Инфоурок Логопедия, Дефектология Другие методич. материалыОбследование связной речи детей с задержкой психического развития.

Обследование связной речи детей с задержкой психического развития.

Скачать материал

Обследование  связной  речи детей  с  задержкой  психического  развития.

 

    Для осуществление коррекционной деятельности на логопедических  занятиях, необходимо иметь представление  об особенностях связной  речи  детей с ЗПР, а  значит необходимо исследовать уровень  сформированности связной   речи  у  детей  с  ЗПР.

  Исследование  нужно  начать с изучения   медицинской   документации. Затем необходимо провести  обследование речи, в   ходе   которого   нужно выяснить уровень понимания   обращенной   речи;  владеет   ли   ребенок   умением высказываться   или  использует в речи односложные конструкции (слова); сформированность лексико-грамматического   строя   речи; умеет   ли   ребенок   давать   полные   ответы   на   вопросы   и   связно   рассказывать,  используя  в разнообразные  синтаксические   конструкции; целенаправленна ли   речь.

   Для проведения обследования связной   необходимо руководствоваться предложенными  методиками для исследования устной речи,  использовать   материалы  и   альбомы   рекомендованные  для   логопедических   обследований адаптированные  для решения задач исследования.

   При  проведении  обследования необходимо помнить,  что речевая   деятельность -  это   сложная   многофункциональная   система,  составляющие   части   которой   взаимно   обуславливают   друг   друга.

   Поэтому,  недоразвитие   у   ребенка   одного   из   языковых   компонентов   используемых   в   речи,   приводит к   вторичным   и   третичным   изменения   в   речевой   системе.

  

    Таким   образом, необходимо использовать при  обследовании следующие компоненты: вопросно-ответную   форму (тематическая   беседа), пересказ  прочитанного   рассказа, составление  рассказа-описания   предмета, составление  рассказа   по   сюжетной   картинке, составление  рассказа   по   серии   сюжетных   картинок, составление  рассказа   по   картинке (творческий   рассказ).

 

      Перед началом проведения каждого задания необходимо давать  четкую инструкцию, в которой должна быть отражена последовательность предстоящих действий обследуемых  детей.

    В большинстве случаев после объяснения здания детям необходимо повторить его с целью уточнения понимания содержания задания. Проводить индивидуальную работу с каждым ребенком. Уточнять и разъяснять задания, пояснения к ним.

Необходимо руководствоваться следующими критериями  оценки  уровня   развития  связной  речи. Во-первых, это понимание  обращенной  речи, умение  придерживаться  темы  беседы  на  протяжении  всего  обсуждения. Во-вторых, умение   строить  самостоятельные  высказывания,  используя  в   речи  разнообразные   синтаксические   конструкции. В-третьих, умение   четко  образовывать  свои  высказывания  согласно   лексико-грамматическим  нормам. В-четвертых, отсутствие  длительных  пауз  между  высказываниями.

   Исходя  из  этого можно выявить три уровня сформированности  связной  речи. Самый высокий   уровень -  это понимание  ребенком  обращенной   речи, умение  придерживаться  темы   на  протяжении  всей   беседы, Умение  строить   самостоятельные   высказывания,  используя  в   речи   разнообразные   синтаксические   конструкции, умение   четко  излагать  свои   высказывания  придерживаясь  лексико-грамматической  нормы, отсутствие  пауз  между  высказываниями. Средний   уровень -   это понимание   обращенной   речи, отвлеченность  от  темы   на  протяжение   обсуждения,  умение   строить   самостоятельные  высказывания,  с  преобладанием   простых   нераспространенных  предложений, наличие   лексико-грамматических   неточностей, наличие  коротких  пауз  в  процессе  обсуждения. Низкий  уровень -  это понимание  обращенной  речи  , уход  от  темы беседы  в  процессе   обсуждения, использование  в  высказываниях   простых   синтаксических   конструкций, наличие  в речи   лексико-грамматических   ошибок,   длительных  пауз  между  высказываниями.

