Тема:
География населения мира
(обобщающее повторение).
Цели: закрепить знания о численности, воспроизводстве, составе, религиях,
размещении и миграции населения мира;
научить учащихся применять знания в новой
ситуации, делать выводы, предположения, прогноз на основе полученной
информации;
воспитывать чувство долга и коллективизм.
Оборудование: «Политическая карта мира», атласы.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Мы изучили тему «География населения мира».
Сегодня у нас урок обобщающего повторения. Цель нашего урока – закрепить знания
о численности, воспроизводстве, составе, размещении и миграции населения мира.
Вы будете работать в группах.
II. Обобщение и систематизация знаний.
Задание 1. Разминка. Каждой команде предлагается ответить на 5 вопросов без подготовки. За
каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
Задание команде «Удачливые».
1.Какой тип воспроизводства населения характерен
для Индии?
2.Какие из перечисленных народов относятся к
индоевропейской языковой семье: испанцы, турки, болгары?
3.Какая из стран имеет наибольшую рождаемость ОАЭ
или Греция?
4.Самой крупной городской агломерацией
является Токийская или Нью-йоркская?
5.Какая из перечисленных стран является
высокоурбанизированной: Мексика, Афганистан, Непал?
Задание команде «Знающие».
1. В какой из стран наблюдается наибольший
естественный прирост населения в Ираке или Канаде?
2.Какая из стран является самой
многонациональной? (Индия)
3.Какая из стран является двунациональной: Дания
или Канада?
4.Какая городская агломерация имеет форму
звезды? (Московская)
5. Какая из стран является
слабоурбанизированной: Эфиопия, Россия, Австралия?
Задание 2. Термин – понятие.
Задание команде «Удачливые».
Задание команде «Знающие».
1.Демография 1.Этнология
2.Воспроизводство населения 2.Демографическая
политика
3.Экономически активное население 3.Депопуляция
4.Урбанизация 4.Субурбанизация
Задание 3. Как вы думаете? Разыгрываются сценки. К доске приглашаются
2 пары учащихся (сначала из одной команды, а
затем из другой), им раздаются листы со сценарием сценок.
Сценка 1.
Встречаются два старых друга, которые не
виделись два года.
Первый. Привет,
дорогой, как я рад тебя видеть! Тебя просто не узнать. У тебя новый автомобиль
«Мерседес», а два года назад, как я помню, был «Ситроен», и костюм за тысячу
долларов.
Второй. А у тебя
всё тот же старенький «Пежо».
Первый. Да! Да!
Старенький «Пежо», милая жена Сьюзен и единственная дочь Кати. Ну, да зачем все
обо мне? Твоя кузина сказала мне, что ты купил шикарный дом. В общем,
богатеешь!..
Второй. Хочешь
знать, в чём секрет моего благополучия? У меня четверо детей и мы ждём пятого!
Сценка 2.
Диалог между мужем и женой.
Муж. Милая, где
наш великолепный сын? Я обещал сводить его в зоопарк сегодня.
Жена. Ты знаешь,
дорогой, он ушел в зоопарк с дедушкой и бабушкой, а мне хотелось бы в их
отсутствие поговорить с тобой о важной проблеме, если хочешь, планах, которые
меня сейчас волнуют.
Муж. Ой, господи,
ну чего тебе не хватает, дорогая? У нас есть всё: у каждого – велосипед, в
каждой комнате – телевизор, есть видео. Скоро сложим все зарплаты и доплаты и
купим мини-сауну и видеокамеру!
Жена. Нет, нет, я
не хочу этого… Я хочу ребёнка!
Муж. Да ты с ума
сошла!
Вопросы для обсуждения сценок.
- К какому типу воспроизводства населения
можно отнести страны, в которых происходят данные сцены и почему?
- Куда направлена демографическая политика
стран, отраженных в данных сценках?
Задание 4. Домашнее задание.
Обучающимся было дано домашнее задание:
1. Проведите социологическое исследование в
своих семьях. Выясните, сколько по сравнению с нынешней семьей было детей у их
бабушки, прабабушки, прапрабабушки. Построить график, иллюстрирующий изменение
числа детей в семье, проанализировать его и сделайте выводы. Выявить причины
изменения количества детей в семье. Узнайть, где жили предки (в городе или в
селе), какое имели образование.
Задание 5. Географическая почта. По одному участнику от команды раскладывают
«письма» по соответствующим конвертам:
мировые религии и национальные
религии .
Задание 6. Что такое? Кто такой?
Задание команде «Удачливые»
Задание команде «Знающие»
1. 15 – 9 = 6 1.
26 – 9 = 17
2. Иммигрант 2.
Более 6 млрд. человек
3. 45 чел./ км2 3.
Метис
4. Мулат 4.
«Демографическая весна»
5. Индоевропейская 5.
Английский
6. «Демографическая зима» 6.
Эмигрант
7. Иммигрант 7.
Кули
8. Мекка 8.
Китай
Задание 7. Узнай страну. По подсказкам необходимо определить, о какой
стране идет речь. С каждой новой подсказкой количество заработанных очков
уменьшается.
Вопросы команде «Удачливые»
1. В древности считалась сказочной страной,
славилась пряностями, богатством, чаем.(5 баллов).
2. В возрастной структуре населения высока
доля детей (4 балла).
3. Согласно национальной религии все общество
делится на касты(3 балла).
4. Занимает 2 место в мире по численности
населения (2 балла).
5. Большинство населения исповедуют индуизм (1
балл). ( Индия)
Вопросы команде «Знающие»
1. Славится своими карнавалами (5 баллов).
2. Обладает пестрым расовым составом (4
балла).
3. Занимает 5 место в мире по численности
населения (3 балла).
4. Единственная крупная страна Латинской
Америки, где государственным языком является португальский (2 балла).
5. Родом из этого государства является самый
знаменитый футболист – Пеле
(1 балл). (Бразилия)
Задание 8. «Звездный час» для капитанов
команд.
Каждый капитан получает по 5 звездочек – это
задания-тесты. В одном луче звезды написан вопрос, а в трех остальных – три
варианта ответов. Необходимо выбрать правильный ответ.
Задания капитану команды «Удачливые».
1. Самая распространенная по числу
приверженцев религия – это
а) ислам; б) буддизм; в) христианство.
2. Какая из стран имеет высокий уровень
рождаемости:
а) Россия; б) Эстония; в) Пакистан.
3. К странам первого типа воспроизводства
населения относятся:
а) Франция; б) Нигерия; в) Чили.
4. В слабоурбанизированных странах доля
городского населения ниже
а) 20%; б)
30%; в)50%.
5. В каком из государств многодетность
поощряется религией:
а) Саудовская Аравия; б) Швеция; в) Дания.
Задания капитану команды «Знающие».
1. К странам второго типа воспроизводства
населения относится
а) Аргентина; б) Великобритания; в) Россия.
2. В высокоурбанизированных странах доля
городского населения свыше
А) 20%; б) 40%; в) 50%.
3. В возрастной структуре населения
преобладают дети в
а) Индии;
б) Германии; в) Италии.
4. К индоевропейской языковой семье относятся
группы:
а) германская; б) тюркская; в) китайская.
5. Какая из стран имеет отрицательный
естественный прирост населения:
а) Ливия; б) Болгария; в) Ирак.
Задание 9. Веришь – не веришь.
Задания команде «Удачливые».
1. Высокий уровень рождаемости характерен для
Кении (да).
2. Политика государственного сдерживания
рождаемости проводится в ФРГ (нет).
3. К однонациональным государствам относятся
Япония, Польша (да).
4. Буддизм распространен в Новой Зеландии (нет).
5. Урбанизация – это слияние городов (нет).
6. Конфуцианство – это национальная религия (да).
7. Основной девиз демографической политики
Индии: «Нас двое – нам
двоих» (да).
8. Высокий уровень неграмотности присущ
африканским странам (да).
Задания команде «Знающие».
1. Низкий уровень рождаемости характерен для
Венгрии (да).
2. К двунациональным государствам относятся
Канада, Бельгия (да).
3. Демографическая политика, направленная на
повышение рождаемости и естественного прироста населения проводится в
Бразилии (нет).
4. Мусульманство распространено во Франции (нет).
5. Миграция – это перемещение людей (да).
6. Синтоизм – это национальная религия в Индии
(нет).
7. Основной девиз демографической политики
России «Одна семья – один ребенок» (нет).
8. Среди мужчин доля неграмотного населения
ниже, чем среди женщин (да).
III. Итог урока. Подведение
итога урока, выставление оценок.
Если остается время, то можно предложить
вопросы, которые отражают знание современных на момент проведения урока
моментов в странах мира по теме. Это могут быть вопросы по религиям, крупным
городам, агломерациям и т.д.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.