Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыОбобщение по теме "Глагольные формы: причастия и деепричастия"

Обобщение по теме "Глагольные формы: причастия и деепричастия"

Скачать материал

 

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 57 города Ульяновска.

 

 

 

 

 

 

Урок по теме «Употребление причастий и деепричастий в речи»»

6 класс.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                __________– корабли мысли,

                               странствующие по волнам времени,

                       бережно неся драгоценный груз

                от поколения к поколению.

                                                                          Френсис Бэкон.

 

  Учитель:  Сегодняшний урок мне хотелось бы начать с высказывания Ф. Бэкона. Посмотрите внимательно на записанное предложение, выскажите ваши предположения, о чём сегодня будет наше занятие?

Дети: о причастных и деепричастных оборотах, о знаках препинания при них, об употреблении оборотов.

Учитель: почему вы так решили?

Дети: в предложении есть причастный оборот и деепричастный оборот.

Учитель: вы всё правильно сказали. Запишите тему урока: «Употребление причастий и деепричастий в речи».

Учитель: прежде чем мы будем формулировать цели урока, я прошу вас снова обратиться к высказыванию Бэкона. Восстановите пропущенное слово. Что философ мог назвать «кораблями мысли»?

Дети: книги, ведь они раздвигают границы времени, связывают поколения, учат добру.

Учитель: сформулируйте цели урока.

Дети: закрепить умения ставить знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах, узнать об особенностях употребления причастий и деепричастий; поговорить о книгах.

 

            СЛОВАРНАЯ РАБОТА.

 

Стеллаж – немец. язык

Стеллажный

Стеллаж – ряд полок в несколько ярусов.

 

Задание: придумайте предложение со словарным словом, включив в него причастный или деепричастный оборот.

Дети:

Книга, лежащая на стеллаже, упала.

Вытирая пыль со стеллажа, девочка упала.

            

          СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

 

Учитель: сегодня на уроке мы будем говорить об употреблении причастий и деепричастий в речи. Хотя причастия и деепричастия – это разные формы глагола, некоторые ученые даже утверждают, что это разные части речи. Как вы полагаете, почему мы их объединили в рамках одного урока? Я предлагаю ответить на этот вопрос, работая в группах по четыре человека. Ваша задача: понять, что общего между причастием и деепричастием, выбрав один из путей работы. Первый путь – без подсказки, сложный, но согласитесь, самый интересный и путь с подсказкой, который не позволяет вам совершить ошибку.

Что общего между причастиями и деепричастиями?

Что общего между причастиями и деепричастиями?

           / без подсказки /

            / с подсказкой /

 

 

1. Как раскрывается в причастиях и деепричастиях общее значение действия?

2. От слов какой части речи всегда образуются причастия и деепричастия?

3. Могут ли они иметь при себе зависимые слова?

4. В каких стилях речи употребляются чаще всего?

 

Учитель: что мы повторили, выполняя это задание?

Дети: вспомнили, что такое причастие и деепричастие, узнали, что их объединяет.

Учитель: у причастий и деепричастий есть удивительная способность – иметь при себе зависимые слова и образовывать с ними единое целое – оборот. Помните ли вы о правилах постановки знаков препинания при оборотах? Следующий вид работы позволит вам еще раз вспомнить эту тему.

 

                     ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ.

 

Человек, не читающий книг,  удивительно скучен. (Е. Вильмонт)

                [ - , | ~ | , = ] .

Читай, книгочей, не жалея очей.   (Пословица)

                [ = , обр. , | - × - | ] .

Люди,  переставая читать,  перестают мыслить.  (Д. Дидро)

                [ - , | - × - | , = ] .

Читая авторов,  хорошо пишущих , привыкаешь хорошо говорить.  (Вольтер)

                [ | - × - | , | ~ | , = ]

 

Учитель: что мы вспомнили, выполняя задание?

Дети: постановку знаков препинания при оборотах, закрепили умения чертить схемы.

Учитель: что объединяет все эти высказывания?

Дети: это размышления о роли книг в нашей жизни.

Учитель: какое утверждение вам больше всего запомнилось и почему? Что означает книга для вас?

