«Утверждаю»
Директор
МАОУ «Лицей №5»
______________ Сергеев Н.И.
.
Приказ № ________2014 года
Общеобразовательная
(общеразвивающая) программа
внеурочной
деятельности «Красная строка»
Срок реализации: 2 года
Возраст
учащихся: 12-13 лет
Руководитель:
Яковлева И.И.
Программа внеурочной деятельности «Красная
строка», авторская, общеинтеллектуальной направленности.
Автор: Яковлева И.И.
Программа рассмотрена и утверждена на
заседании педагогического совета. Протокол №1 от 28 августа 2014 года.
Председатель
педагогического совета ________________Н.И. Сергеев
Пояснительная
записка
Программа разработана для занятий с
учащимися 6-7 классов по гуманитарному направлению в соответствии с новыми
требованиями ФГОС основного общего образования. Цели
настоящей программы:
- содействовать интеллектуальному, нравственно-эстетическому
развитию учащихся через совершенствование их языкового мышления, детского
речевого творчества; -
пробудить у детей потребность к самостоятельной творческой работе над познанием
родного слова и над своей речью; -
формировать способность к авторской письменной речи, сочинительству. Данная
программа носит практический характер и призвана
способствовать развитию самопознанию учащихся и самораскрытию их творческих
способностей, и направлена на удовлетворение
специфических познавательных интересов школьников в области журналистики,
выходящей за рамки учебного предмета (литературы и русского языка), но
способствующей созданию
положительной мотивации обучающихся к предметам гуманитарного цикла. В
программе расширена понятийная основа обучения связной речи. Теория приближена
к потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь учащимся осознать
свою речь, опереться на речеведческие знания как систему ориентиров в процессе
речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля. Для каждого года
обучения выделяются коммуникативные умения, связанные с различными видами
учебной деятельности. Каждый блок включает в себя знаниевый компонент,
помогающий учащимся осмыслить через понятия свой практический опыт;
коммуникативно - деятельностный компонент, формирующий коммуникативные умения и
навыки; контрольный компонент, направленный на развитие навыков самопроверки. Отличительной
особенностью занятий является система, где ребенок
узнает что-то новое, обогащает свой словарный запас, постигает лексическое
многообразие и образность родного языка, приобретая навыки самостоятельной
работы. Практическая
направленность раскрывает умения видеть прекрасное, понять его и оценить. В ходе
занятий обучающиеся расширяют кругозор, создают свои произведения и получают
оценку слушателей, что содействует мотивации участия детей в работе кружка. Технологии,
используемые в системе занятий по программе «Красная строка», ориентированы на
то, чтобы учащийся получил такую практику, которая поможет ему овладеть
общеучебными и специальными навыками.
Формы занятия, предусмотренные
программой: 1.
свободная творческая дискуссия; 2.
выполнение творческих заданий; 3.
экскурсии; 4.
активные методы формирования системы общения; 5.практическая
работа (подготовка материалов для публикаций в прессе); 6.
участие в проектной деятельности.
В основу реализации программы положены личностные,
метапредметные и предметные результаты освоения программы.
Личностные результаты
обучения
1)
Овладение речеведческими навыками
устной и письменной речи.
2)
Осознание роли публичного выступления в
речи людей.
3)
Развитие интереса к созданию собственных
текстов (письма, открытки, репортажа).
4)
Умение работать в группе.
Метапредметные
результаты обучения
1)
Владение всеми видами речевой деятельности
(аудирование и чтение).
2)
Способность участвовать в речевом общении (выступление
перед аудиторией, участие в спорах, обсуждение актуальных тем с использованием
различных средств аргументации).
3)
Владение приемами отбора и систематизации
материала на определенную тему (умение вести самостоятельный поиск информации;
способность к преобразованию, сохранению и передачи информации).
4)
Навык создания устных и письменных
текстов разных типов, стилей речи с учетом замысла, адресата и ситуации
общения.
Предметные результаты
обучения
1)
Усвоение основ научных знаний о родном
языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц.
2)
Овладение основными стилистическими
ресурсами лексики и фразеологии русского языка; основными нормами русского
литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими,
орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их
в своей речевой деятельности при создании устных и письменных текстов.
3)
Осознание эстетической функции родного
языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при
анализе текстов.
Ожидаемые результаты: К
концу изучения курса кружка «Красная
строка» учащиеся должны
получить и применять на практике следующие знания и
умения:
1)
1. Овладение речеведческими навыками
устной и письменной речи.
2)
Определять стиль речи; находить в текстах
языковые средства, характерные для научного и делового стилей.
3)
Создавать устные и письменные тексты:
собирать материал к статье (с учетом стиля речи и темы) и систематизировать
его.
4)
Писать заметки в газету, рекламные
аннотации.
5)
Уметь пользоваться толковым словарём,
словарями синонимов, антонимов и омонимов, уметь определять по указанным
словарям основные сведения об определённом слове.
6)
Уметь использовать полученные знания в
практике речевого общения.
Формы промежуточного
контроля
Контроль достижения планируемых
результатов делится на промежуточный и итоговый. Контроль репродуктивных
навыков проводится в форме контрольной работы, связанной с усвоением материала
по теме. Контроль продуктивных навыков проводится по итогам обучения навыкам
создания документа. Итоговой формой контроля является публичное (групповое)
выступление на заданную тему.
Сроки
реализации программы: Программа
рассчитана на два года обучения из расчёта1 час в неделю.
Учебный
план
}
1
год обучения – 34 часа;
}
2
год обучения – 34 часа.
Итого – 68
часов.
Учебно-тематический план 1
года обучения
№ п/п
|
Тема раздела, урока
|
Кол-во часов
|
Теория
|
Практика
|
|
Раздел1
Письмо как продуктивный вид речевой
деятельности
|
16
|
8ч
|
1.
|
Знакомьтесь
- это мы.
|
1ч.
|
|
2.
|
Этапы
развития письма. Типы письма.
|
1 ч.
|
|
3.
|
Основные
типы письменных документов.
|
1ч
|
|
4.
|
Типы
деловых писем. Письмо – просьба.
|
1ч
|
|
5.
|
Типы
деловых писем. Письмо – претензия.
|
1ч
|
|
6.
|
Типы
деловых писем. Письмо – извинение.
|
1ч
|
|
7.
|
Практикум.
Написание письма – претензии о качестве товара»
|
|
1 ч
|
8.
|
Практикум.
Письмо- извинение.
|
|
1ч
|
9.
|
Анкета.
Знакомство с требованиями к заполнению анкет.
|
1 ч
|
|
10.
|
Практическая
часть.
Составление
анкеты для сбора информации при проведении опроса.
|
|
1ч
|
11.
|
Почтовая
открытка.
Знакомство с требованиями к написанию открытки.
|
1 ч
|
|
12.
|
Типы
открыток, формат открытки, обращение, завершающая фраза, подпись и порядок
написания адреса.
|
1ч
|
|
13.
|
Практическая
часть: проектное задание «Написание поздравительной открытки ко Дню Матери»
|
|
1ч
|
14.
|
Личное
письмо.
Знакомство с требования к написанию личного письма.
|
1ч
|
|
15.
|
Формат
письма, форма обращения в личном письме, завершающая фраза, подпись, стиль.
|
1ч
|
|
16.
|
Виды
писем.
|
1ч
|
|
17.
|
Письмо,
содержащее описание.
|
1ч
|
|
18.
|
Письмо-повествование.
|
1ч
|
|
19.
|
Письмо-рассуждение.
|
1ч
|
|
20.
|
Практическая
часть: написание письма.
|
|
1ч
|
21.
|
Практическая
часть: написание письма.
|
|
1ч
|
22
|
Телеграмма.
Правила оформления и отправки телеграммы, требования к ее
тексту.
|
1ч
|
|
23.
|
Практикум:
«Как
написать телеграмму».
|
|
1ч
|
24.
|
Практикум.
Поздравительная
телеграмма.
|
|
1ч
|
|
Раздел 2 Основы
риторики и публичного выступления
|
4ч
|
6ч
|
25.
|
Что такое быть
оратором. Ораторское искусство.
|
1ч
|
|
26.
|
Практическая
часть: анализ образцов публичных речей.
|
|
1ч
|
27.
|
Рождение текста.
Обязательные части публичного выступления. Нормы этикета.
|
1ч
|
|
28.
|
Практическая
часть: разработка плана выступления по заданной теме.
|
|
1ч
|
29.
|
Что и как мы
говорим? Вербальные и невербальные формы передачи информации.
|
1ч
|
|
30.
|
Практическая
часть: коммуникативная игра.
|
|
1ч
|
31.
|
Групповое
выступление. Особенности группового выступления.
|
1ч
|
|
32.
|
Работа с
вопросами и ответами.
|
|
1ч
|
33.
|
Практическая
часть: подготовка группового выступления.
|
|
1ч
|
34.
|
Практическая
часть: презентация группового выступления
|
|
1ч
|
Учебно-тематический план 2
года обучения
№ п/п
|
Тема раздела, урока
|
Кол-во часов
|
теория
|
Практика
|
|
Раздел1
Журналистика как творчество
|
16
|
7
|
1.
|
История
российской журналистики
|
2
|
|
2
|
Система
журналистских жанров.
|
1
|
|
3
|
Интервью
как жанр журналистики.
|
2
|
|
4
|
Интервью-монолог
|
1
|
|
5
|
Интервью-диалог
|
1
|
|
6
|
Интервью-зарисовка
|
1
|
|
7
|
Практикум.
«Здравствуйте, расскажите немного о себе…» или «Как брать интервью»
|
|
2
|
8
|
Репортаж
как жанр тележурналистики.
|
1
|
|
9
|
Выбор
темы для репортажа. (актуальное событие, заметка, интересные
люди, по следам исторического события, собственное участие)
|
2
|
|
10
|
Практикум
«Я учусь писать репортаж»
|
|
2
|
11
|
Публицистическая
статья
|
1
|
|
12
|
Заглавие
в тексте.
(
заглавие – цитата, заглавие – ирония)
|
1
|
|
13
|
Графическое
оформление текста. (Диаграмма, график, столбик, круг,
таблица, карта, боулд пойнтс)
|
2
|
|
14.
|
Редактирование
текста
|
1
|
|
15.
|
Практикум. Правка текста: орфографическая,
пунктуационная, авторская, редакционная.
|
|
2
|
16.
|
Практикум
«Написание статьи о проведенном школьном мероприятии»
|
|
1
|
|
Раздел2
Реклама и печать
|
6
|
5
|
17.
|
Рекламный
текст в печати.
|
2
|
|
18.
|
Язык
рекламных текстов
|
2
|
|
19
|
Практикум «Написание рекламного текста для буклета».
|
|
1
|
20.
|
Практикум «Рекламное объявление»
|
|
1
|
21.
|
Рекламные
слоганы.
|
2
|
|
22.
|
Практикум
«Написания рекламного слогана для турагентства».
|
|
1
|
23.
|
Практикум
«Написания рекламного слогана о здоровом образе жизни».
|
|
1
|
24
|
Выставка творческих работ учащихся
|
|
1
|
Содержание
изучаемого курса 1 года обучения
Раздел 1. Письмо как продуктивный вид
речевой деятельности. Этапы
развития письма. Типы письма. Основные типы письменных
документов. Типы деловых писем (письмо – просьба, письмо – претензия, письмо –
извинение). Почтовая открытка. Типы открыток, формат открытки,
обращение, завершающая фраза, подпись и порядок написания адреса. Личное
письмо. Формат письма, форма обращения в личном письме, завершающая фраза,
подпись, стиль. Виды писем. Телеграмма. Правила оформления и отправки телеграммы, требования к ее
тексту.
Раздел 2. Основы
риторики и публичного выступления. Что
такое быть оратором. Ораторское искусство. Рождение текста. Обязательные части
публичного выступления. Нормы этикета. Что и как мы говорим? Вербальные и
невербальные формы передачи информации. Групповое выступление. Особенности группового
выступления.
Содержание
изучаемого курса 2 года обучения
Раздел
1. Журналистика как творчество. История российской
журналистики. Система журналистских жанров. Интервью как жанр журналистики. Репортаж как жанр
тележурналистики. Публицистическая статья. Заглавие в тексте ( заглавие –
цитата, заглавие – ирония). Графическое оформление текста. (Диаграмма,
график, столбик, круг, таблица, карта, боулд пойнтс). Редактирование текста.
Раздел 2.
Реклама и печать. Рекламный
текст в печати. Язык рекламных текстов. Рекламные слоганы.
Методическое обеспечение
1. http://www.feb-web.ru -
Литературная энциклопедия.
2. http://www.lib/lseptember.ru - Школьная стенгазета и издательские
технологии в школе.
3. http://www.designclub.com.ua - Зарисовка.
4. http://www.rusyaz.ru - Справочная
служба русского языка.
5. http://1001.vdv.ru - «Учимся
говорить публично».
6. http://bberezka.ur.ru - «Вёрстка».
7. http://image002.ru -
«Международный пресс-клуб».
8. http://italingua.ru - «История
журналистики русской».
9. http://jf.pu.ru - «Заголовок
на газетной полосе».
10. http://linguistiss.referat.ws - «Ляпалиссиады».
11. http://mec.tgl.ru -
«Организация школьной газеты».
12. http://rost.websib.ru - «Лига
начинающих журналистов».
13. http://sigieja.narod.ru - «Учебный словарь стилистических терминов».
14. http://venec.ulstu.ru - О
журналистике.
15. http://www.atlant.ru -
«Виртуальная пресса».
16. http://www.imir2005.nm.ru - «Полиграфические термины»
17. http://www.karavan.tver.ru - «Основы газетного стиля, дизайн».
18. http://www.kvartal.websib.ru - О шрифтах.
19. http://www.spic-centre.ru - «Средства массовой информации».
20. http://www.yunikor.narod.ru - «Интернет-портал юных журналистов».
21. http://www.booksite.ruhttp://www.culture-referat.ru - Эстетика печатной полосы и современное состояние газетного
дизайна.
22. http://www.lingvistu.ru) -
Заметка.
ЛИТЕРАТУРА
Для учителя:
1. Ампилов. В. А. Современный газетный очерк [Текст] / В. А.
Ам-пилов. - Минск, 1972.
2. Антонов, В. И. Информационные жанры газетной публицистики
[Текст] / В. И. Антонов. - Саратов, 1996.
3. Белобородое, Н. В. Социальные творческие проекты в школе
[Текст]: практическое пособие / Н. В. Белобородое. - М. : АРКТИ, 2006. -168 с.
- (Школьное образование). - С. 77-86, глава «Школьная газета и её роль».
4. Ворошилов, В. И. История журналистики в России [Текст] :
конспект лекций / В. И. Ворошилов. - СПб. : Изд-во Михайлова В. А., 2000.
5. Гвоздев, Л. 3. Журналистика: инструментарий, навыки,
техника безопасности [Текст]: учебное пособие / Л. 3. Гвоздев. - М., 1999.
6. Гринина-Земскова, А. М. Сочинения в газетных жанрах. 5-9 классы [Текст]
/ А. М. Гринина-Земскова. - Волгоград : Учитель, 2003. - 120 с.
7. Журбина, Е. И. Теория и практика художественно-публицистических
жанров [Текст] / Е. И. Журбина. - М., 1969.
8. Коханова, Л. А. Экологическая журналистика, РЯ и реклама
[Текст] : учебное пособие / Л. А. Коханова. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2007. -
383 с. - (Серия «Медиаобразование»).
9. Львова, С. И. «Позвольте пригласить вас...», или Речевой
этике] [Текст] : пособие для учащихся / С. И. Львова. - 3-е изд., стереотип. -
М. : Дрофа, 2006. - 202, [6] с.: ил. - (Серия «Познавательно! Занимательно!»).
10. Спирина, Н. А. Журналистика в школе [Текст]:
экспериментальная программа дополнительного образования для обучающихся 10-11
классов общеобразовательных учреждений / сост. Н. А. Спирина. - Ленинск -Кузнецкий
: Изд-во МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 42», 2005. - 53 с.
11. Шостак, М. И. Журналист и его произведение [Текст] /
М. И. Шостак.-М., 1998.
Для обучающихся:
1. Аверичев, Ю. П. Школьникам о выборе профессии [Текст] :
спра-
вочная кн. для уч-ся 8 классов / Ю. П. Аверичев, А. Б. Дмитриев, А. В. Ко-
валёв, А. В. Щеглов. - М. : Государственное учебно-педагогическое изда-
тельство Министерства просвещения РСФСР, 1963. - 98 с.
2. Балакай, А. Г. Толковый словарь русского речевого этикета
[Текст] / А. Г. Балакай. - М. : ООО «Издательство Астрель» : ООО «Издательство
АСТ»: ООО «Транзиткнига», 2004. - 681 с.
3. Владимирцев, В. П. Газетная зарисовка [Текст] / В. П.
Владимирцев. - Иркутск: Изд-во Иркутского ин-та, 2002.
4. Горбачевич, К. С. Словарь эпитетов русского литературного
языка [Текст] / К. С. Горбачевич. - СПб.: Норинт, 2002. - 224 с.
5. Горбунова, Е. Первая подсказка для юных коллег юнкоров
[Электронный ресурс] / Е. Горбунова, С. Грушевский (с портала Юнпресс).
6. Грабельников, А. А. Работа журналиста в прессе [Текст] / А. А.
Грабельников. - М., 2001.
7. Каленчук, М. Л. Словарь трудностей русского произношения
[Текст] / М. Л. Каленчук, Р. Ф. Касаткина. - М.: Русский язык, 1997. - 468 с.
8. Семенюк, А. А. Лексические трудности русского языка
[Текст ]
словарь-справочник / А. А. Семенюк [и др.]. - М.: Русский язык, 1994
586 с. - (Малая библиотека словарей русского языка).
9. Лепилкина, О. И. Азбука журналистики [Текст]: учебное
пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений / О. И. Лепилкина,
Е. Ю. Умнова, А. Е. Зимин, И. А. Горюнова. – М.: Вентана - Гри; 2006.-272 с.
:ил.
10. Максимова, В. Русский язык и культура речи [Текст] / В.
Максимова. - М.: Гардарики, 2000.
11. Муратов, А. Задай вопрос, и я скажу тебе, кто ты
(незабываемые правила для интервьюера) [Текст] / А. Муратов // Профессия
журналист. - 2000.-№9.
12. Ожегов, С. И. Словарь русского языка [Текст] / С. И.
Ожегов. -М., 1986. Розенталь,
Д. Э. Справочник
лингвистических терминов [Текст]: пособие для учителя / Д. Э. Розенталь, М. А.
Теленкова. - М.: Просвещение, 1972. - 495 с. - (Методическая библиотека
школы).
13. Шанский, Н. М. Краткий этимологический словарь русского
языка [Текст] : пособие для учителей / Н. М. Шанский ; под ред. чл.-кор. АН
СССР С. Г. Бархударова. - Изд. 3-е, испр. и доп. - М.: Просвещение, 1975. - 543
с.
14. Школьный словарь образования слов русского
языка [Текст] / М. Г. Баранов. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2005. - 384 с.
15. Энциклопедический словарь юного литературоведа [Текст] /
сост. В. Новиков. - М.: Просвещение, 1987. - 435 с.
16. Этимологический словарь русского языка для школьников
[Текст] / сост. М. Э. Рут. - Екатеринбург: У -Фактория, 2004. - 432 с.
Письмо
претензия о качестве товара
Письмо 1:
Уважаемый Иван Иванович!
Я заказал [товары] из вашего каталога [дата]. Я получил заказ [дата] и был
очень разочарован. Я получил абсолютно отличающиеся товары от тех, которые были
изображены в каталоге. Я возвращаю заказ и прошу полностью вернуть оплаченную
сумму.
С уважением,
Петр Петров
Письмо 2:
Уважаемый Иван Иванович!
Я возвращаю вам мой заказ [товар]. Качество товара не отвечает тем требованиям,
которые были указаны при покупке. Товар не использовался и возвращается в
оригинальной упаковке. Пожалуйста, верните мне деньги в полном объеме.
С уважением,
Петр Петров
Письмо 3:
Уважаемый Иван Иванович!
[дата] я приобрел в вашем магазине мобильный телефон [марка, модель],
стоимостью [сумма]. На него установлен гарантийный срок [число] месяцев.
В течение первых [число] дней эксплуатации в мобильном телефоне выявлены
следующие недостатки:
- недостаток
- недостаток
В соответствии со ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» прошу
расторгнуть договор купли-продажи.
Приложение:
- копия кассового (товарного) чека
- копия гарантийного талона
С уважением,
Петр Петров
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.