Главная / Логопедия / Обучение рассказыванию детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Обучение рассказыванию детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Курсы профессиональной переподготовки от Московского учебного центра "Профессионал"

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования только до 31 мая действуют скидки до 70% при обучении на курсах профессиональной переподготовки (184 курса на выбор).

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: ВЫБРАТЬ КУРС


Обучение рассказыванию детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста


Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте - одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Организация обучения детей предполагает формирование у них умений планировать собственное высказывание, самостоятельно ориентироваться в условиях речевой ситуации и определять содержание своего высказывания. Наблюдения показывают, что традиционное обучение дошкольников рассказыванию строится на подражании с преобладанием репродуктивных приемов руководства. Функция ребёнка на таких занятиях исполнительская, а не развивающая. Дети не могут сами оценить, выбрать способы исправления ошибок. Это препятствует развитию самостоятельности, активности, творчества. Тема речевого развития должна быть интересна детям, расширять круг знаний о предметах и явлениях окружающего мира. Предлагаемый сюжет должен соответствовать имеющемуся у детей опыту, затрагивать нравственные и эстетические чувства, углублять интерес к речевой деятельности, учитывать уровень речевого развития.

Обучение рассказыванию представляет собой систему, где задания детям и приёмы обучения располагают от лёгкого к трудному, где сочетаются разные методы, направленные к одной цели: учить детей связно, последовательно описывать предмет, сюжетную картину, случай из жизни. Детские рассказы страдают скудностью (подлежащее - сказуемое), наличием слов-повторов ("ну".., "потом"..., "вот".. и т.д.), длительными паузами между предложениями. Но главным негативом является то, что ребенок не строит свой рассказ сам, а повторяет предыдущий с очень незначительной интерпретацией.


Виды рассказывания:

  • Рассказывание об игрушках и предметах

  • Рассказывание по картине

  • Рассказывание из личного опыта

  • Творческое рассказывание (рассказывание по предложенным сюжетам, по картинам, из личного опыта).


Рассмотрим некоторые способы обучения детей связному рассказыванию.


Картинно-графическую схему (мнемотехнику) разработал профессор, детский психолог Л. А. Венгер. Он сделал акцент на способности дошкольников к наглядному моделированию. Мнемотаблица (пиктограмма) — это схема, ряд рисунков, символов и обозначений, в которых отражена определенная информация. Сама мнемотехника - это особая система приемов и методов, которые помогают запомнить, сохранить и воспроизвести информацию, способствует продуктивному развитию высших психических процессов, а именно развитию памяти, внимания, мышления, воображения. Она увеличивает объем памяти ребенка, благодаря дополнительным ассоциациям, в частности ребенка, имеющего недостаточно развитый активный и пассивный словарь, навыки словообразования и словоизменения, нарушения фонематического слуха. Пересказ с помощью картинно-графической схемы, с опорой на пиктограмму (мнемотаблицу) активизирует не только слуховое, но и зрительное внимание ребенка. Такая опора позволяет ребенку лучше понять текст, добавляет эмоциональности, информативности в воспроизведение текста. Кроме того, ребенок учится самоконтролю над тем, как он строит собственные высказывания.

Мнемосхемы могут применяться в целях увеличения словарного запаса, при обучении ребенка правильно и грамотно составлять рассказ или пересказ художественного текста, при заучивании стихотворений. Как должен быть составлен картинно-графический план? Он должен отражать содержание текста (произведения) последовательно. Все графические объекты, которые вы используете в плане, ребенок должен легко узнавать. Не нужно стремиться к идеальному рисунку. Можно изображать схематично, с помощью геометрических фигур. Но ребенок должен запоминать, что зайчик - это, например, треугольник. Хорошо, если ребенок сам предложит, как изобразить что-то.

Как работать с текстом по мнемотехнике?

  1. Сначала читаете произведение.

  2. Потом, основываясь на предложениях ребенка, рисуете картинно- графический план текста.

  3. Читаете текст еще раз, указывая по ходу произведения на определенные картинки картинно-графического плана.

  4. Предлагаете ребенку попробовать пересказать текст по картинно- графическому плану.

  5. Если у ребенка не выходит пересказ с первого раза, пересказываете его сами по картинкам, указывая на них. А после просите ребенка повторить попытку.


Воспитателям предлагается самим составить цепочку и отгадать зашифрованные стихотворения.



Методические разработки А.А. Нестеренко

«Страна Загадок»

Для обучения детей составлению загадок необходимо освоить модели в следующей последовательности:

Какой?

Что бывает таким же?

Что делает?

Что(кто) делает так же?

На что похоже?

Чем отличается?

Какой?

Что бывает таким же?


Например Цыпленок

Какой?

Что бывает таким же?

жёлтый

одуванчик

пушистый

персик

шумливый

щенок

подвижный

жеребёнок

маленький

снежок

Что делает?

Что(кто) делает так же?

скачет

лягушка

задирается

мальчишка

клюёт

орлёнок


«Кит и кот. Один прием придумывания сказок на основе сказки Заходе- ра «Кит и кот», где поменяв одну букву, герои поменялись своими навыками.


Важное условие - комплекс игровых заданий по формированию системного мышления.

"Что-то" автор: М.Гафитулин

Если мы рассмотрим что-то...

Это что-то для чего-то...

Это что-то из чего-то...

Это что-то часть чего-то...

Чем-то было это что-то...

Что-то будет с этим что-то...

Что-то ты сейчас возьми, на экранах рассмотри!

Игровое действие при этом: конкретный объект обозначается словом, указывается функция и т.д.

Игра «Что внутри?»

