Рецензия
высшая категория/
Программа внеурочной деятельности «История и культура кубанского казачества»
разработана для учащихся 1-4 классов. Структура программы соответствует
требованиям ФГОС и включает: пояснительную записку, цели и задачи, перечень
личностных, предметных результатов, содержание курса, календарно-тематический
план. Срок реализации программы 4 года.
Программа направлена
на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное,
социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для
самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность,
развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование.
Программа построена согласно
требованиям к составлению программы: пояснительнаязаписка, в которой дано
обоснование программы, отражены цель и задачи; тематический план с указанием
разделов и тем по разделам, нумерацией занятий и количества часов по темам, а
также возможные сроки проведения; содержание деятельности по разделам; ожидаемые
результаты реализации программы, в которых отражены три уровня ожидаемых результатов;
условия и ресурсы реализации программы; список литературы.
Список литературы для педагогов и учащихся рекомендателен.
Программа нацелена на обогащение духовного мира
ребенка с помощью формирования его самостоятельной читательской деятельности,
на воспитание ценностного отношения к прекрасному,
формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях на основе казачьих
традиций. Участие
в данной программе даст младшим школьникам возможность учиться самореализации
через участие в коллективно-творческой деятельности, проявлять свою активность
в любой из социальных сфер (в жизни класса, школы, казачьем обществе), углубить
знания о родном крае, повысить значимость добрых дел для социума.
Таким образом, утверждаем, что
представленные учебно-методические материалы курса «История и культура кубанского
казачества»» выполняют функцию актуальной методологической и методической поддержки
непосредственным участникам образовательного
процесса в свете требований стандарта второго поколения.
Зам.директора по
ВР Н.Б.Ботяновская
Муниципальное
образование Динской район
Бюджетное
общеобразовательное учреждение муниципального образования Динской район
«Средняя общеобразовательная школа №1
имени
Героя Российской Федерации Туркина Андрея Алексеевича»
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол № 1
от_____ 20___ года
Председатель педсовета
______ Булатова Л.П.
Тип
программы: образовательные программы
Срок
реализации: 1-4 классы
Возраст участников:
7-11 лет
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
История народа, его традиции, обряды,
искусство, промыслы и ремёсла являются одним из фактором, помогающих людям осознать свою
принадлежность к определенной культурной, ментальной среде.
Достижение этой задачи в начальной школе осуществляется через знакомство и приобщение к культуре», традициям, истории кубанского казачества,
через примеры казачьего прошлого и настоящего своей семьи, станицы, города;
именно в этот временной период начинается формирование
любви к родной земле, гордости за принадлежность к казачьему роду.
Программа «История и культура
кубанского казачества» предназначена как для детей, обучающихся в начальных
классах казачьей направленности общеобразовательных школ, так и в учебных
группах для учащихся 6-7 лет первого года
обучения соответствующего профиля в учреждениях дополнительного
образования детей. Программа по истории и культуре кубанского казачества
является первой ступенью комплексной программы, предназначенной для классов казачьей
направленности, а также может рассматриваться и как совершенно самостоятельная
учебная дисциплина дополнительного
образования.
Данная
программа объединила в своём содержании основы истории, традиционной и православной культуры
кубанского казачества.
Цель данной программы - формирование начального
представления о кубанском казачестве,
ориентация в многообразии исторических и культурных традиций кубанского казачества, воспитание
гражданственности и патриотизма учащихся.
Задачи, решаемые данной программой:
• знакомство с укладом жизни кубанских казаков, их культурными особенностями, основными ремёслами,
видами труда;
• ознакомление с основными историческими
вехами кубанского
казачества, приобщение учащихся к кубанским казачьим
праздникам, обрядам, знаменательным датам;
• воспитание учащихся патриотами, активными гражданами Кубани;
• привитие нравственных устоев кубанских казаков в духе православия;
• развитие творческих способностей детей;
• формирование у учащихся интереса к
исследовательской работе.
Особенностью построения данной программы
является то, что в течение 4-х лет обучения выделяется восемь основных тематических
блоков, помогающих реализовать цель и задачи программы: «Традиционная культура
кубанских казаков», «История моей казачьей семьи», «Труд и быт казаков на
Кубани», «Декоративно-прикладное
искусство», «Памятники истории кубанского казачества», «Основные
памятные даты и знаменательные события из истории кубанского казачества»,
«Православие и казачество», «Казак-патриот». Данные тематические блоки повторяются в каждом учебном году, однако
содержание, основные формы работы каждого блока усложняются в зависимости от
возраста учащихся. Ещё одной особенностью данного курса является то, что
педагог, реализующий программу, вправе самостоятельно выбирать как
последовательность изучения блоков, так и последовательность
изучения учебных тем внутри блока в зависимости от: социально-культурных особенностей своего образовательного учреждения;
исторических, культурных событий, происходящих в Краснодарском крае;
собственных профессиональных интересов.
Осознание
своей включённости в жизнь страны формируется у учащихся путём привязки содержания курса
к жизни каждого из них: через
личностно-ориентированные вопросы и
задания, связь сведений с жизнью своей семьи, своих родственников, своего района и города.
Данная программа рассчитана на 4 года обучения. Каждый год
обучения состоит из 34 учебных часов, на каждый
тематический блок отводится по 4 учебных часа (всего 8 блоков),
остальные 2 учебных часа можно использовать
для проведения вводного занятия,
занятий обобщающего типа,
подготовку к внеклассным мероприятиям. Занятия
проводятся в течение 1-го часа 1 раз в неделю.
2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ
ПЛАН
Учебно-тематический
план 1-го года обучения
№ п/п
|
Наименование разделов, блоков, тем
|
Всего часов
|
Количество часов
|
|
Аудиторные
|
Внеаудиторные
|
1
|
Вводное занятие
|
1
|
1
1
|
|
|
2
|
Традиционная культура кубанских казаков
|
4
|
2
|
2
|
Знать различные фольклорные
формы кубанского казачества; особенности проведения обрядовых праздников
кубанских казаков
|
3
|
История моей казачьей семьи
|
4
|
2
|
2
|
Знать историю своей казачьей
семьи и /или истории семей своих одноклассников.
|
4
|
Труд и быт казаков на Кубани
|
4
|
1
|
3
|
Уметь выполнять домашние
обязанности в соответствии со своим возрастом.
|
5
|
Декоративно – прикладное искусство
|
4
|
3
|
1
|
Принимать
участие в выставке работ кубанских умельцев.
|
6
|
Памятники истории кубанского казачества
|
4
|
2
|
2
|
Подготовить
сообщения о памятниках на Кубани.
|
7
|
Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанского
казачества
|
4
|
2
|
2
|
Принимать
участие в выставке рисунков посвящённых памятным датам истории кубанского
казачества.
|
8
|
Православие и казачество
|
4
|
2
|
2
|
Подготовить
сообщения о религиозных праздниках Кубани
|
9
|
Казак - патриот
|
3
|
1
|
2
|
Систематизировать
и обобщить знания учащихся о подвигах кубанцев в годы войны.
|
10
|
Подведение итогов, подготовка и проведение массовых воспитательных
мероприятий
|
1
|
|
1
|
Участвовать
в массовых общешкольных мероприятиях и соревнованиях.
|
|
Итого часов
|
33
|
16
|
17
|
|
Учебно-тематический
план 2-го года обучения
№ п/п
|
Наименование разделов, блоков, тем
|
Всего часов
|
Количество часов
|
|
Ауди
торные
|
Внеауди
торные
|
|
1
|
Вводное занятие
|
1
|
1
|
|
Создавать
презентации, выставки рисунков.
|
2
|
Традиционная культура кубанских казаков
|
4
|
2
|
2
|
Подбирать
пословицы и поговорки, сказки, легенды кубанского народа, презентации. Умение
исполнять, демонстрировать различные фольклорные формы кубанского казачества.
|
3
|
История моей казачьей семьи
|
4
|
1
|
3
|
Знать и понимать уклад
жизни, особенности численного состава и распределение обязанностей
традиционной казачьей семьи. Уметь рассказывать о своем казачьем роде.
|
4
|
Труд и быт казаков на Кубани
|
4
|
2
|
2
|
Создавать
презентации, мини-доклады о том, чем занимались казаки. Изготавливать макеты
жилища казака.
|
5
|
Декоративно – прикладное искусство
|
4
|
2
|
2
|
Принимать
участие в создании презентаций, выставке работ кубанских умельцев. Изготавливать
изделия декоративно-прикладного искусства своими руками.
|
6
|
Памятники истории кубанского казачества
|
4
|
1
|
3
|
Создавать
презентации.
|
7
|
Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанского
казачества
|
4
|
2
|
2
|
Подготовить
рассказы детей о героях-земляках, презентации, выставки рисунков.
|
8
|
Православие и казачество
|
4
|
1
|
3
|
Принимать
участие в создании презентаций о религиозных праздниках. Обобщить знания об
А.Невском, Святой Екатерине и святом Георгии Победоносце.
|
9
|
Казак - патриот
|
4
|
3
|
1
|
Создавать
презентации, сообщения.
|
10
|
Подведение итогов, подготовка и проведение массовых воспитательных
мероприятий
|
1
|
|
1
|
Подготовить
участие в массовых общешкольных мероприятиях и соревнованиях.
|
|
Итого часов
|
34
|
15
|
19
2*
|
|
Учебно-тематический
план 3-го года обучения
№ п/п
|
Наименование разделов, блоков, тем
|
Всего часов
|
Количество часов
|
|
Аудиторные
|
Внеаудиторные
|
1
|
Вводное занятие
|
1
|
|
1
|
Принимать участие в создании
презентаций, выставке рисунков.
|
2
|
Традиционная культура кубанских казаков
|
4
|
3
|
1
|
Научить подбирать пословицы
и поговорки, сказки, легенды кубанского народа.
|
3
|
История моей казачьей семьи
|
4
|
2
|
2
|
Систематизировать
материал об истории своей семьи.
|
4
|
Труд и быт казаков на Кубани
|
4
|
2
|
2
|
Создавать макеты жилищ,
изготавливать своими руками.
|
5
|
Декоративно – прикладное искусство
|
4
|
2
|
2
|
Принимать участие в создании
презентаций, выставке работ кубанских умельцев.
|
6
|
Памятники истории кубанского казачества
|
4
|
1
|
3
|
Создать сборник памятников
истории кубанского казачества.
|
7
|
Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанского
казачества
|
4
|
1
|
3
|
Уметь создавать презентации;
принимать участие в выставке рисунков.
|
8
|
Православие и казачество
|
4
|
2
|
2
|
Знать о религиозных
праздниках. Подготовить сообщения об А.Невском, Святой Екатерине и святом
Георгии Победоносце.
|
9
|
Казак - патриот
|
4
|
2
|
2
|
Создавать презентации,
сообщения.
|
10
|
Подведение итогов, подготовка и проведение массовых воспитательных
мероприятий
|
1
|
|
1
|
Подготовить
участие в массовых общешкольных мероприятиях и соревнованиях.
|
|
Итого часов
|
34
|
15
|
19
|
|
Учебно-тематический
план 4-го года обучения
№ п/п
|
Наименование разделов, блоков, тем
|
Всего часов
|
Количество часов
|
Характеристика
деятельности обучающихся
|
Аудиторные
|
Внеаудиторные
|
1
|
Вводное занятие
|
1
|
|
1
|
Принимать участие в создании
презентаций, выставке рисунков.
|
2
|
Традиционная культура кубанских казаков
|
4
|
2
|
3
|
Подбирать
пословицы и поговорки, сказки, легенды кубанского народа, диски с песнями.
|
3
|
История моей казачьей семьи
|
4
|
2
|
2
|
Создавать
презентации, мини-доклады.
|
4
|
Труд и быт казаков на Кубани
|
4
|
1
|
3
|
Создавать мини-доклады о лекарственных растениях, макеты жилищ. Знать
основные виды ремёсел.
|
5
|
Декоративно – прикладное искусство
|
4
|
1
|
3
|
Знать основные виды
ремёсел, основные технологические особенности изготовления отдельных
изделий.
|
6
|
Памятники истории кубанского казачества
|
4
|
3
|
1
|
Знать основные памятные
сооружения, связанные с историей и культурой кубанского казачества.
|
7
|
Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанского
казачества
|
4
|
2
|
2
|
Знать памятные события и
даты, связанные с историческими событиями кубанского казачества. Подготовить
к выполнению исследовательского проекта на тему «История и культура
кубанского казачества»
|
8
|
Православие и казачество
|
4
|
1
|
3
|
Понимать основы духовной
жизни кубанских казаков.
|
9
|
Казак - патриот
|
4
|
1
|
3
|
Выполнить исследовательский
проект на тему «История и культура кубанского казачества»
|
10
|
Подведение итогов, подготовка и проведение массовых воспитательных
мероприятий
|
1
|
|
1
|
Подготовить
участие в массовых общешкольных мероприятиях и соревнованиях.
|
|
Итого часов
|
34
|
13
|
21
5*
|
|
3. СОДЕРЖАНИЕ
ПРОГРАММЫ
1-й год обучения (34 часа)
Вводное занятие
Знакомство
учащихся с программой, связь учебной дисциплины
с предметами «Кубановедение», «Основы православной культуры»,
«Традиционная физическая культура кубанского казачества».
Раздел 1. Традиционная культура кубанских казаков
Пословицы и поговорки, колыбельные песни кубанских казаков. Потешки. Считалки. Заклички.
Раздел 2. История моей казачьей семьи
Понятие
«казачья семья». Члены моей семьи. Обязанности и увлечения членов семьи. Предки-казаки. Семейный фотоальбом.
Раздел 3. Труд и быт казаков на Кубани
Понятие «семейный быт».
Быт моей казачьей семьи. Индивидуальный и коллективный труд в жизни казаков.
Раздел 4. Декоративно-прикладное искусство
Материалы, из которых мастера ДПИ нашей местности изготавливают
изделия (дерево, глина, лоза и т. д.). Образцы изделий, предметов ДПИ,
изготовленных в Краснодарском крае.
Раздел 5. Памятники истории кубанского казачества
Основные
достопримечательности, памятники казачьей истории и культуры родного
населённого пункта.
Раздел 6. Основные памятные даты и знаменательные события из
истории кубанского казачества
Основные
памятные даты и знаменательные события краевого и местного значения.
Персоналии, историческое или культурное событие, послужившее основанием для памятной даты.
Значение данного события для современного кубанского казачества. Подготовка и
ход празднования (по выбору педагога).
Раздел 7. Православие и казачество
Православная вера основа казачьей семьи. Почитание родителей и
стариков. Празднование Рождества Христова и
Пасхи в казачьей семье.
Раздел 8. Казак - патриот
Казак.
Кубанское казачье войско. Атаман. Казачья честь.
Регалии.
2-й год обучения
(34 часа)
Вводное занятие
Повторение пройденного, краткое знакомство с программой на учебный год.
Раздел 1. Традиционная культура кубанских казаков
Детские игры. Игровые припевки. Казачьи сказки, легенды, былички. Кубанский говор.
Раздел 2. История моей казачьей семьи
Численность и состав
традиционной казачьей семьи. Нравственные ценности семьи. Семейные традиции.
Распределение обязанностей в семье.
Раздел 3. Труд и быт казаков на Кубани
Традиционный и современный быт казачьей
семьи. Обустройство жилища, домашняя утварь. Кубанская кухня. Конь - верный
друг казака.
Раздел 4. Декоративно-прикладное искусство
Изготовление изделий декоративно-прикладного искусства своими
руками:
- сбор и подготовка материалов,
распространённых в данной местности;
- основные техники работы с материалом;
- последовательность этапов изготовления изделия;
- презентация творческих работ.
Раздел 5. Памятники истории кубанского казачества
Памятники казакам - защитникам Родины.
Раздел 6. Основные памятные даты и знаменательные события из
истории кубанского казачества
Основные памятные даты
и знаменательные события краевого и местного значения. Персоналии, историческое
или
культурное событие, послужившее основанием для памятной даты. Значение данного
события для современного кубанского казачества. Подготовка и ход празднования (по
выбору педагога).
Раздел 7. Православие и казачество
Святой покровитель Кубанского казачьего
войска - благоверный князь Александр Невский. Святая Екатерина и святой
Георгий Победоносец - особо почитаемые святые среди кубанских казаков.
Православный праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Икона в храмах и жилищах.
Красный угол в казачьей хате.
Раздел 8. Казак - патриот
Нравственные
качества основа патриотизма кубанского казака. Юные казаки будущие защитники родной земли. Казачья
честь.
3-й год обучения (34 часа)
Вводное занятие
Повторение пройденного, краткое знакомство с программой на учебный год.
Раздел 1. Традиционная культура кубанских казаков
Фольклор жителей моей станицы (города). Песни, сказки, поговорки,
предания в моей семье.
Раздел 2. История моей казачьей семьи
Родословная семьи. Генеалогическое древо. История семьи в истории
родной Кубани.
Раздел 3. Труд и быт казаков на Кубани
Казак - труженик.
Традиционные занятия: земледелие и
скотоводство. Орудие труда кубанских казаков. Ремёсла: кузнечное,
плетение из лозы и соломки, гончарное и др.
Раздел 4. Декоративно-прикладное искусство
Изготовление изделий декоративно-прикладного
искусства своими руками:
-
сбор и подготовка материалов, распространённых в данной местности;
- основные техники работы с материалом;
- последовательность этапов изготовления изделия;
- презентация творческих работ.
Раздел 5. Памятники истории кубанского казачества
Основные
достопримечательности, памятники казачьей истории и культуры Краснодарского
края. Памятник Екатерине I в Екатеринодаре-Краснодаре. Личный вклад в охрану и защиту
памятников.
Раздел 6. Основные памятные даты и знаменательные события из
истории кубанского казачества
Основные памятные даты и знаменательные события краевого и
местного значения. Персоналии, историческое или
культурное событие», послужившее основанием для памятной даты. Значение
данного события для современного кубанского казачества. Подготовка и ход празднования
(по выбору педагога).
Раздел 7. Православие и казачество
Православный войсковой собор - храм Святого благоверного князя
Александра Невского в Екатеринодаре-Краснодаре. Дом Кожи и православная церковь
в родной станице (городе). Казак в храме. Молитва.
Раздел 8. Казак — патриот
Переселение
казаков-черноморцев на Кубань. Основание первых станиц. Екатеринодар - казачья
станица.
4-й год обучения (34 часа)
Вводное занятие
Повторение пройденного, краткое знакомство с программой на учебный
год.
Раздел 1. Традиционная культура кубанских казаков
Календарные обряды и обрядовый фольклор казаков. Зимние святки,
колядки, щедровки. Масленица. Пасха. Весенние
хороводы. Иван Купала.
Раздел 2. История моей казачьей семьи
Казачья
семья в современном мире. Отношение к семье на Кубани. Ребёнок в
казачьей семье. Воспитание мальчиков и девочек. Сохранение и приумножение
семейных традиций и реликвий.
Раздел 3. Труд и быт казаков на Кубани
Традиционные ремёсла и промыслы кубанских казаков. Традиционная
одежда. Казачья станица, двор, дом. Уклад жизни казачьей семьи.
Раздел 4. Декоративно-прикладное искусство
Изготовление изделий декоративно-прикладного
искусства
своими руками:
- сбор и подготовка материалов, распространённых в данной местности;
- основные техники работы с материалом;
- последовательность этапов изготовления изделия;
- презентация творческих работ.
- С учётом
усложнения задания по сравнению с 3-м классом.
Раздел 5. Памятники истории кубанского казачества
Увековечение памяти
выдающихся деятелей истории и культуры кубанского казачества. Памятники и
музеи.
Раздел 6. Основные памятные даты и знаменательные события из
истории кубанского казачества
Основные памятные даты и знаменательные события краевого и
местного значения. Персоналии, историческое или культурное событие, послужившее
основанием для памятной даты. Значение данного события для современного
кубанского казачества. Подготовка и ход празднования
(по выбору педагога).
Раздел 7. Православие и казачество
Православные» традиции кубанских казаков в быту и на службе».
Православные праздники.
Раздел 8. Казак - патриот
Доблесть
казаком. Кубанские» казачьи регалии. Казаки на
страже рубежей отечества. Казачий военный костюм. Оружие, награды.
4.
Предполагаемые результаты реализации
программы
Предметные результаты:
- различные фольклорные формы кубанского казачества;
- особенности проведения обрядовых праздников кубанских казаков;
- историю своей казачьей семьи;
-уклад жизни, особенности числового состава и распределения обязанностей
традиционной казачьей семьи;
- основные ремёсла, технологические особенности изготовления отдельных
изделий;
- основные памятные сооружения, связанные с историческими событиями
кубанского казачества;
- памятные события и даты, связанные с историческими событиями
кубанского казачества;
- основы духовной жизни кубанских казаков;
- структуру и направления деятельности Кубанского казачьего войска.
- использовать, демонстрировать различные фольклорные формы кубанского
казачества;
- реконструировать основные праздничные обряды;
- рассказывать о своём казачьем роде;
- выполнять домашние обязанности в соответствии со своим возрастом;
- выполнять некоторые изделия, поделки в соответствии с технологическими
особенностями, присущими кубанскому казачеству.
Личностные УУД:
Фрмирование внутренней позиции на уровне положительного отношения к
школе;
-устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам
решения задач;
- адекватного понимания причин успешности / неуспешности деятельности
- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в
поступках и деятельности
- способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций
партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства
- устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим
требованиям
- установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном
поведении и поступках
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на
искусство как значимую сферу человеческой жизни.
Регулятивные УУД:
По окончании изучения программы ученик научится:
-определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
-принимать и сохранять учебную задачу.
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условия её реализации.
- обнаруживать и формулировать нравственную проблему.
-высказывать свою версию разрешения проблемы.
-различать способ и результат действия.
-работая по предложенному плану, использовать необходимые средства.
- средством формирования этих действий служит технология проблемного
диалога.
- определять успешность выполнения своего задания в диалоге с
учителем.
-средством формирования этих действий служит технология оценивания
коммуникативных достижений.
- контролировать свою деятельность, оценивать свои действия, вносить
коррективы в их выполнение
-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей,
родителей и других людей.
Познавательные УУД:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения
исследовательских работ в ходе проектной деятельности. Находить и
использовать учебную литературу, энциклопедии, справочники (включая и
электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе
Интернете.
-делать предварительный отбор источников информации для решения
задачи.
-перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать
самостоятельные выводы.
- записывать и фиксировать информацию об окружающем мире с помощью
инструментов ИКТ.
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной
форме.
-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и
несущественных признаков;
-осуществлять синтез как составление целого из частей
-устанавливать аналогии.
-строить логическое рассуждение, включающее установление
причинно-следственных связей в изучаемом круге явлений или поступков;
Коммуникативные УУД:
-доносить свою позицию до других людей: оформлять свою мысль в
устной и письменной речи ( в форме монолога или диалога).
-слушать и понимать речь других людей.
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве.
- формулировать собственное мнение и позицию.
- договариваться и приходить к общему мнению.
- контролировать действия партнёра
Метапредметные
результаты:
- овладение начальными
формами исследовательской деятельности;
-
опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
-
опыт социальной и межкультурной коммуникации;
- формирование
коммуникативных навыков.
Методический
конструктор
«Преимущественные
формы достижения воспитательных результатов в
общеинтеллектуальной
внеурочной деятельности»
Уровень
результатов
Виды
внеурочной
деятельности
|
Приобретение
социальных
знаний
|
Формирование
ценностного
отношения к социальной реальности
|
Получение
самостоятельного общественного действия
|
Социальное
творчество (социальнопреобразующая добровольческая деятельность)
|
Кружок «История и культура кубанского казачества»
|
|
|
Поисковая
деятельность, экскурсия в храм ст.Динской, викторины, исследовательские
проекты «Моя семья», «Родословная моей семьи», «История памятника»,
экскурсия по г.Краснодару, выставки, показ слайдов.
|
Создание
электронной фотосессии «Ремёсла на Кубани», электронная презентация «Кубанские
казачьи регалии», защита проектов «Казаки-воины моей семьи», «Музей под
открытым небом» выполнить исследовательский проект на тему «Памятные даты
Кубани», «Занятия кубанских казаков».Проведение фольклорных праздников,
конкурсов, инсценировок.
|
|
5.
Формы и
виды контроля
№ п/п
|
Разделы программы
|
Виды контроля
|
Формы контроля
|
1.
|
Традиционная культура кубанских казаков
|
Вводный, текущий, итоговый
|
Фольклорные праздники, викторины, конкурс инсценировок,
исследовательский проект «Моя семья»
|
2.
|
История моей казачьей семьи
|
Семейные праздники, выставка «Семейные реликвии», выпуск
стенгазет «Кубанская семья», творческий проект «Родословная моей семьи»
|
3.
|
Труд и быт казаков на Кубани
|
Выставка творческих работ (либо изделий) «Традиционные ремесла и
промыслы», «Кубанская старина», проект «Занятия кубанских казаков»
|
4.
|
Декоративно – прикладное искусство
|
Викторина, тестирование «Ремесла и виды декоративно
– прикладного искусства", выставка и анализ творческих работ учащихся
|
5.
|
Памятники истории кубанского казачества
|
Видео-слайд- викторина, акция «Во имя России, во славу Кубани»,
творческий проект «история памятника» (по выбору учащихся)
|
6.
|
Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанского
казачества
|
Викторина, тестирование, праздники, связанные с памятными датами,
исследовательский проект
|
7.
|
Православие и казачество
|
Исследовательский проект, православные праздники
|
8.
|
Казак - патриот
|
Исследовательский проект «Казаки – воины моей семьи»
тестирование, фронтальная беседа. викторина «Кубанские казачьи регалии»
|
6. Методические
рекомендации.
Основной формой работы являются учебные занятия. Это могут быть и
занятие-встреча, занятие-экскурсия,
занятие-гостиная, занятие-экспедиция, занятие- творческий портрет, занятие-праздник. Особенно приветствуются выездные
занятия в музеи, на концерты творческих коллективов, и др. Занятия по данной
программе носят
практико-ориентированный, творческий, игровой характер. Занятия первого
и второго года обучения нацелены на
применение более пассивных методик (рассказ, демонстрация, сообщение
сведений), а занятия третьего, четвёртого
года обучения носят исключительно активный и интерактивный характер (исследовательская деятельность,
разработка и защита проектов, самостоятельный поиск
знаний и т.д.).
Смена различных
видов деятельности является необходимым условием работы с младшими школьниками.
Продолжительность занятий не должна превышать 40 минут.
В
творческом уровне можно дать разработать частушки, басни, сказки,
фантастические рассказы по учебным темам. Составить кроссворды, чайнворды,
ребусы, словоловы, загадки, тематические сборники интересных фактов, примеров,
задач. Разработать плакаты опорных конспектов; сочинить стихотворные
формулировки.
Кроссворды, тесты можно также применять на любых этапах проверки знаний.
Учащиеся, хорошо освоившие сущность этих форм работы, с удовольствием
составляют самостоятельно кроссворды, тесты с помощью карт, учебника,
дополнительной литературы, что способствует формированию более высокого уровня
образования и развития.
Применение данных методических
рекомендаций, позволяет наиболее оптимально активизировать внимание детей и
способствует успешному освоению детьми программы. При работе с учащимися
младшего школьного возраста выделяется определённая специфика: творческий и
репродуктивный вид деятельности находятся в особом соотношении друг с другом.
Более глубокому, сознательному и активному
отношению к практическим занятиям помогает наглядный материал. При
прохождении многих тем можно использовать игровую и соревновательную формы,
позволяющие детям проявить свои знания и умения, но также необходимо учить
работать детей в команде, работать дружно и быстро.
Главное,
чтобы на занятиях воспитывалось доброе отношение ко всему живому, развивался
интерес к прошлому и настоящему своего города, края, страны. Если в 1-2 классах
занятия носят более пассивный характер, учащиеся готовят только сообщения,
рассказы, то к концу 3-4 классов необходимо сформировать у учащихся навыки
исследовательской работы, разработка и защита проектов.
Вопросам
техники безопасности уделяется значительная часть времени и рассматриваются
эти вопросы во всех разделах программы. Беседы, тесты по технике безопасности
должны проводиться перед каждым выходом, во время практических занятий.
7.
Описание
материально-технического обеспечения образовательного процесса
№
п/п
|
Наименование
объектов и средств материально-технического обеспечения
|
Количество
|
Печатные пособия
|
|
Список
литературы для педагога:
1. Бардадым В. Казачий курень. Краснодар, 1992.
2. Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. 1993.
3. Баранкевич И.А. Традиционный
костюм в семейной обрядности казачеств
России: конфессиональные особенности и функции // Православие,
традиционная культура, просвещение. Краснодар, 2000.
4. Бигдай А.Д. Песни
кубанских казаков. Краснодар, 1992
Т. 1-2
5. Бондарь
В. Город Екатеринодар в пространстве и времени. Краснодар, 2006.
6. Бондарь
Н.И. «Мышка, мышка...»: образ и ритуал // Дикаревские чтения (4). Итоги
фольклорно-этнографических исследований этнических культур Кубани за 1997
год. Белореченск, 1998.
7. Бондарь Н.И. Воины
и хлеборобы (некоторые аспекты мужской субкультуры кубанского казачества) //
Православие, традиционная культура, просвещение. Краснодар, 2000.
8. Бондарь
Н.И. К вопросу о традиционной системе ценностей
кубанских казаков // Из культурного наследия славянского населения Кубани.
Краснодар, 1999.
9. Бондарь Н.И. Календарные праздники и обряды кубанского казачества.
Краснодар, 2003.
10. Бондарь Н.И. Святой
угол // Народное творчество. 1998. № 2.
11. Бондарь Н.И. Традиционная
культура кубанского казачества. Избранные работы. Краснодар, 1999.
12. Бондарь Н.И. Что
мы знаем друг о друге? Этнографический
очерк о народах Кубани // Кубанский краевед' 90. Ежегодник. Краснодар,
1990.
13. Борисова О.Г. Кубанские
говоры: материалы к словарю. Краснодар,
2005.
14. Варавва
И.Ф. Песни казаков Кубани. Краснодар, 1966.
15. Волкострел Т.М. Отражение
православия в пословицах восточнославянского населения Кубани // Православие,
традиционная культура, просвещение. Краснодар,
2000.
16. Волкоспгрел
Т.М. Пословицы и поговорки Кубани (исторический
и этнический аспекты) // Освоение Кубани
казачеством: вопросы истории и культуры. Краснодар, 2002.
17. Воронин
В. В. Повседневный застольный этикет кубанских казаков // Сбережение
народа: традиционная народная культура. Краснодар, 2007.
18. Воронин
В. В. Хозяйственная деятельность мужчины в традиционной кубанской
казачьей культуре: Первый выход в поле // Мир славян Северного Кавказа.
Краснодар, 2005. Вып. 2.
19. Гангур
Н.А. Орнамент народной вышивки славянского населения Кубани. Краснодар,
1999.
20. Гончарова
Е.С. Предания и легенды Кубани о святых источниках // Освоение Кубани
казачеством: вопросы истории и культуры. Краснодар, 2002.
21. Заградская
С. Свадьба кубанских казаков // Играем свадьбу.
М., 1987.
22. Захарченко
В.Г. Народные песни Кубани. Краснодар, 1997.
Т. 1-2.
23. Захарченко В.Г. Поёт Кубанский казачий хор.
Краснодар, 2002. Вып. 1.
24. Капышкина
(Хачашрян) С.Ю. Декоративно-прикладное
искусство в контексте изучения предметного кода традиционной. Итоги
фольклорно-этнографических исследований
этнических культур Кубани за 1997
год. Белореченск, 1998.
25. Ковешников В.Н. Очерки по топонимике
Кубани. Краснодар, 2006.
26. Колесников
В.А. Однодворцы-казаки. СПб.2000.
27.
Кубанские народные сказки и легенды. Составитель В. В. Воронин. Краснодар. 2001.
28. Кубанское казачество: история, этнография, фольклор.
М., 1995.
29. Кукушкин Б. С., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика
и этнопсихология. Ростов-на-Дону, 2000 (В
т.ч. народные воспитательные традиции).
30. Матвеев О. В. Слово о кубанском казачестве.
Краснодар, 1995.
31. Матвеев О.Б., Фролов Б.Е. Очерки
истории форменной одежды кубанских казаков (конец XVIII - 1917 г.). Краснодар, 2000.
32. Матвеев
О.Б., Фролов Б.Е. Страницы военной истории кубанского казачества. Краснодар, 2007.
33.
Мир детства и традиционная культура. М., 1996.
34.
Мужики и бабы. Мужское и женское в русской традиционной культуре. Иллюстрированная
энциклопедия. СПб.,
2005.
35. Народная проза Кубани /
Авторы-сост.: Л.Б. Марты-ненко, И. В. Уварова. Краснодар, 2003 (Предания и
легенды, анекдоты, былички, сказки)
36. Осорина М.В. Секретный
мир детей в пространстве мира взрослых.
СПб.2000.
37. Ткач
си ко //. Кубанский говор. Опыт авторского словаря. М., 1998.
38. Попова О.С. Традиционная
культура и православие (И. А. Ильин о
духовном кризисе и его преодолении) // Сбережение народа: традиционная
народная культура. Краснодар,
2007.
39.
Пословицы, поговорки и загадки Кубани /Сост.: Л.Б. Мартыненко, И. В. Уварова. Краснодар.
1993.
40. Пословицы,
поговорки и загадки Кубани/Сост.: Л. Б. Мартыненко, И. В. Уварова. Краснодар, 2000.
41. Семенцов М.В. Народная
медицина кубанских казаков. Краснодар,
1993.
42. Смирнова
Е.С. Святые места в системе традиционной культуры восточнославянского населения
Кубани (К вопросу о возникновении
святых источников) // Православие, традиционная культура, просвещение. Краснодар, 2000.
43. Фетисова
А.Г. Воспитание через игру в казачьей семье //Дикаревские чтения (5). Итоги фольклорно-этнографических исследований этнических культур Кубани за 1998 год. Краснодар, 1999.
44. Фролов
Б.Е. Оружие кубанских казаков. Краснодар, 2002.
45. Чучмай Г.Т. Тайна географических названий. Краснодар,
2000.
46. Бардадым
В. Священные камни. Краснодар, 2008.
47. Щербина Ф.А. История Кубанского казачьего
поиски. Краснодар, 2007. Т. 1-2.
48. Сень Д. В. Кубанское Игнатове Кавказское:
исторические пути казаков-некрасовцев (1708 - конец 1920-х гг.). Краснодар, 2002.
49. Трёхбратов Б.А., Жадан В.А. Историко-краеведческий
словарь школьника. Краснодар, 2008. Ч. П.
50. Попко
И.Д. Черноморские казаки. Краснодар, 1992.
51. Куценко И.Я. История кубанского казачества.
Краснодар, 1990; 1994.
Список литературы для учащихся
1. Кубанские народные колыбельные песни. Краснодар, 2002.
2. Кубанские народные сказки и легенды / Сост. В.В. Воронин. Краснодар, 2001.
3. Народная проза Кубани/ Авторы-сост.: Л.Б.
Мар-тыненко, И. В. Уварова. Краснодар, 2003 (Предания и
легенды, анекдоты, былички, сказки).
4. От прибаутки до былины. Русский фольклор. М., 1991.
5. Пословицы, поговорки и загадки Кубани / Сост.: Л. Б. Мартыненко, И. В. Уварова.
Краснодар, 1993.
6. Пословицы, поговорки и загадки Кубани / Сост.: Л. Б. Мартыненко, И. В. Уварова. Краснодар,
2000.
|
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
|
3. Технические средства обучения
|
|
Компьютер
|
1
|
4. Экранно-звуковые пособия
|
|
Интерактивная доска
|
1
|
6. Оборудование кабинета (-ов)
|
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.