Инфоурок Классному руководителю Другие методич. материалыОбразовательная программа дополнительного образования детей

Образовательная программа дополнительного образования детей

Скачать материал

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ВЛАДИМИРА

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №9

 

 

 

 

Рассмотрено: на заседании                                                         Утверждаю:___________

методического объединения                                                     Директор МБОУ СОШ №9

начальной школы                                                                       г. Владимира

протокол № --- от---------2013г.                                                                                                                            

                                                          

 

Образовательная программа

дополнительного образования детей

 для учащихся 1-х классов 

«Там, на неведомых дорожках»

в условиях ФГОС

Срок реализации - 1 год обучения

В МБОУ СОШ №9

 

                                                                   

 

 Составитель:

  

Порошина Галина Михайловна

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         

                                               город Владимир

 

Пояснительная записка

Программа дополнительного образования  учащихся 1-х классов  «Там, на неведомых дорожках» разработана на основе Программы Министерства образования РФ, утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Для образования и социализации младших школьников научно-познавательная деятельность имеет огромное значение. К 6 – 7 годам ребенок имеет определенные представления о месте своего проживания, однако еще затрудняется в обобщении и систематизации  информации и, что самое сложное, не видит возможностей ее применения в своей повседневной жизни. Как правило, ни дома, ни на улице с ребенком не вступают в обсуждение лексических тем, не просят помощи в ориентировке по населённому пункту, даже на территории школы любые гости обращаются с вопросами к  старшим школьникам. 

         Низкая мотивация младших школьников в освоении учебного материала может быть изменена, если ввести занятия по литературному краеведению. В первом классе, в период адаптации детей в новом социальном статусе учеников, предлагается содержание, которое поддерживает раздел курса «Окружающий мир», с одной стороны, и, дает ценнейший опыт оперирования освоенной информацией своего ближайшего реального окружения – своего края, домашнего окружения и своей школы.

   Программа дополнительного образования «Там, на неведомых дорожках» предназначена  для   учащихся 1 классов, занимающихся проектной деятельностью. Данная программа рассчитана на 1 год и составляет 33 часа учебного времени. Занятия проводятся в одновозрастных группах в режиме - 1 занятие в неделю. Форма организации деятельности учащихся на занятии – индивидуально-групповая.

 

Программа детского объединения учащихся «Там, на неведомых дорожках» изучается  в 1-м классе четырёхлетней начальной школы в рамках  внеурочной работы.  Программа имеет краеведческую, социальную, коммуникативную, экологическую направленность, которая определяется особой актуальностью в условиях современного мира.

Актуальность программы  заключается в предоставлении возможности  развивать  познавательную активность, творческие способности  в процессе учебно-исследовательской деятельности, подготовки к написанию проектных  работ.

Программа  носит развивающий характер, так как главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого,  но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем.  Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся понимать и осваивать новое, быть открытыми и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности,  уметь оценивать результаты своих действий, видеть проблему, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, классифицировать по различным признакам, обсуждать парадоксальные проблемы, структурировать материал, доказывать верность своих идей.

Учебно-проектная  деятельность – это форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учениками творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Она предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования:

Ø постановка проблемы, формулирование темы;

Ø целеполагание,  выдвижение гипотез;

Ø ознакомление с литературой по данной проблематике;

Ø овладение методами проектной деятельности

Ø сбор собственного материала, его анализ;

Ø обобщение, выводы;

Ø защита работы.

 

Цели и задачи:

·       Углубление  и расширение знаний учащихся по лексическим темам;

·       Развитие креативных способностей и умений самостоятельно работать с источниками;

·       Приобщение школьников к поисково-исследовательской работе;

·       Получение дополнительных знаний по гуманитарным предметам;

·       Воспитание волевых качеств, гражданского отношения к отечественной истории.

·       Программа позволяет сочетать разные формы воспитательной работы.

Принципы построения программы:

·       Принцип учёта возрастных особенностей детей и возрастания сложности (от простого к сложному)

·       Принцип учёта эмоциональной сложности (создание благоприятного эмоционального фона, формирование положительных эмоций)

·       Принцип учёта объёма и степени разнообразия материала (переход к новому объёму материала на основе сформированности какого-либо умения, разнообразия и увеличения материала поэтапно)

·       Принцип интеграции и дифференциации обучения

·       Принцип взаимодействия человека с природой (краеведческий принцип)

Основные методы обучения:

·       Практические

·       Рассказ педагога и рассказы детей

·       Беседы

·       Дискуссии

·       Мини-сочинения

·       Конкурсы, викторины

·       Составление презентаций Power Point

 

Структура занятия

·       Приветствие

·       Развивающие упражнения

·       Сообщение (беседа или игра)

·       Обсуждения

·       Разминка

·       Выполнение рисунков (презентаций)

·       Психогимнастика (игры)

·       Заключительная часть

·       Рефлексия занятия, способствующая формированию самосознания школьников. Домашнее задание.

·       Завершение (ритуал прощания).

