ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Изобразительное искусство. 5—7 классы»
для основной школы создана с учетом современных процессов обновления содержания
общего художественного образования в Российской Федерации, с опорой на положения
правительственных документов к вопросам воспитания у граждан нашей страны любви
к Отечеству, национального достоинства, интереса к культурно-историческим традициям
русского и других народов страны.
Программа «Изобразительное искусство. 5-7 классы»
составлена в соответствии с государственным стандартом общего образования и
объемом времени, отведенным на изучение предмета «Изобразительное искусство» по
базисному учебному плану, а также с учетом связи с программой «Изобразительное
искусство и художественный труд. 1—4 классы.
Цели программы:
- формирование и развитие художественной культуры
личности на основе высших гуманистических ценностей средствами отечественной и
мировой культуры и; искусства;
- развитие и формирование человека как целостной
личности и неповторимой творческой индивидуальности.
Задачи программы:
- воспитывать осознанное чувство собственной причастности
к судьбе отечественной культуры;
- прививать уважительное и бережное отношение к
художественному наследию России на основе осмысления учащимися процесса
взаимодействия и взаимопроникновения культур русского и других народов в рамках
единого исторического и экономического пространства нашего многонационального
государства;
- воспитывать интерес к искусству народов мира;
- формировать художественную компетентность на
основе усвоения учащимися знаний об элементарных положениях теории изобразительного,
народного и декоративно-прикладного искусства, приобретения умения анализировать
произведения различных видов и жанров искусства, опыта собственной художественно-творческой
деятельности;
- развивать творческий потенциал личности в процессе
освоения образного языка пластических искусств и приемов художественной
деятельности по созданию художественного образа в различных изобразительных материалах
и техниках;
- развивать умение создавать художественные
проекты-импровизации с сохранением образного языка традиционных народных
промыслов при соблюдении принципов современного декоративно-прикладного
искусства и приемов
художественного конструирования;
- развивать коммуникативные качества и активную жизненную
позицию через участие учащихся в эстетическом преобразовании среды в рамках культурной
жизни семьи, школы, города (села), района, региона при опоре на уважительное
отношение к традициям, культуре разных народов России и установке на межнациональное
согласие и культурное взаимодействие.
Отличительной особенностью программы является
новый взгляд на предмет «Изобразительное искусство» в школе, суть которого
заключается в том, что искусство в нем рассматривается как особая духовная
сфера, концентрирующая в себе колоссальный эстетический, художественный, нравственный
опыт народа, как, целостность, состоящая из народного искусства и профессионально-художественного,
проявляющихся и живущих по своим законам и находящихся в постоянном
взаимодействии.
Программу отличает открытость к художественному
многообразию, обращенность к искусству и художественной культуре национального
уровня, а также к ее региональным проявлениям. Освоение отечественного и
зарубежного искусства рассматривается как процесс диалога культур, процесс
взаимовлияния и взаимообогащения при сохранении собственного своеобразия.
Содержание программы «Изобразительное искусство.
5—7 классы» моделируется на основе современных педагогических подходов, среди
которых для концепции программы особенно значимы:
- содержательно-деятельностный подход;
- системно-комплексный подход;
- личностно ориентированный подход.
- региональный подход.
- ценностно-ориентационная и коммуникативная
деятельность;
- изобразительная деятельность;
- декоративно-прикладная деятельность;
- художественно-конструкторская деятельность;
- художественно-творческая деятельность на основе
синтеза искусств.
Поурочный план
5 класс
Тема года
Природа и человек в искусстве.
|
№ п\п
|
Тема урока
|
Часы
|
1
|
Красота осеннего пейзажа.
|
1
|
2
|
Осенние мотивы.
|
1
|
3
|
Осеннее настроение.
|
1
|
4
|
Дары осени.
|
1
|
5
|
Богатый урожай.
|
1
|
6
|
Осень в твоём натюрморте.
|
2
|
7
|
Чудо-дерево.
|
1
|
8
|
Человек и земля кормилица.
|
1
|
9
|
Делу - время, потехе - час.
|
1
|
10
|
Осенние посиделки.
|
2
|
11
|
Зимняя пора.
|
2
|
12
|
Портрет героев сказок и былин.
|
2
|
1
|
Крестьянский дом, как отражение уклада
крестьянской жизни.
|
1
|
2
|
Изба, как модель мироздания.
|
1
|
3
|
Фасад - лицо избы, окна - её глаза.
|
2
|
4
|
Декорации к опере - сказке "Снегурочка".
|
1
|
5
|
Герои сказки в оперной постановке.
|
1
|
6
|
Масленица - праздник конца зимы и начала весны.
|
1
|
7
|
Гулянье на широкую Масленицу.
|
2
|
8
|
Братья наши меньшие в твоей жизни.
|
1
|
9
|
Животное и его повадки.
|
1
|
10
|
Экологическая тема в плакате.
|
2
|
11
|
Обрядовая кукла Троицыной недели.
|
2
|
12
|
В Троицын день.
|
2
|
13
|
Итоговое занятие.
|
1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
.
6 класс
Тема года
Художественные народные традиции в
пространстве культуры.
|
№ п\п
|
Тема урока
|
Часы
|
1
|
Осенний букет.
|
2
|
2
|
Многоцветие цветов в декоративной росписи.
|
1
|
3
|
Искусство Жостова и Нижнего Тагила.
|
1
|
4
|
Твои любимые осенние цветы в росписи подноса.
|
1
|
5
|
Тема крестьянского труда и праздника в искусстве.
|
1
|
6
|
Жатва.
|
1
|
7
|
Растительный орнамент Древнего Египта.
|
1
|
8
|
Зооморфные мотивы в орнаменте Древнего Египта.
|
1
|
9
|
Формы сосудов Древней Греции.
|
1
|
10
|
Современный сосуд в твоём исполнении.
|
2
|
11
|
Традиции встречи Нового года в культуре разных
народов.
|
1
|
12
|
Новый год шагает по планете.
|
1
|
1
|
Каменные стражи Русской земли.
|
1
|
2
|
Рыцарский замок в средневековой Европе.
|
1
|
3
|
Военное облачение русского воина и доспехи рыцаря.
|
1
|
4
|
Батальная композиция.
|
1
|
5
|
Тема прекрасной девы и женщины - матери в
искусстве.
|
1
|
6
|
Личность женщины в портретно – исторической композиции.
|
1
|
7
|
Народный костюм России как культурное достояние
народов мира.
|
2
|
8
|
Разноликий хоровод.
|
2
|
9
|
Прилёт птиц.
|
2
|
10
|
Живая зыбь.
|
2
|
11
|
Как мир хорош в своей красе нежданной.
|
2
|
12
|
Поле зыблется цветами.
|
1
|
13
|
Радость моя, земля!
|
1
|
14
|
Итоговое занятие.
|
2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 класс
Тема года
Человек и рукотворный мир в искусстве.
|
№ п\п
|
Тема урока
|
Часы
|
1
|
Городской (сельский) пейзаж.
|
2
|
2
|
Ожившие вещи.
|
1
|
3
|
Атрибуты искусства в твоём натюрморте.
|
2
|
4
|
Интерьер.
|
2
|
5
|
Интерьер твоего дома.
|
1
|
6
|
Внешний облик дворянского особняка.
|
1
|
7
|
Интерьер дворянского особняка.
|
2
|
8
|
Светский костюм дворян.
|
1
|
9
|
Скульптурный портрет в интерьере дворянского дома.
|
2
|
10
|
Светские и традиционные увеселения в дворянском
обществе.
|
2
|
11
|
Вышивка.
|
2
|
12
|
Роспись по дереву.
|
2
|
1
|
Глиняная игрушка.
|
2
|
2
|
Ювелирное искусство.
|
2
|
3
|
Ярмарочный торг.
|
2
|
4
|
Галактическая птица.
|
1
|
5
|
Проект твоей космической станции.
|
2
|
6
|
Защитник Отечества в портретной живописи.
|
2
|
7
|
Образ борца и участника спортивного состязания в
искусстве.
|
1
|
8
|
Спортивный праздник в твоей композиции.
|
1
|
9
|
Итоговое занятие.
|
1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рекомендуемая литература
Аполлон. Изобразительное и декоративное
искусство. Архитектура. - М., 1997.
Артановский С. На перекрестке идей и
цивилизаций: исторические формы общения народов. Мировые культурные контакты.
Многонациональное государство. — СПб., 1994.
Барская К Сюжеты и образы древнерусской живописи. —
М., 1993. Белов В. Лад: Очерки о народной эстетике. — JL, 1984.
Василенко В. Народное искусство:
Избранные труды о народном творчестве X—XX вв. — М., Г974.
Вздорное Г. Искусство книги Древней Руси. — М., 1978.
Герчук Г. История графики и книги. — М.1998.
Гомбрих Э. История искусства. — М., 1998.
Дробницкий О. Мир оживших предметов. — М., 1987.
Народное искусство России в современной культуре
/ Автор-сост., научн. ред. М. А. Некрасова. — М., 2003.
Некрасова м. А. Народное искусство России. — М., 1983.
Некрылова А. Русские народные
городские праздники, увеселения и зрелища. - Л., 1984.
Памятники мирового искусства / Под ред. Ю.
Колпинского. — М., 1978; 1985..
Русская изба: Внутреннее пространство избы,
мебель и убранство избы, домашняя и хозяйственная утварь: Иллюстрированная
энциклопедия / Авт.-сост. Д. Баранов, О. Баранова, Е. Мадлевская и др - СПб.;
1999.
Русский праздник: Праздники и обряды народного
земледельческого календаря. Иллюстрированная энциклопедия / Авт. О. Баранова,
Т. Зимина и др.— СПб., 2001.
Русский традиционный костюм: Иллюстрированная
энциклопедия / Авт.-сост. Н. Соснина, И. Шангина. — СПб.. 1998.
Рыбаков Б. Язычество древних славян. — ML, 1981.
Рыбаков Б. Русское прикладное искусство X—XIII вв. — Л., 1971. Современный
словарь / Научн. ред. и сост. А. А. Мелик-Пашаев. — м., 1999.
Заключение.
Российский школьник должен быть всесторонне
развитым человеком, а это значит, что наряду с умственным развитием и
физическим совершенством он должен обладать развитым эстетическим вкусом.
Эстетическому воспитанию в школе принадлежит важная
роль.
Мы должны научить детей понимать литературу,
музыку, живопись, кино, привить им вкус к самостоятельному творчеству,
поддержать и развить их стремление учиться музыке, писать стихи, рисовать.
«Человек по натуре своей художник», — говорил А.
М. Горький. Он всюду так или иначе старается вносить в свою жизнь красоту.
Большая ответственность в деле эстетического
воспитания школьников возложена на учителя рисования, но количество учебных
часов, которое отводится по программе, недостаточно для осуществления этой
многогранной задачи. На помощь приходят кружки рисования, вечера встречи с
художниками, картинные галереи и т. д.
Члены кружка учатся рисовать и лепить, создавать
различные изделия,
тем самым совершенствуя навыки и умения,
приобретённые ими на уроках.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.