушить страну в хаос гражданской войны.

  • Образованность является способом организации качественного самообразования. МО и Н вводит административные методы (формат обучения спускаемый ФГОС – контроль через различные виды тестирования). Почти полностью исключили технологии, опирающиеся на личностный опыт преподавания, методики обучения с учетом способностей и имеющимися потребностями.

  • Связь дидактических единиц с эффектом понимания существует на уровне законов. Нарушение законов приводит к недостижению эффекта понимания. Это статус теории, а не парадигмы, где существуют только закономерности, позволяющие вольно их истолковывать. Суть позитивистких наук проста проста «Если нас окружают в реальности предметы в виде объемов, то и наши понятия и представления должны иметь такую же форму для организации результативной деятельности».

1.Последствия образования без эффекта понимания.

Проблема организации обучения с учетом понимания была и в советской образовательной системе. Учителя отмечали, что чаще всего дети, воспитанные в неполной семье и с родителями разных национальностей, ориентированы на однозначное запоминание и воспроизводство с учетом требований учителя. Отмечался интересный эффект, что школьники и студенты, которые испытывали проблемы в понимании каких-то предметов («физики», «гуманитарии») в последствии имели большую склонность заниматься самообразованием. Например, студенты-троечники, в последствии чаще становились руководителями, способными понять смысл сложных управленческих целей.

Почему-то выпускники ВУЗов с красными дипломами чаще становились хорошими исполнителями и только. Хотя, по своим исходным интеллектуальным способностям, они были талантливее тех, кто испытывал трудности с усвоением учебных дисциплин. Иногда, сделав карьеру как ученый, они становились во главе каких-то инициатив в Правительстве. Например, Е. Т. Гайдар и другие реформаторы не хотели вреда России в 90-ые годы. Но их благие цели принесли разруху не только в экономике, но и сознании граждан. Как любил говорить В. Черномырдин: «Хотели как лучше, получили как всегда!»

В молодости мне встретился немотивированный «террорист». Исходные данные просто великолепные: красив, статен, хорошо воспитан, учеба давалась легко в школе и в техническом ВУЗе. Имея поддержку родителей во всем, он жил в тепличных условиях и особенно не напрягался. И получилось так, что все его представления были однозначными, с учетом требования обстоятельств и людей.

Переход на осмысление ситуации с изменившими условиями требует дополнительных волевых и интеллектуальных усилий. У него такого опыта не было. Практика показала, что к технике, производственным процессам его, оказывается, допускать нельзя. Например, будучи дежурным мастером, он решил ускорить процесс обжига в термопечи, через повышение температуры. Он правильно думал, солярка имеет более высокую температуру горения. Но когда он плеснул ее в термопечь, то она превратилась в пар и получился мощный взрыв, который разрушил печь и выбил все окна в цехе. Жизнь спасла массивная заслонка термопечи. Работая механиком, они на тракторе волокли толстый лист железа. По размерам он проходил между стеной строения и основанием трубы котельной, даже с запасом. Тракторист отказался. Тогда он сел сам сел за рычаги, лист мотнуло в сторону и труба котельной упала. Потом были другие теракты уничтожение ТП, ворот в цехе. Родители трудоустроили чиновником. После нескольких конфликтов попал в отдел техники безопасности (!!!). Впоследствии стал начальником отдела безопасности областного управления. Почему? Он готовил обследования с учетом защиты чести мундира. Например, есть щиток, который защищает от травмирования рук (пальцы обрезает), но рабочие, желая повысить производительность труда, убирали его. По результате служебного расследования доказывалось, что сами были виноваты. Такие отношения становятся возможными, если воспитывающая идеология техники безопасности отсутствует на предприятиях.

Если в 80-е годы такие факты было исключением, то в наши дни отсутствие смыслообразующей ответственности стала почти правилом. Такие внутренние регуляторы, как понимание, совесть, ответственность, патриотизм, правдивость, образованность находятся в долговременной памяти, где они взаимосвязаны между собой. Немотивированным террористам не стыдно за содеянное. Поэтому они с легкостью осуществляют коррупционные схемы и криминальные сценарии. Поэтому отсутствие дидактики в организации процесса обучения привела к массовой подготовке немотивированных террористов:

- политики, настаивая на одной концепции, точки зрения стали уходить от ответственности за свои прогнозы, позиции. Плюрализм мнений стал всеобщим принципом. Наглядно это проявляется в различных диспутах, обсуждениях ;

- в СМИ пишут, что за публикуемые материалы они не отвечают. Здесь так же утверждается принцип соответствия. Поскольку интерес вызывает негативное содержание, то такие материалы и стили анализа доминируют. Смыслоообразование позитивный процесс, он сложнее. Людей привлекают скандалы, конфликты так как они не требуют работы ума..

- чиновники умело презентуют свои результаты деятельности, делая выборку отдельных фактов с позитивными обстоятельствами и последствиями и игнорируя негативные. Самокритика, как мотив к переосмыслению исчезла – всегда можно по новому интерпретировать старые факты. ;

- в общем и высшем образовании стратегии формирования и оценки качества нет. Однозначность соответствия проверяется ЕГЭ и обилием мероприятий по улучшению качества обучения в общем и высшем образовании. Но понятие качества для них является неопределенным, а перехода количества в качество в природе просто не существует. Стратегической целью образования объявляются однозначно понимаемы цели:

А) , Выпускники ВУЗов должны соответствовать требованиям Болонского соглашения. А соответствовать требованиям граждан и предприятий России уже нет необходимости? Или эта цель уже достигнута?

Б). Система ЕГЭ обеспечивает равенство при поступлении в престижные ВУЗ-ы и устраняет взятки. А обучать грамотности с учетом профильности региона, предприятий, жизненных возможностей и потребностей граждан уже нет необходимости? Если школы готовят учеников для ВУЗов, то пусть они и повышают им оплату труда! И т. д.

В) В систему дополнительного образования внедрены технологии «Прорыва» (американка Алиса), техник личностного роста и т.п. Тренинги эксплуатируют эффект отсутствия смыслообразования. Он проявляется в том, что осмысливая какой-то факт человек тратит время и в этот период становится неуверенным, даже внешне. Поэтому эти тренинги направлены на уменьшение количества целей. Человек, который верит в однозначное решение, становится энергичнее и активнее добивается своей цели, пока действуют названные обстоятельства. Изменение обстоятельств создают ситуацию форс-мажора и обрушивают человека в состояние депрессии. Поэтому смена однозначно воспринимаемых обстоятельств становится необходимой. То есть, эти люди становятся зависимыми и нуждаются в постоянном обновлении однозначных соответствий в какой-то системе дополнительного обучения. Игнорируется основная цель образования – научить самообразованию.

- отсутствия обучения без достижения понимания готовит страну к очередной цветной революции. Без понимания загружается только кратковременная память и знания становятся поверхностными. Такие люди способны «Рубить сук, на котором сидят». Тайвань находится далеко впереди по уровню жизни, но и там были организованы «цветные» выступления студентов!;

Отсутствие идеологии смыслообразования опасна для жизни граждан России уже сейчас:

- В московском метро рельсы были скреплены мощным болтовым соединением. Болт срезало. Работники на время прикрутили проволокой, чтобы потом поставить нужный болт -погибли десятки людей и сотни ранены. Они заботились о соблюдении графика движения и не хотели этих жертв;

- Во Внуково несколько машин пересекало взлетную полосу. Об одну из них зацепился самолет. Диспетчера и водитель не хотели гибели людей, хотели выполнить свои работы! При разнице в скорости возникает оптический обман. Поэтому часто гибнут пешеходы и происходят аварии на дорогах. Диспетчера об этом просто не подумали;

- на этикетке написаны показания лекарства. Есть больной с этими болячками – то лекарство можно назначать. Аллергии у больного против него нет. Но больной умирает. Врач не осмыслила, что всякое лекарство должно дозироваться с учетом многих явлений. И т.д..

- школьник оценил как несправедливость в оценивании своих знаний учителем. И убивает его. Он не доосмыслил меру ответственности и степень своего поступка и т. д.



Существует культура мышления смыслообразования. Это фактор нашей образованности. Именно эта способность граждан в 91-ом году не обрушила СССР в хаос гражданской войны. Сегодня таких очагов в мире стало множество. .

2. Цели и задачи дидактики.

История появления дисциплины
Дидактика (от греч. «didaktikos» — поучающий и «didasko» — изучающий)
Дидактика – это дисциплина, разрабатывающая закономерности обучения и образования. Технологии обучения появились в результате получения ответа на три вопроса:

  • «Чему учить?(А) - форматы информации – информационные пространства;

  • Как учить?(В) – способы организации обучающей информации;

  • Кого учить?(С) - формы активного приема информации индивидуальностью.

Чему учить? - Аристотель

  • мы впервые обнаруживаем возможность существования информационного пространства

  • представление о вещи, материи, универсалиях.

  • "вещь" должна быть ограничена, и ее граница составляет ее форму. Форма понимается им как нечто совершенно отличное от универсалии, но она имеет много одинаковых с ней характерных черт. Форма, более
    реальна, чем материя;

  • она представляет собой воспоминание о единственной реальности идей, тогда как сущность метафизики Аристотеля состоит в том, что чем больше имеется
    формы и меньше материи, тем более познаваемыми становятся вещи.

  • Или говоря, современным языком, «Информационные пространства о вещи, сферах деятельности могут существовать в качестве самостоятельной реальности,
    определяя меру их познания».

Кого учить? -Гераклит

  • Первая попытка выделить сущностные (нормативные) типичные способности человека была сделана Гераклитом на основе взаимодействия «огня, воздуха, воды, земли». В соответствии с этим было выделено 4 типа способностей в приеме, обработке и воспроизведении информации: сангвиник, холерик, меланхолик,
    флегматик

  • Обратите внимание! Огонь и воздух это виды состояния газа. Следовательно в основе определения типов темперамента :
    - (А) Газ, свет, энергия (коррелирует с состоянием Янь)
    - (В) Вода, проницаемость, проницательность (корелирует с
    состоянием Инь)
    - (С) Земля, масса, объединяющее прошлое (коррелирует с
    состоянием ЦИ).

Корреляция в типичном - связь через подобие формирует объем долговременной памяти. Поэтому она позволяет быть норме устойчивой при установлении смыслов в разных сферах деятельности . При нарушении нормы возникают пограничные и клинические состояния. Восстановление нормы - факт выздоровления. Гераклит предложил сущностный способ определения и существования темперамента.

Как учить ? - Сократ

  • Сократ на основе своей майевтики создает диалоговую форму обучения с учетом типичности предмета и типичных потребностей человека.

  • Например, «Ночной горшок» (знак (А)) в зависимости от «изготовления» (значений (В)) может быть и «произведением искусства» (то есть приобретать разные смыслы (С)). Эти соотношения коррелируют с известными соотношениями ЗУНа

  • Многообразие подачи материала определяется:
    - новыми ЗНАНИЯМИ (А),
    - различными УМЕНИЯМИ (В), планами, сценариями его подачи;
    - различными прошлыми НАВЫКАМИ (С), на которые эта
    деятельность опирается.

В своем введении преподаватель сообщает какие «знания, умения, навыки» получат. Тема также раскрывается с учетом АВС. Преподаватель может начать с А или В или С..
При наличии трех он обязательно достигнет эффекта понимания у слушателей, так как объять понятие приобретает содержание и форму объема.


3. Дидактическая единица. Закономерности образования типичного.

  • Дидактическая единица вызывает у обучающегося эффект понимания . Если нет эффекта, то и нет дидактической единицы, нет процесса смыслообразования.

  • Возникновение эффекта понимания вызывает типичное состояние качества дидактической единицы. С появления этого эффекта в сознании начинается процесс осмысления. В этом случае и в деятельности исключаются явления «Когда с кувалдой лезут в компьтер».

  • Все закономерности возникновения эффекта понимания обосновываются с помощью объемной теорией множеств.


Дидактическая единица – в чем она скрывается?
Она обнаруживается в представлениях с помощью трех вопросов:

  • Что? Кто? – это может быть знак, имя, слово, предмет. Вещь, явление. Их мы называем и организуем в мышлении и действиях в настоящее время. Обозначим их символом «А».

  • Как? Как она проявляет себя? - это могут быть значения знака, слова, прилагательные от имени существительного, планы, сценарии достижения будущего.. Они нам помогают формировать в планах будущие изменения. Обозначим их символом «В».

  • Каким способом мы контролируем ее? – это может быть смысл знака или слова, действие, обнаруживаемой с помощью глагола, действия, сложной деятельности, которые контролируют и помогают организовать корректировку достижения цели. Они нам помогают увидеть и контролировать сохранение прошлого. Обозначим их символом «С».
    Внимание! Наши представления объемны, поэтому закрепляют не только умозрительные операции, но и практические действия, которые им соответствуют. «Как мыслю, так и действую!» и наоборот.


Дидактическая единица – как она появляется в обучении?
Дидактическая единица обнаруживается, как таковая, через эффект понимания в разуме человека.

  • Рассудок в сознании регистрирует отдельные части Целого только «знаки» или «значения», «смыслы» сказанного или сделанного. Это обеспечивается даже на физиологическом уровне с помощью акцептора результата действия (А. П.
    Анохин) или эффекта пользы. Так формируются условно- рефлекторные образования. Эта сфера деятельности образования с учетом строгих форматов исполнения определенной технологии или формата логики. Рассудок можно сравнить с мощным компьютером, он также формируется на основе различных субкультурных языков, как профессиональная грамотность...

  • Разум в сознание фиксирует достижение Целого, как основы нормативных процессов смыслообразования в мышлении и деятельности. Благодаря эффекту понимания люди обладают еатественно-природной нормативностью, умеют настраиваться на понимание других людей и смысла разных видов деятельности, объединенных достижением какой-то цели.. Это качество также позволяет быть человеку интуитивно созидателем и охранителем всего прошлого. Это сфера создания образованности на основе ресурсов живого языка общения, как функциональная грамотность..

  • Дидактическая единица может быть элементарной: «Я уважительно отношусь к Тебе и Он это видел (Я-Ты –Он)». Оно может быть простым введением к теме, чтобы потом стать сложным при ее раскрытии. «Сегодняшняя тема про
    космос, явления которого мы наблюдаем сотни лет и о том, как он влияет на Землю и ее обитателей»

  • Образование на основе компетенций неопределенно по результатам. Поскольку сам термин является искусственным и на его основе можно создавать образы будущего, на потребу авторов, но не с учетом потребностей граждан и общества. Из количества компетенций не сформировать качество понимания конкретной деятельности. Изменение технологии вызывает форс-мажор у исполнителя и требует дообучения. При внесения этого термина разные виды деятельности, предметы, дисциплины и науки не имеют сквозных связей и потому провоцируют ситуации « с кувалдой в компьютер». Для любителей цветных революций такое образование очень удобно – в короткое время позволяет переформатировать сознание молодежи и граждан под нужные цели.


