Записи учителя по занятию: учитель
консультирует в затруднительных ситуациях, проверяет выполненные задания друг
друга, используя выведенные на доску правильные ответы и критерии оценки,
учащиеся работают в группах, объясняют друг другу тему,
Деление на группы: в какое время годы
родились.
Ученики после того как озвучили в какое
время родились, должны найти свою группу.
– Сегодня вас, знаменитых сыщиков всего
земного шара, собрали, чтобы распутать одно громкое дело. А дело в том, что
некий гражданин, выдающий себя за частицу, за приставку и за часть корня,
подверг не одно поколение учащихся бесконечным мучениям, по его вине в
дневниках многих школьников выставлены наихудшие отметки. Нам надо выяснить,
кто он?
(Вывешивается фотография преступника)
Изучают фоторобот
преступника
Вот его фотография, так он выглядит. Мы
надеемся на вашу добросовестность в расследовании этого сложного дела
НЕ I
Начало занятия. 2мин
Учитель приветствует учащихся. Отмечает
отсутствующих.
Предлагает вспомнить правила работы в
группах.
Задание 1. 5мин
Учитель предлагает записать .
Словарный диктант 2 минуты Использование
схемы
Подготовьтесь к работе, запишите дату
и название дела: «НЕ с причастиями».
Нам свои услуги предоставил Интерпол. Им
сделаны уникальные снимки прямо с космоса. В кадре – разыскиваемый.
1.Не законченная вовремя работа.
2.Не законченное, а только что начатое
собрание.
3.Собрание не закончено.
4.Незаконченная работа.
5. Негодующий, ненавидящий взгляд
преследовал меня.
Объясняют значение слов.
Задание 1.2. 2мин
Задание 1.3 6мин Совместное
«расследование».
4 минуты Сигнальные карточки
– Уважаемые коллеги, ищем преступника.
– Понаблюдайте за его поведением. Как он
ведет себя с причастиями?
– Надо бы выяснить, именно в каких
случаях или ситуациях он «держится на расстоянии, боится подойти близко»?
– Есть. Одна правдоподобная версия есть.
Запишите в протокол. Сравните первый и четвертый снимки.
– Правильно. Это слово мы назовем
условно «зависимым» словом, зависимым от причастиязаконченная. Введите в
протокол.
– Хорошо, это тоже надо записать.
Значит, во всех случаях кем он представляется?
– Теперь посмотрите, с кем он «дружит»,
кого не боится?
– Вот так открытие! Блестяще! А кем он
представляется?
– Хорошо. Обозначьте, пожалуйста.
– Прекрасно! Если слово без НЕ не
пишется, то чем же является здесь НЕ?
– Мы разобрались в его действиях. А
теперь откройте дело № 13 «НЕ с причастиями», сравните с описанием (учебник).
– Значит, он и частица, и приставка, и
часть корня?
– То есть вы его полностью оправдываете?
– В этом случае напишите, пожалуйста,
оправдательный вердикт – правдивую историю о жизни НЕ.
Преступник обнаружен. Во
всех снимках видим его.
НЕ написано слитно и раздельно – c
одними причастиями он держится на расстоянии, а с некоторыми в совсем близких
отношениях.
Боится союза А. Боится, когда есть
противопоставление.
В первом снимке НЕ «держится на
расстоянии», а еще есть слово «вовремя». Может, все дело в этом слове? В
четвертом снимке НЕ стоит рядом с причастием законченная.
НЕ «осторожничает» с краткими
причастиями.
Раздельно пишется частица, он –
отрицательная частица.
В снимке № 4. Здесь нет
противопоставления с союзом А, нет также зависимого слова. И, вроде,
причастие полное.
Слитно написано. Значит, приставка.
Слитно написано там, где причастие
образовано от глаголов, не употребляющихся без НЕ.
Частью корня!
Все его «действия» совпадают с
правилами.
Да, так и есть. Он не врал. То есть он
не преступник.
Да, в этом нет его вины.
Учитель предлагает обсудить найденные
ошибки в парах, а затем в группах. Спикер группы озвучивает допущенные
ошибки.
Переход к новой теме.
Задание 2. 5мин
Час творчества оправдательный вердикт. 8
минут
- Дает задание ученикам:
подобрать слова к картинкам (работа в группах).
Этот этап урока выполняет мотивационную
функцию (стимулирование интереса к теме) и информационную (вызов “на
поверхность” имеющихся знаний по теме).
Задание “Найди пару”.
Даны слова:
стари…ый
глин…ый
ржа…ой
Из предложенных ниже слов учащиеся
должны выбрать пару к словам, записанным в столбик, обосновать свой ответ,
делая необходимые условные обозначения.
Полотня…ый, были…ый, вкопа…ый, кожа…ый.
Чтение готовых работ.
В группах ученики подбирают слова к
картинкам (упражнение на стр. 162).
Старинный – былинный.
Глиняный – полотняный.
Ржаной - кожаный.
Ученики объясняют вслух написание слов,
обосновывают свой выбор.
- Какое слово оказалось лишним?
(Вкопанный)
- Назовите фразеологизм с этим словом.
(Стоит как вкопанный)
Задание 3. в течении работы в группе
Учитель предлагает ребятам, на
протяжении урока, вести взаимную оценку работы в группах. Критерии такого
оценивания представлены в табличке. Учитель инструктирует учащихся о правилах
заполнения таблицы. Слайд с таблицей выводится на доску:
Задание 4.
Постановка проблемы.
5 минуты Учебник
Постановка проблемы.
- Итак, у нас осталось лишним слово
вкопанный. Какой у вас возникает вопрос? Что нам предстоит сегодня выяснить?
Каковы ваши предположения: почему в этом слове пишется две буквы н?
Осмысление нового материала.
- Давайте проверим ваши предположения.
Откройте параграф 21, прочитайте статью учебника, маркируя текст значками по
мере его чтения (используем приём “Инсерт”):
“V” - уже знал;
“+” - новое;
“?” - не понял, есть вопросы.
После выполнения задания
ученики должны ответить на поставленные вопросы.
Затем идёт диалог,
обсуждение прочитанного.
Диалог
Развитие речи 6 минут
Учитель показывает ученикам картинку
(на интерактивной доске) и задает вопрос.
Обучающиеся в группе
обсуждают картинку и должны в группе вывести то что они видят на картинке.
Музыкальная пауза. 3мин
Задание 5. 10мин
Обратимся к слайду
9 минут
- Оформим новый материал графически
(используем приём “Кластер”), чтобы привести наши мысли в порядок. Работаем в
малых группах, затем обсуждаем выполненную работу.
Составление кластера
Первичное закрепление.
Рассуждаем вместе:
Вовремя посеянное вовремя и
всходит.
Рождённый ползать – летать не может.
Каждый человек, подобно луне, имеет свою
неосвещённую сторону, которую он никому не показывает.
Самостоятельная работа с последующей
проверкой в классе.
Выполняем упр. 247. Выписать
надо только причастия и отглагольные прилагательные.
Ученики в группах составляют
диаграмму Венна
Подведение итогов
4 минуты Карточки для рефлексии
Предлагает
заполнить карточки для рефлексии
Учащиеся анализируют, чему они научились
на уроке. Всем раздаются листы с утверждениями. Напротив каждого пункта
ученик должен поставить + (плюс) или - (минус) в зависимости от того, как он
усвоил материал урока.
Заполняют карточки
1. Умею определять вид
причастия.
2. Нахожу пояснительные слова.
3. Выделяю в причастии
приставку.
4. Вижу в слове суффикс
-ова-(-ёва).
5. Отличаю отглагольные
прилагательные.
Домашние задание стр. 165 Записывают
домашние задания в дневники
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.