Дети: помощник, учитель.

Учитель: послушайте стихотворение А. Жиляева и ответьте, каково отношение автора к книгам?

 

                  ОСЛОЖНЕННОЕ СПИСЫВАНИЕ.

 

В м…ей кв…ртире собра(н, нн)ы миры.

Они ст…ят на ст…(л, лл)ажах и полках.

Они ст…ят застывши до п…ры

Но быть открытыми ж…лания полны.

 

Я каждый мир любовно обв…жу

М…чтающим в него пр…никнуть взглядом.

И каждый раз в…дыхая ух…жу

Заворожё(н, нн)ый милым книжным рядом.

                                         (Арсений Александрович Жиляеев)

 

Сформулируйте задание.

Дети: списать, расставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

Задание: подготовьте выразительное чтение стихотворения. Предложите возможные заглавия.

Авторский вариант: «Домашняя библиотека». Как поэт образно называет книги? Согласны ли вы с этим утверждением? Каково отношение автора к книгам?

Задание: графически выделите причастный и деепричастный обороты.

 

             ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ. (на доске)

Определите, сколько в стихотворении причастий и деепричастий.

Дети: четыре причастия: собраны, открытыми, мечтающим, завороженный.

          Два деепричастия: застывши, вздыхая.

Учитель: какова роль причастных и деепричастных оборотов в тексте?

Дети: они уточняют характер действия.

Учитель: причастия и деепричастия, действительно, делают нашу речь более яркой и выразительной. Но нужно быть внимательным, чтобы не допустить ошибок в употреблении оборотов.

 

                 ГРАММАТИЧЕСКИЙ ТЕКСТ.

 

Задание: выберите верное продолжение предложений.

1.Читая интересную книгу,

  А) у меня поднялось настроение.

  Б) я совсем позабыл о времени.

2. Переводя текст,

  А) возьми словарь.

  Б) мне понадобится словарь.

3. На краю стола лежала книга,

  А) освещающая солнцем.

  Б) освещаемая солнцем.

4. Размышляя о смысле жизни,

  А) любимые герои Л.Н.Толстого идут непростыми путями.

  Б) сердца читателей раскрыты для любимых героев Л.Н.Толстого.

Код ответов.

1- Б

2-А

3-Б

4-А

Учитель: как можно избежать ошибок при употреблении причастных и деепричастных оборотов?

Дети: больше читать, учиться правильной речи у мастеров слова.

Учитель: употребление причастных и деепричастных оборотов – это признак литературной речи. Но можно ли без них обойтись, будет ли наше высказывание  выразительным? Давайте найдем ответ на этот вопрос.

 

                   РАБОТА С ДЕФОРМИРОВАННЫМ ТЕКСТОМ.

 

Часы _________________________- лучшие часы. Они возвышают человека __________________. Поэтому постоянное общение с книгой даёт человеку возможность глубже понять мир, уверенней действовать в нём _______________________.

   _______________ мы делаемся богаче ещё на одну жизнь – на жизнь писателя _______________________.

 

Учитель: прочитайте текст. Понятен ли вам его смысл?

Дети: не всегда, но можно догадаться, о чём он. Хотя в целом высказывание невыразительное.

Учитель:  сформулируйте задание.

Дети: восстановить пропущенные причастные и деепричастные обороты.

Учитель: задание очень сложное, если возникнут трудности, вы можете воспользоваться подсказкой, на которой написан авторский вариант.  Правда, конструкции даны не в том порядке, в котором пропущены в тексте. Будьте внимательны.

Подсказка.

её создавшего

принимая правильные решения

проведённые над книгой

читая книгу

обогащая его сердце и разум

 

                     Восстановленный текст.

Часы, проведённые над книгой, - лучшие часы. Они возвышают человека, обогащая его сердце и разум.  Поэтому постоянное общение с книгой даёт человеку возможность глубже понять мир, уверенней действовать в нём , принимая правильные решения.

 Читая книгу,   мы делаемся богаче ещё на одну жизнь – на жизнь писателя, её создавшего.

 

Учитель: прочитайте текст. Сравните с авторским вариантом. Кто работал самостоятельно, без подсказки? Зачитайте ваши тексты. О чём заставили они вас задуматься?

Подведём итоги урока.

Закончите высказывания:

Я узнал_________

Мне было интересно________

Я хотел бы поспорить____________

Мне пригодится _____________

Я не согласен__________________

Домашнее задание: предлагается на выбор

1. задание по учебнику.

2.  сочинение по теме «В моей квартире собраны миры….».

.

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Обобщение по теме "Глагольные формы: причастия и деепричастия""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Руководитель службы приёма заявок

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

         Ученики в ходе урока повторяют и закрепляют полученные ранее знания и умения по теме « .Причастия и деепричастия»

 

   Использованные формы работы позволяют воздействовать на сознание учащихся и повысить интерес к предмету.

 В начале урока совместно с учениками используется метод коллективного целеполагания, что позволяет вывести ученика из привычного для него роли объекта и сделать его активным участником коммуникативного акта. Чтобы активизировать познавательный интерес, занятие начинается с эпиграфа, в котором содержатся изучаемые синтаксические конструкции. Кроме того, учащимся предлагается подумать о смысле афоризма Ф.Бэкона, который давал высокую оценку роли книг в жизни человека. Эпиграф определяет вектор урока, всё последующее содержание будет определяться тематикой «Роль книг в жизни человека». Неотъемлемый элемент урока- словарная работа, проводится по методике Е.И.Никитиной.

Систематизация знаний предполагает парную работу, носящую частично поисковый характер.  Далее представлена система упражнений, направленная на формирование навыков нахождения причастных и деепричастных оборотов, на умения правильно употреблять обороты в речи.  

   Система упражнений продумывалась таким образом, чтобы в неразрывном единстве реализовалась триединая цель урока: воспитательная, развивающая, обучающая.

   Структура урока соответствует схеме построения урока комплексного применения знаний, умений и навыков (мотивация, актуализация знаний, закрепление изученного через систему упражнений, носящих творческий и частично поисковый характер, раскрывающих личностный потенциал учащихся; итоги, рефлексия).

   В ходе урока используются  как познавательные, так и игровые методы обучения.

 

   На уроке сочетается несколько методов обучения.    Наблюдается  преобладание частично- поискового характера познавательной деятельности в сочетании с творческим. 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 379 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» 10-11 классы
  • Учебник: «Русский язык и литература. Русский язык. Базовый и углублённый уровни», Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Курцева З.И., Чиндилова О.В.
  • Тема: Раздел I. Текст как средство коммуникации. Совершенствование текста
  • 03.10.2020
  • 325
  • 0
«Русский язык и литература. Русский язык. Базовый и углублённый уровни», Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Курцева З.И., Чиндилова О.В.
Конструкт урока по русскому языку. Тема: Слова однозначные и многозначные.
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. / Под ред. Иванова С.В.
  • Тема: Урок 89. Слова однозначные и многозначные
  • 03.10.2020
  • 611
  • 6
«Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. / Под ред. Иванова С.В.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 03.01.2015 468
    • DOCX 54 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Леонтьева Анжелика Евгеньевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Леонтьева Анжелика Евгеньевна
    Леонтьева Анжелика Евгеньевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 36599
    • Всего материалов: 9

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 123 человека из 43 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель русского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 87 человек из 36 регионов
  • Этот курс уже прошли 254 человека

Курс профессиональной переподготовки

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель родного языка (русского языка) и родной литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 23 человека

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Русский язык и литература")

Учитель русского языка и литературы

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 52 человека из 27 регионов
  • Этот курс уже прошли 62 человека

Мини-курс

Привязанность и воспитание

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 76 человек из 37 регионов
  • Этот курс уже прошли 22 человека

Мини-курс

Современные тенденции в искусстве: от постмодернизма до поп-культуры

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 27 человек из 15 регионов
  • Этот курс уже прошли 13 человек

Мини-курс

Продуктовый успех: стратегии и инструменты для создания, улучшения и продвижения продуктов на рынке

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе