Общеразвивающая
образовательная программа
детского
объединения
«Металлообработка на металлорежущих станках»
Срок реализации -4 г.
Возраст обучающихся – 12-17 лет
Составитель:
Педагог
дополнительного образования
Никитин
Владимир Анатольевич
Самара
2017г
Оглавление
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА.. 3
1.1. Актуальность,
новизна и педагогическая целесообразность. 3
1.2. Цель
и задачи. 4
1.3. Особенности
программы.. 5
1.4. Условия
реализации программы.. 5
1.5. Прогнозируемые
результаты образовательного процесса. 5
II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ
ПЛАН.. 10
2.1. Первый
год обучения. 10
2.2. Второй
год обучения. 12
2.3. Третий
год обучения. 15
2.4. Четвертый
год обучения. 17
III. СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА.. 21
3.1. Первый
год обучения. 21
3.2. Второй
год обучения. 25
3.3. Третий
год обучения. 30
3.4. Четвертый
год обучения. 34
IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ.. 40
4.1. Особенности
тематического построения программы.. 40
4.2. Воспитательная
работа. 41
4.3. Материально-техническое
оборудование. 41
V. ЛИТЕРАТУРА.. 43
Календарно-тематический
план. 44
1.1.
Актуальность, новизна и педагогическая
целесообразность
В настоящее время в
обществе существуют такие проблемы как организация свободного времени молодежи,
их предпрофессиональная ориентация. Очень важно повысить уровень
мотивированности обучающихся на получение профессионального образования в
формировании предпрофессиональных компетенций:
- понимать сущность и
социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый
интерес;
- организовать
собственную деятельность, исходя из целей и способов ее достижения;
- работать в команде.
Для решения этих проблем в
условиях дополнительного образования сформировано объединение обучающихся,
которое поможет молодым людям раскрыть их творческие способности, получая информацию
о металле и его обработки на металлорежущих станках.
-
Новизна и педагогическая
целесообразность программы заключается в ее содержании:
-
военно-патриотическое воспитание (при работе
с металлообрабатывающим оборудованием, ребята изучают историю отечественного
станкостроения, подвиги советских токарей, фрезеровщиков, станочников, слесарей
в военное и мирное время);
- экологическое
воспитание (раскрывается важность применения экологически чистых материалов и
технологий, применяемых при работе на металлообрабатывающих станках).
Целью программы «Металлообработка
на металлорежущих станках» являются: формирование социальной личности, ориентированной
на развитие и углубление интереса к рабочим профессиям.
Задачи
1. предметные:
-
научиться работать и изготавливать детали
на металлорежущих станках, используя современные IT-технологии,
соблюдая дисциплину, технику безопасности;
-
работать на металлорежущем оборудовании с
применением режущих и мерительных инструментов;
-
изготавливать детали на металлорежущих
станках, согласно чертежу;
-
уметь использовать полученные умения и
навыки в быту;
2. развивающие:
- развить способность к самостоятельному
решению возникающих проблем и постоянному самообразованию;
-
развить внимание в процессе изготовления
деталей и эксплуатации оборудования;
3. воспитательные:
-
воспитать взаимоуважение и внимание к учащимся
группы, умение работать в команде;
-
воспитать аккуратность, настойчивость,
самодисциплину, трудолюбие, изобретательность.
1.3.
Особенности программы
В результате освоения учебного курса,
учащиеся приобретут следующие знания:
- техника безопасности и основы гигиены
труда при работе;
- физические и химические свойства
материалов специфика их применения, подготовка материалов к работе;
-
понятия о шаблонах, чертежах, масштабах
увеличения и уменьшения чертежей, овладение техникой работы с шаблонами;
-
применение режущих и мерительных
инструментов.
1.4.
Условия реализации программы
Выбор
технической направленности обучения учащихся не должен проводиться по
гендерному признаку. В группе могут обучаться как мальчики, так и девочки.
Комплекс
оборудования, необходимого для реализации программы, ограничен в связи с
требованиями СанПИН. В связи с этим группа комплектуется из учащихся возраста
12-17 лет, проявивших интерес к предмету, относящихся к работе творчески.
