Муниципальное
казённое общеобразовательное учреждение «Нижнечуманская средняя
общеобразовательная школа Баевского района Алтайского края»
Образовательная программа исторического кружка
на
2013-2014 учебный год
Руководитель
С.В.Игнатенко
учитель
истории
высшая
квалификационная категория
с.
Нижнечуманка
2013г
Структура
программы
1. Пояснительная
записка
2. Тематический
план
3. Основное
содержание программы
4. Особенности
методики обучения
5. Условия
реализации программы
6. Планируемые
результаты
7. Литература
Пояснительная
записка
Историческая наука
строит свои выводы на материале исторических источников. Под историческими
источниками понимают все остатки прошлого, которые связаны с деятельностью
людей и отражают историю человеческого общества. Программа кружка предоставляет
возможность учащимся ознакомиться с основными вспомогательными историческими
дисциплинами, дать те знания и умения, которые не всегда обозначены учебными
программами по истории и нет возможности дать на уроках.
Курс рассчитан на 34 часа, из них часть учебного времени выделена на
интеллектуальные игры и исследовательскую деятельность с учетом полученных
знаний и умений.
Цель курса: - развитие интеллектуальных, творческих способностей
учащихся, познавательной активности учащихся и интереса к отечественной
истории;
Задачи курса:
1. Формировать
систему исторических взглядов учащихся.
2. Развивать
интерес к исследованию
3. Создавать
условия, способствующих повышению уровня образованности учащихся.
4. Развивать
способности, творческие возможности, кругозор учащихся.
Направления
деятельности:
-организация
исследовательской деятельности учащихся;
- участие в работе
школьного историко-краеведческого уголка;
- участие в районной
историко-краеведческой конференции;
- распространение и
пропаганда материалов о своей деятельности.
Тематический план
№
п/п
|
Тема
занятий
|
Всего
часов
|
Теория
|
практика
|
1.
|
Введение
|
2
|
2
|
|
2.
|
Поисково-исследовательская
работа учащихся
|
10
|
4
|
6
|
3.
|
Палеография
|
2
|
2
|
|
4.
|
Нумизматика
|
2
|
2
|
|
5.
|
Метрология
|
2
|
1
|
1
|
6.
|
Хронология
|
2
|
1
|
1
|
7.
|
Сфрагистика
|
2
|
2
|
|
8.
|
Геральдика
|
2
|
1
|
1
|
9.
|
Ономастика
|
2
|
2
|
|
10.
|
Топонимика
|
2
|
1
|
1
|
11.
|
Генеалогия
|
2
|
1
|
1
|
12.
|
Социальный
этикет
|
2
|
2
|
|
13.
|
Экспертиза
ценностей
|
1
|
|
1
|
14.
|
Заключительное
занятие
|
1
|
|
1
|
15.
|
ИТОГО
|
34
|
21
|
13
|
Содержание
программы:
Введение 2 часа. Цели и задачи курса. Знакомство с содержанием
программы. Исторические источники: материальные и духовные. Ключи к тайнам к
КЛИО: ВИД – вспомогательные исторические дисциплины.
Поисково-исследовательская
работа учащихся. Подходы к проблеме мотивации в школе и
учебно-исследовательской деятельности. Основы исследовательских работ.
Подготовительный период в исследовательской работе. Сбор материала и принципы
работы с ним. Как оформить результаты исследования. Приложения. Консультации по
написанию исследовательских работ.
Палеография 2 часа.
Внешние
признаки рукописей, материал для письма. Алфавит и графика букв, художественные
украшения.
Нумизматика
2 часа.
Изучение
первых денежных систем, монеты и бумажные деньги, денежное обращение.
Метрология 2 часа.
Существование
в разные периоды истории меры длины (протяженности) и веса (тяжести), поверхности
(площади) и вместимости (объема), их соотношение с современной системой мер.
Хронология 2 часа.
Различные
системы исчисления времени, методика обработки прямой и косвенной датирующей
информации.
Сфрагистика
2 часа.
Печати
и их роль в историческом процессе. Документы с печатями и без них. Отдельные
печати.
Геральдика 2 часа.
Гербы
как символические знаки отличия отдельных лиц, фамилий, родов, областей,
городов, государств, учреждений. Герб семьи и мой личный герб.
Ономастика 2 часа.
Собственные имена
в истории. Связь с лингвистикой. Закономерности и разные категории имен. Мое
имя.
Топонимика 2 часа.
Географические
названия в истории страны, региона, малой родины. Мой край, мой район, мое
село.
Генеалогия
2 часа. Изучение и составление родословных. Династии Рюриковичей и Романовых в
истории страны. Родословная моей семьи и рода.
Социальный этикет 2 часа.
Системы
социального этикета: звания, чины, награды, титулы, знаки различия.
Обобщение 2
часа.
Особенности методики обучения
Выполнение
намеченных задач будет осуществляться на основе личностно-ориентированного
подхода. Основными формами проведения занятий будут: лекции, беседы, экскурсии,
практикумы, лабораторная форма работы.
Методы работы:
репродуктивный,
частично-поисковый, поисковый, исследовательский.
Условия реализации программы.
При
работе на занятиях учащиеся используют тетради, ручки, карандаши. Получают
практические навыки работы с историческими источниками, экспонатами в
историко-краеведческом уголке.
Предполагаемый результат:
При
решении задач результат может быть только положительным.
Учащиеся должны знать:
1.
Что такое исследовательская работа
2.
Что такое геральдика, нумизматика,
сфрагистика, метрология, ономастика, топонимика.
3.
Правила написания исследовательских работ.
Учащиеся должны
уметь:
1.
Брать интервью
2.
Записывать полученные данные
3.
Решать задачи по хронологии.
4.
Проводить экскурсии в
историко-краеведческом уголке.
5.
Читать лекции перед аудиторией.
Литература:
1. Леонтьева
Г.А., Шорин П.А., Кобрин В.Б. Ключи к тайнам КЛИО. – М: Просвещение, 1994.
2. Федорчук
И.А. История. Интеллектуальные игры для школьников. – Ярославль: «Академия
развития», 1998.
3. Агеева
И.Д. Кто лучше всех знает историю? – М: ТЦ Сфера, 2005.
4. Миронов
В.А. Имени тайная власть – М: ФАИР ПРЕСС, 2003.
5. Школьный
исторический кружок// Преподавание истории в школе.-1993.-№1,с.45
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.