 

 

Требования к уровню подготовки учащихся

 

Что должны знать и уметь учащиеся:

·       Работать с первоисточниками, самостоятельно добывать знания

·       Составлять рассказ;

·       Оформлять фото - презентации;

·       Применять полученные знания на практике;

·       Самостоятельно провести беседу с одноклассниками;

·       Практиковаться в умении проводить презентации для слушателей в программе Power Point

Ожидаемые результаты реализации  программы

Воспитательные результаты внеурочной  деятельности детей «Там, на неведомых дорожках» для учащихся 1 класса распределяются по трем уровням. 

1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний через изучение ближайшего окружения и школы, в которой они учатся;  развитие понятий, помогающих сформировать целостный взгляд на окружающий мир, в котором природное  и социальное рассматривается в неразрывном единстве.

2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к прошлому и настоящему своей школы, к школьному опыту своих родителей.

3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия в получении интервью, анкетировании, взаимодействия с одноклассниками и взрослыми, сбора и обработки необходимой информации

Календарно – тематическое планирование (33 часа)

Раздел 1. «Заботы моей семьи» - 11часов

п/п

Тема

Содержание деятельности.

Дата

Интеграция с другими предметами или воспитатель-

ной работой

Теоретическая часть занятия. (Форма организации деятельности)

Практическая часть занятия. (Форма организации деятельности)

1

Знакомимся с программой: «Там на неведомых дорожках».

Проективные методики,  техника безопасности на занятиях.

Игра-знакомство: «Кто я и что мне нравится?».

3.09

Психологические тесты

2

Имя твое.

Беседа: «Что означает твое имя». Что нам дарит природа осенью.

Самостоятель-

но найти в книгах. Игра что выше, где найти?..

10.09

Чтение и физкультура

3

Фамилия – герб семьи

Беседа «Что означает твоя фамилия». Как отдыхает наша семья на природе?

Самостоятель-

но найти в книгах. Рассказ и рисунок о  выходе на природу, дачу.

17.09

Изобразительное искусство и чтение

4,5

Моя семья. Семейные традиции.

Беседа: «Где работают мои родители?» Как я помогаю по дому и в саду.

Проектирование семейного праздника «День рождения семьи».

24.09

01.10

Трудовое обучение

6,7

Семейные традиции в прошлом

Знакомство с традициями царской семьи и другими известными семьями Владимира

Составление герба своей семьи и просмотр презентации

08.10

15.10

история

8,9

Летопись семьи

Беседа: «Генеалогичес-

кое древо семьи».

Составление генеалогического древа семьи.

22.10

05.11

Окружающий мир и история

10,

11

Конкурс исследователь-

ских работ «История моей семьи – история моего народа»

Беседа «Что такое биография»

Работа  по изучению биографии своих предков, игра: «Что было, что будет»

12.11

19.11

 

Раздел 2 «Малая родина – мой город» - 10 часов

12,

13

Моя школа - мой дом.

Беседа о своей школе, история школы. Составление летописи.

Конкурс рисунков «Моя школа»

26.11

03.12

Изобразительное искусство

14,

15

Школы города Владимира, их ученики и учителя

Рассказ об учителях и бывших учениках школы.

Сбор материала о знаменитых людях Владимира

10.12

17.12

чтение

16

Символы города.

беседа

Сбор материала о Золотых воротах и Дмитриевском соборе

24.12

 чтение

17,

18

Реставрация церквей.

Изучение церквей Владимира

Интернэт-экскурсия. Викторина.

14.01

21.01

 

19

Мой двор, моя улица. За что люблю.

Беседа

Составление небольших рассказов о своем дворе

28.01

 

20,

21

Улицы Владимира. Прогулка с родителями.

Беседа

Сбор материала о названиях улиц микрорайона.

04.02

18.02

 

Раздел 3 « Начальные навыки туризма» -3часа

22

Туристское снаряжение. Ориентирование.

Беседа.

Практическая работа: укладывание рюкзака

25.02

 

23

Гигиена туриста. Правила техники безопасности.

Беседа.

Практическая работа.

Доврачебная помощь.

 

3.03

 

24

Какие бывают растения и животные (Безопасность)

Беседа

Изучение литературы. Игра; «Третий лишний»

10.03

Изобразительное искусство и чтение

Раздел 4 «Охрана природы» -4 часа

25,

26

Растительность нашего края.

Беседа.

 

Сбор информации о лекарственных растениях, произрастаю-

щих в нашей местности

Съедобные и ядовитые грибы и растения.

17.03

07.04

Изобразительное искусство и чтение

27

Животный мир нашей местности.

Беседа.

Сбор информации о животных местности.

14.04

 

28

Защита проекта «Наша семья в защите окружающей среды»

Беседа.

Защита проекта

21.04

 

Раздел 5 «  Поиск»  – 5часов

29,

30

Какую пользу наша школа приносит нашему городу.

Беседа.

Оформление записей, фотоматериа-

лов.

28.04

05.05

 

31,

32

Защита проекта «Это всё моя семья»

Беседа.

Конкурс презентаций

12.05

19.05

 

33

Фотовыставка “Мои достижения!”

 

Сбор фотографий Организация выставки.  Показ выставки ученикам и родителям.

 

 

 

 

Содержание программы (33 часа, 1 час в неделю)

1. Вводная беседа и знакомство - 1 ч.

Что такое краеведение, задачи, цели, содержание работы.

Краеведение – всестороннее изучение родного края, знание о своих родных местах. Какие места люди на планете  называют своей Родиной. Как будем изучать свою малую Родину.

2. Мой дом, моя семья - 10ч.

Родительский дом – начало – начал. Мои родители, бабушка, дедушка, прадед, прабабушка, сестры, братья, дяди, тёти.

Семейный альбом

     Практические занятия:

1. Конкурс презентаций “Моя родословная”, “Мой класс – вторая семья»”

2. Сбор и обобщение материала об истории города через историю семьи.

3. Герб семьи. Эмблема класса.

 

3  . «Малая родина – мой город»- 10 часов

Моя школа, мой класс, мои учителя

Мой дом, моя улица.

История школы

Мои родители учились в этой школе….  Какой была школа много лет назад. Традиции школы. Учебники и тетради моих родителей, их школьные увлечения. Фотографии многое расскажут. Почему мои родители гордятся школой.

4. Начальные навыки туризма - 3ч.

Что надо брать с собой в поход? Умей укладывать рюкзак правильно.

Как приготовить пищу на костре.

Умей оказать первую медицинскую помощь.

Ориентирование в пространстве и времени.

Что должен помнить турист.

Правила техники безопасности в походе и на экскурсии.

Практические занятия:

 

Растительность нашего края.

Лекарственные растения, произрастающие в нашей местности.

Съедобные и ядовитые грибы и растения.

Животный мир нашей местности.

Охрана окружающей среды, “Красная книга”

Проект «Наша экологическая тропа»

Учителя - выпускники нашей школы.

Оформление записей, фотоматериалов

Оформление альбомов, стендов, краеведческих уголков.

Участие в различных туристических и краеведческих конкурсах и викторинах.

Фотовыставка “Мои достижения!”

Проект «Это всё моя семья»

 

Средства контроля

 

1.     Защита выполненных проектов.

2.     Конкурсы выполненных работ.

3.     Тестовые задания.

 

 

 

 

 

 

 

Учебно – методические средства обучения

1.                 Журнал “Классный руководитель”, № 2, 2007 год.

2.                 Журнал “Классный руководитель”, № 1, 2006 год.

3.                 Журнал “Воспитание школьников”, № 3,2008год.

4.                 Журнал “Воспитание школьников”, № 2, 2006 год.

5.                 Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа, 2007, № 9.

6.                 Крупенчук О.Н. Научите меня говорить правильно! – Спб.: Издательский Дом «Лира». 2001.- 208 с.:ил.

7.                 Русских Г.А. Подготовка учителя к проектированию адаптивной образовательной среды ученика: пос. для учителя. М.: Ладога-100, 2006.

8.                 Русских Г.А. Технология проектного обучения // Биология в школе. 2007. №3.

9.                 Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара, Федоров, 2007

10.            Семёнова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся.//Начальная школа, 2006. № 2.

11. Учительская газета, № 15, 2006 год.

12. Учительская газета, № 21, 2006 год.

13. Шаблон VCT-проекта  портала Сеть Творческих Учителей

 14. Чиркова Е.Б. Модель урока в режиме технологии проектного обучения. //Начальная школа, 2008. № 12

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Образовательная программа дополнительного образования детей"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по коллекторской деятельности

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Программа дополнительного образования "Там на неведомых дорожках" предназначена для учащихся 1 классов, занимающихся проектной деятельностью, рассчитана на 1 год и составляет 33 часа учебного времени. Занятия проводятся в одновозрастных подгруппах в режиме - 1 занятие в неделю.  

Программа имеет краеведческую, социальную, коммуникативную, экологическую направленность, которая определяется осоой актуальностью в условиях современного мира.

Актуальность программы заключается в предоставлении возможности развивать познавательную активность, творческие способности в процессе учебно- исследовательской деятельности, подготовки к написанию проектных работ.

Программа носит развивающий характер, так как главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся понимать и осваивать новое, быть открытыми и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности, уметь оценивать результаты своих действий, видеть проблему, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, классифицировать по различным признакам,структурировать материал, доказывать верность своих идей.

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 964 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 311
    • DOCX 116 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Порошина Галина Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Порошина Галина Михайловна
    Порошина Галина Михайловна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 2
    • Всего просмотров: 3533
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Уверенность, уверенное поведение, воспитание волевых привычек, развитие учебной мотивации у детей и подростков

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 82 человека из 32 регионов
  • Этот курс уже прошли 247 человек

Курс повышения квалификации

Разговоры о важном: организация и обеспечение внеурочной деятельности

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 778 человек из 73 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 991 человек

Курс повышения квалификации

Организация работы с молодежью

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 77 человек из 33 регионов
  • Этот курс уже прошли 171 человек

Мини-курс

Основы искусствознания

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 10 человек

Мини-курс

Российское движение школьников (РДШ): воспитательная работа

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 11 человек

Мини-курс

Стратегии успешного B2C маркетинга: от MoSCoW до JTBD

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе