Получите профессию
за 6 месяцев
Пройти курс
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Смотреть ещё
5
методических разработок для директора, завуча
Перейти в каталог
СОГЛАСОВАНО Председатель Управляющего совета МБОУ СОШ №23 с. Новозаведенного ___________________О.А.Тюренкова «____» ____________ 2014 г. Рассмотрена на заседании Управляющего совета (протокол от 30.08.2014г. № 1). |
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ № 23 с. Новозаведенного ____________ Е.Р.Дзюбанюк «____» ____________ 2014 г. Рассмотрена на заседании педагогического совета (протокол от 29.08.2014г. № 1). |
Основная
образовательная программа
основного общего образования
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 23 с. Новозаведенного»
2014-2015 учебный год
Оглавление
№ п/п |
Наименование раздела |
Страница |
1. |
Целевой раздел |
3 - 10 |
1.1 |
Пояснительная записка |
3 - 7 |
1.2 |
Планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы основного общего образования |
7 - 9 |
1.3 |
Система оценки достижения планируемых результатов освоения Программы |
9 |
2. |
Содержательный раздел |
10 - 33 |
2.1 |
Программа формирования универсальных учебных действий основного общего образования |
11 -18 |
2.2 |
Программы отдельных учебных предметов ../../AppData/Roaming/Microsoft/Word/ОПООО 2013.doc - _Toc345944572#_Toc345944572 |
18-19 |
2.3 |
Программа воспитания и социализации |
19-29 |
2.4 |
Программа коррекционной работы |
29-33 |
3. |
Организационный раздел |
33-42 |
3.1 |
Учебный план основной школы |
33-40 |
3.2 |
Система условий реализации Программы |
40-42 |
3.3 |
Ожидаемые образовательные результаты обучения в основной школе |
42 |
4.0 |
Приложения |
|
Образовательная программа основного общего образования (далее – ООП ООО) разработана в соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации», с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17»декабря 2010г. №1897), примерной основной образовательной программы основного общего образования, Уставом МБОУ СОШ № 23 с. Новозаведенного с учётом анализа образовательных запросов участников образовательного процесса. ООП ООО определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на уровне основного общего образования. ООП ООО направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, саморазвитие и самосовершенствование обучающихся. ООП ООО обеспечивает их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья.
МБОУ СОШ № 23 с. Новозаведенного – образовательная организация, дающая универсальное образование, позволяющая вести целенаправленную работу по развитию личности, предоставляющая наилучшие возможности для решения задач, стоящих перед современным образованием, учитывающая потребности детей, мотивированных на учебу и обладающих необходимыми способностями.
Образовательная деятельность осуществляется на основании бессрочной лицензии РО №026291, выданной 01 июня 2011 года. Данная лицензия устанавливает, что муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 23 с. Новозаведенного», место нахождения: 357813, Ставропольский край, Георгиевский район, с. Новозаведенное, Школьная, 31; ИНН 2625024048
имеет право осуществления образовательной деятельности по образовательным программам, указанным в приложении (ях) к настоящей лицензии, при соблюдении зафиксированных в нём контрольных нормативов и предельной численности контингента обучающихся, в том числе по образовательным программам основного общего образования.
Уровень реализуемых образовательных программ, содержание и качество подготовки выпускников соответствует требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, что подтверждается свидетельством о государственной аккредитации ОП 026728 от 15 июня 2011 года, регистрационный номер 1427, срок действия 28 января 2015 г.
Данная образовательная программа составлена для реализации в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 23 с. Новозаведенного».
Цели реализации основной образовательной программы основного общего образования:
· обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником основной школы целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
· становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности, неповторимости.
Основные задачи:
Обеспечить:
· соответствие основной образовательной программы требованиям Стандарта основной школы;
· преемственность начального общего, основного общего, среднего общего образования;
· доступность получения качественного основного общего образования для всех обучающихся через достижение планируемых результатов обучения всеми обучающимися;
· эффективность сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;
· взаимодействие с социальными партнёрами;
· своевременную диагностику и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, их профессиональных склонностей через систему дополнительного образования, организацию общественно полезной деятельности;
· организацию научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся и их участие в интеллектуальных и творческих соревнованиях;
· тесное партнерство обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии комфортной образовательной среды;
· участие обучающихся в процессе познания и преобразования окружающей социальной среды для приобретения реального социального опыта;
· сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.
Программа адресована обучающимся и родителям:
· для информирования о целях, содержании, организации и предполагаемых результатах деятельности школы по достижению каждым обучающимся образовательных результатов;
· для определения сферы ответственности за достижение результатов образовательной деятельности школы, родителей и обучающихся и возможностей для взаимодействия.
Учителям:
· для углубления понимания смыслов образования и в качестве ориентира в практической образовательной деятельности.
Администрации:
· для координации деятельности педагогического коллектива по выполнению требований к результатам и условиям освоения учащимися ООП ООО;
· для регулирования отношений субъектов образовательного процесса, для принятия управленческих решений на основе мониторинга эффективности процесса, качества условий и результатов образовательной деятельности.
Содержание основной образовательной программы основного общего образования формируется с учётом:
Государственного заказа:
· создание условий для получения обучающимся качественного образования в соответствии с государственными стандартами; развитие творческой, конкурентоспособной, общественно-активной, функционально-грамотной, устойчиво развитой личности.
Социального заказа:
· организация учебного процесса в безопасных и комфортных условиях;
· обеспечение качества образования, позволяющего выпускникам эффективно взаимодействовать с экономикой и обществом в соответствии с требованиями времени;
· воспитание личности ученика, его нравственных и духовных качеств;
· обеспечение досуговой занятости и создание условий для удовлетворения интересов и развития разнообразных способностей детей;
· воспитание ответственного отношения учащихся к своему здоровью и формирование навыков здорового образа жизни.
Заказа родителей:
· возможность получения качественного образования;
· создание условий для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
· сохранение здоровья.
ООП ООО МБОУ СОШ № 23 с. Новозаведенного создана с учетом особенностей и традиций школы, предоставляющих большие возможности обучающимся в раскрытии интеллектуальных и творческих возможностей личности.
В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
Основная образовательная программа школы сформирована с учётом психолого-педагогических особенностей развития детей 11—15 лет, связанных:
Планируемые результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования (далее – результаты) представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов образования. Они обеспечивают связь между требованиями Стандарта, реальным образовательным процессом школы с его возможностями для развития детей и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, выступая содержательной и критериальной основой для разработки программ учебных предметов, курсов, учебно-методической литературы, с одной стороны, и системы оценки — с другой.
В соответствии с требованиями Стандарта система результатов – личностных, метапредметных и предметных – устанавливает и описывает классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые осваивают учащиеся в ходе обучения, особо выделяя среди них те, которые выносятся на итоговую оценку, в том числе государственную итоговую аттестацию выпускников в 9 классе. Личностные, метапредметные и предметные результаты устанавливают и описывают следующие обобщённые классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, предъявляемых обучающимся:
а) первичному ознакомлению, отработке и осознанию теоретических моделей и понятий (общенаучных и базовых для данной области знания), стандартных алгоритмов и процедур;
б) выявлению и осознанию сущности и особенностей изучаемых объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета, созданию и использованию моделей изучаемых объектов и процессов, схем;
в) выявлению и анализу существенных и устойчивых связей и отношений между объектами и процессами;
В соответствии с реализуемой деятельностной парадигмой образования система результатов строится на основе уровневого подхода: выделения ожидаемого уровня актуального развития большинства обучающихся и ближайшей перспективы их развития.
В структуре результатов выделяются:
1) ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты основного общего образования. Оценка достижения этой группы результатов ведётся в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации, а полученные результаты характеризуют эффективность образовательной деятельности школы на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
2) результаты освоения учебных и междисциплинарных программ. Достижение планируемых результатов этого блока осуществляется в ходе текущего и промежуточного оценивания, а полученные результаты фиксируются в виде накопленной оценки (в том числе в форме Портфолио) и учитываются при определении итоговой оценки.
Подобная структура представления результатов требует от учителя использования таких педагогических технологий, которые основаны на дифференциации требований к подготовке обучающихся.
На уровне основного общего образования реализуются:
· четыре междисциплинарные учебные программы - «Формирование универсальных учебных действий», «Формирование ИКТ – компетентности обучающихся», «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» и «Основы смыслового чтения и работа с текстом»;
· учебные программы по всем учебным предметам инвариантного и вариативного компонентов базового учебного плана основной школы - «Русский язык.», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «Информатика и ИКТ», «История», «Обществознание», «География», «Физика», «Биология», «Химия», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Технология», «Физическая культура» и «Основы безопасности жизнедеятельности», спецкурсы, элективные курсы.
1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения Программы
Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО включает описание организации и содержания государственной итоговой аттестации обучающихся, промежуточной аттестации обучающихся в рамках урочной деятельности, итоговой оценки по предметам, не выносимым на государственную итоговую аттестацию обучающихся, и оценки проектной деятельности обучающихся.
2. Содержательный раздел
2.1. Программа формирования универсальных учебных действий на ступени основного общего образования
1. Предназначение программы
Программа развития универсальных учебных действий на ступени основного образования (далее — программа развития УУД) конкретизирует требования государственного стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, дополняет традиционное содержание программ воспитания в школе и служит основой для разработки рабочих программ учебных предметов, спецкурсов, элективных курсов а также дополнительного образования.
Программа развития УУД в основной школе определяет:
2. Цели и задачи
Цель - обеспечение умения школьников учиться, дальнейшее развитие способности к самоопределению, самосовершенствованию и саморазвитию.
Задачи:
3. Планируемые результаты усвоения обучающимися универсальных учебных действий
В результате изучения базовых и дополнительных учебных предметов, а также в ходе реализации вариативной части образовательного процесса у выпускников основной школы будут сформированы личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия как основа учебного сотрудничества и умения учиться в общении.
4. Технологические основы программы
В основе развития УУД в основной школе лежит системно-деятельностный подход. В соответствии с ним - именно активность обучающегося признаётся основой достижения развивающих целей образования — знания не передаются в готовом виде, а добываются самими обучающимися в процессе познавательной деятельности. Поэтому в школе организуется работа по переходу от обучения как презентации системы знаний к активной работе обучающихся над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни.
Развитие УУД в основной школе организуется с использованием:
Развитие универсальных учебных действий в основной школе происходит не только в форме занятий по отдельным учебным предметам, но и в рамках надпредметных программ курсов и дисциплин (кружков, элективов, секций).
Среди технологий, методов и приёмов развития УУД в основной школе особое место отводится учебным ситуациям, которые специализированы для развития определённых УУД, которые могут быть построены не только на предметном содержании, но и надпредметном. Основными видами учебных ситуаций, используемыми в основной школе являются:
Наряду с учебными ситуациями для развития УУД в основной школе используются следующие типы задач.
На развитие личностных универсальных учебных действий:
На развитие коммуникативных универсальных учебных действий:
На развитие познавательных универсальных учебных действий:
На развитие регулятивных универсальных учебных действий:
Одним из основных путей повышения мотивации и развития УУД в основной школе является включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность, предусматривающую постановку практически значимых целей и задач учебно-исследовательской и проектной деятельности, анализ актуальности исследования; выбор средств и методов, совместное планирование деятельности учителем и обучающимися, проведение проектных работ или исследования; оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования; представление результатов в соответствующем использованию виде;
Типология форм организации проектной деятельности (проектов) обучающихся в МБОУ СОШ № 23 с. Новозаведенного может быть представлена по следующим основаниям:
Учитывая, что проектная форма сотрудничества предполагает совокупность способов, направленных не только на обмен информацией и действиями, но и на тонкую организацию совместной деятельности партнёров, предусматривается, что учителя школы:
Для успешного осуществления учебно-исследовательской деятельности с обучающимися проводится работа по формированию у них следующих учебных действий:
В зависимости от урочных и внеурочных занятий используются разные формы учебно-исследовательской деятельности.
На урочных занятиях:
На внеурочных занятиях:
Многообразие форм учебно-исследовательской деятельности позволяет обеспечить подлинную интеграцию урочной и внеурочной деятельности обучающихся по развитию у них УУД.
5. Условия и средства формирования универсальных учебных действий
Среди условий и средств формирования УУД в школе используются:
5.1. Учебное сотрудничество, которое предполагает:
5.2. Совместная деятельность школьников друг с другом и учителем.
5.2.1. Организация групповой работы.
При организации групповой работы класс делится на группы по 3 - 6 человек, чаще всего по 4 человека. Задание даётся группе, а не отдельному ученику.
Можно выделить три принципа организации совместной деятельности:
Группа может быть составлена из обучающегося, имеющего высокий уровень интеллектуального развития, обучающегося с недостаточным уровнем компетенции в изучаемом предмете и обучающегося с низким уровнем познавательной активности. Кроме того, группы могут быть созданы на основе пожеланий самих обучающихся: по сходным интересам, стилям работы, дружеским отношениям и т. п.
Роли обучающихся при работе в группе могут распределяться по-разному:
Во время работы обучающихся в группах учитель занимает следующие позиции - руководителя, «режиссёра» группы; одного из участников группы; эксперта, отслеживающего и оценивающего ход и результаты групповой работы, наблюдателя за работой группы.
5.2.2. Организация парной работы:
5.2.3. Проектная деятельность обучающихся как форма сотрудничества.
Используемые в школе типы ситуаций сотрудничества:
· ситуация сотрудничества со сверстниками с распределением функций.
· ситуация сотрудничества со взрослым с распределением функций.
· ситуация взаимодействия со сверстниками без чёткого разделения функций.
· ситуация конфликтного взаимодействия со сверстниками.
5.2.4. Дискуссия
5.2.5. Психологические тренинги с целью
5.2.6. Обучение доказательству, которое предполагает формирование умений по решению следующих задач:
Для этого используются ситуации, когда:
5.2.7. Рефлексия, которая предполагает организацию работы по осознанию школьниками внешнего и внутреннего опыта людей и их отражение в той или иной форме.
Работа по формированию рефлексии на основе трех основных сфер существования рефлексии:
Развитию рефлексии способствует организация учебной деятельности, отвечающая следующим критериям:
Рефлексия осуществляется в процессе:
5.2.8. Педагогическое общение
Учитывая, что выделяются две основные позиции учителя - авторитарная и партнёрская, в основной школе партнерская позиция является адекватной возрастно-психологическим особенностям подростков, способствует реализации задач развития УУД, в первую, очередь задач формирования самосознания и чувства взрослости.
6. Мониторинг успешности программы
Учитывая, что согласно Стандарту к результатам индивидуальных достижений обучающихся, не подлежащим итоговой оценке качества освоения основной образовательной программы основного общего образования, относятся: ценностные ориентации обучающегося; индивидуальные личностные характеристики, в том числе патриотизм, толерантность, гуманизм и др., то система отслеживания этих и других личностных результатов учебной деятельности обучающихся осуществляется в ходе различных мониторинговых исследований.
Для отслеживания в основной школе сформированности личностных и метапредметных учебных действий используется чаще всего различные методики (стандартизированные тесты, анкеты, опросники, проективные методики). В случае разработки и предоставления школе типовых заданий, проверяющие конкретные универсальные учебные действия, то они могут стать основным инструментом оценки сформированности УУД.
2.2. Программы отдельных учебных предметов
Пояснительная записка
Программы отдельных учебных предметов вносят сущностный вклад в развитие личности обучающихся, их способностей. Структура предметной программы включает:
1. Пояснительную записку, составленную на основе
• Федерального государственного образовательного стандарта общего образования;
• Фундаментального ядра содержания общего образования;
• Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования;
• Примерной программы основного общего образования по предмету;
• Программы развития и формирования универсальных учебных действий;
• Программы воспитания и социализации личности.
Пояснительная записка включает: общую характеристику курса, краткую характеристику содержания курса, ценностные ориентиры содержания учебного предмета, личностные результаты изучения учебного предмета, место учебного предмета в школьном плане.
2. Тематическое планирование, включающее цели и задачи курса, название и содержание тем, количество часов, отведённых на каждую тему, метапредметные результаты.
3. Календарно-поурочное планирование, содержащее:
· номер урока
· тему урока
· предметные результаты, отражающие общие цели образования; формирование ценностно-смысловых установок, развитие интереса, целенаправленное формирование и развитие познавательных потребностей и способностей обучающихся средствами различных предметов.
· Характеристика деятельности обучающихся (учебно-познавательные, учебно-практические задачи)
· Формы контроля
· Домашнее задание
· Дата
4. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса в соответствии с требованиями Стандарта основного общего образования.
5. Список используемой литературы, электронных и цифровых образовательных ресурсов (Приложение- рабочие программы).
2.3. Программа воспитания и социализации обучащихся на ступени основного общего образования
1. Цель и задачи воспитания и социализации обучающихся
Целью воспитания и социализации обучающихся на уровне основного общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
На уровне основного общего образования для достижения поставленной цели воспитания и социализации обучающихся решаются следующие задачи.
В области формирования личностной культуры:
• формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной, общественно полезной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;
• укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
• формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности подростка формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
• формирование нравственного смысла учения, социально ориентированной и общественно полезной деятельности;
• формирование морали – осознанной обучающимся необходимости поведения, ориентированного на благо других людей и определяемого традиционными представлениями о добре и зле, справедливом и несправедливом, добродетели и пороке, должном и недопустимом;
• усвоение обучающимся базовых национальных ценностей, духовных традиций народов России;
• укрепление у подростка позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
• развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств;
• развитие способности открыто выражать и аргументировано отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
• развитие способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
• развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;
• формирование творческого отношения к учебе, труду, социальной деятельности на основе нравственных ценностей и моральных норм;
• формирование у подростка первоначальных профессиональных намерений и интересов, осознание нравственного значения будущего профессионального выбора;
• осознание подростком ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности;
• формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.
В области формирования социальной культуры:
• формирование российской гражданской идентичности, включающей в себя идентичность члена семьи, школьного коллектива, территориально-культурной общности, этнического сообщества, российской гражданской нации;
• укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество, заботы о процветании своей страны;
• развитие патриотизма и гражданской солидарности;
• развитие навыков и умений организации и осуществления сотрудничества с учителями, сверстниками, родителями, старшими и младшими в решении личностно и социально значимых проблем на основе знаний, полученных в процессе образования;
• формирование у подростков первичных навыков успешной социализации, представлений об общественных приоритетах и ценностях, ориентированных на эти ценности образцах поведения через практику общественных отношений с представителями различными социальных и профессиональных групп;
• формирование у подростков социальных компетенций, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе;
• укрепление доверия к другим людям, институтам гражданского общества, государству;
• развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям, приобретение опыта оказания помощи другим людям;
• усвоение гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
• формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным религиям и религиозным организациям России, к вере и религиозным убеждениям других людей, понимание значения религиозных идеалов в жизни человека, семьи и общества, роли традиционных религий в историческом и культурном развитии России;
• формирование культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России.
В области формирования семейной культуры:
• укрепление отношения к семье как основе российского общества;
• формирование представлений о значении семьи для устойчивого и успешного развития человека;
• укрепление у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
• усвоение таких нравственных ценностей семейной жизни как любовь, забота о любимом человеке, продолжение рода, духовная и эмоциональная близость членов семьи, взаимопомощь и др.;
• формирование начального опыта заботы о социально-психологическом благополучии своей семьи;
• знание традиций своей семьи, культурно-исторических и этнических традиций семей своего народа, других народов России.
Таким образом, цель программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования направлена на создание модели выпускника основной школы.
Модель выпускника 9 класса:
– подросток, освоивший общеобразовательные программы;
– подросток, который приобрел необходимые знания и навыки жизни в обществе,профессиональной среде, владеющий навыками коммуникации;
– подросток с устойчивой потребностью в самореализации и самовоспитании;
– подросток, знающий свои гражданские права и умеющий их реализовывать;
– подросток, умеющий уважать свое и чужое достоинство;
– подросток, обладающий запасом духовных и нравственных качеств, таких как великодушие, порядочность, честность, милосердие, сострадание, готовность прийти на помощь другим людям;
– подросток, любящий свою семью.
2. Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации обучающихся МБОУ СОШ №23 с. Новозаведенного
При организации работы по воспитанию и социализации обучающихся в школе основополагающими ценностными установками являются определенные в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России:
ü современный национальный воспитательный идеал-это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации;
ü система базовых национальных ценностей: патриотизм; социальная солидарность; гражданственность; семья; труд и творчество; наука; традиционные российские религии; искусство и литература; природа; человечество.
Задачи воспитания и социализации обучающихся на уровне основного общего образования классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития личности обучающегося школы как гражданина России.
Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся осуществляется по следующим направлениям:
• воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека (ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, гражданское общество, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, социальная солидарность, мир во всем мире, многообразие и уважение культур и народов);
• воспитание социальной ответственности и компетентности (ценности: правовое государство, демократическое государство, социальное государство, закон и правопорядок, социальная компетентность, социальная ответственность, служение Отечеству, ответственность за настоящее и будущее своей страны);
• воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания (ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства другого человека, равноправие, ответственность, любовь и верность; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о светской этике, вере, духовности, религиозной жизни человека, ценностях религиозного мировоззрения, формируемое на основе межконфессионального диалога; духовно-нравственное развитие личности);
• воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни (ценности: жизнь во всех ее проявлениях; экологическая безопасность; экологическая грамотность; физическое, физиологическое, репродуктивное, психическое, социально-психологическое, духовное здоровье; экологическая культура; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни; ресурсосбережение; экологическая этика; экологическая ответственность; социальное партнерство для улучшения экологического качества окружающей среды; устойчивое развитие общества в гармонии с природой);
• воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии (ценности: научное знание, стремление к познанию и истине, научная картина мира, нравственный смысл учения и самообразования, интеллектуальное развитие личности; уважение к труду и людям труда; нравственный смысл труда, творчество и созидание; целеустремленность и настойчивость, бережливость, выбор профессии);
• воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры — эстетическое воспитание (ценности: красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение личности в творчестве и искусстве, эстетическое развитие личности).
В основе Программы воспитания и социализации обучающихся МБОУ СОШ № 23 с. Новозаведенного на уровне основного общего образования и организуемого в соответствии с ней нравственного уклада школьной жизни лежат перечисленные ниже принципы. Одним из основных принципов реализации является принцип системно - деятельностной организации воспитания.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе базовых национальных ценностей. Для решения воспитательных задач обучающиеся вместе с учителями, родителями, иными субъектами культурной, гражданской жизни обращаются к содержанию: общеобразовательных дисциплин; произведений искусства; периодической печати, публикаций, радио- и телепередач, отражающих современную жизнь; духовной культуры и фольклора народов России; истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего края, своей семьи; жизненного опыта своих родителей и прародителей; общественно полезной, личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик; других источников информации и научного знания. Системно-деятельностная организация воспитания должна преодолевать изоляцию подростковых сообществ от мира старших и младших и обеспечивать их полноценную и своевременную социализацию. В социальном плане подростковый возраст представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Школе как социальному субъекту – носителю педагогической культуры принадлежит ведущая роль в осуществлении воспитания и успешной социализации подростка.
Принцип ориентации на идеал
Идеал – это высшая ценность, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Воспитательные идеалы поддерживают единство уклада школьной жизни, придают ему нравственные измерения.
Принцип следования нравственному примеру
Следование примеру – ведущий метод нравственного воспитания. Пример – это модель выстраивания отношений ребенка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершенного значимым другим. Содержание учебного процесса, внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребенка, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечивает возможность построения собственной системы ценностных отношений.
Принцип диалогического общения
Диалогическое общение школьника со сверстниками, родителями, учителем и с другими взрослыми играет большую роль в формировании ценностных отношений. Диалог исходит из признания и уважения права школьника свободно выбирать и присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Выработка собственной системы ценностей невозможны без диалогического общения ребенка со взрослым.
Принцип идентификации (персонификации)
Идентификация – устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы - яркие, эмоционально-привлекательные образы людей. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребенка.
Принцип полисубъектности воспитания
Школьник включен в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности. Уклад школьной жизни предусматривает, что деятельность различных субъектов духовно-нравственного развития и воспитания при ведущей роли образовательного учреждения должна быть по возможности согласована. Национальный воспитательный идеал, система базовых национальных ценностей должны быть приняты всеми субъектами развития и воспитания обучающихся.
Содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся отбирается на основании базовых национальных ценностей в логике реализации основных направлений.
Каждое направление представлено в виде модуля, который содержит задачи, соответствующую систему базовых ценностей, особенности организации содержания (виды деятельности и формы занятий с обучающимися). Также, в каждом модуле определены условия совместной деятельности школы с семьями обучающихся, с общественными учреждениями по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, обозначены планируемые результаты, представлены схемы, отражающие пути реализации данного модуля. Все направления дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.
Организация социальной деятельности обучающихся исходит из того, что социальные ожидания подростков связаны с успешностью, признанием со стороны семьи и сверстников, состоятельностью и самостоятельностью в реализации собственных замыслов. Целенаправленная социальная деятельность обучающихся должна быть обеспечена сформированной социальной средой школы и укладом школьной жизни.
Миссия школы в контексте социальной деятельности на уровне основного общего образования – дать обучающемуся представление об общественных ценностях и ориентированных на эти ценности образцах поведения через практику общественных отношений с различными социальными группами и людьми с разными социальными статусами.
Педагогическая поддержка социализации осуществляется в процессе обучения, создания дополнительных пространств самореализации обучающихся с учетом урочной и внеурочной деятельности, а также форм участия специалистов и социальных партнеров по направлениям социального воспитания, методического обеспечения социальной деятельности и формирования социальной среды школы.
Основными формами педагогической поддержки социализации являются ролевые игры, социализация обучающихся в ходе познавательной деятельности, социализация обучающихся средствами общественной и трудовой деятельности.
Формирование осознанного отношения к собственному здоровью, устойчивых представлений о здоровье и здоровом образе жизни; факторах, оказывающих позитивное и негативное влияние на здоровье; формирование личных убеждений, качеств и привычек, способствующих снижению риска здоровью в повседневной жизни, реализуется через реализацию программы «ЗДОРОВЬЕ».
Экологическая здоровьесберегающая деятельность школы на уровне основного общего образования представлена в виде пяти взаимосвязанных блоков: по созданию экологически безопасной здоровьесберагающей инфраструктуры; рациональной организации учебной и внеучебной деятельности обучающихся; эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы; реализации модульных образовательных программ и просветительской работы с родителями (законными представителями) и должна способствовать формированию у обучающихся экологической культуры, ценностного отношения к жизни во всех ее проявлениях, здоровью, качеству окружающей среды, умений вести здоровый и безопасный образ жизни. Реализуется через ведение экспериментальной работы «Использование развивающих и здоровьесберегающих технологий в эколого-этнографическом образовании обучающихся».
Одно из ключевых направлений реализации программы воспитания и социализации обучающихся на уровне основного общего образования является повышение педагогической культуры родителей.
Педагогическая культура родителей (законных представителей) обучающихся один из самых действенных факторов их духовно-нравственного развития и воспитания, поскольку уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов, формирующих нравственный уклад жизни обучающегося.
Права и обязанности родителей (законных представителей) в современных условиях определены в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации, главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации, в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации».
В системе повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) используются различные формы работы, в том числе: родительское собрание, родительская конференция, организационно -деятельностная и психологическая игра, собрание-диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за круглым столом, вечер вопросов и ответов, семинар, педагогический практикум, тренинг для родителей и другие.
10. Взаимодействие школы с социальными партнерами
МБОУ СОШ № 23 с. Новозаведенного активно взаимодействует с социальными партнерами в целях реализации программы воспитания и социализации обучающихся: администрацией муниципального образования села Новозаведенного, базовыми хозяйствами, высшими и средними профессиональными учебными заведениями, организациями дополнительного образования, Домом культуры, общественными организациями.
По каждому из направлений воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования должны быть предусмотрены и обучающимися могут быть достигнуты определенные результаты, которые приведены в таблице результатов в приложении.
В качестве основных показателей и объектов исследования эффективности реализации школой Программы воспитания и социализации обучающихся выступают:
1. Особенности развития личностной, социальной, экологической, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры обучающихся.
2. Социально-педагогическая среда, общая психологическая атмосфера и нравственный уклад школьной жизни.
3. Особенности детско-родительских отношений и степень включенности родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс.
Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации обучающихся предусматривает использование методов тестирования, опроса и наблюдения.
Основной целью исследования является изучение динамики процесса воспитания и социализации обучающихся в условиях специально-организованной воспитательной деятельности. В рамках психолого-педагогического исследования следует выделить три этапа:
Этап 1. Контрольный этап исследования (диагностический срез) ориентирован на сбор данных социального и психолого-педагогического исследований до реализации школой Программы воспитания и социализации обучающихся.
Этап 2. Формирующий этап исследования предполагает реализацию основных направлений Программы воспитания и социализации обучающихся.
Этап 3. Интерпретационный этап исследования ориентирован на сбор данных социального и психолого-педагогического исследований после реализации Программы воспитания и социализации обучающихся.
Этап 4. Заключительный этап предполагает исследование динамики воспитания и социализации обучающихся.
Критериями эффективности реализации воспитательной и развивающей программы является динамика основных показателей воспитания и социализации обучающихся:
1. Динамика развития личностной, социальной, экологической, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры обучающихся.
2. Динамика (характер изменения) социальной, психолого-педагогической и нравственной атмосферы в образовательном учреждении.
3. Динамика детско-родительских отношений и степени включенности родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс.
Необходимо указать критерии, по которым изучается динамика процесса воспитания и социализации обучающихся.
1. Положительная динамика (тенденция повышения уровня нравственного развития обучающихся) – увеличение значений выделенных показателей воспитания и социализации обучающихся на интерпретационном этапе по сравнению с результатами контрольного этапа исследования (диагностический).
2. Инертность положительной динамики подразумевает отсутствие характеристик положительной динамики и возможное увеличение отрицательных значений показателей воспитания и социализации обучающихся на интерпретационном этапе по сравнению с результатами контрольного этапа исследования (диагностический);
3. Устойчивость (стабильность) исследуемых показателей духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на интерпретационном и контрольным этапах исследования.
2.4 Программа коррекционной работы
Программа адаптации обучающихся в соответствии со Стандартом направлена на создание системы комплексной помощи детям в освоении основной образовательной программы основного общего образования.
Программа должна обеспечивать дальнейшую социальную адаптацию детей в школе на всех уровнях образования. Адаптационный стресс как совокупность адаптационных реакций организма человека, носящих общий защитный характер, испытывают в той или иной мере все участники образовательного процесса в первые полгода обучения. Особенно остро этот стресс испытывают те обучащиеся, которые попали в новую для себя среду, т.е. ученики пятых классов.
Цель программы:
— оказание комплексной психолого-социально-педагогической помощи и поддержки обучающимся в периоды адаптации на всех уровнях обучения.
Приоритетными направлениями программы на этапе основного общего образования становятся формирование социальной компетентности обучающихся, развитие адаптивных способностей личности.
Задачи программы:
— формирование зрелых личностных установок, способствующих оптимальной адаптации;
— развитие коммуникативной компетенции, форм и навыков конструктивного личностного общения в группе сверстников;
— реализация комплексной системы мероприятий по социальной адаптации и профессиональной ориентации обучающихся;
— оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей, проходящих период адаптации.
Содержание программы определяют следующие принципы:
— Преемственность. Принцип обеспечивает создание единого образовательного пространства при переходе от начального общего образования к основному общему образованию, способствует достижению личностных, метапредметных, предметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. Принцип обеспечивает связь программы адаптации обучающихся с другими разделами программы основного общего образования: программой развития универсальных учебных действий у обучающихся на уровне основного общего образования, программой профессиональной ориентации обучающихся на уровне основного общего образования, программой формирования и развития ИКТ-компетентности обучающихся, программой социальной деятельности обучающихся.
— Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию всех специалистов, которые призваны решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
— Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития детей на разных уровнях образования и коррекции нарушений у детей-дезадаптантов, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка.
— Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
Направления работы
Программа адаптации обучающихся на уровне основного общего образования включает в себя взаимосвязанные направления, раскрывающие её основное содержание: диагностическое, профилактическое, коррекционно-развивающее, консультативное, информационно-просветительское.
Характеристика содержания
Диагностическая работа включает:
— проведение комплексной социально-психолого-педагогической диагностики обучающихся в адаптационные периоды;
— определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающихся, выявление их резервных возможностей;
— изучение развития эмоционально-волевой, познавательной сфер и личностных особенностей обучающихся;
— изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка;
— системный разносторонний контроль за уровнем и динамикой развития ребёнка (мониторинг динамики развития, успешности освоения образовательных программ основного общего образования).
Профилактическая работа включает:
— систему мероприятий по предупреждению дезадаптации у обучающихся.
Коррекционно-развивающая работа включает:
— реализацию комплексного индивидуально ориентированного социально-психолого-педагогического сопровождения в условиях образовательного процесса обучающихся;
— организацию и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений адаптации и трудностей обучения;
— развитие универсальных учебных действий в соответствии с требованиями основного общего образования;
— развитие и укрепление зрелых личностных установок, формирование адекватных форм утверждения самостоятельности, личностной автономии;
— формирование способов регуляции поведения и эмоциональных состояний;
— развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, коммуникативной компетенции;
— развитие компетенций, необходимых для продолжения образования и профессионального самоопределения;
Консультативная работа включает:
— выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимися в адаптационный период, единых для всех участников образовательного процесса;
— консультирование специалистами учителей по выбору методов и приёмов работы с обучающимися в период адаптации;
— консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии и приёмов воспитания ребёнка в период адаптации;
Информационно-просветительская работа предусматривает:
— информационную поддержку образовательной деятельности обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников;
— проведение тематических выступлений для учителей и родителей (законных представителей) по разъяснению вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения обучающихся в адаптационный период.
Механизмы реализации программы
Взаимодействие специалистов (психолога, социального педагога, медицинского работника) обеспечивает системное сопровождение обучающихся в период адаптации специалистами различного профиля в образовательном процессе. Такое взаимодействие включает:
— комплексность в определении и решении проблем обучающегося, предоставлении ему специализированной квалифицированной помощи;
— многоаспектный анализ личностного и познавательного развития обучающегося.
Наиболее распространённые и действенные формы организованного взаимодействия специалистов — это психолого-педагогические комиссии, тематические родительские собрания, которые предоставляют многопрофильную помощь всем участникам образовательного процесса в решении вопросов, связанных с обучением, воспитанием, развитием, социализацией детей в периоды адаптации.
Требования к условиям реализации программы
Психолого-педагогическое обеспечение включает:
— психолого-педагогические условия (учёт возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности);
— здоровьесберегающие условия (профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);
Программно-методическое обеспечение
В процессе реализации программы адаптации обучающихся могут быть использованы рабочие коррекционно-развивающие программы социально-педагогической направленности, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя, педагога-психолога, социального педагога.
Материально-техническое обеспечение
Материально-техническое обеспечение заключается в создании надлежащей материально-технической базы, позволяющей обеспечить адаптивную и коррекционно-развивающую среды образовательной организации.
Результатом реализации указанных требований должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды:
— преемственной по отношению к начальному общему образованию и учитывающей особенности организации основного общего образования, а также специфику психофизического развития обучающихся на данном уровне общего образования;
— обеспечивающей воспитание, обучение, социальную адаптацию детей;
— способствующей достижению результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования обучающимися.
3. Организационный отдел
3.1. Учебный план основной школы
Пояснительная записка
Учебный план МБОУ СОШ № 23 с. Новозаведенного на 2014 - 2015 учебный год разработан в соответствии с:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- федеральным базисным учебным планом, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 марта 2004 года № 1312, в редакции приказов Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2008 года № 241, от 30 августа 2010 года № 889, от 3 июня 2011 года № 1994, от 01 февраля 2012 года, № 74;
- федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 года № 1089 (в редакции приказов Министерства образования и науки Российской Федерации от 03 июня 2008 года, № 164, от 31 августа 2009 года, № 320, от 19 октября 2009 года, № 427, с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 ноября 2011 года № 2643, от 24 января 2012 года № 39, от 31 января 2012 года № 69 (для 5-11 классов);
- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189 (в редакции Изменений № 1, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 июня 2011 года № 85, Изменений № 2, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача от 25 декабря 2013 года № 72);
- письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от
08 октября 2010 года № ИК-1494/19 «О введении третьего часа физической
культуры»;
- письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 мая 2012 года, № МД-583/19 «О методических рекомендациях «Медикопедагогический контроль за организацией занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья»;
- письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от
16 мая 2012 года № МД-520/19 «Об оснащении спортивных залов и сооружений общеобразовательных учреждений»;
-приказом министерства образования и молодежной политики Ставропольского края от 25 июля 2014 года № 784-пр «Об утверждении примерного учебного плана для образовательных организаций Ставропольского края».
В структуре учебного плана МБОУ СОШ №23 с. Новозаведенного, реализующего программы общего образования, выделяются две части:
- инвариантная (часы федерального компонента увеличены за счет часов регионального);
- вариативная (компонент образовательного учреждения – не менее 10% от общего нормативного времени).
Инвариантная часть обеспечивает сохранение единого образовательного пространства в Российской Федерации как при шестидневной, так и при пятидневной учебных неделях.
Вариативная часть учитывает возможности образовательного учреждения, социальный заказ родителей и индивидуальные потребности школьников.
Вариативная часть учебного плана предназначена сформировать индивидуальные образовательные маршруты обучающихся. Изучение вариативной части учебного плана МБОУ СОШ №23 с. Новозаведенного является обязательным для всех обучающихся данного класса.
Учебный план МБОУ СОШ №23 с. Новозаведенного обеспечивает выполнение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года № 189, в редакции Изменений № 1, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 июня 2011 года № 85, Изменений №2, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 декабря 2013 года № 72), и предусматривает в соответствии с федеральным базисным учебным планом, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 марта 2004 года № 1312, федеральными государственными образовательными стандартами (пункт 4 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации») сроки освоения общего образования:
- 5-летний срок освоения образовательных программ основного общего образования для 5-9 классов; продолжительность учебного года в 5-8 классах - 35 учебных недель; в 9 классах - 34 учебных недели (не включая летний экзаменационный период).
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана МБОУ СОШ №23 с. Новозаведенного, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, не превышает в совокупности величину недельной образовательной нагрузки. Образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в течение учебной недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня соответствует требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.Расписание уроков составлено отдельно для обязательных и элективных курсов. Элективные курсы запланированы на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом элективных курсов и последним уроком устраивается перерыв продолжительностью 45 минут. Объем домашних заданий (по всем предметам) учитывает, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): в 5 классах - 2 ч, в 6-8 классах - 2,5 ч, в 9 классах - до 3,5 ч.
По решению педагогического коллектива (29 августа 2014 г., протокол № 1), всех участников образовательного процесса, МБОУ СОШ №23 с. Новозаведенного работает в режиме 6-дневной учебной недели.
При составлении учебного плана МБОУ СОШ №23 с. Новозаведенного индивидуальные, групповые, элективные занятия учитываются при определении максимально допустимой аудиторной нагрузки обучающихся согласно СанПиН 2.4.2.2821-10.
Изучение учебных предметов федерального компонента организуется с использованием учебных пособий, входящих в федеральный перечень учебников на текущий учебный год. При изучении предметов, курсов регионального компонента и компонента образовательного учреждения допускается использование пособий и программ, рекомендованных к использованию Ставропольским краевым институтом развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования.
Часы регионального компонента и компонента образовательного учреждения используются для введения элективных курсов, спецкурсов. Организована предпрофильная подготовка.
Базовый компонент в 5 - 8 классах представлен 7-ю образовательными областями: филология, математика, естествознание, обществознание, искусство, технология, физическая культура.
Образовательная область «Филология» предусматривает изучение русского языка, литературы, иностранного языка. На изучение предмета «Русский язык» в 7 классах добавлен 1 час за счет регионального компонента.
В образовательную область "Математика" входят математика, алгебра, геометрия, информатика и ИКТ. Предмет «Геометрия» в 7 классах изучается, начиная с первой четверти.
Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) изучаются с 5 по 8 класс как самостоятельный учебный предмет (в 5-7 классах за счет часов регионального компонента).
Образовательная область «Обществознание» включает историю, обществознание, географию.
Учебный предмет «История» изучается с 5 по 8 класс в количестве 2 часов. Обязательные для изучения курсы «Всеобщая история» и «История России» записываются в классном журнале без разделения на страницы и выставляются в аттестат под общим названием «История».
Учебный предмет «Обществознание» (включая экономику и право) изучается с 6 по 8 класс в количестве 1 часа.
Учебный предмет «География» изучается с 6 по 8 класс; в 6 классе на изучение географии отводится 1 час, в 7-8 классах – 2 часа в неделю.
В образовательную область «Естествознание» входят природоведение (2 часа), биология (2 часа), физика (2 часа), химия (2 часа). В 6 классах на изучение биологии добавлен 1 час за счет регионального компонента.
В образовательной области «Искусство» изучаются изобразительное искусство и музыка с 5 по 7 класс, мировая художественная культура в 8 классах.
Образовательная область «Физическая культура» включает дисциплины: физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности. На изучение предмета «Физическая культура» отведено 3 часа. На изучение предмета ОБЖ отведен 1 час; в 5-7 классах - за счет регионального компонента.
Учебный предмет «Технология» преподается с 5 по 8 класс по 2 часа (в 8классах 1 час добавлен за счет компонента образовательного учреждения в соответствии с «Программой по технологии для сельских школ»).
Часы регионального компонента и компонента образовательного учреждения использованы для ведения спецкурсов, элективных курсов с учетом интересов и пожеланий учащихся и родителей.
Сетка часов инвариантной части учебного плана V-VIII классов
Образовательныеобласти |
Образовательные компоненты |
КЛАССЫ |
|
||||||||||||||||||||
5а |
5б |
5в |
6а |
6б |
6б |
7а |
7б |
8а |
8б |
|
|||||||||||||
Филология |
Русский язык |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
5 |
5 |
3 |
3 |
|
|||||||||||
Литература |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
||||||||||||
Иностранный язык |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
|
||||||||||||
Математика |
Математика |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
|
|
|
|
|
|||||||||||
Алгебра |
|
|
|
|
|
|
3 |
3 |
3 |
3 |
|
||||||||||||
Геометрия |
|
|
|
|
|
|
2 |
2 |
2 |
2 |
|
||||||||||||
Информатика и ИКТ |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
||||||||||||
Обществознание |
История |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
|||||||||||
Обществознание (включая экономику и право) |
|
|
|
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
||||||||||||
География |
|
|
|
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
||||||||||||
Естествознание |
Природоведение |
2 |
2 |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
Биология |
|
|
|
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
||||||||||||
Физика |
|
|
|
|
|
|
2 |
2 |
2 |
2 |
|
||||||||||||
Химия |
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
2 |
|
||||||||||||
Искусство
|
Музыка |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
|
|
|||||||||||
Изобразительное искусство |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
|
|
||||||||||||
Мировая художественная культура |
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
1 |
|
||||||||||||
Физическая культура |
Основы безопасности жизнедеятельности |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
|||||||||||
Физическая культура |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
|
||||||||||||
Технология |
Технология |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
|||||||||||
Итого часов инвариантной части |
30 |
30 |
30 |
31 |
31 |
31 |
33 |
33 |
32 |
32 |
|
||||||||||||
Сетка часов вариативной части учебного плана V-VIII классов |
|
||||||||||||||||||||||
Региональный компонент и компонент ОУ |
Название спецкурса, элективного курса |
КЛАССЫ |
|
||||||||||||||||||||
5а |
5б |
5в |
6а |
6б |
6в |
7а |
7б |
8а |
8б |
|
|||||||||||||
Русская словесность |
1 |
|
1 |
|
1 |
|
1 |
|
1 |
|
|
||||||||||||
|
Риторика |
|
1 |
|
1 |
|
1 |
|
|
|
|
|
|||||||||||
|
Основы экологии |
1 |
1 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
|
Экология растений |
|
|
|
1 |
1 |
1 |
|
|
|
|
|
|||||||||||
|
Экология животных |
|
|
|
|
|
|
1 |
1 |
|
|
|
|||||||||||
|
Экология человека. Культура здоровья. |
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
1 |
|
|||||||||||
|
Речевой этикет |
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
1 |
|
|||||||||||
|
Природа Ставропольского края |
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
1 |
|
|||||||||||
|
История химии |
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|||||||||||
|
Тайны создания домашнего очага |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|||||||||||
Итого часов вариативной части |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
4 |
4
|
|
||||||||||||
Итого |
32 |
32 |
32 |
33 |
33 |
33 |
35 |
35 |
36 |
36 |
|
||||||||||||
IX классы
Базовый компонент в 9 классах представлен 7-ю образовательными областями: филология, математика, естествознание, обществознание, искусство, технология, физическая культура.
Образовательная область «Филология» предусматривает изучение русского языка в количестве 2 часов, литературы - в количестве 3 часов, иностранного языка - в количестве 3 часов.
В образовательную область "Математика" входят алгебра (3 часа), геометрия (2 часа), информатика и ИКТ (2 часа).
Образовательная область «Обществознание» включает историю, обществознание, географию.
Учебный предмет «История» изучается в количестве 2 часов в неделю. Обязательные для изучения курсы «Всеобщая история» и «История России» записываются в классном журнале без разделения на страницы и выставляются в аттестат под общим названием «История».
Учебный предмет «Обществознание» (включая экономику и право) изучается в количестве 1 часа в неделю.
Учебный предмет «География» изучается 2 часа в неделю.
В образовательную область «Естествознание» входят биология (2 часа), физика (2 часа), химия (2 часа).
В образовательной области "Искусство" изучается мировая художественная культура в количестве 1 часа в неделю.
Образовательная область «Физическая культура» включает дисциплины: физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности. В целях сохранения и укрепления физического и психического здоровья обучающихся средствами физической культуры и спорта на изучение предмета «Физическая культура» отведено 3 часа. На изучение предмета ОБЖ отведен 1 час за счет регионального компонента.
Учебный предмет «Технология» преподается в количестве 2 часов.
В 9 классах организована предпрофильная подготовка обучающихся по учебному модулю «Ценности и смыслы профессиональной карьеры» во внутриклассной форме без деления на группы. На проведение ориентационных, предметных и элективных курсов отведено по 2 часов в каждом классе. Целью введения курсов является оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в проектировании версий продолжения их дальнейшего обучения.
Сетка часов инвариантной части учебного плана IX классов
Образовательныеобласти |
Образовательные компоненты |
КЛАССЫ |
|
9а |
9б |
||
Филология |
Русский язык |
2 |
2 |
Литература |
3 |
3 |
|
Иностранный язык |
3 |
3 |
|
Математика |
Алгебра |
3 |
3 |
Геометрия |
2 |
2 |
|
Информатика и ИКТ |
2 |
2 |
|
Обществознание |
История |
2 |
2 |
Обществознание (включая экономику и право) |
1 |
1 |
|
География |
2 |
2 |
|
Естествознание |
Биология |
2 |
2 |
Физика |
2 |
2 |
|
Химия |
2 |
2 |
|
Искусство |
Мировая художественная культура |
1 |
1 |
Физическая культура |
Основы безопасности жизнедеятельности |
1 |
1 |
Физическая культура |
3 |
3 |
|
Технология |
Технология |
2 |
2 |
Итого инвариантной части |
33 |
33 |
Сетка часов вариативной части учебного плана IX классов
Региональный компонент и компонент ОУ |
Название спецкурса, элективного курса |
КЛАССЫ |
|
9а |
9б |
||
Ценности и смыслы профессиональной карьеры |
1 |
1 |
|
|
Уроки словесности |
1 |
|
|
Неравенства и их применение |
1/0 |
1/0 |
|
Геометрия в пространстве |
0/1 |
0/1 |
|
Биосфера и человечество |
|
1 |
|
Итого часов вариативной части |
3 |
3 |
|
ИТОГО |
36 |
36 |
Система аттестации, контроля и учета достижений обучающихся основной школы
Промежуточная аттестация учеников 5 - 8 классов осуществляется по итогам года согласно локальному акту. Процедура и содержание текущей и промежуточной аттестации учеников 5 - 9 классов регламентируется локальным актом школы.
При реализации личностно-ориентированного подхода, подготовки к переходу на профильное обучение для объективного оценивания образовательных достижений используется «Портфолио» учащегося основной школы. Наличие Портфолио является обязательным условием при поступлении в профильный класс.
3.2. Система условий реализации Программы
Учебно-воспитательный процесс в школе осуществляют 42 педагогических работника. Из них: 4 являются руководителями,
имеют высшее образование-36 (87%);
имеют ученую степень- (0%);
имеют высшую квалификационную категорию-11 (26%);
имеют первую квалификационную категорию-23 (38%);
Почетных работников-8 (19%);
учителей, имеющих ученую степень- (0%);
молодых специалистов-2.
Образование педагогических работников соответствует базовому образовательному преподаваемому предмету.
Основную часть педагогического коллектива составляют опытные учителя с большим стажем работы, обладающие высоким профессиональным мастерством, имеющие высшую и первую квалификационные категории. Таким образом, в школе созданы необходимые условия для обеспечения качества образования.
Все педагогические работники проходят повышение квалификации по преподаваемому предмету, а также по проблемам введения ФГОС НОО и ФГОС ООО в соответствии с графиком курсовой подготовки.
Имеется хорошее учебно-методическое и информационное обеспечение. Все учебные предметы (инвариантные и вариативные) обеспечены методическими разработками, системой дифференцированных заданий, позволяющих учителю организовать урочную, внеурочную и самостоятельную деятельность школьников в соответствии со способностями, возможностями и образовательными потребностями. Школьникам предоставлена возможность использования ресурсов глобальной сети, электронных учебно-наглядных пособий и оборудования.
Материально-техническое оснащение МБОУ СОШ № 23 с. Новозаведенного постоянно пополняется и обновляется.
Формы и технологии образования в основной школе:
Выпускник основной школы должен обладать следующими характеристиками к окончанию 9-го класса:
В нашем каталоге доступно 73 719 рабочих листов
Перейти в каталогПолучите новую специальность за 2 месяца
Получите профессию
за 6 месяцев
Пройти курс
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Образовательная программа основного общего образования (далее – ООП ООО) разработана в соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации», с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17»декабря 2010г. №1897), примерной основной образовательной программы основного общего образования, Уставом МБОУ СОШ № 23 с. Новозаведенного с учётом анализа образовательных запросов участников образовательного процесса. ООП ООО определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на уровне основного общего образования. ООП ООО направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, саморазвитие и самосовершенствование обучающихся. ООП ООО обеспечивает их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья.
6 653 462 материала в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Алексеева Анна Евгеньевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
36/72/108 ч.
Курс повышения квалификации
108 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч. — 180 ч.
Мини-курс
10 ч.
Мини-курс
5 ч.
Мини-курс
3 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.