УПРАВЛЕНИЕ
ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ВЛАДИМИРА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №9
Рассмотрено: на
заседании
Утверждаю:___________
методического
объединения Директор МБОУ
СОШ №9
начальной школы
г. Владимира
протокол № ---
от---------2013г.
Образовательная программа
дополнительного образования детей
для учащихся 1-х классов
«Там,
на неведомых дорожках»
в условиях ФГОС
Срок реализации - 1 год обучения
В МБОУ СОШ №9
Составитель:
Порошина Галина Михайловна
город Владимир
Пояснительная записка
Программа дополнительного образования учащихся 1-х классов «Там, на неведомых дорожках» разработана на основе
Программы Министерства образования РФ, утвержденной МО РФ в соответствии с
требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального
образования.
Для образования и
социализации младших школьников научно-познавательная деятельность имеет
огромное значение. К 6 – 7 годам ребенок имеет определенные представления о
месте своего проживания, однако еще затрудняется в обобщении и систематизации
информации и, что самое сложное, не видит возможностей ее применения в своей
повседневной жизни. Как правило, ни дома, ни на улице с ребенком не вступают в
обсуждение лексических тем, не просят помощи в ориентировке по населённому
пункту, даже на территории школы любые гости обращаются с вопросами к старшим
школьникам.
Низкая мотивация младших школьников
в освоении учебного материала может быть изменена, если ввести занятия по литературному
краеведению. В первом классе, в период адаптации детей в новом социальном
статусе учеников, предлагается содержание, которое поддерживает раздел курса
«Окружающий мир», с одной стороны, и, дает ценнейший опыт оперирования
освоенной информацией своего ближайшего реального окружения – своего края, домашнего
окружения и своей школы.
Программа дополнительного образования «Там, на неведомых дорожках»
предназначена для учащихся 1 классов, занимающихся проектной деятельностью. Данная
программа рассчитана на 1 год и составляет 33 часа учебного времени. Занятия проводятся
в одновозрастных группах в режиме - 1 занятие в неделю. Форма организации
деятельности учащихся на занятии – индивидуально-групповая.
Программа
детского объединения учащихся «Там, на неведомых дорожках» изучается в 1-м классе
четырёхлетней начальной школы в рамках внеурочной работы. Программа имеет
краеведческую, социальную, коммуникативную, экологическую направленность,
которая определяется особой актуальностью в условиях современного мира.
Актуальность программы
заключается в предоставлении возможности развивать познавательную активность,
творческие способности в процессе учебно-исследовательской деятельности,
подготовки к написанию проектных работ.
Программа
носит развивающий характер, так как главным результатом школьного образования
должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что
изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и
технологии, которые пригодятся в будущем. Ребята должны быть вовлечены в
исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся
понимать и осваивать новое, быть открытыми и помогать друг другу, формулировать
интересы и осознавать возможности, уметь оценивать результаты своих действий,
видеть проблему, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, классифицировать по
различным признакам, обсуждать парадоксальные проблемы, структурировать
материал, доказывать верность своих идей.
Учебно-проектная
деятельность – это форма организации учебно-воспитательной работы, которая
связана с решением учениками творческой исследовательской задачи с заранее
неизвестным результатом. Она предполагает наличие основных этапов, характерных
для научного исследования:
Ø постановка проблемы, формулирование
темы;
Ø целеполагание, выдвижение гипотез;
Ø ознакомление с литературой по данной
проблематике;
Ø овладение методами проектной
деятельности
Ø сбор собственного материала, его
анализ;
Ø обобщение, выводы;
Ø защита работы.
Цели и задачи:
· Углубление и расширение
знаний учащихся по лексическим темам;
· Развитие креативных способностей
и умений самостоятельно работать с источниками;
· Приобщение школьников к
поисково-исследовательской работе;
· Получение дополнительных
знаний по гуманитарным предметам;
· Воспитание волевых качеств,
гражданского отношения к отечественной истории.
· Программа позволяет сочетать
разные формы воспитательной работы.
Принципы построения программы:
· Принцип учёта возрастных
особенностей детей и возрастания сложности (от простого к сложному)
· Принцип учёта эмоциональной
сложности (создание благоприятного эмоционального фона, формирование
положительных эмоций)
· Принцип учёта объёма и
степени разнообразия материала (переход к новому объёму материала на основе
сформированности какого-либо умения, разнообразия и увеличения материала
поэтапно)
· Принцип интеграции и дифференциации
обучения
· Принцип взаимодействия
человека с природой (краеведческий принцип)
Основные методы обучения:
· Практические
· Рассказ педагога и рассказы
детей
· Беседы
· Дискуссии
· Мини-сочинения
· Конкурсы, викторины
· Составление презентаций Power
Point
Структура занятия
· Приветствие
· Развивающие упражнения
· Сообщение (беседа или игра)
· Обсуждения
· Разминка
· Выполнение рисунков
(презентаций)
· Психогимнастика (игры)
· Заключительная часть
· Рефлексия занятия,
способствующая формированию самосознания школьников. Домашнее задание.
· Завершение (ритуал прощания).
Требования к уровню
подготовки учащихся
Что должны знать и уметь учащиеся:
· Работать с первоисточниками,
самостоятельно добывать знания
· Составлять рассказ;
· Оформлять фото - презентации;
· Применять полученные знания
на практике;
· Самостоятельно провести
беседу с одноклассниками;
· Практиковаться в умении
проводить презентации для слушателей в программе Power Point
Ожидаемые результаты
реализации программы
Воспитательные результаты
внеурочной деятельности детей «Там, на неведомых дорожках» для учащихся 1 класса
распределяются по трем уровням.
1.
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания
социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками
знаний через изучение ближайшего окружения и школы, в которой они учатся;
развитие понятий, помогающих сформировать целостный взгляд на окружающий мир, в
котором природное и социальное рассматривается в неразрывном единстве.
2.
Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к
базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений
школьника к прошлому и настоящему своей школы, к школьному опыту своих
родителей.
3.
Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного
социального действия): приобретение школьником опыта самостоятельного
социального действия в получении интервью, анкетировании, взаимодействия с
одноклассниками и взрослыми, сбора и обработки необходимой информации
Календарно – тематическое
планирование (33 часа)
Раздел 1. «Заботы моей семьи» - 11часов
|
№
п/п
|
Тема
|
Содержание деятельности.
|
Дата
|
Интеграция с другими предметами или воспитатель-
ной работой
|
Теоретическая часть занятия. (Форма
организации деятельности)
|
Практическая часть занятия. (Форма
организации деятельности)
|
1
|
Знакомимся с программой: «Там на неведомых
дорожках».
|
Проективные методики, техника безопасности
на занятиях.
|
Игра-знакомство: «Кто я и что мне нравится?».
|
3.09
|
Психологические тесты
|
2
|
Имя твое.
|
Беседа: «Что означает твое имя». Что нам
дарит природа осенью.
|
Самостоятель-
но найти в книгах. Игра что выше, где
найти?..
|
10.09
|
Чтение и физкультура
|
3
|
Фамилия – герб семьи
|
Беседа «Что означает твоя фамилия». Как
отдыхает наша семья на природе?
|
Самостоятель-
но найти в книгах. Рассказ и рисунок о
выходе на природу, дачу.
|
17.09
|
Изобразительное искусство и чтение
|
4,5
|
Моя семья. Семейные традиции.
|
Беседа: «Где работают мои родители?» Как я
помогаю по дому и в саду.
|
Проектирование семейного праздника «День
рождения семьи».
|
24.09
01.10
|
Трудовое обучение
|
6,7
|
Семейные традиции в прошлом
|
Знакомство с традициями царской семьи и
другими известными семьями Владимира
|
Составление герба своей семьи и просмотр
презентации
|
08.10
15.10
|
история
|
8,9
|
Летопись семьи
|
Беседа: «Генеалогичес-
кое древо семьи».
|
Составление генеалогического древа семьи.
|
22.10
05.11
|
Окружающий мир и история
|
10,
11
|
Конкурс исследователь-
ских работ «История моей семьи – история
моего народа»
|
Беседа «Что такое биография»
|
Работа по изучению биографии своих предков,
игра: «Что было, что будет»
|
12.11
19.11
|
|
Раздел 2 «Малая родина – мой город» - 10
часов
|
12,
13
|
Моя школа - мой дом.
|
Беседа о своей школе, история школы.
Составление летописи.
|
Конкурс рисунков «Моя школа»
|
26.11
03.12
|
Изобразительное искусство
|
14,
15
|
Школы города Владимира, их ученики и учителя
|
Рассказ об учителях и бывших учениках школы.
|
Сбор материала о знаменитых людях Владимира
|
10.12
17.12
|
чтение
|
16
|
Символы города.
|
беседа
|
Сбор материала о Золотых воротах и
Дмитриевском соборе
|
24.12
|
чтение
|
17,
18
|
Реставрация церквей.
|
Изучение церквей Владимира
|
Интернэт-экскурсия. Викторина.
|
14.01
21.01
|
|
19
|
Мой двор, моя улица. За что люблю.
|
Беседа
|
Составление небольших рассказов о своем
дворе
|
28.01
|
|
20,
21
|
Улицы Владимира. Прогулка с родителями.
|
Беседа
|
Сбор материала о названиях улиц микрорайона.
|
04.02
18.02
|
|
Раздел 3 « Начальные навыки туризма» -3часа
|
22
|
Туристское снаряжение. Ориентирование.
|
Беседа.
|
Практическая работа: укладывание рюкзака
|
25.02
|
|
23
|
Гигиена туриста. Правила техники
безопасности.
|
Беседа.
|
Практическая работа.
Доврачебная помощь.
|
3.03
|
|
24
|
Какие бывают растения и животные
(Безопасность)
|
Беседа
|
Изучение литературы. Игра; «Третий лишний»
|
10.03
|
Изобразительное искусство и чтение
|
Раздел 4 «Охрана природы» -4 часа
|
25,
26
|
Растительность нашего края.
|
Беседа.
|
Сбор информации о лекарственных растениях, произрастаю-
щих в нашей местности
Съедобные и ядовитые грибы и растения.
|
17.03
07.04
|
Изобразительное искусство и чтение
|
27
|
Животный мир нашей местности.
|
Беседа.
|
Сбор информации о животных местности.
|
14.04
|
|
28
|
Защита проекта «Наша семья в защите
окружающей среды»
|
Беседа.
|
Защита проекта
|
21.04
|
|
Раздел 5 « Поиск» – 5часов
|
29,
30
|
Какую пользу наша школа приносит нашему
городу.
|
Беседа.
|
Оформление записей, фотоматериа-
лов.
|
28.04
05.05
|
|
31,
32
|
Защита проекта «Это всё моя семья»
|
Беседа.
|
Конкурс презентаций
|
12.05
19.05
|
|
33
|
Фотовыставка “Мои достижения!”
|
|
Сбор фотографий Организация выставки. Показ выставки ученикам и
родителям.
|
|
|
Содержание программы (33
часа, 1 час в неделю)
1. Вводная беседа и знакомство - 1 ч.
Что такое краеведение, задачи, цели, содержание
работы.
Краеведение –
всестороннее изучение родного края, знание о своих родных местах. Какие места
люди на планете называют своей Родиной. Как будем изучать свою малую Родину.
2. Мой дом, моя семья - 10ч.
Родительский дом – начало – начал. Мои родители,
бабушка, дедушка, прадед, прабабушка, сестры, братья, дяди, тёти.
Семейный альбом
Практические занятия:
1. Конкурс презентаций “Моя родословная”, “Мой класс –
вторая семья»”
2. Сбор и обобщение материала об истории города через
историю семьи.
3. Герб семьи. Эмблема класса.
3 . «Малая родина – мой город»- 10 часов
Моя школа, мой класс, мои учителя
Мой дом, моя улица.
История школы
Мои родители учились в этой школе….
Какой была школа много лет назад. Традиции школы. Учебники и тетради моих
родителей, их школьные увлечения. Фотографии многое расскажут. Почему мои
родители гордятся школой.
4. Начальные навыки туризма - 3ч.
Что надо брать с собой в поход? Умей укладывать рюкзак
правильно.
Как приготовить пищу на костре.
Умей оказать первую медицинскую помощь.
Ориентирование в пространстве и времени.
Что должен помнить турист.
Правила техники безопасности в походе и на экскурсии.
Практические занятия:
Растительность нашего края.
Лекарственные растения, произрастающие в нашей
местности.
Съедобные и ядовитые грибы и растения.
Животный мир нашей местности.
Охрана окружающей среды, “Красная книга”
Проект «Наша экологическая тропа»
Учителя - выпускники нашей школы.
Оформление записей, фотоматериалов
Оформление альбомов, стендов, краеведческих уголков.
Участие в различных туристических и краеведческих
конкурсах и викторинах.
Фотовыставка “Мои достижения!”
Проект «Это всё моя семья»
Средства контроля
1.
Защита
выполненных проектов.
2.
Конкурсы
выполненных работ.
3.
Тестовые
задания.
Учебно – методические
средства обучения
1.
Журнал “Классный руководитель”, № 2, 2007
год.
2.
Журнал
“Классный руководитель”, № 1, 2006 год.
3.
Журнал
“Воспитание школьников”, № 3,2008год.
4.
Журнал
“Воспитание школьников”, № 2, 2006 год.
5.
Землянская
Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа, 2007, № 9.
6.
Крупенчук
О.Н. Научите меня говорить правильно! – Спб.: Издательский Дом «Лира». 2001.-
208 с.:ил.
7.
Русских
Г.А. Подготовка учителя к проектированию адаптивной образовательной среды
ученика: пос. для учителя. М.: Ладога-100, 2006.
8.
Русских
Г.А. Технология проектного обучения // Биология в школе. 2007. №3.
9.
Савенков
А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара,
Федоров, 2007
10.
Семёнова
Н.А. Исследовательская деятельность учащихся.//Начальная школа, 2006. № 2.
11. Учительская газета, № 15, 2006
год.
12. Учительская газета, № 21, 2006
год.
13. Шаблон VCT-проекта портала Сеть
Творческих Учителей
14. Чиркова Е.Б. Модель урока в
режиме технологии проектного обучения. //Начальная школа, 2008. № 12
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.