Содержание
программы рассчитано на 4 года обучения:
1 г.о. – 144 час (4 час в неделю)
2 г.о.- 4 г.о.– по 216 час в год (6 час в
неделю)
Занятия групповые с
использованием индивидуального подхода. Количество учащихся:
1 г.о. - 12 человек;
2-4 г.о –10 человек.
Личностные результаты:
-
формирование ответственного отношения к
учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию
на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации
умственного и физического труда;
-
развитие трудолюбия и ответственности за
результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения
перспективных потребностей;
-
формирование коммуникативной
компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при
коллективном выполнении работ или проектов с учетом общности интересов и
возможностей членов трудового коллектива;
-
проявление технико-технологического и
экономического мышления при организации своей деятельности;
-
формирование основ экологической культуры,
соответствующей современному уровню экологического мышления; бережное отношение
к природным и хозяйственным ресурсам.
Метапредментные результаты:
·
Коммуникативные
ü формирование и развитие
компетентности в области использования информационно-коммуникационных
технологий (ИКТ); выбор для решения познавательных и коммуникативных задач
различных источников информации;
ü организация учебного сотрудничества и
совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и координация
совместной познавательно-трудовой деятельности с другими еѐ участниками;
объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в
решение общих задач коллектива;
ü соблюдение норм и правил безопасности
познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и
правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
·
Познавательные
ü оценивание своей
познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм,
эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и
принципам;
ü самостоятельная организация и
выполнение различных творческих работ но созданию изделий и продуктов,
востребованных в быту;
ü виртуальное и натурное моделирование
технических объектов и продуктов; проявление инновационного подхода к решению
учебных и практических задач;
·
Регулятивные
ü алгоритмизированное планирование
процесса познавательно-трудовой деятельности;
Предметные результаты:
-
историю развития станкостроения;
-
название, назначение и способы работ
режущих инструментов (резцы, сверла, фрезы, плашки, метчики);
-
название, назначение и способы работ
мерительных инструментов (штангенциркуль, микрометр, калибры, образцы
шероховатости);
-
виды и свойства черных и цветных металлов;
-
основные правила снятия простых размеров с
детали (заготовки);
-
решение простых конструкторских и
технологических задач;
-
правила организации рабочего места;
-
правила техники безопасности.
умеет:
-
работать с режущими инструментами (резцы,
сверла, фрезы, плашки, метчики);
-
работать с мерительными инструментами
(штангенциркуль, микрометр, калибры, образцы шероховатости);
-
снимать показания с простых деталей
(заготовок);
-
решать простые конструкторские и
технологические задачи;
-
выполнять правила техники безопасности в
процессе работ.
владеет:
-
навыком работы с мерительными
инструментами.
-
навыком работы с режущими инструментами.
-
навыком работы с заточными станками.
Учащийся знает:
-
составление
чертежей в программе Компас 3D.
-
правила
техники безопасности при работе на металлорежущих станках.
-
правила
техники пожарной безопасности с оборудованием и в помещении.
-
охрану
труда.
-
правила
гигиены (личная, оборудования, помещений).
-
составление
технологического процесса при изготовлении детали.
-
правила
эксплуатации металлорежущих станков и оборудования.
умеет:
-
изучать, читать и составлять чертежи в
программе Компас 3D.
-
составлять
технологический процесс при изготовлении детали.
-
выполнять
наладку и подналадку металлорежущего оборудования.
-
устранять
неисправности, возникающие во время эксплуатации.
-
работать
с простыми чертежами и масштабами.
владеет
-
навыком
снимать показания с простых деталей (заготовок).
-
навыком
работы на сверлильном станке.
-
навыком
работы на заточном круге.
-
навыком
работы на токарном станке.
-
навыком
работы метчиком.
-
навыком
работы плашкой.
-
навыком
работы на фрезерном станке.
Учащийся знает:
-
классификацию
станков и металлорежущего оборудования. Правила проведения соревнований.
-
технику
безопасности эксплуатации станков и оборудования.
