Обучение
детей сюжетному и предметному рисованию
Автор:
Краснова Татьяна Борисовна, воспитатель
МБДОУ
«Детский сад №18» г.о. Самара
Принцип отбора тем для предметного
рисования:
1.
Учет эмоционально-интеллектуального опыта, который
складывается у детей в процессе их жизни и деятельности в детском саду и в
семье.
2.
Формирование обобщенных способов изображения,
пригодных для воплощения образов целой группы сходных по внешнему виду, форме и
строению предметов, т.е. типичных.
Принципы отбора содержания изображения:
1.
Учет знаний и интересов детей, их
эмоционально-интеллектуального опыта.
2.
Отбор того содержания, которое не только интересно,
но и системно.
3.
Учёт последовательности освоения изобразительных
умений и навыков.
4.
Учёт необходимости повторения сходных тем при
одновременном усложнении характера познавательной деятельности детей.
5.
Учёт сезонных явлений, местного окружения.
6.
Учёт индивидуального
эмоционально-интеллектуального опыта детей как условие творческих проявлений
дошкольников.
Методика
обучения детей предметному рисованию
Предметное
рисование направленно на освоение основных способов изображения (формы,
строения, цвета), техники рисования.
В основе системы методов, применяемых в
предметном рисовании, находится метод неоднократного наблюдения предметов .
Другим важнейшим методом является обследование.
Не менее важен в предметном рисовании приём
показа изображения ( полный, частичный, общий, индивидуальный)
СЮЖЕТНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
РИСОВАНИЕ
По
замыслу детский рисунок рано становится сюжетным (с 2-х лет). Предметный мир и
мир природы не существует изолированно, они связаны в реальности, связаны с
человеком. Ребёнок начинает устанавливать взаимосвязи, отражая в
изобразительной деятельности.
Однако
изображение не сразу становится сюжетным. Ребенок сталкивается со сложностями
изображения, т.к. не знает изобразительных приемов и способов передачи этих
связей.
Малыш
лист бумаги воспринимает только как горизонтальную плоскость, «раскладывает»
предметы-изображения как на столе. Иногда ребенок рисует два фриза, две
плоскости, если изображение не умещается на одной линии.
Позднее
в возрасте с 4-6 лет дети изображают пространство земли и неба в виде узких
полосок внизу и вверху листа.
Ребёнку
сложно понять, что нижняя часть листа может изображать горизонтальную плоскость
пространства (земля, пол), а верхняя часть – вертикальную плоскость (небо,
стены). Линия, разделяющая плоскости неба и земли, - линия горизонта.
Затрудняются
дети и в передаче действия, движения, динамики. А так же ошибки в изображения
пропорций тела.
Задачи
обучения дошкольников некоторым доступным
способам
изображения сюжетного образа:
1.
Прием создания простейших композиций,
·
младшая и средняя группа – расположение изображения
на плоскости листа, ритмично повторяя изображение одних и тех же предметов с
незначительными дополнениями;
·
средняя группа – стимулируя изображение одного
изображения в разных вариантах, тем самым осваивая способы изображения предмета
на вариативном уровне;
·
старшие группы – располагая изображение на
широкой полосе листа, обозначающей землю, небо, намечая линию горизонта,
размещая изображение тех предметов, что ближе –внизу листа, дальше – наверху;
варьируя расположение на листе (на узкой и широкой полосе в зависимости от
замысла), подводить к изображению при этом предметы ближних планов более
крупно, дальних – меньшего размера.
2.
Учить изображать в рисунке главное, т.е. предметы и
персонажи, которые выражают содержание данной темы (средняя, старшая).
3.
Учить передавать в рисунке отношения по величине,
взаимному расположению в пространстве (старшие группы).
4.
Направлять детей на передачу действия через
изображение движения, динамики, поз, деталей (со средней, но в основном в
старших группах).
5.
Обучать детей способам восприятия, наблюдения
явлений окружающего мира, необходимых для выполнения сюжетного рисунка.
6.
Развивать понимание зависимости качества
изображения от качества наблюдения.
В основе
всех методов –
специально организованные наблюдения, предваряемые, сопровождаемые и
закрепляемые беседой. Наблюдения должны быть неоднократными, максимально
приближенными к моменту изображения (непосредственно перед занятием).
Следует
широко практиковать наблюдения по подгруппам и индивидуальные.
Удачным
приемом на занятиях является игровой
прием – видоискатель, «фотоаппарат» (коробка с отверстиями с противоположных
сторон). Видоискатель помогает ограничивать пространство, количество объектов и
помогает сосредоточиться на взаиморасположение.
ДЕКОРАТИВНОЕ
РИСОВАНИЕ
Декоративное
искусство - одно из древнейших. По
своей природе близко к природе. Отличается
красочностью, яркостью.
Выделяют два вида узоров: сюжетные
и орнаментальные.
Сюжетное включает стилизованное изображение птиц и животных, сцены из жизни людей. Образцы часто имеют символическое
значение. Часто узоры включают фантастические
сказочные образы: русалку, кентавра.
Узор
- более
широкое понятие, чем орнамент. Может быть создан непреднамеренно.
Орнамент - преднамеренно созданный узор, Элементы которого
ритмично повторяются.
Ритм -
определенная упорядоченность однохарактерных элементов.
Простой
ритм - повторение одного и того же
элемента на равных расстояниях друг от
друга. Частным случаем простого ритма является симметричность.
Сложный ритм -
чередование элементов узора и цветовых пятен, различают простой повтор и чередование элементов по цвету и форме.
Орнамент с латинского - украшение. В его узоре сочетаются геометрические и изобразительные элементы.
Виды узоров: геометрические,
растительные, анималистические, антропологические,
смешанные.
По способам организации различают
узор (орнамент)
-
бесконечный
(тип
сетки);
-
линейный (бордюр, кайма);
-
ограниченный
(замкнутый
в круге, квадрате).
Композиция узора не
произвольна, а диктуется особенностями формы.
Народное декоративное искусство - часть национальной культуры. Главный смысл широкого применения народного
декоративного искусства в работе с дошкольниками - это воспитания
предпосылок чувства глубокой любви к своей
Родине, к своему народу, чувства патриотизма, самосознания, осознание своей национальной принадлежности.
Декоративное искусство существует и
органично сочетается с бытом, трудом, праздниками, нравами, традициями народа.
Задачи обучения дошкольников декоративному
рисованию:
1.
Развитие у
детей предпосылок чувства глубокой любви к своей Родине, к своему
народу, чувства патриотизма.
2.
Формирование интереса к
предметам народного искусства, понимания их
особенностей, желание знать искусство
местного края, различать стили наиболее
известных видов декоративной живописи.
3.
Формировать
желание заниматься декоративным рисованием.
4.
Формирование
обобщенных знаний и изобразительных умений
-
освоение
характерных элементов, колорита, композиции и узоров той или иной
росписи;
-
умений
создавать выразительные узоры на бумаге разного формата и на
объемных
предметах;
-
воспитания
чувства формы, цвета, ритма, симметрии.
5. Воспитание
активности, самостоятельности, инициативы при создании
выразительных узоров.
.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.