Инфоурок ИЗО, МХК Другие методич. материалы"Обучение детей дошкольного возраста сюжетному и предметному рисованию" (из опыта работы)

"Обучение детей дошкольного возраста сюжетному и предметному рисованию" (из опыта работы)

Скачать материал

 

 

 

Обучение детей сюжетному и предметному рисованию

Автор: Краснова Татьяна Борисовна, воспитатель

МБДОУ «Детский сад №18»  г.о. Самара

 

Принцип отбора тем для предметного рисования:

1.      Учет эмоционально-интеллектуального опыта, который складывается у детей в процессе их жизни и деятельности в детском саду и в семье.

2.      Формирование обобщенных способов изображения, пригодных для воплощения образов целой группы сходных по внешнему виду, форме и строению предметов, т.е. типичных.

 

Принципы отбора содержания изображения:

1.      Учет знаний и интересов детей, их эмоционально-интеллектуального опыта.

2.      Отбор того содержания, которое не только интересно, но и системно.

3.      Учёт последовательности освоения изобразительных умений и навыков.

4.      Учёт необходимости повторения сходных тем при одновременном усложнении характера познавательной деятельности  детей.

5.      Учёт  сезонных явлений, местного окружения.

6.      Учёт  индивидуального эмоционально-интеллектуального опыта детей  как условие творческих проявлений дошкольников.

 

Методика обучения детей предметному рисованию

 

Предметное рисование направленно на освоение основных способов изображения (формы, строения, цвета), техники рисования.

 В основе системы методов, применяемых в предметном рисовании, находится метод неоднократного наблюдения предметов .

Другим важнейшим методом является обследование.

 Не менее важен в предметном рисовании  приём показа изображения ( полный, частичный, общий, индивидуальный)

 

СЮЖЕТНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ РИСОВАНИЕ

 

По замыслу детский рисунок рано становится сюжетным (с 2-х лет). Предметный мир и мир природы не существует изолированно, они связаны в реальности, связаны с человеком. Ребёнок начинает  устанавливать взаимосвязи, отражая  в изобразительной деятельности.

Однако изображение не сразу становится сюжетным. Ребенок сталкивается со сложностями изображения, т.к. не знает изобразительных приемов и способов передачи этих связей.

Малыш лист бумаги воспринимает только как горизонтальную плоскость, «раскладывает» предметы-изображения как на столе. Иногда ребенок рисует два фриза, две плоскости, если изображение не умещается на одной линии.

Позднее в возрасте с 4-6 лет  дети изображают пространство земли и неба в виде узких полосок внизу и вверху листа.

Ребёнку сложно понять, что нижняя часть листа может изображать горизонтальную плоскость пространства (земля, пол), а верхняя часть – вертикальную плоскость (небо, стены). Линия, разделяющая плоскости неба и земли, - линия горизонта.

Затрудняются дети и в передаче действия, движения, динамики. А так же ошибки в изображения пропорций тела.

 

 

Задачи обучения  дошкольников некоторым доступным

способам изображения сюжетного образа:

 

1.      Прием создания простейших композиций,

·        младшая и средняя группа – расположение изображения на плоскости листа, ритмично повторяя изображение одних и тех же предметов с незначительными дополнениями;

·        средняя группа – стимулируя изображение одного изображения в разных вариантах, тем самым осваивая способы изображения предмета на вариативном уровне;

·         старшие группы – располагая изображение  на широкой полосе листа, обозначающей землю, небо, намечая линию горизонта, размещая изображение тех предметов, что ближе –внизу листа, дальше – наверху; варьируя расположение на листе (на узкой и широкой полосе в зависимости от замысла), подводить к изображению при этом предметы ближних планов более крупно, дальних – меньшего размера.

2.      Учить изображать в рисунке главное, т.е. предметы и персонажи, которые выражают содержание данной темы (средняя, старшая).

3.      Учить передавать в рисунке отношения по величине, взаимному расположению в пространстве (старшие группы).

4.      Направлять детей на передачу действия через изображение движения, динамики, поз, деталей (со средней, но в основном в старших группах).

5.      Обучать детей способам восприятия, наблюдения явлений окружающего мира, необходимых  для выполнения сюжетного рисунка.

6.      Развивать понимание зависимости качества изображения от качества наблюдения.

 

В основе всех методов – специально организованные наблюдения, предваряемые, сопровождаемые и закрепляемые беседой. Наблюдения должны быть неоднократными, максимально приближенными к моменту изображения (непосредственно перед занятием).

 

Следует широко практиковать наблюдения по подгруппам и индивидуальные.

Удачным приемом на занятиях является игровой прием – видоискатель, «фотоаппарат» (коробка с отверстиями с противоположных сторон). Видоискатель помогает ограничивать пространство, количество объектов и помогает сосредоточиться на  взаиморасположение.

