Родительское собрание
«Психологические особенности
экзаменов на современном этапе
и помощь родителей в подготовке к
ГИА (ЕГЭ)»
Добрый день уважаемые родители, рада вас видеть, и надеюсь, что наша
беседа будет полезна как для вас, так и для нас педагогов.
Посмотрев
за окно, мы увидим, что там зима, но с нетерпением ждем наступления
весны, именно весной улучшается настроение, мы ждем и готовы к переменам, и нам
хочется быть счастливыми…
Но
для наших детей весна – период активной подготовки к серьезным испытаниям
и этим испытанием будут экзамены.
Казалось бы,
пора уже привыкнуть к этому страшному слову ЕГЭ, но оно будоражит все
наши мысли….
Государственная
итоговая аттестация (ЕГЭ, ГИА, ОГЭ) – это система экзаменов по отдельным предметам, которые предлагают сдавать
выпускникам школы.
Психологическая готовность выпускников к
экзаменам состоит из нескольких компонентов:
1. Фронтальная подготовка учащихся, предоставляющая им
необходимую информацию о правилах и нормах процедуры ЕГЭ
(ГИА, ОГЭ) и направленная на выработку
индивидуального стиля работы.
2.
Выработка индивидуальной стратегии поддержки
для конкретных учащихся с учетом
их индивидуальных особенностей
3.
Привлечение родителей: ознакомление их со
спецификой ЕГЭ и ГИА, ОГЭ.
Ситуация экзамена
является сложной практически для всех выпускников. Слово «экзамен» переводится
с латинского как «испытание». И именно испытаниями,
сложными, подчас драматичными, становятся выпускные экзамены для выпускников. В
современной педагогике высказываются самые разные мнения по поводу ЕГЭ. Но что
бы мы ни считали по этому поводу, реальность такова, что наши дети будут его
сдавать в конце года, и поэтому первостепенную важность приобретает вопрос о
том, как им в этом помочь.
В чем же особенности ЕГЭ (ОГЭ, ГИА)?
ЕГЭ (единый
государственный экзамен), ГИА основан на тестовых технологиях. Введение тестов
было обосновано стремлением исключить субъективность оценки преподавателем
знаний выпускников. И действительно, исключительно с этой точки зрения ЕГЭ, ГИА
объективны. Однако влияние «человеческого
фактора» тестирование устраняет на редкость однобоко, т.к. ЕГЭ и ГИА не учитывает ровным счетом никаких личностных,
психологических особенностей ребенка.
Одним из принципов
предъявления тестовых заданий является мозаичность – т.е. чередование вопросов из разных областей по
экзаменационному предмету. При таком подходе одним из важнейших составляющих
успешного выполнения текстовых заданий является хорошо развитая переключаемость
внимания. А её уровень у всех детей различен. Получается, что ЕГЭ и ГИА
оценивает не только знания, но и
особенности нервно-психической деятельности ребенка. Всем известно, что разным людям для выполнения одной и той же работы
требуется разное количество времени. Это время определяется множеством
факторов, таких как: работоспособность, истощаемость внимания, энергетический
потенциал и др.
Однако, в последнее время тестирование, как новая форма экзамена
накапливает свой опыт. Учителя вводят тестовые технологии в систему обучения.
Тренировки в выполнении тестовых заданий позволяют
реально повышать тестовый балл. Во время
таких тренировок формируются соответствующие психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля. Психотехнические навыки
сдачи экзаменов не только повышают эффективность подготовки к экзаменам,
позволяют более успешно вести себя во время экзамена, но и
вообще способствуют развитию навыков
мыслительной работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладевать собственными эмоциями.
Безусловно, экзамены
– стресс как, для выпускника, так и для родителей. Успешность сдачи экзамена во многом зависит от настроя и
отношения родителей. Помощь взрослых
очень важна, поскольку человеку, кроме всего прочего, необходима еще и
психологическая готовность к ситуации сдачи серьезных экзаменов.
Задача
родителей состоит в том, чтобы помочь ребятам и себе перейти от
восприятия «Экзамена» как проблемы, к восприятию «экзамена»
как решаемой задачи!
Мы
люди взрослые, умудренные опытом и понимаем, что любую ПРОБЛЕМУ
можно и нужно решать.
При
решении Проблемы приходится преодолевать препятствия
– т.е. ТРУДНОСТИ.
Какие
трудности на ваш взгляд возникают у детей при подготовке к ЭКЗАМЕНУ?
Познавательные
–
недостаточный объем знаний, испытывают трудности при переключении разных видов
деятельности.
Личностные – не
умение адекватно оценивать свои знания, способности.
Нормативные –
недостаточное знакомство с процедурой экзамена, незнакомое место, незнакомые
взрослые.
Чем Вы можете помочь своему ребенку в сложный период подготовки
и сдачи экзаменов?
·
Владением информации о процессе проведения
экзамена.
·
Пониманием и поддержкой, любовью и верой в
силы ребенка (не нужно упрекать, доверяйте своему ребенку, но в то же время
контролируйте).
·
Участием в подготовке к ЕГЭ (Обсудите, какой учебный материал нужно повторить. Вместе
составьте план подготовки. Проводите репетиции письменного экзамена (ЕГЭ/ГИА). Помогите исправить ошибки и обсудите, почему они
возникли).
·
Организацией режима (именно родители могут
помочь своему ребенку наиболее эффективно
распорядиться временем и силами при подготовке к экзаменам).
Согласитесь, что каждый, кто сдает экзамены, независимо от их
результата, постигает самую важную в жизни науку –
умение не сдаваться в трудной ситуации, а провалившись – вдохнуть полной грудью
и идти дальше.
А для тех родителей, чьи дети еще пока не
доросли до экзаменационного возраста, я также хочу дать несколько
рекомендаций. Итог обучения в школе – это сдача экзаменов и получение аттестата
об образовании. Поэтому все годы обучения – это и есть подготовка к экзаменам. Известно,
как важно для родителей, чтобы их ребенок был успешен. Поэтому: интересуйтесь
успехами и неудачами вашего ребенка, контролируйте выполнение им домашних
заданий, помогайте в учебе, в постижении наук, поддерживайте тесную связь с
учителями, не бойтесь просить о помощи, если в таковой есть необходимость. Я
надеюсь, что вместе мы с вами воспитаем достойных людей, умеющих радоваться
жизни, умеющих помогать другим и себе, достойных семьянинов и членов общества.
Педагог-психолог
МОУ СОШ № 6 с.Саблинского Чеботарь С.Н.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.