  При  исследовании  с  использованием пересказа рассказа

мы выявляем следующие умения детей: понимание и  способность воспроизводить литературный текст по памяти,  самостоятельно  и  последовательно   строить  высказывания,  используя  различные   синтаксические   конструкции.

     Критерии   оценки   уровня   сформированности  связной   речи данного компонента  исследования  будут следующими: учитывается  понимание   текста  и  его   точное  воспроизведение,  умение самостоятельно   последовательно   передавать   смысл   текста, в  высказывании   употреблять   разнообразные   синтаксические   конструкции, умение строить   высказывания    согласно   лексико-грамматическим   нормам. Таким   образом,  высокий   уровень -  это  будет понимание  ребенком  смысла   текста, умение  самостоятельно   последовательно   воспроизводить,  используя  в   речи   разнообразные   синтаксические   конструкции, умение   четко  излагать  свои   высказывания  придерживаясь  лексико-грамматической  нормы, отсутствие  пауз  между  высказываниями. Средний  уровень - это понимание   смысла   теста,  воспроизведение текста частичное   с   нарушением   последовательности  излагаемых   событий, умение   строить   самостоятельные  высказывания с  преобладанием   простых   нераспространенных  предложений, наличие   лексико-грамматических   неточностей, наличие  коротких  пауз  в  процессе  обсуждения. Самый низкий  уровень -  это отдаленное   осмысление   текста,  неточное  воспроизведение   событий,   нарушение   последовательности   воспроизведения, использование  в  речи  простых   синтаксических   конструкций,  наличие   аграмматизмов. 

   Следующий компонент исследования - это  составление  рассказа-описания   предметов, в ходе которого выявляются

умения детей составлять рассказ-описание по восприятию; описывать предмет (объект), выделяя его существенные признаки – основные и второстепенные, воспользовавшись необходимыми языковыми средствами (определениями, сравнениями и др.)

  Критериями   оценки   уровня   сформированности   связной   речи в ходе  данного  исследования  будут являться

умение   составлять   описательный   рассказ,   выделяя  существенные   признаки   предмета или объекта; умение   последовательно   строить   высказывания; умение   строить   высказывания,   используя   в   речи   разнообразные   синтаксические   конструкции, умение   строить   высказывания   согласно  лексико-грамматическим   нормам.

     Исходя из  этих  критериев, выделятся  три уровня сформированности связной  речи. Самым высоким   уровнем будет умение  самостоятельно   составлять   рассказ  выделяя   существенные  признаки умение   последовательно   выстраивать  высказывания,  используя  в   речи   разнообразные   синтаксические   конструкции, умение   четко  излагать  свои   высказывания  придерживаясь  лексико-грамматической  нормы, отсутствие  пауз  между  высказываниями.  Средний   уровень – это не  точное     построение   высказываний,  с  выделением   несущественных  признаков,  нарушенной   последовательностью  изложения, высказывания с  преобладанием   простых   нераспространенных  предложений, наличие   лексико-грамматических   неточностей, наличие  коротких  пауз  в  процессе  обсуждения. Низкий  уровень -  это когда составление  рассказа   вызывает   значительные   затруднения,  неспособность   выделить   существенные   признаки,   нарушение   последовательности   воспроизведения, использование  в  речи  простых   синтаксических   конструкций,  наличие   аграмматизмов

       Следующий  компонент - это составление  рассказа   по   сюжетной   картинке, в ходе  исследования  которого мы ставим  задачу выявить возможности детей самостоятельно составлять программу высказывания, включающую основные составляющие повествования: начало, кульминация, развязка;  умение   строить развернутые   высказывания;  используя  в   речи   лексико-грамматические   нормы.

     Критериями  оценки  уровня  сформированности   связной  речи  будут: умение  устанавливать  причинно- следственные   связи (между   предметами   и   персонажами,  понимание  сюжета); умение самостоятельно  последовательно    выстраивать   высказывания ( начало, кульминация ,  развязка); умение использовать в   речи   разнообразные  синтаксические  конструкции; умение   точно   выстраивать  высказывания   согласно   лексико-грамматическим   нормам.

     Соответственно,  исходя  из  критериев  оценки  степени  сформированности связной  речи в  рамках  исследования  данного  компонента, выделяются три  уровня. Высокий   уровень - это умение   устанавливать  причинно-следственные   связи, умение   последовательно   выстраивать  высказывания,  используя  в   речи   разнообразные   синтаксические   конструкции, умение   четко  излагать  свои   высказывания  придерживаясь  лексико-грамматической  нормы, отсутствие  пауз  между  высказываниями.  Средний   уровень – это когда дети  испытывают   трудности  при установлении   причинно-  следственных   связей,  нарушенной   последовательностью  изложения, высказывания с  преобладанием   простых   нераспространенных  предложений, наличие   лексико-грамматических   неточностей, наличие  коротких  пауз  в  процессе  обсуждения. При низком  уровне затрудненно   установление    причинно-следственных  связей, нарушение последовательности   воспроизведения, использование  в  речи  простых   синтаксических   конструкций,  наличие   аграмматизмов.

Еще одним компонентом исследования является - составление  рассказа   по   серии   сюжетных   картинок, в  ходе  исследования которого мы  выявляем способности детей устанавливать причинно-следственные зависимости между предметами и явлениями, самостоятельно строить программу высказывания и оформлять ее в соответствии с лексико-грамматическими нормами языка.

    Критериями   оценки  степени сформированности   связной   речи при исследовании данного компонента будут: умение  устанавливать  причинно-следственные   связи (между   предметами   и   персонажами,  понимание  сюжета); умение   самостоятельно   последовательно    выстраивать   высказывания; умение   использовать   в   речи   разнообразные   синтаксические  конструкции; умение   точно   выстраивать   высказывания   согласно   лексико-грамматическим   нормам.

        Соответственно, выделятся три уровня оценки.  Высокий   уровень -  это умение   устанавливать  причинно-следственные   связи, умение   последовательно   выстраивать  высказывания,  используя  в   речи   разнообразные   синтаксические   конструкции, умение   четко  излагать  свои   высказывания  придерживаясь  лексико-грамматической  нормы, отсутствие  пауз  между  высказываниями. Средний   уровень – это когда дети  испытывают   трудности  при установлении   причинно- следственных   связей,  нарушенной   последовательностью  изложения, высказывания с  преобладанием   простых   нераспространенных  предложений, наличие   лексико-грамматических   неточностей, наличие  коротких  пауз  в  процессе  обсуждения. Низкий  уровень -  это когда затрудненно   установление    причинно-следственных  связей, нарушение последовательности   воспроизведения, использование  в  речи  простых   синтаксических   конструкций,  наличие   ошибок.

    Последним компонентом  исследования  является - составление  рассказа   по   картинке (творческий   рассказ),  в процессе  исследования  которого выявляют умения детей составлять связное высказывание с опорой на собственный жизненный опыт и речевые возможности.; умения  воссоздавать  события   выходящие   за  пределы   изображения.

     Критериями   оценки   уровня   сформированности   связно   речи данного  компонента  будут: умение  составлять   рассказ    силой   воображения,  воссоздавать   события,  выходящие   за  пределы  изображенного  на   картинке   и   выражать  в   речи; умение   выстраивать   высказывания,  не   отклоняясь   от   темы; умение использовать   в  речи   сложные   синтаксические   конструкции; умение  строить  правильные лексико-грамматические  высказывания.

     Таким   образом   выделяют   три  уровня  сформированности   связной  речи. Высокий  уровень -  это способность  составлять  рассказ  силой   воображения и  воссоздавать   события,  выходящие  за  пределы   изображенного  на   картинке, умение последовательно   выстраивать  высказывания,  используя  в   речи   сложные речевые  конструкции,  способность   четко  излагать  свои   высказывания  соответсвующие  лексико-грамматическим правилам, отсутствие  пауз  между  высказываниями.  Средний   уровень – это недостаточная способность    составления  рассказа , т.к. необходимо   воссоздавать   событие   предшествующее  или   последующее  изображенному   на   картинке   в   своем   воображении,    нарушенной   последовательностью  изложения, высказывания с  преобладанием   простых   нераспространенных  предложений, наличие   лексико-грамматических   неточностей, наличие  коротких  пауз  в  процессе  обсуждения. Низкий  уровень -  это  когда дети затрудняются   составить  рассказ  по   воображению, нарушение последовательности   воспроизведения, использование  в  речи  простых   синтаксических   конструкций,  наличие   аграмматизмов.