Внутрипредметные связи через дидактические единицы.



  • В теории познания В. Гегеля обнаружился удивительный эффект –« акты мышление осуществляются через типичное Целое» . Качество существует в мышлении, бытии и деятельности через типичные состояния как "свое иное». Деятельность суть гегелевской диалектики, поэтому в тождество мышления и бытия мы добавили деятельность.

  • «Целое" приходит в движение, не переступая собственные границы. Например, если мы за отправную точку познания возьмем «смысл», а затем «значение» и «знак», то в этой мыслительной комбинации мы получим СВОЕ, но ИНОЕ, Целого в отличии от другой комбинации, например «значение – знак – смысл».

  • «Целое» у Гегеля не связано с конкретикой, но имеет свою определенность как объем, который фиксируется как ТИПИЧНОЕ в мышлении, деятельности и бытии.

  • С учетом шести вариантов соотношений АВС любой предмет можно раскрывать в шести типовых дидактических единицах. Типичное является основой для возникновения в сознании «эффекта понимания». Благодаря корреляции между состояниями Целого наше мышление обладает самой большой скоростью в
    анализе разнокачественных объектов.

  • При нарушении законов образования Целого (материал раскрывается только через «знания», (формируется энциклопедизм мышления), «умения» (формируется образность мышления), «навыки» (формируется рационализм, практичность мышления) или их комбинации АВ, ВА, ВС и т.д. , эффект понимания не возникает, а преподаватель , образно говоря, «греет воздух». Слушатели его не
    понимают.




Эффект понимания и дидактическая единица как способ развития интеллекта.

  • Достижение ЭФФЕКТА ПОНИМАНИЯ имеет всеобщее значение для образования, воспитания и профессионального обучения на основании следующих закономерностей:
    - (чему обучать) любая обучающаяся информация об объекте может быть представлена в виде комбинаций типичности соотношений «знания – умения – навыки»;
    - (как обучать) в зависимости от любой цели обучения, практической потребности эту информацию можно представить в виде флуктуирующей комбинации «знания – умения – навык»;
    - (кого обучать) любая индивидуальность или интеллект имеют типовые особенности в организации хранений ЗНАНИЙ, особенностей воспроизводства УМЕНИЙ с учетом имеющихся НАВЫКОВ.

  • Впрочем, если это же изложить через «организацию , планирование, контроль», то мы получим законы достижения понимания в профессиональной сфере, а при соотношении норм «морали, нравственности и права» – в воспитательной сфере.

  • Эффект понимания для преподавателя, руководителя является и формой обратной связи. Во время лекции и на совещании он чувствует даже энергетику эффекта – его понимают, он созвучен со слушателями или подчиненными. В этих условиях не возникает даже усталость. При отсутствии эффекта понимания – возникают ощущения, что общаешься с компами (эмоциональное выгорание.. Учителя, преподаватели ВУЗов жалуются: «Меня выпили до дна!»


4. Законы флуктуации смысла в рамках типичного.
Количественное изменение частей в целом приводит к смене его типичности.

  • Благодаря законам флуктуации мыслительная и практическая виды деятельности становятся удивительно разнообразными, а мышление и все остальные жизненные отправления приобретают степень свободы и возможность настраиваться на другие виды деятельности, особенности понимания другого человека.

  • Законы флуктуации действуют только при наличии трех взаимодействующих функций. В противном случае мы не достигаем понимания целостности, а останавливаемся на каком-то этапе ее формирования.

  • Изменение количественного соотношения в троичных функциональных взаимодействиях вызывает процесс флуктуации. Переход понимания в «свое иное» (Ф, Гегель) в учебных процессах при несовпадении типа изложения и способностей ученика вызывает необходимость его переосмысления. При отсутствии такой работы ученик переходит на уровень непонимания предмета. В массовом количестве появляются так называемые «физики», «лирики», «тугодумы», «верхогляды» и пр. На процесс понимания может оказать влияние семья. После занятий в системе повышения квалификации учителя говорили, что дети из неполных семей или с при разных национальностях стараются запомнить механически.

  • Например, информация может изложена через соотношение «умения-знания-навык» или «навык- знания-умения» . Обучение может быть организовано через соотношение «планирование – организация – контроль (ВАС).

  • Вопросы ЕГЭ отражают только один тип организации мышления. Для всех других они для понимания требуют переосмысления, то есть фиксируется дискриминация по психологическим основаниям. Такой же соотношение существует в билетах при сдаче экзаменов на водительские права. Оценка дорожной обстановки по рекомендуемой методике также требует переосмысления, что вызывает неадекватное реагирование в условиях дефицита времени.

Законы флуктуации смысла в мышлении и деятельности.

  • Все представления информационного содержания содержат в себе «знания - А» (факты, знаки, названия объектов и т. д.), «умения –В» (ассоциативные цепочки составляющие схемы мышления, схемы, планы реальных и предполагаемых действий), «навыки –С» ( способы достижения смыслов и конкретных целей в мыслительной и практической деятельности).

  • Во всех представлениях содержится информация, сохраняющая опыт прошлого (С), организующая активность в настоящем времени (А) и прогнозирующая активность на будущее (В). В зависимости от преобладания цели изменяется содержание представления при сохранении своей целостности.

  • Всякая деятельность на уровне мышления и практики осуществляется через единство функций «организация (А) – планирование (В) - контроль (С)».

  • Опр. «Интеллект есть способность планировать, организовывать и контролировать достижении цели с учетом соответствия истины и блага»

Законы флуктуации смысла

  • Законы флуктуации смысла используются в обучении для достижения простого понимания предмета, объекта, вида деятельности, организации деятельности в рамках достижения конкретных целей, а также улучшения какого-то параметра в мыслительной или практической видах деятельности.


Примеры совершенствования смыслообразования, как качества обучения:
- Общая тактика в индивидуальных и групповых видах обучения:-
«Рассказал (дал знания А) – показал возможности (дал умения В) –
научил действовать в конкретной ситуации (сформировал навык С)».
- Улучшение мыслительных или практических результатов. Например,
результаты тестирования показывают необходимость увеличения
скорости мышления или движения в практике. В этом случае:
* А) даются знания о мыслительной или практической технике
исполнения;
* В) предлагаются планы тренировочных занятий;
*С) Предлагаются средства, обеспечивающие проведение
результативных занятий по одному из рассмотренных планов. От
простого к более сложному.

  • Начинать осмысление можно с любой функции. В объемном моделеривании понятий действует закономерность6 «Как мыслю, так и действую. И наоборот». Так приобретается на практике культура мышления. Иногда ставят неуды за неправильную последовательность доказательства теоремы. Вина учителя и преподавателя в том, что они не знают законов флуктуации смысла. Они всеобщие и их незнание не освобождает от вины. Факты задавания вопросов не в соответствии с индивидуальным процессом осмысления травмируют людей. Нередко по результатам дополнительного обучения специалист более высокого уровня показывает на экзамене низкие результаты.