-
технологию
при изготовлении деталей.
-
свойства
черных и цветных металлов.
-
технологию
изготовления металлического уголка.
-
технологию
изготовления навесов (петли).
-
технологию
изготовления штуцера.
-
технологию
изготовления болта.
-
технологию
изготовления гайки.
умеет:
-
использовать металлорежущие станки и
оборудование.
- подбирать необходимый мерительный и
режущий инструмент.
- эксплуатировать металлорежущее
оборудование.
- изготавливать металлический уголок.
- изготавливать навес (петли).
- изготавливать штуцер.
- изготавливать болт.
-
изготавливать
гайку.
-
руководить
действиями своих помощников при эксплуатации станков.
-
работать
с простыми чертежами и масштабами.
-
владеет:
-
навыком
работы мерительными и режущими инструментами.
-
навыком
работы на компрессорном оборудовании.
Учащийся знает:
-
технику
безопасности эксплуатации металлорежущих станков и оборудования.
-
технологию
при изготовлении деталей.
-
процесс
составления, создания и кодирование управляющих программ для ЧПУ оборудования.
-
процесс
загрузки программ в ЧПУ станок.
-
принцип
установки-снятия заготовки в ЧПУ станка.
-
дополнительное
оборудование (приспособления) для работ на ЧПУ станках.
умеет:
-
выполнять наладку станка для обработки
деталей.
-
выполнять подналадку станка (в т.ч. в процессе
работы) для обработки деталей.
-
устанавливать-снимать дополнительное
оборудование для ЧПУ станка.
-
создавать, загружать и редактировать
программу для ЧПУ станка.
-
устанавливать-снимать деталь (заготовку) в
ЧПУ станок.
-
руководить действиями своих помощников при
эксплуатации оборудования.
владеет:
-
навыком
чтения и составления чертежей в программе Компас 3D.
-
навыком
составлять технологический процесс при изготовлении детали.
-
навыком
работы со стойкой станка ЧПУ.
-
навыком
работы с ЧПУ станком.
IV.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
4.1.
Особенности тематического построения
программы
Необходимым
условием организации образовательного процесса является внедрение различных
приспособлений, разработка новой продукции (молоток,
навес, гайка, болт, штуцер, металлический уголок, полка), участие в конкурсах
технического творчества, профессионального мастерства.
Основной формой обучения
является учебно-практическая деятельность учащихся.
При организации
творческой или проектной деятельности учащихся акцентируется внимание учащихся на
потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве
творческой идеи.
На
первом году обучения программа предполагает: знакомство с основами мерительных
и режущих инструментов; историей развития отечественного станкостроения; снятие
простых размеров с деталей (заготовок); принцип и правила организации рабочего
места; решают простейшие конструкторские и технологические задачи.
На
первом году обучения особое внимание уделяется техники безопасности, пожарной
безопасности, охране труда, личной гигиене, гигиене оборудования и помещения
(мастерских).
На втором году обучения учащиеся
получат:
-
учения и навыки в составлении (в программе
Компас - 3D) и чтении чертежей,
символов;
-
знания и начальные умения в составлении
технологического процесса, необходимого при изготовлении детали;
На третьем году обучения акцентируется
внимание обучающихся на область трудовой деятельности с использованием полученных
программных знаний умений и навыков для дальнейшей их профессиональной
ориентации в рабочих профессиях. Обучающиеся становятся конкурентоспособными на
рынке труда.
Четвертый год обучения
предполагает развитие у обучающихся потребности в творческий деятельности. Учебно-исследовательская
деятельность направлена на изучение ЧПУ станков (написание программ,
программирование станка со стойки и съёмного носителя, обслуживание и
эксплуатация оборудования).
При организации учебно-воспитательного
процесса учитывается: высокая утомляемость, смена настроения, эмоциональный
спад. Для решения данных проблем используются здоровьесберегающие технологии
основанные со сменой деятельности (проектная деятельность, работа на станках,
теоретическое освоение материала, физкультминутки и т.п.).