   При проведении анализа  исследоваия  речевых высказываний нужно определить  особенности  восприятия и продуцирования детьми высказываний (предложений),  содержащих  сложные логико-грамматические  связи, сложноподчиненные предложения, и предложения с различным интонационным  оформлением. Изучить  способности  детей составлять тексты.  Определить характер ошибок, допускаемых в речи.

    Узучив результаты исследования, необходимо помнить- отклонения  в связной речи у детей с задержкой психического развития наблюдаются уже в предложениях и имеют своебразные особенности. Обычно, у детей с задержкой психического развития  наблюдается большое количество ошибок семантического и лексико-грамматического характера, которые проявляются на уровне предложений и текстов. У этих детей обнаруживаются определенные сложности  в понимании  текстовых  конструкций. Наиболее видимые проблемы в восприятии и  продуцировании вызывают предложения, которые содержатся подчинительные связи. Изучая возможности воспроизведения предложений различной  синтаксической сложности, нужно учитывать, что   дети   с   задержкой психического развития не способны использовать сложные синтаксические конструкции в речи. Большая часть детей, как правило  использует в речи простые односложные синтаксические конструкции в которых обнаруживается большое  количество  грамматических ошибок

Из предложенных  заданий  обследования, которые были предложены детям с ЗПР, самым доступным  является  тематическая  беседа. Доступность  этого задания, объясняется тем, что дети не  связаны  с  содержанием  конкретного  текста  или картинок. Продуцирование  не  связано с  тем  или  иным  припоминанием каких-либо  событий или  конкретных вещей. Дети самостоятельно выбирают речевые  средства  из  своего  запаса  словаря , что  позволяет  допускать значительно меньше  количество ошибок. Фразы как правило, характеризуются односложностью и бедностью  в интонационном  оформлении, наблюдаются  семантические ошибки.

 При выполнении остальных заданий (пересказ  рассказ по серии картинок, по сюжетной картинке, рассказ-описание, рассказ с  элементом   творчества) дети, как правило , испытывают  значительные трудности. Подавляющее большинство ошибок- это ошибки  семантического характера.

Количество лексико-грамматических ошибок в речи зависит от специфики, того или  иного задания. В заданиях, требующих точного воспроизведения (пересказ текста, описание предмета) в речи ,как правило, наблюдаются ошибки словоизменения и словообразования. В самостоятельно  составленных рассказах, ошибок лексико-грамматического характера, встречается значительно меньше ,  но синтаксические конструкции, воспроизводимые детьми, как правило, простые малораспространенные.

Из практики, можно  заключить, что высокий уровень развития связной речи из числа обследуемых детей с задержкой психического  развития, как правило, не  обнаруживаются ни у  одного ребенка.

Средний уровень развития связной речи  встречается у  36% детей с задержкой психического развития. 

Низкий уровень развития связной речи встречается,  примерно,   у  63% .

Таким  образом,  можно сказать, что развитие связной речи детей с задержкой психического развития соответствует, как правило, среднему и низкому уровням развития. Низкий уровень  встречается значительно чаще.

Таким образом, моно выделить из общего числа детей две группы, отличаются наличием определенных допущенных ошибок в их связной речи. Эти нарушения у обеих групп детей обнаруживаются как во внутреннем, так и на внешнем этапе образования высказывания.

Первую группу  составляют  дети  со  средним  уровнем  развития  свзной  речи. По  количеству  и  характеру  допускаемых  ошибок  в  речи, можно  отметить,  что  наиболее часто встречаются: пропуски  слов , которые  лишены определенной смысловой нагрузки  или неточно  используют  их,  что не  влияет на  общий смысл высказывания.