5. Законы корреляции или связности между дидактическими
единицами.

  • Законы корреляции обеспечивают гармоничность и согласованность существования мира косного и мира живого в организации мышления и деятельности. Это законы связности. Связность возникает при достижении понимания Целого, то есть, достижения объема в представлении. Связность это отношения подобия.

  • Связность между дидактическими единицами обеспечивает существование интуиции. Благодаря ей, мы бессознательно верим, что проговорим правильное суждение или интуитивно совершим управленческие действия при организации разнокачественных процессов с достижением ожидаемого результата.

  • Законы корреляции между дидактическими единицами обеспечивают самую высокую скорость нашего мышления. Мы с легкостью может переключать процесс познания преодолевая огромные расстояния, преодолевая барьеры относительности сфер познания, устремляться из микромира в макромир.

Законы корреляции смыслообразования для бытия :
Эти законы смыслообразования просты, элементарны и всеобщи. Например, вот как определяется через них дидактическая единица:

  • Всякая целостность существующая в (А) настоящем, содержит в себе (С) прошлое и элементы (В) будущего. То есть, назвал предмет, покажи его прошлое и возможности существования в будущем;

  • Любая целостность представлена в виде (А) пространства(физического, газового, информационного, физиологического и пр.), существует (В) во времени и имеет свой способ (С) локализации или консервации. ;

  • Любая методика, технология разворачиваются в каком-то пространстве (А - аудитория, стадион, площадка, сосуд), она раскрывает свое содержание во времени (В - выделяется сценарий с этапами по времени, поэтапный процесс), ее содержание определяется поставленной задачей, принципами локализации (С – определить смысл, сохранить устойчивость)

Эти законы основа межпредметных, междисциплинарных и межнаучных связей. Принцип тождества мышления, деятельности и бытия доказывает, что искусственное провоцирование разрыва между теорией и практикой дезориентирует цели образования (бакалавриат, магистратура) и нарушает осмысление научных задач через игнорирование взаимосвязи фундаментальных, опытных и прикладных наук.



Законы корреляции в содержании сознания и деятельности 3:

  • Любая целостность состоит из (А) элементов, знаков, которые через свои (В) признаки, значения связаны между собой и с другими целостностями, сохраняя свое (С) качество или смысл. Воспроизводство целостности представлений в мышлении и деятельности есть процедура осмысления;

  • Любая целостность в мышлении и деятельности может быть достигнута в бессознательном и сознательном понимании через выделение (А) дискретных фактов, знаний, связанных между собой через различные формы взаимодействия, ассоциации, которые реализуются через (В) умения и закрепляются в устойчивых связях и навыках (С).

  • Целостность памяти любого живого существа образуется взаимодействием трех видов памяти: (А) знаковой, зрительной памятью, (В) ассоциативной и (С) смысловой или инстинктивной памятью. Приоритетность какого-то вида памяти в долговременной памяти определяет ее типологию, то есть способность усваивать, закреплять и воспроизводить информацию для осуществления процесса мышлении или деятельности;

  • Целостность и результативность любого вида деятельности обеспечивается взаимосвязью трех функций: (В) планирование будущих действий, их (А) организация в настоящем времени и (С) контроль совершенных действий. При наличии трех функций появляется в сознании чувство ответственности, которое связано с пониманием, справедливостью и другими представлениями.



Законы корреляции в обеспечении быстродействия и воспроизводство сложных процессов мышления и деятельности :

Законы корреляции и флуктуации позволяют организовать обучение с достижением системности, комплексности задач в условиях разнообразия мыслительной и практической деятельности. Соблюдение законов образования дидактических единиц обеспечивает понимание даже сверхсложных представлений:

1. Наличие высокой скорости переключения от одной мыслительной комбинации на другую, в связи с изменением ситуации в изложении, игре или практике.
2. Увеличение возможностей памяти в запоминании тактических действий в групповом взаимодействии с учетом индивидуальных способностей. Связи между дидактическими единицами будут организовывать стратегию.

3. Увеличении скорости переключения с одних видов исполнения технических действий на другие (репродуцирование, вспоминание, анализ, практическое приложение, физические навыки и т.д. )

  • Законы флуктуации и корреляции позволяют постоянно воспроизводить представления как объемные образования, как процедуры культуры осмысления. .

Внимание!: Несоблюдение этих закономерностей рождает ступоры в мышлении, забывчивость и неуверенность! Несоблюдение в обучении законов взаимосвязи дидактических единиц рождает ступоры в мышлении, забывчивость и неуверенность! Чаще всего эти факты возникают при опросах:



6. Интеллектуальные пространства.



Способы организации интеллектуальных пространств. Дидактические единицы образуют интеллектуальные пространства. Они бывают индивидуальные и групповые. Сознание человека входит в него через процессы достижения понимания, осмысления справедливости, правдивости и истинности в планах, сценариях и проективных концепциях. Смыслообразование не достигается через анализ и интерпретации различных фактов, оценке на соответствие сценариев и концепций:

  • Интеллектуальные образовательные пространства познаются через взаимосвязь функций, которые представлены в последовательности «А- В- С». В этом случае достигается тождество между мышлением, деятельностью и бытием. Технологии управления интеллектуальными пространствами:
    - Управление в обучении: «Что? (А)- Как? (В)– Каким способом? (С) ;
    - Управление потребностями: «хочу (А) – могу (В) – надо (С)»
    - Управление обучением: «Знания – умения – навык»
    - Управление образованием: обучение – воспитание -профессионализация
    - Внешнее стимулирование : «желание – мотив – цель»
    - Внутренняя активность: «интерес – любознательность -
    целесообразность»
    - Управление через элементарные функции: “организация –планирование -контроль»
    - Стратегическое управление: - “миссия – идеология - проф. культура”
    - Управление нормативными отношениями: “мораль–нравственность–право»
    - Управление временем “настоящее - будущее - прошлое» и т. д.

Управление интеллектуальным пространством осуществляется через стили
обучения. Стили обучения преподавателя. Эффект понимания у обучающихся возникает при использовании всех трех стилей:

  • Стиль А – административный стиль. «Я» «организую обучение» в соответствии с современными требованиями - Я хочу! Я требую! Я желаю;

  • В – прогностический стиль. «Мы» «планируем организацию обучения» в соответствии с имеющимися перспективами и возможностями. «Мы можем и должны!
    Мы будем в соответствии с планами!»;

  • С – консервативный стиль. «Образовательные стандарты» (договор, закон, обязательства) содержат формы контроля к организации обучения. Они надежны! Они требуют! Они формируют цели и формы контроля.

Особенности исполнения контрольной функции в зависимости от стиля. Управление информационным пространством только на уровне контроля рождает у преподавателя препятствия в достижении понимания. Например, в случаях организации контрольной функции каждый стиль выполняет ее с учетом своих предпочтений:

  • А – административный стиль. Проявляют некоторую деспотичность и своеволие в оценке знаний. В своих требованиях категоричны и в
    тоже время легко могут изменить отношение. Неуды ставят другим!

  • В – прогностический стиль. Проявляют нерешительность в оценке знаний, стараются помочь наводящими вопросами. Чаще всего
    завышают оценки. Неуды ставят себе.

  • С – консервативный стиль. Концептуальное обоснование, система в проставлении оценок. Неуды ставят в соответствии с этими
    системами.

Стили мышления (школьников) студентов
Обучающиеся легко запоминают и воспроизводят
информацию, если стили совпадают с преподавателем. Но
она также легко забывается, если не достигнут эффект понимания:

  • Стиль А – мышление энциклопедическое. Легко запоминают разноплановую информацию. Активны на занятиях, задают вопросы, смело вступают в дискуссии. Обычно смотрят в лицо. В их позе, жестах наглядно можно увидеть интерес или скуку. При контроле усвоений знаний требуют повышенной оценки. Задают вопросы» Что?», смело говорят «Хочу!»

  • В – мышление прогностическое, опережающее. На занятиях часто отвлекаются, что-то рисуют. В обсуждении критичны и избегают конкретики. В позах жестах можно увидеть проявление расслабленности. При контроле знаний удовлетворяются средними оценками. Задают вопросы «Как?» и чаще говорят «Могу!»

  • С – Концептуальное, формально-логическое мышление. Хорошо запоминают структурированную, логически обоснованную информацию. На занятиях активно переспрашивают, уточняют какие-то моменты. Внимательные слушатели, сосредоточенное внимание. При контроле знаний выясняют обоснованность оценки. Задают вопросы ? Каким способом?» и чаще говорят – «Надо!»


Функциональная структура памяти
Дидактические единицы формируют долговремненную память, Поэтому во взаимосвязи видов памяти возникает эффект понимания и интуитивное воспроизводство в различных видах деятельности. Долговременная память существует через оргвнизацию взаимодействия трех простых видов памяти:

  • А – знаковая память. Формируется через пять органов чувств, которые фиксируют изменяющиеся различия, полученные опытным путем. Более четкая фиксация зрительных картинок, лучше на слух запоминают слова.

  • В – образная (ассоциативная)память. Формируется в результате взаимодействия отрицательных и положительных эмоций, где полученный опыт приобретает свой схематизм исполнения. Так создаются ассоциативные цепочки. Широкий спектр эмоций позволяет выделять многочисленные оттенки, значения, которые отображаются в прилагательных.

  • С- нормативная память. формируется в результате взаимодействия «чувства вины» (Голоса Совести) и «экстатического наслаждения». Нормативная природа
    сознания формируется как в процессе прохождения всех стадий развития организма, так и в процессе усвоения нормативности коллективного опыта. Нормативности предметов, вещей, смыслам их существования, невидимым нормам мы бессознательно подчиняемся в поведении и мышлении.

Наличие всех трех видов памяти формируют наличие естественной нормативности в отношениях и системы в обработке информации.

7. Сущностные типы темперамента

Закономерности образования типологии способностей (сущностный тип темперамента) С выделения типичного начинается акт мышления. Частота практического использования стилей А, В или С определяет способ образования типологии. в появлении эффекта понимания. Эти приоритеты рождают появление известных логических закономерностей «форма – взаимосвязь – содержание :

  • «форма» - первый член взаимодействия используется по количеству чаще, поэтому определяет границы и внешние формы существования типа;

  • «взаимодействие» - второй по количеству, отвечает за особенности организации взаимодействия между первым и вторым членами троичного взаимодействия.

  • «содержание» - третий член реже всех используется, поэтому фиксирует в себе внутренне содержание троичного взаимодействия.

Такие закономерности были основой в создании трансактного психоанализа Эрика Берна: «Родитель – Взрослый – Ребенок».

Типология способностей к определяемые эффектом понимания.
Сущностные типы темперамента не имеют отрицательных или положительных.






АСВ АВС

САВ ВАС

СВА ВСА


АСВ – энергичный технолог
АВС – импульсивный энергетик
САВ – коньюктурный коммуникатор
ВАС – горизонтальный коммуникатор
СВА - рационалист
ВСА - идеалист

Закономерности появления понимания в зависимости от темперамента

  • Любимый преподаватель – это человек с похожим типом понимания. Весь материал легко усваивается и легко воспроизводится.

  • Обучение с при совпадении только стилей потребует от
    обучающего для возникновения эффекта понимания домысливания.

  • Ситуация обучения с противоположными типами мышления потребует от обучающегося переосмысления. Перевод на свой тип понимания. Например, с АВС на СВА и обратно. Как правило в этом случае возникают протесты против
    преподавателя и провоцируются конфликты даже при ответах школьников и студентов. Некоторым нравиться быть «классиком»! Пусть даже только в своем классе.

  • Как повысить эффективность при несовпадении типологии? 1. «Любовь объединяет непохожих!». Формирования любви и взаимопонимания есть фактор повышения эффективности обучения в учебных заведениях. 2. Через привлечение школьников, студентов в обсуждении темы с учетом различных типов мышления.


Краткое описание типов темперамента:

АВС - импульсивный энергетик
Энергичны, импульсивны, эмоционально напористы, ситуационно обидчивые, но быстро отходчивы, в общении непосредственны и даже прямолинейны. Быстры и мобильны на пространственные перемещения.
Ситуационные лидеры, быстрее всех принимают результативные решения «здесь и теперь». Любят конкретность, и наглядность в словах и действиях. Обладают хорошей зрительной памятью, в условиях многообразия сменяющейся информации чувствуют себя как «рыба в воде.
Некомфортно себя чувствую в условиях монотонности занятий,
длительной концентрации внимания, без возможностей отвлекаться, переключаться.

АСВ – энергичный технолог
Активны, последовательны и энергичны, организованные до технологичности. В своих стремлениях настойчивы, С трудом отказываются от своих принятых решений . Они любят управлять другими людьми согласно каких-то технологий. В общении открыты, прямолинейны, предприимчивы и дружелюбны. Предпочитают действовать по готовым схемам. Имеют организованное технологичное мышление. Хорошо ориентируются в наглядных, структурированных схемах, ориентированных на конкретные действия и результаты..
Некомфортно себя чувствуют в условиях формирования представлений о
будущем. При многообразии предложенных вариантов протестуют

ВАС - Горизонтальный коммуникатор
Эмоциональны, доброжелательны, коммуникативны, специалисты по установлению горизонтальных межличностных и групповых связей. Умеют создавать многочисленные отношения между людьми. Не любят конфликты и умеют находить результативные компромиссы . Хорошо ориентируются в системе межличностного взаимодействия. Активно формируютобщественное мнение. Имеют образное тактическое мышление, хорошо усваивают простые схематические материалы. В беседе стараются опередить собеседника знанием темы.

Некомфортно себя чувствуют в условиях жестких требований и наличии контроля в выполнении норм, правил и конкретных требований

ВСА - идеалист
Внешне малоактивны, задумчивые. На уроках постоянно отвлекаются на свои мысли. Если вошли в образ, то становятся активными и настойчивыми.Наиболее успешные решения достигают при возможности свободы творчества, в отсутствии жесткой регламентации. Обладают прогностическим умом и развитым образным мышлением. Способны «из мухи сделать слона» и наоборот. Обычно усваивают материал в преобразованном виде.

Некомфортно себя чувствую, если не позволяют настроиться самому, а только под воздействием внешней регламентации.

САВ – вертикальный коммуникатор
Спокойны, доброжелательны, вежливы, деликатны, ровны в общении. Специалисты по установлению нормативных вертикальных (иерархических) коммуникационных связей в группе. Тонко чувствуют нормы, правила, качество исполнения . Эти способности позволяют им сохранять спокойствие духа даже в конфликтных ситуациях. Мышление смысловое, опирается на нормы и правила. Хорошо запоминают информацию, которая включает в себя нормативность и основы статуса в иерархии.
Некомфортно себя чувствуют в ситуативно
изменяющихся условиях, при отсутствии правил и норм в
общении и деятельности.