 

 

ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ

Декоративное искусство - одно из древнейших. По своей природе близко к природе. Отличается красочностью, яркостью.

Выделяют два вида узоров: сюжетные и орнаментальные.

Сюжетное включает стилизованное изображение птиц и животных, сцены из жизни людей. Образцы часто имеют символическое значение. Часто узоры включают фантастические сказочные образы: русалку, кентавра.

Узор - более широкое понятие, чем орнамент. Может быть создан непреднамеренно.

Орнамент - преднамеренно созданный узор, Элементы которого ритмично повторяются.

Ритм - определенная упорядоченность однохарактерных элементов.

Простой ритм - повторение одного и того же элемента на равных расстояниях друг от друга. Частным случаем простого ритма является симметричность.

Сложный ритм - чередование элементов узора и цветовых пятен, различают простой повтор и чередование элементов по цвету и форме.

Орнамент с латинского - украшение. В его узоре сочетаются геометрические и изобразительные элементы.

Виды узоров: геометрические, растительные, анималистические, антропологические, смешанные.

По способам организации различают узор (орнамент)

-      бесконечный (тип сетки);

-      линейный (бордюр, кайма);

-      ограниченный (замкнутый в круге, квадрате).

Композиция узора не произвольна, а диктуется особенностями формы.

 

Народное декоративное искусство - часть национальной культуры. Главный смысл широкого применения народного декоративного искусства в работе с дошкольниками - это воспитания предпосылок чувства глубокой любви к своей Родине, к своему народу, чувства патриотизма, самосознания, осознание своей национальной принадлежности.

Декоративное искусство существует и органично сочетается с бытом, трудом, праздниками, нравами, традициями народа.

 

Задачи обучения дошкольников декоративному рисованию:

1.              Развитие у детей предпосылок чувства глубокой любви к своей Родине, к своему
народу, чувства патриотизма.

2.      Формирование интереса к предметам народного искусства, понимания их
особенностей, желание знать искусство местного края, различать стили наиболее
известных видов декоративной живописи.

3.       Формировать желание заниматься декоративным рисованием.

4.      Формирование обобщенных знаний и изобразительных умений

 

-      освоение характерных элементов, колорита, композиции и узоров той или иной
росписи;

-      умений создавать выразительные узоры на бумаге разного формата и на
объемных предметах;

-      воспитания чувства формы, цвета, ритма, симметрии.

5.    Воспитание активности, самостоятельности, инициативы при создании
выразительных узоров.

 

 

 

.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал ""Обучение детей дошкольного возраста сюжетному и предметному рисованию" (из опыта работы)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Директор по управлению персоналом

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

По замыслу детский рисунок рано становится сюжетным (с 2-х лет). Предметный мир и мир природы не существует изолированно, они связаны в реальности, связаны с человеком. Ребёнок начинает устанавливать взаимосвязи, отражая в изобразительной деятельности.Однако изображение не сразу становится сюжетным. Ребенок сталкивается со сложностями изображения, т.к. не знает изобразительных приемов и способов передачи этих связей.Малыш лист бумаги воспринимает только как горизонтальную плоскость, «раскладывает» предметы-изображения как на столе. Иногда ребенок рисует два фриза, две плоскости, если изображение не умещается на одной линии.Позднее в возрасте с 4-6 лет дети изображают пространство земли и неба в виде узких полосок внизу и вверху листа.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 866 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация по изобразительному искусству "Здание, как сочетание различных объемов.Понятие Модуль "(7 класс)
  • Учебник: «Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Питерских А.С, Гуров Г.Е./ Под ред. Неменского Б.М.
  • Тема: Здание как сочетание различных объёмов. Понятие модуля
  • 30.12.2020
  • 522
  • 25
«Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Питерских А.С, Гуров Г.Е./ Под ред. Неменского Б.М.
Презентация по изобразительному искусству "Архитектура.Объект и пространство"(7 класс)
  • Учебник: «Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Питерских А.С, Гуров Г.Е./ Под ред. Неменского Б.М.
  • Тема: От плоскостного изображения к объемному макету
  • 30.12.2020
  • 850
  • 41
«Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Питерских А.С, Гуров Г.Е./ Под ред. Неменского Б.М.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 29.08.2020 329
    • DOCX 52 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Зубова Ирина Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Зубова Ирина Анатольевна
    Зубова Ирина Анатольевна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 82245
    • Всего материалов: 216

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Искусство: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель искусства

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 89 человек из 37 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Мировая художественная культура: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель мировой художественной культуры

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 130 человек из 46 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Мировая художественная культура")

Учитель мировой художественной культуры

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология личностного развития: от понимания себя к творчеству

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 22 регионов

Мини-курс

Организация и контроль занятий со студентами специальных медицинских групп

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Жизненный цикл продукта и методология управления проектами

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе