Салтынская Надежда
Николаевна. Общая характеристика типа Кишечнополостные. Пресноводная гидра.
Биология.
Образовательное
учреждение: МАОУ
«Молчановская СОШ№2».
Предмет: биология
Класс:7
Тема: Общая характеристика типа Кишечнополостные. Пресноводная
гидра.
Продолжительность: 45 минут.
Необходимое
оборудование: проектор,
компьютер, интерактивная доска.
Авторский
медиапродукт: Microsoft Word, Microsoft Point.
Вид продукта: Наглядная презентация учебного материала.
Структура
презентации
№ слайда
|
Содержание
|
1
|
Титульный лист
|
2
|
Интерактивные
карточки(гиперссылки)
|
3
|
Миф о Лернейской
гидре
|
4
|
Тип симметрии
|
5
|
Стрекательные
клетки (гиперссылка)
|
6
|
Жизненные формы
кишечнополостных (гиперссылка)
|
7
|
Видеофрагмент
«Гидра» (гиперссылка)
|
8
|
Строение наружного
и внутреннего слоёв тела гидры (гиперссылка)
|
9
|
Тело гидры
|
10
|
Работа в группах
|
11
|
Таблица
|
12
|
Анимация движение
(гиперссылка)
|
13
|
Рефлекс
|
14
|
Размножение
|
15
|
Размножение
|
16
|
Анимация
жизненного цикла гидры (гиперссылка)
|
17
|
Анимация питания
гидры (гиперссылка)
|
18
|
Домашнее задание
|
19
|
Рефлексия
|
Целесообразность
использования медиапродукта на уроке.
1.
Недостаточное количество
информационного материала в учебнике.
2.
Развитие наглядно –
образного мышления за счет повышения уровня наглядности.
3.
Эффективное использование
времени.
4.
Повышение эффективности
усвоения учебного материала за счет одновременного изложения учителем
необходимых заданий, сведений и показа демонстрационных фрагментов.
5.
Повышение интереса
учащихся к предмету.
Задачи урока:
Образовательные:
- Изучить
особенности внешнего строения и образа жизни кишечнополостных в связи со средой
их обитания.
-
Сформировать представление о соответствии строения клеток многоклеточных
организмов выполняемым функциям.
Развивающие:
1.
Продолжить
развивать стремление к самостоятельной познавательной активности.
2.
Продолжить
формирование формально-логических умений объяснения, конкретизации,
определения, обобщения.
Воспитательные:
1.
Интеллектуальные – продолжить формирование
научного мировоззрения.
2.
Экологические
– закрепление знаний о взаимосвязи организмов в живой природе.
3.
Нравственные –
формирование знаний и убеждений учащихся об ответственности человека за
сохранение целостности биосферы нашей планеты.
Структурные элементы
|
Время
|
№ слайда
|
Развитие личностных качеств
и психических процессов
|
Репродуктивные формы
деятельности
|
Продуктивные формы деятельности
|
Организационный момент. Приветствие.
Объявление темы урока
Разъяснение задач урока
|
1 мин
|
1
|
Внимание
|
Умение слушать
|
Подготовка к
изучению новой темы. Актуализация знаний, необходимых для усвоения новой
темы.
|
8 мин
|
2
|
Внимание, память, мышление
|
Рефлексив-ность, активность, аргументи-
рование
|
Постановка
проблемы.
|
1 мин
|
3
|
Внимание, точность, логичность
|
Умение слушать и слышать,
|
Изучение нового
материала.
Объяснение учителя,
работа в группах.
|
20 мин
|
4-17
|
Внимание, память, мышление
|
Умение слушать и слышать, рефлексив-ность аналитичность,
активность
|
Стрекательные
клетки.
Индивидуальные
сообщения.
|
4 мин
|
5
|
Внимание, память
|
Умение слушать и слышать, рефлексия
|
Опыты Трамбле.
Индивидуальные сообщения.
|
4 мин
|
|
Внимание, память
|
Умение слушать и слышать, рефлексия
|
Закрепление.
|
7 мин
|
|
Внимание, память
|
Активность, аналитичность, аргументирование,
рефлексив-ность
|
Домашнее задание. Приготовить сообщения по темам: «Мадрепоровые
кораллы», «Сцифоидные медузы», «Актинии». Приготовить карточки с рисунками и
вопросами по клеткам гидры. §13, изучить, рассмотрите рисунки и
объясните изображённые процессы, выучить термины.
|
1 мин
|
18
|
Внимание
|
Самостоятельность, активность любознательность,
мышление
|
Рефлексия.
Моя мыслительная активность на уроке была….
Больше всего мне понравилось…..
Сегодняшний урок показал мне…..
|
1 мин
|
19
|
|
|
Ход урока
I.
Орг. момент (слайд 1).
II.
Подготовка к
изучению новой темы. Актуализация знаний (слайд 2).
1.Определите
строение амёбы обыкновенной и функции органоидов клетки (работа у
интерактивной доски по электронной карточке из программы «1С: Школа.Биология,
7класс»).
2. Определите
строение эвглены зелёной и функции органоидов клетки (работа у интерактивной
доски по электронной карточке из программы «1С: Школа.Биология, 7класс»).
3. Определите
строение инфузории - туфельки и функции органоидов клетки (работа у
интерактивной доски по электронной карточке из программы «1С: Школа.Биология,
7класс»).
4. Какова
роль простейших в природе?
5. Назовите известные
вам заболевания, вызываемые простейшими, и меры предупреждения этих
заболеваний?
III. Изучение новой темы.
1.Постановка
проблемы(слайд 3).
Чтение фрагмента о
подвиге Геракла (борьба с гидрой).
Мог ли Геракл
сражаться с гидрой?
2. Тип Кишечнополостные. Сообщение учителя.
Многоклеточные животные – потомки
древних простейших. Их тело состоит из большого числа клеток. Группы этих
клеток различаются по строению и функциям. Клетки многоклеточных животных
объединяются в ткани и органы, выполняющие различные функции в целостном
организме. Для многоклеточных животных характерно индивидуальное развитие
– процессы сложных преобразований, происходящие от зарождения особи до конца ее
жизни.
Многоклеточные более полно по
сравнению с одноклеточными приспособлены к различным условиям окружающей среды.
Следовательно, возникновение многоклеточных животных – качественно новый этап в
развитии животного мира на Земле. Многоклеточные организмы объединены в большое
подцарство, включающее в себя свыше 20 типов животных.
Нам
предстоит познакомиться с особенностями кишечнополостных животных и объяснить
их строение образом жизни на примере пресноводной гидры.
Сегодня на уроке мы начинаем новую группу животных тип
Кишечнополостные.
Обращается внимание учеников на строение слова. Почему
кишечнополостные получили такое название? (Слово состоит из двух частей:
кишечник и полость).
Кишечнополостные (слайд
4)– это многоклеточные животные,
имеющие лучевую (радиальную) симметрию. Их тело состоит из
двух слоев клеток и имеет мешковидную полость – так называемую кишечную
полость. Для кишечнополостных характерно наличие стрекательных
клеток. Поэтому второе название типа Стрекающие.
Какой образ жизни ведут животные с
такой симметрией тела? (Лучевая симметрия – это характерный признак сидячих или
малоподвижных животных. В этом случае животному в равной степени с любой
стороны может грозить опасность. Поэтому тела этих животных построены таким
образом, что средства защиты или улавливания добычи направляются в разные
стороны, как лучи (или радиусы) из единого центра).
3.Стрекательные
клетки (индивидуальное сообщение учащегося) (слайд 5).
4.
Особенности
кишечнополостных. Сообщение учителя. (слайд 6)
Кишечнополостные могут быть одиночными
и колониальными.
Группа особей, имеющих сходные
приспособления для обитания в одинаковой среде, называется жизненной
формой животных.
Для современных кишечнополостных
характерны две
жизненные формы (два
поколения): прикрепленная форма – полип и свободноплавающая форма
– медуза.
Полипы (от греч. полип –
"многоног") – жизненная форма, названная так за многочисленные
щупальца. В редких случаях (рис. 37, А) полипы бывают одиночными
(например, гидра и актиния), чаще же они составляют колонии до нескольких тысяч особей. В форме медузы
(рис. 37, Б) кишечнополостные, как правило, живут одиночно.
У многих кишечнополостных обе
жизненные формы (оба поколения) сменяют друг друга (чередуются) в течение жизненного
цикла – от рождения организма до смерти. Некоторые (гидры, коралловые
полипы) не имеют
свободноплавающей формы – медузы. Другие (сцифоидные медузы) утратили форму
полипов.
5.
Образ жизни и внешнее
строение гидры. Демонстрация
видеофрагмента «Гидра». (слайд 7)
Ответьте на вопросы.
1.
Где живет гидра? ( В
водоемах с чистой водой (в заводях рек, озерах и прудах)
2.
Каково её внешнее строение? (Это
небольшое полупрозрачное животное длиной около 1 см. Тело гидры имеет
цилиндрическую форму. Нижним концом его, то есть подошвой, она
прикрепляется к стеблям и листьям водных растений, корягам и камням. На верхнем
конце тела, вокруг рта, имеются 6-12 щупалец)
3.
Какой образ жизни ведет? Докажите. ( малоподвижный
образ жизни)
6.
Клеточное строение гидры. Демонстрация
интерактивного рисунка «Строение наружного и внутреннего слоев тела гидры». (слайд 8,9)
Ответьте на вопросы.
1.
Из одинаковых
клеток состоит тело гидры?
2.
Как называют наружный
слой клеток?
3.
Как называют внутренний
слой клеток?
4.
Пространство
между слоями тела имеет клеточное строение?
Записать
схему.
5. Какие клетки образуют наружный
слой – эктодерму?
6.
Какие клетки
образуют внутренний слой – энтодерму?
Для
наиболее полного знакомства с внутренним строением и процессами
жизнедеятельности кишечнополостных животных мы разделимся на 4 группы. Каждая
команда будет работать с учебником. (слайд 10,11)
1-я
группа: эктодерма; строение и функции кожно-мускульных клеток.
2-я
группа: строение и функции нервных клеток; рефлекс; основные этапы рефлекса.
3-я
группа: половые клетки, половое и бесполое размножение.
4-я
группа: строение энтодермы.
Работаем в
группах 7 минут, а затем обменяемся информацией
Знакомясь
с клеточным строением этих слоев, мы будем заполнять таблицу:
Слой; клетки
|
Особенности
строения
|
Функции
|
Эктодерма
1.Кожно-мускульные
клетки
|
|
|
2.
Стрекательные клетки
|
|
|
3.
Нервные клетки
|
|
|
4.
Промежуточные клетки
|
|
|
5.
Половые клетки
|
|
|
Энтодерма
1. Железистые клетки
|
|
|
2.
Пищеварительные клетки
|
|
|
Эктодерма– наружный слой клеток, состоящий
из разных специализированных клеток. Давайте с ними познакомимся. (слайд 12)
1.
Кожно-мускульные клетки (выступает 1-я группа). Их больше всего. Соприкасаясь боковыми
сторонами, они создают покров гидры. В основе каждой клетки есть сократимое
мускульное волоконце. Эти клетки служат для движения. Когда волоконца всех
кожно-мускульных клеток сокращаются, тело гидры сжимается. Если сокращаются
волоконца только на одной стороне тела, то в ту сторону гидра и нагибается.
Благодаря работе мускульных волоконец гидра может медленно передвигаться с
места на место “кувырканием через голову” (демонстрация анимации движения).
2.
