Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная
школа №3 города Кимовска Тульской области.
Народное декоративно-прикладное
искусство и его роль в
развитии детей
школьного
возраста.
Подготовила:
С.В. Бурлай
Народное
декоративно-прикладное искусство- одно из средств эстетического воспитания –
помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать
прекрасное в окружающей нас жизни и искусстве. Декоративно−
прикладное искусство — это особый мир художественного творчества,
бесконечно разнообразная область художественных предметов, создаваемых на
протяжении многовековой истории развития человеческой цивилизации. Это сфера,
вне которой невозможно представить себе жизнь человека. Каждая вещь, будь то
мебель, посуда или одежда, занимает определенное место не только в
организованной человеком среде жизнедеятельности, но прежде всего — в
его духовном мире.
Понятие «декоративно-прикладное искусство» достаточно
широкое и многогранное. Это и уникальное крестьянское искусство, уходящее
своими корнями в толщу веков; и его современные
«последователи» — традиционные художественные промыслы, связанные
общим понятием — народное искусство; и классика — памятники
мирового декоративного искусства, пользующиеся всеобщим признанием и
сохраняющие значение высокого образца; и современное декоративно-прикладное
искусство в широком диапазоне его проявлений.
Народное искусство, национальное по содержанию, способно активно воздействовать
на духовное развитие человека, на формирование
патриотических и интернациональных чувств.
Народное искусство способствует художественному воспитанию детей,
так как в его основе заложены все специфические закономерности
декоративного искусства- симметрия и ритм.
Народное декоративно -прикладное искусство нашей страны –
неотъемлемая часть русской культуры. Эмоциональность, поэтическая
образность этого искусства близки, понятны и дороги людям. Как всякое
большое искусство, оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует
формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких
художественных традициях, народное искусство входит в жизнь и культуру нашего
народа, благотворно влияет на формирование человека будущего.Художественные
произведения, созданные народными мастерами, всегда отражают любовь к родному
краю, умение видеть и понимать окружающий мир.
В современной культуре народное искусство живет в своих традиционных формах.
Благодаря этому изделия
народных мастеров сохраняют свои устойчивые особенности и
воспринимаются как носители целостной художественной культуры. Произведения
декоративно-прикладного искусства проникают в быт русских людей, формируя
художественный вкус, создавая эстетически полно- ценную среду, определяющий
творческий потенциал личности.
Предметы народного творчества многообразны. Это могут быть игрушки из дерева,
глины, посуда, ковры, кружево, лаковая миниатюра и т. д. Каждое изделие
несёт в себе добро, радость, фантазию, увлекающую и детей и взрослых. Народное
искусство всегда понятно и всеми любимо. С давних времён людям нравилось
украшать свое жилище коврами, расписными подносами и шкатулками, потому что
народное изобразительное искусство несет в себе тепло рук мастера, тонкое
понимание природы, умение просто, но с большим чутьём к форме и цвету отбирать
для своих изделий только то, что необходимо, то, что поистине прекрасно.
Неудачные образы отсеиваются, живет только ценное, великое, идущее из
глубины души. Каждый раз, создавая одну и ту же вещь, мастер всегда вносит
что-то новое в узор, в форму. Как правило, народный мастер работает без
предварительных эскизов. Все формы, элементы узоров он держит в памяти и каждый
раз, компонуя их по-разному, создаёт новые варианты своих произведений.
Народное искусство образно, красочно, оригинально по своему замыслу.
Оно доступно детскому воспитанию, так как несёт в себе понятное детям содержание,
которое конкретно, в простых, лаконичных формах раскрывает ребёнку красоту и
прелесть окружающего мира.
Это всегда знакомые детям сказочные образы животных, выполняемые из
дерева или глины. Используемые народными мастерами для росписи игрушек и посуды,
включают в себя цветы, ягоды, листья, которые ребёнок встречает в лесу, в поле.
Народное декоративное прикладное искусство должно радовать детей,
расширяя их понятия, воспитывая художественный вкус.
На протяжении
многих лет я работаю над темой, которая мне ближе и интереснее остальных. Для
меня такой темой является− «Региональный компонент в народном декоративно−
прикладном искусстве».
Накопленный мною опыт позволяет
познакомить учащихся с народным декоративно− прикладным искусством, обрядами,
обычаями, фольклором, общественным и бытовым укладом русских людей Тульского
края.
Целью включения регионального
компонента на уроках изобразительного искусства является эстетическое,
трудовое воспитания школьников, вовлечение и развитие интереса к национальным традициям.
народному искусству, воспитание любви к малой родине.
Основные задачи:
− привитие учащимся трудовых навыков;
−овладение техникой работы с
различными художественными материалами и в различной технике;
−развитие эстетического вкуса
учащихся− чувства цвета, ритма, пропорции, глазомера и др;
−формирование способностей в области
декоративно− прикладного искусства;
−воспитывать воздействием
отечественной народной культурой, −формировать уважительное отношение к
мировоззрению своих предков, их представлениям о счастье, красоте, добре;
−пробуждать интерес к истории своего
народа.
Воспитательное
воздействие отечественной народной культуры на детей чрезвычайно велико. Знание
культуры своей Родины в целом, и родного края в частности, формирует у школьников
уважительное отношение к мировоззрению своих предков, их представлениям о
счастье, красоте. Всей работе свойственен творческий поиск; учащиеся собирают
иллюстрации, оформляют художественные альбомы, работают с литературой.
Учителем накоплен и систематизирован
материал, в котором находят отражения все традиционные художественные промыслы
Тульского края. На уроках изобразительного искусства я использую следующие
темы:
−«Рисование женской фигуры в русском
народном костюме Тульского края»;
− «Тематическое рисование композиции
«Народное гулянье»;
− «Изготовление предметов народных
промыслов с последующей росписью». ( Филимоновская игрушка, тульский пряник);
−«Составление натюрмортов с
предметами народных промыслов»;
−«Выполнение эскиза узора самовара с
последующей росписью»;
− «Русский народный орнамент
Тульского края»;
− «Беседа: Русское деревянное
зодчество Тулы и края»;
−«Рисование интерьера русской избы
Тульского края по описанию»;
−«Народные праздники и обряды
Тульского края. Уроки− праздники».
Мною разработаны уроки по темам
регионального компонента Тульского края, которые подкреплены творческими
работами учащихся. Мой опыт может использоваться
учителями изобразительного искусства и технологии для проведения уроков и
внеклассных мероприятий.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.