СВА - рационалист
Внешне малоактивны, несуетливы, серьезны и рассудочные. Консервативны. В общении подчеркнуто доброжелательны, несуетливы, рассудительны, целесообразны, аккуратны. Контролируют себя и других Добросовестны, способны к обучению, образованию, педантичному и длительному совершенствованию по какой-то дисциплине или профессии. Мышление смысловое, процесс осмысления начинается с установления чего-то основного. Педантичны в воспроизводстве информации, тщательности и точности.
Некомфортно себя чувствуют в изменяющихся условиях,
противоречивых требованиях.

Нормативно-правовой статус дидактической единицы
Статья 43. Конституции РФ утверждающая, что каждый имеет право на образование, устанавливает дискриминацию в отношении возможностей получить образование с учетом индивидуальных способностей и растущих потребностей потребностей личности, семьи, организаций и общества. Она закреплена в п.5 названной статьи в следующем виде:
«5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.»
Сатья 17 Конституции РФ закрепляет «уважительное отношение к способностям человека полученным им от природы»

Как тут не вспомнить регулятивного значения принципа управления в прошлом: «От каждого по способностям, каждому по труду!» Обучение через достижение понимания возможно только с учетом индивидуальных способностей.



Заключение
Выведение сущности и содержания дидактической единицы на уровень закона позволяет организовать обучение по всем предметам и
дисциплинам не только с учетом индивидуальных способностей, но и различных потребностей социума. В этом случае производительность
может повыситься в разы, а безработица сведется к минимуму.

Каким образом эта задача решалась в СССР, когда образование считалось лучшим в мире?

Через свободу проявлять личностное влияние в организации обучения и возможность проявлять свободу творчества в его организации. Таковыми были и реальные личности А. П. Макаренко, В. А.Сухомлинский, В. Ф. Шаталов, П. Я. Гальперин, Г. С. Артшюллер и многие другие. Не говоря уже о коллективных авторских новациях


Приложение №6

Интеллектуальные способности

(Как накапливать интеллектуальный капитал с детства)



Проблема определения интеллектуальных способностей является самой запутанной в науке. Интеллект умеет прятаться, если искать его в каких-то носителях, специальных органах, ответственных за обработку и обмен информации. Наличие формулы интеллекта позволит нам обнаружить его через анализ простых отношений –«Интеллект есть способность планировать, организовывать, контролировать достижение цели при соответствии истины и блага». По этой формуле осуществляется даже самое простое действие – ребенок делает первый шаг и если он не упал, то это действие закрепляется в его долговременной памяти. А если упал? При отсутствии соответствия истины и блага действует только кратковременная память. Поэтому, даже повзрослев, мы с легкостью забываем неудачи – встаем и снова пробуем достичь цели... .

Как относится к своим интеллектуальным способностям.

Свои интеллектуальные способности необходимо знать и любить. Только в этом случае появляется вера в свои возможности, а деловые качества будут развиваться, что скажется на успехах в учебе и нескучной жизни. Деловые способности интеллекта – рабочая часть души в социуме. Каждый человек имеет право на свою организацию интеллекта. Это основа организации индивидуальности. Понимание своего способа организации интеллекта облегчит понимание других людей.

Если урочный материал подается учителем в другом способе организации интеллекта, то появляются не любимые предметы и учителя, которые не умеют объяснять. А ларчик открывается просто – тему необходимо переосмыслить с учетом своего способа организации интеллекта.

Определения стилей интеллекта.

Стиль обнаруживается через частоту проявлений способности планировать (В), организовывать (А) или контролировать (С). Эти простые управленческие функции есть у всех. Более частое использование какой-то функции определяет и стиль интеллекта. Стиль может быть ярко выраженным, средним и изменчивым при равенстве использования функций.

Стили интеллекта можно обнаружить в классе, в зависимости от выбора учениками для себя комфортного места:

- с доминированием стиля «А» ученики предпочитают занимать задние места. Они более энергичны, подвижны, часто отвлекаются и обычно не умеют скрывать своего настроения или отношение к чему-то на лице;

- ученики с доминированием стиля «С» занимают первые ряды. Они более сосредоточены, внимательны и собраны. Сидят, как правило, правильно – спина прямая, руки - одна на другой.

- ученики с доминированием стиля «В» занимают чаще средние ряды. Здесь они могут отвлекаться на свои планы, мечты и оставаться незамеченными. Подготовленные планы – это домашние заготовки будущих действий.

Если всех поменять местами, то ученики начнут преждевременно утомляться – жизнь не в своем стиле тяжелая нагрузка.

В конфликтных ситуациях все прячутся за ширму своего стиля, что становится причиной непонимания друг друга: стиль А повышают голос, демонстрируют агрессию; стиль В замыкаются в себе, а школьники со стилем С становятся неуступчивыми.

Зачем ученикам знать стили своих товарищей.

Если внимательно присмотреться, то можно увидеть, что друзьями становятся ученики с противоположными стилями. Почему? Переходить на другой стиль заставляет общение, сотрудничество и взаимопомощь. Очень часто ситуация или тема урока, которую разъяснил товарищ, становится понятнее, чем после разъяснения взрослым специалистом. Чаще всего эти ученики сидят вместе.

При общении с одинаковыми стилями, возникает эффект ослепления значимость одинаковых мыслей усиливается. В этих условиях они меньше обращают на внешние правила и нормы. Периодически между ними возникает соперничество или оппозиция по отношению к другим, непохожих на них. Но эти отношения всегда кратковременные. За одну парту их садить нельзя – сами не будут учиться и другим не дадут.

Общение с противоположным стилем развивает интеллект и воспитывает ответственность по отношению к другому, непохожему на тебя. Понимание важности взаимодополнения формирует дружбу на долгие годы.

Доминирующий стиль и суждения, созданные по законам АВ, АС, ВА, ВС, СА, СВ также формируют кратковременную память. Поэтому люди с легкостью забывают конфликты, факты обмана. Как со своей стороны, так и по отношению к ним. Благодаря механизмам кратковременной памяти мы имеем право ошибаться и совершать поступки, за которые потом бывает стыдно. Просто не было времени подготовиться, обдумать! Поэтому и ошибся. Со времен весь этот мусор исчезает из сознания. Причем быстрее всех у людей со стилем «А». Поговорка «Как с гуся вода!» это о них. Чуть больше зависают на терзаниях от совершенной ошибки люди со стилем «В». А люди со стилем «С» помнят свои и чужие ошибки чуть подольше. Их иногда даже называют «злопамятными».

Знание своего стиля поможет этими процессами управлять уже сознательно.

Как формируются типовые способности интеллекта

Мысль рождается в результате достижения понимания и постижения смысла. Достижение типичности целого через названные управленческие функции рождает в сознании мотив, желание исполнить на практике запланированное. Если материал усвоен через взаимосвязь «знания (А)-умения (В)-навык (С), то в сознание появляется эффект понимания темы. Такое усвоение приводит к накоплению интеллектуального капитала в долговременной памяти. В этом случае вся информация для закрепления распределяется: знания к знаниям; умения к умениям; навыки к навыкам.

Мысль легко рождается при соблюдении типичности долговременной памяти и при воспроизводстве информации. Например:

- СВА должны начинать раскрытие темы с «С» – полезности, необходимости ее для практики и других отношений, при переходе к «В» – раскрываются ее возможности и перспективы, затем в «А» - раскрывается содержание и перечисляются знания;

- АВС легче начинать с перечисления «А» -знаний и раскрытия содержания. Затем переходят к «В»- перспективам и взаимосвязи с другими темами, а потом уже в «С» - показывается ее полезность и необходимость для практики.

В долговременной памяти смыслы объединены через сквозные связи, которые позволяют накапливать интеллектуальный потенциал и через другие троичные взаимодействия:

- «желание(А) – мотив (В) – цель (С);

- энергия (А) – проницательность (В) – целесообразность (С);

- настоящее время (А) – будущее (В) – прошлое (С) и так далее.

Опытные учителя знают эти закономерности. Частенько, для того чтобы помочь ученику раскрыть тему, они переформулируют вопрос с учетом его способа понимания.

Как определить тип организации своего интеллекта

Способности интеллекта узнаются даже по внешним признакам.

АВС - Импульсивный энергетик - открытые в общении, смотрят в глаза, энергичные, импульсивные, эмоционально напористые, ситуационно обидчивые, но отходчивые, имеют ум энциклопедиста, оперативно запоминают и воспроизводят информацию, отлично ориентируются в условиях ее многообразия, обладают хорошей зрительной памятью, мобильные в пространственных перемещениях, как самого себя, так и других, ситуационные лидеры. Наиболее благоприятные и результативные принятия решений в условиях "здесь и теперь". У них хорошая реакция на все!

АСВ - Энергичный технолог - открытые в общении, смотрят в глаза, энергичные и организованные, технологичные в мышлении и в действиях, хорошо усваивают и оперируют структурированной информацией, ориентируются на наглядные факты, хорошо проявляют себя в организаторской деятельности. Технологический лидер. Наиболее результативные решения в привычных и устойчивых отношениях от .настоящего к прошлому, то есть с использованием имеющейся технологии, структуры..

ВАС - Горизонтальный коммуникатор - доброжелательные коммуникаторы, смотрят в лицо, специалисты по установлению горизонтальных межличностных и групповых связей, комфортные в общении, способны сохранять доброжелательность через умение быстро и бесконфликтно находить компромиссы, хорошо ориентируется в тонких структурах духовного общения. Лидеры межличностного общения. Наиболее результативные решения в сфере установления коммуникаций от будущего к настоящем.

САВ - Вертикальный коммуникатор - коммуникаторы установлению иерархических (вертикальных) связей, образующих структуру общения доброжелательные, выдержанные в ситуациях, смотрят в лицо, но вспоминают что-то свое, специалисты по установлению комфортности в общении через соблюдение традиций, правил и норм, умеют сохранять тактичность в конфликтных ситуациях, необидчивые, хорошо ориентируются в структурных отношениях групп. Лидеры нормативного общения. Наиболее результативные решения в сфере установления связей от прошлого к настоящему на основе норм, правил, традиций.

ВСА - Идеалист - взгляд отвлекающийся, скользящий по лицу, имеют прогностический ум с развитым воображением, мечтательные, специалисты по созданию стратегий будущего, вероятностных событий или состояний, достигают состояние уверенности через продукты своего воображения, хорошо ориентируются в различных проективных схемах отношений и поведения, лидеры в создании систем. Наиболее результативные решения в условиях от проективного будущего к настоящему.

СВА - Рационалист – взгляд направлен в внутрь себя, собранные сосредоточенные, способны оперировать устойчивыми формально-логическими представлениями, специалисты по разработке схем сохранения настоящего от возможных изменений, достигают состояния уверенности через простые устойчивые схемы мышления и поведения, целесообразны в мыслях и поведении, консервативны, чутко реагируют на возможные изменения устойчивого состояния, хорошо ориентируется в структурах, аккумулирующих энергию, идеи, деньги и пр. Лидеры в определении возможностей сохранить и защитить сложившиеся отношения от будущих изменений..


Интуитивно каждый человек ощущает как свои особенности организации интеллекта, так и других людей. Поэтому, чтобы точнее узнать свой интеллект, необходима помощь близких людей. Они помогут обнаружить и другие особенности, которые мы за собой не замечем.

Плохих или лучших способов организации интеллекта нет. Трудности в жизни возникают, когда человек не знает себя и не понимает других.


Формирование характера в зависимости от организации интеллекта

В этапах принятия решения, как показывает пятнадцатилетний опыт диагностики по Камертону2, у одного человека может быть от одного до шести типов интеллекта. Организация интеллекта определяет особенности формирования характера человека с самого раннего детства

Нонкомформист - При наличии одного типа организации интеллекта, в этапах принятия решения, ум человека приобретает качества интуитивиста. Такой человек быстрее принимает решения и часто демонстрирует, что ему не интересно обсуждать цель с разных сторон. Высказанное им понимание проблемы часто встречает протест у окружения как преждевременное и непонятное. Поэтому эти люди всю жизнь учатся терпению, чтобы быть понятым и выслушивать мнения других. Интуитивистов не больше 5-6%

Комформист – наличие нескольких типов организации интеллекта позволяет ему легко настраиваться на особенности организации мышления других собеседников. Они также с легкостью могут примирить спорщиков, предложив им компромиссный вариант достижения цели.

Самодостаточные – наличие двух противоположных типов интеллекта позволяет этим людям считать более значимыми решения, которые были приняты в результате внутреннего диалога. Таких людей иногда называют скрытными или «Себе на уме», так как могут выслушать других, но предлагать будут свое, как более значимое.

В зависимости от степени выраженности значений типичности, то есть их количественной разницы в использовании на практике, различают характеры людей:

Акцентуированный- высокая степень выраженности первой функции приводит к активному внесению личностного отношения и категоричности в общении и делах. При доминировании А – повышенная эмоциональность, двигательная возбудимость, категоричность даже в мелочах. При В – повышенное настроение в продвижении планов. При С - повышенная категоричность и неуступчивость. Эти качества необходимы для преодоления сопротивления к чему-то новому. С приобретением опыта они играют позитивную роль в жизни.

Трудоголик – при количественном равенстве трех функций уже в детстве приобретается способность глубокого понимания содержания предметов и технологий. Их принципы организации становятся личностно значимыми образованиями. Эти люди не могут сидеть без дела. Многих спасает хобби и различные устойчивые увлечения.

Средний тип соотношений позволяет детям и взрослым легко переключаться на различные виды деятельности и отношения.

Описание деловых способностей через этапы принятия решения.

Любое принятие результативного решения, объяснение темы во время ответа, должно пройти все этапы. Начать можно с любого этапа, но пройти в ходе обсуждения необходимо все. Каждый человек имеет свои способы организации принятия решения – обладает своей формулой управленческого воздействия. Когда учеба и способности совпадают - он счастлив. Любимый учитель это человек с похожими принципами организации интеллекта.


Соблюдение этапов решения является потребностным состоянием. Если в подготовке выступления по теме урока будет упущен какой-то этап, то все будут испытывать чувство неудовлетворенности. Притом, на каждом этапе вы можете встретить протест или понимание со стороны учителя или товарища. В этих целях свою идею необходимо проработать, как она будет выглядеть на каждом этапе со стороны участников беседы:

1-й этап. Реагирование. Продумать различные формы подачи идеи с учетом разнообразия реагирования психотипов, с тем чтобы профилактировать их бессознательные побуждения (если преобладает А, то будет проявление агрессии, для В – сомнение, а С - протест).

2-ой этап. Организация познания. Организовать интерес к цели, познанию объекта, продумать формы мотивации, стимулирования с учетом их индивидуальных потребностных состояний. ( для А- через возникновение интереса, для В- появление любознательности, для С- наличие целесообразности)

3-ий этап. Адаптация к цели. Продумать формы организации адаптации к цели и устранить возможные способы неприятия(для А- устранить агрессивное отношения к ней, для В- помочь устранить сомнения и доказать полезность ее для С.

4-ый этап. Внутреннее «Я». Помочь сформировать индивидуальное отношение к подобным идеям. (Для А- как увеличение силы, прорыв в новые сферы, для В - как способ достижения устойчивых состояний в будущем, для С – как способ сохранения настоящего от вероятных изменений).

5-ый этап. Внешнее «Я» Помочь установить соответствие новой идеи с индивидуальными представлениями о нормативности требований внешней среды. (для А - соответствие с нормативными требованиями регулирования ситуаций и порядка действия, для В - соответствие с принципами идеализации и нормами обобщений понятий, представлений, для С - в строгом соответствии с имеющимися правилами и нормами для данного вида деятельности.)

Заинтересовать связью или противоречивостью потребностных состояний на 4-ом и 5-ом этапах акта мышления.

6-ой этап. Принятие решения. Помочь обрести уверенность при принятии решения. Для добросовестного выполнения его закрепить созданием чувства внутренней убежденности в правильности принятого решения. (для А - четко и эмоционально обозначить ответственность сторон и последствия при неисполнении принятого решения, для В - дополнительно изложить варианты исполнения, возможности возврата к исходному, для С как способ этапного контроля.)


Эти этапы необходимо прорабатывать перед любыми ответственными переговорами. Внешние признаки типовой организации интеллекта позволят переговоры сделать ориентированными на собеседника. В этом случае сокращается и время переговоров. Помните - переговоры «на чужом языке» заканчиваются ничем.

Подросток должен тренироваться настраиваться на собеседника. Со временем они будут исполняться уже автоматически экономя время и силы.


Зачем необходимо предварительно прорабатывать тему

При наличии системы в оценке усвоенных знаний до 30% студентов прекращали обучение в ВУЗе. Почему? Не было навыков самостоятельной проработке лекций. В школе в основном обучают на принципах существования кратковременной памяти. Частые опросы на уроках стимулируют механическое запоминание. Такое обучение требует больше времени и сил. Оно не эффективно.

Первичная проработка домашнего задания должна делаться во время урока и перед окончанием. Эти же закономерности должны соблюдаться при по подготовке к уроку по учебнику:

- АВС – пробежаться по тексту с начала до конца, запоминая новые слова. В конце текста внимательно прочитать вопросы задания. Вернуться в начало текста и осмыслить его смысл по названию и первым строкам. Это займет 1-3 мин. После этого можете приступить к чтению, при котором все усвоенные «знания, умения, навыки» буду укладываться в долговременную память;

- АСВ - пробежать по тексту выделяя новые слова, вернуться начало и осмыслить название темы. Затем просмотреть контрольные вопросы и только после этого приступить к чтению;

- ВАС – прочитать внимательно контрольные вопросы. Пробежаться по тексту сначала до конца выделяя слова, которые могут дать ответ на поставленные вопросы. Осмыслить название темы и только после этого приступить к чтению;

- ВСА - прочитать внимательно контрольные вопросы. Осмыслить тему по названию и первым фразам. Пробежаться по тексту с начала, до конца создавая какое-то предварительное представление о теме. Только после этого приступить к чтению;

- САВ – внимательно прочитать тему, обратив внимание на структуру содержания. Затем просмотреть текст от начало до конца, выделяя новы опорные слова. Прочитав контрольные вопросы, просмотрите текст от конца до начала отмечая для себя возможные ответы на вопросы. После это приступайте к чтению и даже саамы сложный и скучный текст будет восприниматься с интересом.

СВА – Вникнуть в смысл темы по первым предложениям. Заглянуть в онец текста и ознакомиться с контрольными вопросами. Перелистать из конца в начало отмечая возможные ответы. Просмотреть текст от начала до коца выделяя опорные слова. После этого появится сформируется целесообразность познания темы.

В чем эффективность такой проработки

Он создает настрой к познанию текста и позволяет понять его смысл, что свидетельствует о закреплении в долговременную память. Смысл этого текста увязывается с другими темами.

Позволяет экономить время на изучение и повысить эффективность обучения. Эти технологии использовались на многих индивидуальных и групповых занятиях. Примеры.

- При переходе в гимназию в 5-й класс ученик (ВАС, АВС) скатился до троек и двоек. На подготовку к урокам тратил да 6-ти часов. По некоторым занимался с репетитором. После перехода на технологию предварительной проработки на подготовку к урокам стал тратить не более 2,5 часа. Тримместер закончил на четверки.

- Занимался с группой девятиклассников. Через два года встретил одну из участниц, которая рассказала, что тратит на каждый предмет не более 15-ти минут, учится на одни пятерки. В школе ее избрали министром культуры и все вечера проводит как диджей. Последним фактам ее жизни я удивился, по тестам она показала типы СВА и САВ. Как такая сдержанная и рассудительная девушка стала заводить весь зал?


Как можно определить интеллектуальные способности

Можно скачать на сайте http://kamerton2.com/uslugi.html короткий диагностический тест «Камертошка» (позиция 10 в разделе «Скачать бесплатно») Он поможет определить самостоятельно доминирующий тип интеллекта и степень его акцентуированности.

Диагностическая программа Камертон 2 при ответе на 173 вопроса, строит индивидуальный график принятия решения, определяет способности к 15-ти видам деятельности и выделяет стили в процентном соотношении по двадцати позициям.

Программу можно купить и обучить за десять часов по скайпу. психологов, учителей. Она быстро себя окупит. Она поможет в создании команды учителей, стать единым педагогическим коллективом. Те, кто хочет глубже узнать свои интеллектуальные способности могут ознакомиться с составить представление о своей будущее специальности могут ознакомиться с результатами анализа результатов диагностики по Камертону2 склонность

Заключение

Любить себя, значит любить свои способности. Только в этом случае происходит накопление индивидуального интеллектуального капитала. Если кто-то навязывает иной способ организации, то гоните его прочь. Так как это путь неудач и болезней. Познание своих интеллектуальных способностей обеспечивает и надежное будущее, так как интеллектуальный капитал организации и даже страны формируется по этим же законам.


  • Технология
Описание:

Достижение эффекта понимания - цель обучения. Этот результат возможен при организации обучения по законам дидактики и с учетом типовых способностей в организации интеллекта. В методике даны рекомендации, простые способы диагностики и даже обосновывается необходимость правильно рассадить учеников начиная с первого класса. Достижение понимания позволяет накапливать интеллектуальный капитал

Автор Мигашкин Николай Викторович
Дата добавления 08.11.2017
Раздел Технология
Подраздел Планирования
Просмотров 320
Номер материала MA-072082
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки «Технология: теория и методика преподавания в образовательной организации»