Обследование связной
речи детей с задержкой психического развития.
Для
осуществление коррекционной деятельности на логопедических занятиях,
необходимо иметь представление об особенностях связной речи детей с ЗПР, а
значит необходимо исследовать уровень сформированности связной речи у
детей с ЗПР.
Исследование
нужно начать с изучения медицинской документации. Затем необходимо
провести обследование речи, в ходе которого нужно выяснить уровень
понимания обращенной речи; владеет ли ребенок умением
высказываться или использует в речи односложные конструкции (слова);
сформированность лексико-грамматического строя речи; умеет ли ребенок
давать полные ответы на вопросы и связно рассказывать,
используя в разнообразные синтаксические конструкции; целенаправленна ли
речь.
Для проведения
обследования связной необходимо руководствоваться предложенными методиками
для исследования устной речи, использовать материалы и альбомы
рекомендованные для логопедических обследований адаптированные для
решения задач исследования.
При
проведении обследования необходимо помнить, что речевая деятельность -
это сложная многофункциональная система, составляющие части
которой взаимно обуславливают друг друга.
Поэтому,
недоразвитие у ребенка одного из языковых компонентов
используемых в речи, приводит к вторичным и третичным изменения
в речевой системе.
Таким
образом, необходимо использовать при обследовании следующие компоненты:
вопросно-ответную форму (тематическая беседа), пересказ прочитанного
рассказа, составление рассказа-описания предмета, составление рассказа
по сюжетной картинке, составление рассказа по серии сюжетных
картинок, составление рассказа по картинке (творческий рассказ).
Перед началом проведения каждого задания
необходимо давать четкую инструкцию, в которой должна быть отражена
последовательность предстоящих действий обследуемых детей.
В большинстве
случаев после объяснения здания детям необходимо повторить его с целью
уточнения понимания содержания задания. Проводить индивидуальную работу с
каждым ребенком. Уточнять и разъяснять задания, пояснения к ним.
Необходимо руководствоваться
следующими критериями оценки
уровня развития связной речи. Во-первых, это понимание обращенной речи,
умение придерживаться темы беседы на протяжении всего обсуждения.
Во-вторых, умение строить самостоятельные высказывания, используя в
речи разнообразные синтаксические конструкции. В-третьих, умение четко
образовывать свои высказывания согласно лексико-грамматическим нормам.
В-четвертых, отсутствие длительных пауз между высказываниями.
Исходя из
этого можно выявить три уровня сформированности связной речи. Самый высокий
уровень - это понимание ребенком обращенной речи, умение придерживаться
темы на протяжении всей беседы, Умение строить самостоятельные
высказывания, используя в речи разнообразные синтаксические
конструкции, умение четко излагать свои высказывания придерживаясь
лексико-грамматической нормы, отсутствие пауз между высказываниями. Средний
уровень - это понимание обращенной речи, отвлеченность от темы на
протяжение обсуждения, умение строить самостоятельные высказывания, с
преобладанием простых нераспространенных предложений, наличие
лексико-грамматических неточностей, наличие коротких пауз в процессе
обсуждения. Низкий уровень - это понимание обращенной речи , уход от
темы беседы в процессе обсуждения, использование в высказываниях
простых синтаксических конструкций, наличие в речи
лексико-грамматических ошибок, длительных пауз между высказываниями.
При
исследовании с использованием пересказа рассказа
мы выявляем
следующие умения детей: понимание и способность воспроизводить литературный
текст по памяти, самостоятельно и последовательно строить высказывания,
используя различные синтаксические конструкции.
Критерии
оценки уровня сформированности связной речи данного компонента
исследования будут следующими: учитывается понимание текста и его
точное воспроизведение, умение самостоятельно последовательно
передавать смысл текста, в высказывании употреблять разнообразные
синтаксические конструкции, умение строить высказывания согласно
лексико-грамматическим нормам. Таким образом, высокий уровень - это
будет понимание ребенком смысла текста, умение самостоятельно
последовательно воспроизводить, используя в речи разнообразные
синтаксические конструкции, умение четко излагать свои высказывания
придерживаясь лексико-грамматической нормы, отсутствие пауз между
высказываниями. Средний уровень - это понимание смысла теста,
воспроизведение текста частичное с нарушением последовательности
излагаемых событий, умение строить самостоятельные высказывания с
преобладанием простых нераспространенных предложений, наличие
лексико-грамматических неточностей, наличие коротких пауз в процессе
обсуждения. Самый низкий уровень - это отдаленное осмысление текста,
неточное воспроизведение событий, нарушение последовательности
воспроизведения, использование в речи простых синтаксических
конструкций, наличие аграмматизмов.
Следующий
компонент исследования - это составление рассказа-описания предметов, в
ходе которого выявляются
умения детей
составлять рассказ-описание по восприятию; описывать предмет (объект), выделяя
его существенные признаки – основные и второстепенные, воспользовавшись
необходимыми языковыми средствами (определениями, сравнениями и др.)
Критериями
оценки уровня сформированности связной речи в ходе данного
исследования будут являться
умение
составлять описательный рассказ, выделяя существенные признаки
предмета или объекта; умение последовательно строить высказывания;
умение строить высказывания, используя в речи разнообразные
синтаксические конструкции, умение строить высказывания согласно
лексико-грамматическим нормам.
Исходя из
этих критериев, выделятся три уровня сформированности связной речи. Самым высоким
уровнем будет умение самостоятельно составлять рассказ выделяя
существенные признаки умение последовательно выстраивать высказывания,
используя в речи разнообразные синтаксические конструкции, умение
четко излагать свои высказывания придерживаясь лексико-грамматической
нормы, отсутствие пауз между высказываниями. Средний уровень – это не
точное построение высказываний, с выделением несущественных
признаков, нарушенной последовательностью изложения, высказывания с
преобладанием простых нераспространенных предложений, наличие
лексико-грамматических неточностей, наличие коротких пауз в процессе
обсуждения. Низкий уровень - это когда составление рассказа вызывает
значительные затруднения, неспособность выделить существенные
признаки, нарушение последовательности воспроизведения, использование в
речи простых синтаксических конструкций, наличие аграмматизмов
Следующий
компонент - это составление рассказа по сюжетной картинке, в ходе
исследования которого мы ставим задачу выявить возможности детей
самостоятельно составлять программу высказывания, включающую основные
составляющие повествования: начало, кульминация, развязка; умение строить
развернутые высказывания; используя в речи лексико-грамматические нормы.
Критериями
оценки уровня сформированности связной речи будут: умение устанавливать
причинно- следственные связи (между предметами и персонажами,
понимание сюжета); умение самостоятельно последовательно выстраивать высказывания
( начало, кульминация , развязка); умение использовать в речи
разнообразные синтаксические конструкции; умение точно выстраивать
высказывания согласно лексико-грамматическим нормам.
Соответственно, исходя из критериев оценки степени сформированности
связной речи в рамках исследования данного компонента, выделяются три
уровня. Высокий уровень - это умение устанавливать причинно-следственные
связи, умение последовательно выстраивать высказывания, используя в
речи разнообразные синтаксические конструкции, умение четко излагать
свои высказывания придерживаясь лексико-грамматической нормы, отсутствие
пауз между высказываниями. Средний уровень – это когда дети испытывают
трудности при установлении причинно- следственных связей, нарушенной
последовательностью изложения, высказывания с преобладанием простых
нераспространенных предложений, наличие лексико-грамматических
неточностей, наличие коротких пауз в процессе обсуждения. При низком
уровне затрудненно установление причинно-следственных связей, нарушение
последовательности воспроизведения, использование в речи простых
синтаксических конструкций, наличие аграмматизмов.
Еще одним
компонентом исследования является - составление рассказа по серии
сюжетных картинок, в ходе исследования которого мы выявляем способности
детей устанавливать причинно-следственные зависимости между предметами и
явлениями, самостоятельно строить программу высказывания и оформлять ее в
соответствии с лексико-грамматическими нормами языка.
Критериями
оценки степени сформированности связной речи при исследовании данного
компонента будут: умение устанавливать причинно-следственные связи (между
предметами и персонажами, понимание сюжета); умение самостоятельно
последовательно выстраивать высказывания; умение использовать в
речи разнообразные синтаксические конструкции; умение точно
выстраивать высказывания согласно лексико-грамматическим нормам.
Соответственно,
выделятся три уровня оценки. Высокий уровень - это умение устанавливать
причинно-следственные связи, умение последовательно выстраивать
высказывания, используя в речи разнообразные синтаксические
конструкции, умение четко излагать свои высказывания придерживаясь
лексико-грамматической нормы, отсутствие пауз между высказываниями.
Средний уровень – это когда дети испытывают трудности при установлении
причинно- следственных связей, нарушенной последовательностью изложения,
высказывания с преобладанием простых нераспространенных предложений,
наличие лексико-грамматических неточностей, наличие коротких пауз в
процессе обсуждения. Низкий уровень - это когда затрудненно
установление причинно-следственных связей, нарушение последовательности
воспроизведения, использование в речи простых синтаксических конструкций,
наличие ошибок.
Последним
компонентом исследования является - составление рассказа по картинке
(творческий рассказ), в процессе исследования которого выявляют умения
детей составлять связное высказывание с опорой на собственный жизненный опыт и
речевые возможности.; умения воссоздавать события выходящие за пределы
изображения.
Критериями
оценки уровня сформированности связно речи данного компонента будут:
умение составлять рассказ силой воображения, воссоздавать события,
выходящие за пределы изображенного на картинке и выражать в речи;
умение выстраивать высказывания, не отклоняясь от темы; умение использовать
в речи сложные синтаксические конструкции; умение строить правильные
лексико-грамматические высказывания.
Таким
образом выделяют три уровня сформированности связной речи. Высокий
уровень - это способность составлять рассказ силой воображения и
воссоздавать события, выходящие за пределы изображенного на картинке,
умение последовательно выстраивать высказывания, используя в речи сложные
речевые конструкции, способность четко излагать свои высказывания соответсвующие
лексико-грамматическим правилам, отсутствие пауз между высказываниями. Средний
уровень – это недостаточная способность составления рассказа , т.к.
необходимо воссоздавать событие предшествующее или последующее
изображенному на картинке в своем воображении, нарушенной
последовательностью изложения, высказывания с преобладанием простых
нераспространенных предложений, наличие лексико-грамматических
неточностей, наличие коротких пауз в процессе обсуждения. Низкий уровень
- это когда дети затрудняются составить рассказ по воображению,
нарушение последовательности воспроизведения, использование в речи
простых синтаксических конструкций, наличие аграмматизмов.
При проведении анализа
исследоваия речевых высказываний нужно определить особенности восприятия и
продуцирования детьми высказываний (предложений), содержащих сложные
логико-грамматические связи, сложноподчиненные предложения, и предложения с
различным интонационным оформлением. Изучить способности детей составлять
тексты. Определить характер ошибок, допускаемых в речи.
Узучив
результаты исследования, необходимо помнить- отклонения в связной речи у детей
с задержкой психического развития наблюдаются уже в предложениях и имеют
своебразные особенности. Обычно, у детей с задержкой психического развития наблюдается
большое количество ошибок семантического и лексико-грамматического характера, которые
проявляются на уровне предложений и текстов. У этих детей обнаруживаются
определенные сложности в понимании текстовых конструкций. Наиболее видимые
проблемы в восприятии и продуцировании вызывают предложения, которые
содержатся подчинительные связи. Изучая возможности воспроизведения предложений
различной синтаксической сложности, нужно учитывать, что дети с
задержкой психического развития не способны использовать сложные синтаксические
конструкции в речи. Большая часть детей, как правило использует в речи простые
односложные синтаксические конструкции в которых обнаруживается большое
количество грамматических ошибок
Из предложенных заданий
обследования, которые были предложены детям с ЗПР, самым доступным является тематическая
беседа. Доступность этого задания, объясняется тем, что дети не связаны с
содержанием конкретного текста или картинок. Продуцирование не связано с
тем или иным припоминанием каких-либо событий или конкретных вещей. Дети
самостоятельно выбирают речевые средства из своего запаса словаря , что
позволяет допускать значительно меньше количество ошибок. Фразы как правило,
характеризуются односложностью и бедностью в интонационном оформлении,
наблюдаются семантические ошибки.
При выполнении остальных
заданий (пересказ рассказ по серии картинок, по сюжетной картинке,
рассказ-описание, рассказ с элементом творчества) дети, как правило ,
испытывают значительные трудности. Подавляющее большинство ошибок- это ошибки
семантического характера.
Количество
лексико-грамматических ошибок в речи зависит от специфики, того или иного
задания. В заданиях, требующих точного воспроизведения (пересказ текста, описание
предмета) в речи ,как правило, наблюдаются ошибки словоизменения и
словообразования. В самостоятельно составленных рассказах, ошибок лексико-грамматического
характера, встречается значительно меньше , но синтаксические конструкции, воспроизводимые
детьми, как правило, простые малораспространенные.
Из практики,
можно заключить, что высокий уровень развития связной речи из числа обследуемых детей с задержкой
психического развития, как правило, не обнаруживаются ни у одного ребенка.
Средний уровень развития связной речи встречается у 36%
детей с задержкой психического развития.
Низкий уровень развития связной речи встречается, примерно,
у 63% .
Таким образом, можно
сказать, что развитие связной речи детей с задержкой психического развития
соответствует, как правило, среднему и низкому уровням развития. Низкий уровень
встречается значительно чаще.
Таким образом, моно
выделить из общего числа детей две группы, отличаются наличием определенных
допущенных ошибок в их связной речи. Эти нарушения у обеих групп детей обнаруживаются
как во внутреннем, так и на внешнем этапе образования высказывания.
Первую группу
составляют дети со средним уровнем развития свзной речи. По количеству и характеру допускаемых
ошибок в речи, можно отметить, что наиболее часто встречаются: пропуски
слов , которые лишены определенной смысловой нагрузки или неточно
используют их, что не влияет на общий смысл высказывания.
Восприятие и воспроизведение
предложений различной интонационной окрашенности у этих детей вызывает
значительные затрудности .
Нарушения воспроизведения
текстов, наблюдается уже на семантическом, и на лексико-грамматическом
уровнях. Как правило, отмечается замена слов (часто близких); нарушение логической
последовательности в изложении, отвлечение от описания одних деталей) на
другие; пропуски фрагментов; не использование в речи предлогов; не правильное
использование межфразовых средств связи.
Как правило,
трудности у этих детей заключаются в нарушениях коммуникативной и
структурной целостности . Это выражается в наличии следующих речевых ошибок: неправильное
использование слов, нарушение порядка слов в предложении, пропуски важных
фрагментов, а также, нарушение причинно-следственной связи.
Вторую группу
образуют дети с низким уровнем. Они
как правило, уже не понимают и могут продуцировать текст. Они не
воспринимают сложные логико-грамматических конструкции, сложные предложения , в
которых содержатся союзы, не улавливают интонационного оформления
высказываний. Что свидетельствует, в свою очередь, о более тяжелых и сложных
нарушениях связной речи. Здесь обнаруживаются большие затруднения при
работе с текстом. Встречающиеся ошибки – это замены, пропуски слов; использование
в речи предложений абсурдного содержания; переходы на другие темы, побочные
ассоциации; изменения общего смысла.
Особенностью этой
группы детей является то, что ученики , как правило, не хотят выполнять
задания и не пользуются помощью.
Можно заключить,
что нарушения программирования связного речевого высказывания у этих детей наблюдается
уже в отдельных высказываниях ,что свидетельствует о более сложных и тяжелых нарушениях
речи, чем у первой группы детей. В высказываниях наблюдается отсутствие
смысла, коммуникативной и структурной целостности, отсутствие взаимосвязи.
Нужно отметить,
что исследуемая группа детей неоднородна по наличию нарушений в связной
речи. Как правило, у всех детей с задержкой психического развития, преобладает
сложность восприятия семантического характера. Семантические нарушения в речи
этих детей, как правило, разнообразны. Навыки, представленных видов
рассказывания не сформированы.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.