Восприятие и воспроизведение предложений различной интонационной окрашенности у этих детей  вызывает значительные затрудности .

Нарушения воспроизведения  текстов,  наблюдается  уже на семантическом, и на лексико-грамматическом  уровнях. Как правило, отмечается замена слов (часто близких);  нарушение  логической последовательности в изложении, отвлечение от описания одних деталей) на другие; пропуски фрагментов; не  использование в речи предлогов; не правильное использование межфразовых средств связи.

Как  правило, трудности  у этих детей  заключаются  в нарушениях коммуникативной и структурной  целостности . Это выражается в наличии следующих речевых ошибок: неправильное  использование слов, нарушение порядка слов в предложении, пропуски важных фрагментов,  а  также, нарушение причинно-следственной связи.

Вторую  группу  образуют дети с низким уровнем. Они  как правило, уже  не понимают  и могут  продуцировать текст. Они не  воспринимают сложные логико-грамматических конструкции, сложные предложения , в которых содержатся  союзы, не улавливают  интонационного оформления высказываний. Что  свидетельствует, в  свою очередь, о более тяжелых и сложных  нарушениях связной речи.  Здесь  обнаруживаются большие  затруднения  при  работе  с  текстом. Встречающиеся ошибки – это  замены,  пропуски  слов;  использование  в речи  предложений  абсурдного содержания;  переходы  на другие темы,  побочные ассоциации;  изменения общего  смысла.

Особенностью  этой группы детей является то, что ученики , как правило, не хотят выполнять задания  и не пользуются помощью.

Можно заключить, что  нарушения программирования связного речевого  высказывания у этих  детей наблюдается уже в отдельных высказываниях ,что свидетельствует о более сложных и тяжелых нарушениях  речи, чем у первой группы  детей.  В высказываниях наблюдается  отсутствие смысла, коммуникативной  и структурной  целостности,  отсутствие  взаимосвязи.

Нужно отметить, что  исследуемая группа детей неоднородна  по наличию нарушений в связной речи. Как правило, у всех детей с задержкой психического развития, преобладает сложность восприятия семантического характера. Семантические нарушения в речи  этих  детей, как правило, разнообразны. Навыки, представленных  видов  рассказывания  не  сформированы.

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Обследование связной речи детей с задержкой психического развития."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Инструктор по волейболу

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

    Для осуществление коррекционной деятельности на логопедических  занятиях, необходимо иметь представление  об особенностях связной  речи  детей с ЗПР, а  значит необходимо исследовать уровень  сформированности связной   речи  у  детей  с  ЗПР.

 

  Исследование  нужно  начать с изучения   медицинской   документации. Затем необходимо провести  обследование речи, в   ходе   которого   нужно выяснить уровень понимания   обращенной   речи;  владеет   ли   ребенок   умением высказываться   или  использует в речи односложные конструкции (слова); сформированность лексико-грамматического   строя   речи; умеет   ли   ребенок   давать   полные   ответы   на   вопросы   и   связно   рассказывать,  используя  в разнообразные  синтаксические   конструкции; целенаправленна ли   речь.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 660 710 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 698
    • DOCX 22.7 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Куренкова Светлана Алексеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Куренкова Светлана Алексеевна
    Куренкова Светлана Алексеевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 28594
    • Всего материалов: 21

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Теория и практика инклюзивного обучения в образовательной организации в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 58 человек из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 937 человек

Курс повышения квалификации

Процесс подготовки, организации и проведения интервью и репортажа на телевидении

36/72/108 ч.

от 1580 руб. от 940 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Эксплуатация систем водоснабжения и водоотведения: основы технического обслуживания

72 ч.

1750 руб. 1050 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Музыкальная журналистика: создание и продвижение контента

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Современные медиа: экономика, системы и технологии

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Figma: основные принципы дизайна и композиции

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 106 человек из 40 регионов
  • Этот курс уже прошли 15 человек