Нервные клетки (выступает 2-я группа). Они имеют
звездообразную форму, т.к. снабжены длинными отростками. Отростки соседних
клеток соприкасаются между собой и образуют нервное сплетение, при помощи
которого осуществляется связь организма со средой. На любые раздражения извне
организм животного отвечает рефлекторно. Если
воздействовать на тело гидры (например, дотронуться до нее или уколоть иглой),
животное сожмется. Это происходит потому, что сигнал, полученный даже одной
клеткой, распространится по всей нервной сети. Нервные клетки отдают команду
эпителиально-мускульным клеткам. У них сокращаются мускульные волоконца, и
тогда все тело гидры укорачивается . Ответная реакция организма гидры на такое
раздражение – это пример безусловного рефлекса. Безусловные
рефлексы характерны для всех многоклеточных животных (демонстрация анимации раздражимости).
Этапы
рефлекса (слайд13):
А)
Действие раздражителя вызывает возбуждение в нервных клетках (восприятие
раздражения).
Б) Передача возбуждения по нервной сети.
В) Сокращение мускульных волоконец кожно-мускульных клеток.
Г) Ответная реакция организма (сжатие гидры в комок).
3.
Половые клетки (выступает 3-я группа). (слайд14, 15, 16)
Размножается
гидра половым и бесполым путем. Бесполое
размножение осуществляется почкованием (рис. 42). На теле гидры
образуется выпячивание – почка. Она состоит из двух слоев клеток
– эктодермы и энтодермы – и сообщается общей полостью с материнским организмом.
Почка увеличивается, растет в длину. На ее вершине появляются рот и маленькие
щупальца, а у основания – подошва. После этого молодая гидра отделяется от
материнского организма, опускается на дно и переходит к самостоятельному образу
жизни. Часто на теле гидры образуется сразу несколько почек. Гидры чаще всего
размножаются бесполым путем. При неблагоприятных условиях на теле гидры появляются бугорки,
образованные только за счет наружного слоя. В одних из них развивается по
крупной женской клетке – яйцеклетке, в других – много маленьких мужских половых
клеток – сперматозоидов (похожи на жгутиковых простейших). Тот факт, что
половые клетки по форме похожи на клетки простейших, говорит о родстве
кишечнополостных и одноклеточных животных (демонстрация анимации жизненного
цикла гидры).
Энтодерма – внутренний слой клеток, образованный
железистыми и пищеварительно-мускульными клетками.(анимация питание) слайд 17
1.
Железистые
клетки (выступает 4-я группа). Это крупные,
бокаловидные клетки, которые выделяют пищеварительный сок в кишечную полость.
2.
Пищеварительные
клетки (выступает 4 группа). Крупные, вытянутые
клетки, которые имеют мускульные волоконца, жгутики, образуют ложноножки. Обеспечивают
перемещение пищи в кишечной полости, внутриклеточное переваривание пищевых
частиц.
7.
Опыты Трамбле (индивидуальное
сообщение учащегося).(анимация)
IV. Закрепление знаний
·
Какие признаки свойственны кишечнополостным?
·
Из каких клеток состоит эктодерма?
·
Что такое рефлекс и как он осуществляется?
·
У гидры нет врагов. Если рыба схватит гидру, то сейчас же вместо того,
чтобы проглотить, выпусти её. Почему? (стрекательные клетки)
·
Гидру можно вывернуть наизнанку, вытянув основание тела через рот, гидра
вновь вывернуться не может. Но через некоторое время она переходит в нормальное
состояние. Объясните данный факт (нет постоянного местоположения клеток,
постоянный рост и обновление клеток тела).
V. Домашнее
задание (слайд 18).
Приготовить сообщения по темам: «Мадрепоровые кораллы»,
«Сцифоидные медузы», «Актинии». Приготовить карточки с рисунками и вопросами
по клеткам гидры. §13, изучить, рассмотрите рисунки и объясните изображённые
процессы, выучить термины.
VI. Рефлексия(слайд 19).
Моя мыслительная активность на уроке
была….
Больше всего мне понравилось….
Сегодняшний урок показал….
Список литературы:
1.
В.М.Константинов,
В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко. Биология.7 класс. М: «Вентана-Граф». 2008
2.
Диск. 1С: Школа.
Биология. Животные.7 класс
3.
http://school-collection.edu.ru
4.
http://1september.ru
5.
http://wikipedia.ru
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.