Большая часть учебного
времени отведена на практические занятия. В процессе работы, учащиеся
овладевают приемами, техникой выполнения и навыками изготовления деталей, которые
могут быть применены учащимися в быту. Изделия выполняются в короткий срок (2-22 учебных часа), что
позволяет ученикам достаточно быстро видеть результаты своего труда.
4.2.
Воспитательная работа
Учащиеся, занимающиеся
техническим творчеством, лучше справляются с учебной нагрузкой, легче
адаптируются к условиям школьной жизни. Занимаясь любимым делом, учащиеся
приобретают такие качества, как: усидчивость, аккуратность, целеустремленность,
любознательность, жизненный опыт в дальнейшей профессиональной деятельности и
быту, что способствует лучшему усвоению школьной программы.
Работа с учащимися в
течение года складывается из работы на металлорежущих станках, рабочих мерительных
и режущих инструментах.
Ведется воспитательная работа, направленная на предпрофессиональную
ориентацию, создание и развитие детского коллектива и творческого сотрудничества
с другими коллективами.
Предпрофессиональная ориентация
помогает учащимся понять, как важен рабочий труд, сущность и социальная
значимость своей будущей профессии.
В воспитательной работе
играет главную роль - посещение выставок, тематические экскурсий, конкурсы. Эта
работа способствует созданию психологического комфорта ребенка, желание видеть
и общаться с друзьями, заниматься любимым делом. Это достигается с
использованием средств и приемов методики коллективной, творческой,
организаторской деятельности.
4.3.
Материально-техническое
оборудование
В
работе объединения используются различные инструменты, оборудования, наглядные
пособия.
Наглядные
пособия и технические средства обучения (ТСО), требуемые для организации
образовательного процесса:
-
мультимедиа проектор;
-
интерактивная доска;
-
локальная сеть (аппаратные средства);
-
ПК - рабочее место педагога;
-
ПК - рабочее место учащегося;
-
принтер лазерный;
-
источник бесперебойного питания;
-
комплект сетевого оборудования;
-
устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными
объектами;
-
клавиатура и мышь;
-
сканер;
-
устройства ввода/вывода звуковой информации;
-
микрофон, колонки и наушники;
-
заготовки деталей;
-
режущие и мерительные инструменты.
Программные
средства:
-
операционная система Windows;
-
пакет офисных приложений Microsoft Office;
-
растровые и векторные графические редакторы;
-
архиватор 7zip.
V.
ЛИТЕРАТУРА
·
Технология: программы начального и
основного общего образования / [В.Д.Симоненко, П.С.Самородский, Н.В.Синица и
др.]; под ред. В.Д.Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2011.
·
Технология. Технический труд: 5 класс:
методические рекомендации к проведению уроков / А.Т.Тищенко. – М.
:Вентана-Граф, 2011.
·
Технология. Индустриальные технологии : 5
класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Т. Тищенко,
В.Д. Симоненко. – М. :Вентана-Граф, 2012.
·
Тищенко А. Т. «Технология. Индустриальные
технологии», учебник для обучающихся 5 класса, М.: «Вентана-Граф», 2012год.
·
Тищенко А. Т. «Технология. Индустриальные
технологии», учебник для обучающихся 6 класса, М.: «Вентана-Граф», 2012год.
·
Тищенко А. Т. Технология. Индустриальные
технологии: 6 класс: методическое пособие / А. Т. Тищенко. – 2-е изд. ,дораб.
–М.: Вента-Граф, 2014.
·
Тищенко А. Т. Технология. Индустриальные
технологии: 5 класс: методическое пособие / А. Т. Тищенко. – 2-е изд.,дораб.
–М.: Вента-Граф, 2014.
Электронное сопровождение:
-
http://schol-collection.edu.ru - Единая коллекция цифровых образовательных
ресурсов.
-
http://fcior.edu.ru - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
-
http://www.ict.edu.ru - портал «Информационно-коммуникационные технологии в
образовании».
-
http://school-club.ru - «Школьный клуб», электронные уроки, энциклопедии,
игры учебники, тренинги для детей и взрослых, видеофильмы, сетевые
профессиональные сообщества.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.