Муниципальное
бюджетное образовательное учреждение
средняя
общеобразовательная школа № 57 города Ульяновска.
Урок по
теме «Употребление причастий и деепричастий в речи»»
6
класс.
__________–
корабли мысли,
странствующие по волнам времени,
бережно неся драгоценный груз
от поколения к поколению.
Френсис
Бэкон.
Учитель: Сегодняшний урок мне хотелось бы
начать с высказывания Ф. Бэкона. Посмотрите внимательно на записанное
предложение, выскажите ваши предположения, о чём сегодня будет наше занятие?
Дети: о причастных и деепричастных оборотах, о
знаках препинания при них, об употреблении оборотов.
Учитель: почему вы так решили?
Дети: в предложении есть причастный оборот и
деепричастный оборот.
Учитель: вы всё правильно сказали. Запишите
тему урока: «Употребление причастий и деепричастий в речи».
Учитель: прежде чем мы будем формулировать
цели урока, я прошу вас снова обратиться к высказыванию Бэкона. Восстановите
пропущенное слово. Что философ мог назвать «кораблями мысли»?
Дети: книги, ведь они раздвигают границы
времени, связывают поколения, учат добру.
Учитель: сформулируйте цели урока.
Дети: закрепить умения ставить знаки
препинания при причастных и деепричастных оборотах, узнать об особенностях
употребления причастий и деепричастий; поговорить о книгах.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА.
Стеллаж – немец. язык
Стеллажный
Стеллаж – ряд полок в несколько ярусов.
Задание: придумайте предложение со словарным
словом, включив в него причастный или деепричастный оборот.
Дети:
Книга, лежащая на стеллаже, упала.
Вытирая пыль со стеллажа, девочка упала.
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.
Учитель: сегодня на уроке мы будем говорить об
употреблении причастий и деепричастий в речи. Хотя причастия и деепричастия –
это разные формы глагола, некоторые ученые даже утверждают, что это разные
части речи. Как вы полагаете, почему мы их объединили в рамках одного урока? Я
предлагаю ответить на этот вопрос, работая в группах по четыре человека. Ваша
задача: понять, что общего между причастием и деепричастием, выбрав один из
путей работы. Первый путь – без подсказки, сложный, но согласитесь, самый
интересный и путь с подсказкой, который не позволяет вам совершить ошибку.
Что общего между причастиями и
деепричастиями?
|
Что общего между причастиями и
деепричастиями?
|
/ без подсказки /
|
/ с подсказкой /
|
|
1. Как раскрывается в причастиях и
деепричастиях общее значение действия?
2. От слов какой части речи всегда
образуются причастия и деепричастия?
3. Могут ли они иметь при себе зависимые
слова?
4. В каких стилях речи употребляются чаще
всего?
|
Учитель: что мы повторили, выполняя это
задание?
Дети: вспомнили, что такое причастие и
деепричастие, узнали, что их объединяет.
Учитель: у причастий и деепричастий есть
удивительная способность – иметь при себе зависимые слова и образовывать с ними
единое целое – оборот. Помните ли вы о правилах постановки знаков препинания
при оборотах? Следующий вид работы позволит вам еще раз вспомнить эту тему.
ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ.
Человек, не читающий книг, удивительно
скучен. (Е. Вильмонт)
[ - , | ~ |
, = ] .
Читай, книгочей, не жалея очей. (Пословица)
[ = , обр. , | - ×
- | ] .
Люди, переставая читать, перестают мыслить.
(Д. Дидро)
[ - , |
- × - |
, = ] .
Читая авторов, хорошо пишущих , привыкаешь
хорошо говорить. (Вольтер)
[ |
- × - |
, | ~ |
, = ]
Учитель: что мы вспомнили, выполняя задание?
Дети: постановку знаков препинания при
оборотах, закрепили умения чертить схемы.
Учитель: что объединяет все эти высказывания?
Дети: это размышления о роли книг в нашей
жизни.
Учитель: какое утверждение вам больше всего
запомнилось и почему? Что означает книга для вас?
Дети: помощник, учитель.
Учитель: послушайте стихотворение А. Жиляева и
ответьте, каково отношение автора к книгам?
ОСЛОЖНЕННОЕ СПИСЫВАНИЕ.
В м…ей кв…ртире
собра(н, нн)ы миры.
Они ст…ят на ст…(л,
лл)ажах и полках.
Они ст…ят застывши
до п…ры
Но быть открытыми
ж…лания полны.
Я каждый мир
любовно обв…жу
М…чтающим в него
пр…никнуть взглядом.
И каждый раз
в…дыхая ух…жу
Заворожё(н, нн)ый милым
книжным рядом.
(Арсений Александрович Жиляеев)
Сформулируйте задание.
Дети: списать, расставляя пропущенные буквы и
знаки препинания.
Задание: подготовьте
выразительное чтение стихотворения. Предложите возможные заглавия.
Авторский вариант: «Домашняя библиотека». Как
поэт образно называет книги? Согласны ли вы с этим утверждением? Каково отношение
автора к книгам?
Задание:
графически выделите причастный и деепричастный обороты.
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ. (на
доске)
Определите, сколько в стихотворении причастий
и деепричастий.
Дети: четыре причастия: собраны, открытыми,
мечтающим, завороженный.
Два деепричастия: застывши, вздыхая.
Учитель: какова роль причастных и
деепричастных оборотов в тексте?
Дети: они уточняют характер действия.
Учитель: причастия и деепричастия,
действительно, делают нашу речь более яркой и выразительной. Но нужно быть
внимательным, чтобы не допустить ошибок в употреблении оборотов.
ГРАММАТИЧЕСКИЙ ТЕКСТ.
Задание: выберите
верное продолжение предложений.
1.Читая интересную книгу,
А) у меня поднялось настроение.
Б) я совсем позабыл о времени.
2. Переводя текст,
А) возьми словарь.
Б) мне понадобится словарь.
3. На краю стола лежала книга,
А) освещающая солнцем.
Б) освещаемая солнцем.
4. Размышляя о смысле жизни,
А) любимые герои Л.Н.Толстого идут
непростыми путями.
Б) сердца читателей раскрыты для любимых
героев Л.Н.Толстого.
Код ответов.
1- Б
2-А
3-Б
4-А
Учитель: как можно избежать ошибок при
употреблении причастных и деепричастных оборотов?
Дети: больше читать, учиться правильной речи у
мастеров слова.
Учитель: употребление причастных и
деепричастных оборотов – это признак литературной речи. Но можно ли без них
обойтись, будет ли наше высказывание выразительным? Давайте найдем ответ на
этот вопрос.
РАБОТА С ДЕФОРМИРОВАННЫМ
ТЕКСТОМ.
Часы _________________________- лучшие часы.
Они возвышают человека __________________. Поэтому постоянное общение с книгой
даёт человеку возможность глубже понять мир, уверенней действовать в нём
_______________________.
_______________ мы делаемся богаче ещё на
одну жизнь – на жизнь писателя _______________________.
Учитель: прочитайте текст. Понятен ли вам его
смысл?
Дети: не всегда, но можно догадаться, о чём
он. Хотя в целом высказывание невыразительное.
Учитель: сформулируйте задание.
Дети: восстановить пропущенные причастные и
деепричастные обороты.
Учитель: задание очень сложное, если возникнут
трудности, вы можете воспользоваться подсказкой, на которой написан авторский
вариант. Правда, конструкции даны не в том порядке, в котором пропущены в
тексте. Будьте внимательны.
Подсказка.
её создавшего
принимая правильные решения
проведённые над книгой
читая книгу
обогащая его сердце и разум
Восстановленный текст.
Часы, проведённые над книгой, - лучшие часы.
Они возвышают человека, обогащая его сердце и разум. Поэтому постоянное
общение с книгой даёт человеку возможность глубже понять мир, уверенней
действовать в нём , принимая правильные решения.
Читая книгу, мы делаемся богаче ещё на одну
жизнь – на жизнь писателя, её создавшего.
Учитель: прочитайте текст. Сравните с
авторским вариантом. Кто работал самостоятельно, без подсказки? Зачитайте ваши
тексты. О чём заставили они вас задуматься?
Подведём итоги урока.
Закончите высказывания:
Я узнал_________
Мне было интересно________
Я хотел бы поспорить____________
Мне пригодится _____________
Я не согласен__________________
Домашнее задание: предлагается
на выбор
1. задание по
учебнику.
2. сочинение по
теме «В моей квартире собраны миры….».
.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.