Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Обобщение опыта по теме :
«Использование современных приёмов на уроках русского языка с целью Развития орфографической зоркости»
Корниюк Татьяны Владимировны
учителя начальных классов
МКОУ «Вихоревская СОШ № 2»
2 слайд
Проблема:
безграмотное письмо учащихся и неумение
“видеть” орфограммы.
Цель:
повышение грамотности и развитие
орфографической зоркости у учащихся на уроках русского языка.
Задачи:
- изучить степень развития орфографической грамотности учащихся класса;
- изучить и применять на уроках русского языка приёмы формирования орфографической зоркости у учащихся.
3 слайд
В современной школе главнейшая задача обучения русскому языку младших школьников - формирование орфографической грамотности.
Актуальность этой темы заключается в том, что первые шаги на пути познания родного языка всегда самые сложные. От того, как будут сформированы азы орфографической грамотности на начальном этапе обучения, во многом зависит дальнейшее успешное обучение любой школьной дисциплине.
«Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка у младших
школьников».
4 слайд
"Орфограмма - это такое написание в слове, которое соответствует определенному орфографическому правилу ".
"Орфограммой называют то или иное написание в слове или между словами, которое может быть изображено разными графическими знаками (двумя-тремя), но из которых только один принят за правильный ".
5 слайд
Орфографическая зоркость- это умение учеником находить ошибкоопасное место в слове и, применяя правило, правильно написать это слово.
Знать правило и писать
свободно - это вещи
разные!
6 слайд
природу данного орфографического явления, т.е. принцип, которому оно подчиняется;
орфографическое поле, необходимое для проверки;
опознавательные признаки данной орфограммы;
умения, необходимые для проверки орфограммы данного типа.
Для освоения способа проверки орфограммы надо знать:
7 слайд
1. Звуковой анализ слов.
2. Орфографическое проговаривание.
3. Комментированное письмо.
4. Письмо с пропуском орфограмм.
5. Какографические упражнения.
6. Письмо по памяти.
Приёмы, развивающие орфографическую зоркость:
8 слайд
10. Выборочное списывание.
11. Диктанты:
- Выборочный диктант.
- Диктант с постукиванием.
- Словарный диктант.
12. Орфографические минутки.
13. Распространение предложений.
14. Восстановление деформированного текста.
9. Работа с группой предложений по системе Федоренко.
9 слайд
Расшифруй слова:
Доваз, цяаз, азёреб,околом,
родимоп, атсупак, котсов.
Раздели склеенные между собой слова:
Воробейкороваметронародребятагородмороз
Найди ошибки:
Марос, вараби, канки,
сарока, снишки, девачка.
10 слайд
Письмо по памяти:
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том;
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом.
Исправь ошибки:
Позняя осин. Грочи улители.
Лес обнажылся. Паля апустели,
Только нисжата палоска одна.
Грусную думу наводит ана.
11 слайд
ВСТАВЬ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ:
С.СНА, В Л.СУ, Д. РЕВЬЯ, СТВ.ЛЫ, ПЧ.ЛА, СЛ.НЫ, Х.ЛМЫ.
ВЫБЕРИ ПРАВИЛЬНУЮ БУКВУ:
Д(О,А)ЖДЛИВЫЙ, СВ(И,Е)СТЕТЬ, ГР(И,Е)БЕШОК, Б(О,А)ЛЬШАЯ.
СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ:
ДЕРЕВ(Ь,Ъ)Я, ОТ(Ь,Ъ)ЕХАТЬ, ОСЕН(Ь,Ъ)Ю.
12 слайд
Вставить слово или букву:
(ученик должен увидеть логику, связь между предыдущими парами и дополнить ту пару, возле которой стоит знак вопроса)
п жарко х Надя н
ш хорошо п Енисей е
? много ? Москва ?
корова т собака л
лошадь ж кошка м
курица ? корова ?
13 слайд
Спрячь Ь в середину слова:
день - деньки; пень - пеньки
Помоги Незнайке вставить пропущенные буквы:
п . ля, м . ря, с . ды, гр.бы
Подбери буквы:
Красивы русские л . са!
Л . са пошла по пушистому снегу.
14 слайд
Доскажи словечко и запиши его:
Вяжет мама длинный шарф,
Потому-то сын … жираф
Если мы растём на ели,
Мы на месте и при деле,
А на лбах у ребятишек
Никому не нужно… шишек.
15 слайд
Игра « Вратарь»:
1 вар. ловят слова с разд. Ь, 2 вар. ловят слова с разд. ъ.
Соловьи, съехать, шьёт, серьёзный, съёмка, обезьянка, подъехать, платье, вьюга, подъём, пальма.
Игра «Назови ошибку»:
Выдели слова, обозначающие предметы.
Кукла, дом, море, вышла, ученик.
Парта, солнце, железный, дверь, моряк.
Найди «опасное место»:
(Учитель произносит слова, а дети, как только услышат звук, которому при письме нельзя «доверять», хлопают в ладоши.)
Зуб, папа, лес, мягкий, поле, зима, ком, дуб,сосна, стол, парта, лесной, столб.
16 слайд
«Выбери три слова».
На 9 карточках записаны девять слов:
1-й набор: рыбка, вьюга, чулок, дубки, варенье, чучело, ручьи, чум, гриб.
2-й набор: подъезд, склад, ворона, град, съемка, клад, ворота, подъем, воробей.
Двое берут по очереди карточки, выигрывает тот, у кого первого окажутся три слова, имеющую одинаковую орфограмму.
1. рыбка вьюга чулок 2. подъезд склад ворона
дубки варенье чучело съёмка град ворота
гриб ручьи чум подъём клад воробей
17 слайд
« Шифровальщики».
Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой - отгадчика. Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений.
Отгадчику предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее слово. Например:
Аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв ( тарелка, ложка, кружка, звонок).
Оарз, страа, енкл, роамкша ( роза, астра, клен, ромашка).
Плнаеат, здзеав, отрбиа, сген ( планета, звезда, орбита, снег).
18 слайд
Заменить словосочетания одним словом:
- промежуток времени в 60 минут,
- военнослужащий, стоящий на посту,
- ребенок, любящий сладкое,
очень смешной фильм.
Составь рассказ по опорным словам:
зима, снежок, морозец, деревья, холод, снегири.
19 слайд
Физкультминутки
тоже могут способствовать развитию орфографической зоркости.
На доске запись:
СОРНЯК, ГОЛОВА, СПАСАЕТ, БОРОДА, КОЛЮЧКИ, ГОРБЫ, ВОЛОСОК, ВОЛЧАТА, ТРОПА, ГОЛОСА, ПЛИТА, МОРЕ.
Внимательно смотрите на доску. Если я назову слово с одной безударной в корне, вы сделаете 1 хлопок, если назову слово с 2 безударными, то сделайте 2 хлопка.
Я буду читать однокоренные слова к словам ЛЕС и САД. Если прозвучит слово с корнем ЛЕС, вы садитесь, если слово с корнем САД, встаете.
САД, ЛЕС, ЛЕСНОЙ, САДОВЫЙ, САДОВНИК, ЛЕСНИК, ЛЕСОЧЕК, САДИК, ЗАЛЕСЬЕ, САДОЧЕК, ПОСАДКА, ЛЕСОВИК, ПЕРЕЛЕСОК.
20 слайд
Стихотворные упражнения:
РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ТВЕРДЫЙ ЗНАК
Было “сели”,
Стало “съели”,
Догадаться вы сумели,
Почему случилось так?
Кто виновник?
– Твердый знак.
Твердый знак нам нужен тоже
Без него писать не сможем:
Съезд, съедобный, объявление,
И подъезд, и объяснение.
21 слайд
ЧК, ЧН
Козочка, горочка,
33 пригорочка
Ой! ЧК, ЧК, ЧК!
Кочка, почка, звездочка
Речка, ночка, строчка,
Точка, кочка, дочка,
Строчный, булочный, ночной,
Точный, шуточный, речной.
Знаем мы наверняка,
Где ЧН, а где ЧК!
22 слайд
Десантники
уд…вление
объ…снил
посм…трел
Я
О
И
23 слайд
Определи маршрут корабля
в…сна
е
сколь…кий
ь
конец
з
ч…до
у
сем…я
24 слайд
Поймай рыбку
Поз…ний
Чес…ный
Звёз…ный
25 слайд
Наряди ёлку.
В…сна
Дер…во
Св…нья
Л…сной
Ск.. зал
е
е
е
и
а
26 слайд
Русский футбол –
Безударный гласный
Парный согласный
село
сказка
флаг
сосна
27 слайд
Результаты аттестационных письменных работ по русскому языку 2, 3, 4 класс 2010-2013 учебный год
Качество, уровень обученности.
28 слайд
Качество обучения по русскому языку 2, 3, 4 класс 2010-2013 учебный год
29 слайд
«Систематичность упражнений – есть первая и главная основа их успеха, и недостаток этой систематичности главная причина, почему многочисленные и долговременные упражнения в орфографии дают плохие результаты».
К.Д. Ушинский.
30 слайд
Литература:
1. Ильяшенко В.А. Формирование орфографической зоркости у первоклассников. Начальная школа. – 2000.- № 6.
2. Морозова М.Я., Петрова Е. Н. «Грамматические игры для начальных классов». Москва 2007.
3. Шашкова В.Р. Развитие орфографической зоркости учащихся. Начальная школа. – 2002. - № 8.
4. Егорова Л. Д. Развиваем память и повышаем грамотность. Начальная школа, 2007, № 1, с. 90-92.
5. Савельева Н. А., Зинченко В. И. Работа над формированием навыков грамотного письма. Начальная школа, 1992, № 4, с. 26-28.
6. Лайло В.В. Развитие памяти и повышение грамотности. – М.: Дрофа. 2000.
31 слайд
Спасибо за внимание!
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
"Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка". (Слайд 1).
Одной из основных целей обучению русскому языку считаюразвитие орфографической зоркости и формирование грамотного письма. (Слайд 2).
( Слайд 3) Актуальность этой темы заключается в том, что первые шаги на пути познания родного языка всегда самые сложные.
В начальных классах закладываются основы грамотного письма и оттого, насколько они будут сформированы, зависит дальнейшее обучение ребенка, его способность усваивать в дальнейшем программу русского языка. (Слайд 7) Чтобы добиться хороших результатов в формировании навыка грамотного письма, я использую различные приемы обучения.
1. Работу начинаю со звукового анализа слов, который провожу в такой последовательности:
1. Произнеси слово.
2. Найди ударный слог и произнеси слово по слогам.
3. Выясни, сколько в слове звуков, букв.
2. Одним из важных видов развития орфографической зоркости считаюорфографическое проговаривание.
6 653 499 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Корниюк Татьяна Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч. — 180 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Мини-курс
4 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.