Ведущий этой игры называет предмет или место, а ребенок в ответ называет что-то или кого-то, что может быть внутри названного предмета или места. Например: дом - стол; шкаф - свитер; холодильник - кефир; тумбочка - книжка кастрюля - суп;

дупло - белка; улей - пчелы; нора - лиса; автобус - пассажиры; корабль - матросы; больница - врачи, магазин - покупатели.

От этой игры переходим к взаимосвязи объектов на картине:

  • Белка и дерево: белка живёт на дереве.

  • Девочка и дубовая ветка: девочка держит дубовую ветку.

  • Опавшие листья и земля: опавшие листья лежат на земле.

  • Мальчик и ёжик: мальчик наблюдает за ёжиком.

  • Грибы и корзина: грибы лежат в корзине.

  • Пасмурное небо и река: пасмурное небо отражается в реке.

  • Рябина и дуб: рябина и дуб перешептываются листочками.

  • Гладкие жёлуди и ладонь: гладкие жёлуди лежат на ладони


Цель - научить детей использовать свои 5 чувств как ресурсы для решения различных задач

5 чувств

5 органов чувств

5 способов что-либо

обнаружить

Зрение

Глаза

Увидеть

Слух

Уши

Услышать

Осязание

Кожа

Пощупать

Обоняние

Нос

Понюхать

Вкус

Язык

Попробовать на вкус


«Путешествие в зазеркалье» (вхождение в картину)


  • "Я вижу солнечный лучик, он проходит сквозь спутанные ветки..."

  • "Я слышу, как шелестят листья на деревьях"

  • "Я чувствую запах грибов"

  • «Я чувствую какие жёлуди гладкие

  • «Я чувствую горький вкус ягод рябины»


Моделирование.

Это 5 клеточек-моделей: Когда это было? Где это было? Кто участники событий, какие они? Что они делают? Твое окончание рассказа. В начале, дети узнают, о ком можно сказать так (озвучиваются описания объектов картины, образные характеристики, накопленные детьми в результате работы над картиной). "Сядет тот, кто скажет, о ком можно сказать: серьёзная,мудрая, похожая на милиционера; веселый, игривый, смешной, похожий на мальчика, который выбежал на проезжую часть; сонный, ленивый, черно-белый; пестрый, длинный, в полосочку; голодный, серый, лакающий; деревянная, устойчивая; ивовая, плетёная; круглое озерцо с белой водой и т. д.

  1. Детям предлагается вариант рассказа от имени любого из объектов картины. "Синий шерстяной клубочек прислал нам звуковое письмо - в котором рассказывает, как он появился, что с ним произошло и чем все закончилось".

  2. Прослушивание звукового письма. "В одной деревне, в старом деревянном доме проживал я - синий, пушистый, шерстяной клубочек. Хозяйка купила меня на рынке. Чтобы связать шапочку для внучки и положила меня к моим друзьям в корзинку. Утром хозяйка ушла в сад, а дома осталась только кошка с котятами. Я почувствовал, как корзинка зашаталась, и выкатился из нее. Рыжий котенок сразу подбежал ко мне, вцепился в меня когтями и стал катать по комнате. Я сначала испугался, а потом мне понравилось играть. То я бежал за веселым котенком, то он за мной. Когда котенок устал, он уснул, а я остался лежать на полу".

  3. "Живая картина". Каждый ребенок выбирает себе объект. Делается "фотография на память" и затем дети озвучивают рассказ по картине от имени своего героя.

Прием эмпатии. Ребенок представляет себя на месте наблюдаемого: « А что если ты превратишься в дерево? (кустик, цветок, утенка и т.д.) О чем думаешь, мечтаешь? Кого боишься? С кем бы подружился?

Игра «Хорошо - плохо» (ищем противоречия в окружающем): наблюдая за ветром, снегом, дождем — что хорошо, а что плохо; что бывает осенью (летом, зимой, весной) хорошо, а что плохо и т.д..

Игра «Наоборот». Во время этой игры дети усваивают антонимы. Эти игры являются подготовительным этапом для освоения более сложного материала.


И, наконец, самое сложное для обучения ребенка - составление рассказов сказочного или фантастического содержания.

Прежде всего давайте разберемся, что такое тексты фантастического содержания. Главная особенность - образность с высокой степенью условности, открытое нарушение реальных логических связей и закономерностей, естественных пропорций и форм изображаемого объекта. В основе таких текстов - техническая или научная проблема, решение которой возможно в будущем. Отличительной особенностью фантастического текста можно считать повествование. Идет перечисление действий, событий, происходящих в окружающем мире. Научить детей создавать тексты фантастического содержания можно с помощью алгоритма составления текста. Успешность педагогического воздействия зависит от того, насколько качественно проведена подготовительная работа.

Базовый алгоритм составления текста фантастического содержания, (на всех трех этапах)

    1. Выбор места и действия

    2. Выбор главного героя и его характеристика

    3. Выбор увлечения героя

    4. Определение отрицательных событий, которые мешают, вредят главному герою или его увлечению

    5. Увеличение степени идеальности главного героя, с которым имеет дело герой.

    6. Продолжение и улучшение дела героя

    7. Вывод, прогноз на будущее

    8. Название рассказа














http://rus.triz-guide.com/assets/files/trizminsk/23205605.gif


Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и общения детей.


  • Логопедия
Описание:

Умение рассказывать играет большую роль в процессе общения. Для ребенка это умение является также средством познания, средством проверки своих знаний, представлений, оценок.
В детском саду придается большое значение формированию навыков рассказывания. Детей обучают связным высказываниям, которые характеризуются самостоятельностью, законченностью, логической связью между своими частями.

Автор Мочалова Марина Владимировна
Дата добавления 01.04.2017
Раздел Логопедия
Подраздел Другое
Просмотров 429
Номер материала MA-070925
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии: