Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Другое / Обобщение педагогического опыта "Устные вычисления как средство формирования вычислительных навыков"

Обобщение педагогического опыта "Устные вычисления как средство формирования вычислительных навыков"

Устные вычисления как средство формирования

вычислительных навыков у младших школьников

Актуальность темы исследования

Мы живем в эпоху новых технологий, новых средств коммуникации, которые меняют наш образ жизни, общения и мышления, а также методы достижения благосостояния.

Одна из актуальных проблем современного общества – формирование личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на существующую действительность, изменяя ее к лучшему.

Необходимо отметить, что в новом Законе Республики Казахстан «Об образовании» сделан акцент на формирование всесторонне развитой личности. Одним из ответов системы образования на этот запрос является идея компетентностно- ориентированного образования [1].

Компетентносный подход отражает такой вид содержания образования, который предполагает целостный опыт решения жизненных проблем, выполнения ключевых (т.е. относящийся ко многим социальным сферам) функций, социальных ролей, компетенций. Как указывает Б.Д. Эльконин, “мы отказались не от знания как культурного предмета, а от определенной формы знаний (знаний “на всякий случай”, т.е.сведений). [2].
Современный мир меняется с огромной скоростью, и соответственно способы получения и осмысления знаний должны измениться. Процесс обучения должен быть диалогичным, поисковым, проектным. Педагогические технологии должны отвечать следующим требованиям: направлять на развитие мышления, обучать анализу, помогать самостоятельно добывать знания, делать выбор, вступать в полемику, не соглашаться с догмами, участвовать в дискуссии. [3]. 
Известно, что наибольшая способность к развитию проявляется в детстве: закладывается фундамент личности, интенсивно формируются базовые социальные установки, основы мировоззрения, привычки, развиваются познавательные способности, эмоционально-волевая сфера. Складываются многообразные отношения с окружающим миром .

Начальная школа – органическая часть, первая ступень средней школы. Именно в ней закладывается фундамент для последующих этапов образования. Реформа предусмотрела для начальных классов предельно четкие образовательные цели и задачи: заложить основы всестороннего развития детей, обеспечить формирование прочных навыков счета, грамотного письма, развитой речи, культурного поведения.
В этих требованиях подчеркивается важность формирования у учащихся навыков рациональной организации учебного труда, общих учебных умений и навыков, которые в совокупности обеспечивают надежное основание для последующих учебно-познавательной деятельности школьников, способствуют приобретению глубоких и прочных знаний [4].

Внимание к вопросу «Устные вычисления как средство формирования вычислительных навыков младших школьников» [5] необходимо в целях более глубокого и обоснованного разрешения частных актуальных проблем тематики данного исследования.

Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме «Устные вычисления как средство формирования вычислительных навыков младших школьников» в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приемов, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний.

Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики её преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа [6]. Надо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса. Это особенно важно в начальных классах, когда еще формируются, а иногда и только определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету. Именно в этот период нужно стремиться раскрыть притягательные стороны математики.
Немаловажная роль отводится дидактическим играм [7] на уроках математики – современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитательной функциями, которые действуют в органическом единстве.

Каждому учителю ясно, что вычислительным навыкам учащихся, способствуют развитие устных упражнений, на каждом уроке математики. Устные упражнения имеют немаловажное значение, как для учителя, так и для учащихся.

И это понятно почему:

1.во время устной работы можно выяснить , хорошо ли усвоен теоритический материал;

2. соответствующий подбор вопросов позволяет подготовить к восприятию нового;
3.это одна из удобных форм организации повторения;
4.во время устной работы можно задействовать большое количество учеников, что позволяет значительно оживить урок, сделать его более динамичным и эмоциональным.

В зависимости от формы организации устной работы мы можем отследить, как хорошо учащиеся владеют определенными навыками, насколько грамотно они строят свои предложения.

Одна из важнейших задач обучения школьников математике- формирование у них вычислительных навыков, основой которых является осознанное и прочное усвоение приёмов устных и письменных вычислений.hello_html_m80f374a.gif

Но было бы ошибкой решать эту задачу только путем зазубривания таблиц сложения и умножения и использования при выполнении однообразных тренировочных упражнений. Вычислительная культура формируется у учащихся на всех этапах изучения курса математики, но основа ее закладывается впервые 1-4 года обучения. В этот период школьники обучаются именно умению осознанно использовать законы математических действий (сложение, вычитание, умножение, деление). В последующие годы, полученные умения и навыки совершенствуются и закрепляются в процессе изучения алгебры, физики, химии, черчении и других предметов.

Причина, по которой я стала работать над этой темой - это темп работы учащихся. Ребята считали медленно и неточно. Часто запланированные задания на урок выполнялись не полностью. Приходилось отводить дополнительное время на прохождение той или иной темы, а его всегда не хватает.
Следовательно, на уроках математики необходимо отрабатывать у учащихся навыки устного счета [9]. К тому же, хорошо известно, что учащиеся, владеющие твердыми навыками устного счета, быстрее овладевают технику математических преобразований, лучше справляются с различными заданиями, составной частью которых являются вычисления. В устных вычислениях развиваются память учащихся, быстрота их реакции, сосредоточенность.

Цель исследования–изучить значения устных упражнений как одного из наиболее эффективных средств формирования вычислительных навыков.

Задачи:
1)Изучить теорию данного вопроса в психолого-педагогической и методической литературе.

2)Подготовить и провести различные виды устных упражнений для формирования вычислительных навыков у учащихся.

3)Сделать выводы, по использованию данных видов устных упражнений.

4)Ознакомиться с опытом работы учителей начальных классов по формированию вычислительных навыков у младших школьников.

5)Провести исследовательскую и экспериментальную работу по проблеме исследования.

6)Выработать методические рекомендации для реализации условий способствующих формированию вычислительных навыков младших школьников.

Объект исследования: специально организованный педагогический процесс, в плане поиска эффективных методов обучения (в частности устных упражнений).
Предмет исследования: влияние различных видов устного счета для формирования вычислительных навыков у детей, занимающихся по традиционной программе (1-4).

Гипотеза: формирование вычислительных навыков на уроках математики у учащихся , обучающихся по традиционной программе (1-4) в начальной школе может быть достигнуто, если в обучение будут включены систематически проводимые разнообразные виды устных упражнений.

Степень изученности проблемы. Проблема формирования у учащихся вычислительных умений и навыков всегда привлекала особое внимание психологов, дидактиков, методистов, учителей. В методике математики известны исследования Липатникова Н.Г ,Шихалиева К.Ш., Сухорукова В.М.,Лавинская Е.Ю., М.А. Бантовой, Белошистая А. В. , М.И. Моро, Н.Б. Истоминой,Поляк Г.Б. и др.

В Казахстане в процессе обучения получили отражение в трудах Веделина Е.А. ,Н. Г. Кожабайкызы ,Акпаева  А.Б.  Лебедева Л.А. и др.

Методы исследования:

Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме, обобщение результатов опытно-экспериментальной работы.

Эмпирические методы:констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент, контрольный эксперимент,наблюдение, изучение продуктов деятельности учащихся.

Изучены исследования :Шихалиева К.Ш., Сухорукова В.М., Лавинская Е.Ю., Бантовой М.А., Белошистая А. В. , М.И. Моро Н.Б. Истоминой Н.Б.,Поляк Г.Б. и др.Казахстанские :Веделина Е.А.,Н. Г. Кожабайкызы ,Акпаева  А.Б.  Лебедева Л.А.

Научная новизна и практическая значимость исследования заключается в выявлении особенностей раскрытия устных вычислений как средство формирования вычислительных навыков младших школьников в процессе изучения математики.

Практической базой написания работы стали современные тенденции формирования вычислительных навыков учащихся средней школы № 21 города Астаны.

Формирование вычислительных навыков- одна из главных задач работы учителя. Добиться успеха в формировании вычислительных навыков можно только в том случае, если чётко соблюдать некоторые требования к проведению устных упражнений:

-чёткое объяснение учителем цели задания;

-исключение факторов, травмирующих учеников при организации работы;

-учёт времени;

- подведение итога устных упражнений микрообобщением или оценивание детей за хорошие успехи

. Для исследования были взяты два класса 4«Б»- экспериментальный и

4 «А»- контрольный.

Цель исследования: убедиться в эффективности использования различных видов устных вычислений для формирования вычислительных навыков на уроках математики.

Данные классы по уровню развития примерно одинаковы. Исследование проводилось в 3 этапа -констатирующий эксперимент; формирующий эксперимент; контрольный эксперимент.

1 этап- Констатирующий эксперимент

Цель: выявить, насколько сформированы устные вычислительные навыки у учащихся 4 классов на уроках математики на исходном этапе эксперимента.

Задачи: подобрать исследовательские методы для экспериментального класса; провести исследовательские методы и выявить результат по данным исследования.

Для этого были проведены следующие методы: анкетирование учащихся и учителей, беседа с учащимися, наблюдение за работой учащихся на уроке математики, математический диктант.

1.Было проведено анкетирование учащихся, чтобы выявить насколько дети заинтересованы предметом математики, а также выявить уровень сформированности устных вычислительных навыков. Конечно же у детей, которые заинтересованы предметом- сформированы вычислительные навыки, средне заинтересованы -средние вычислительные навыки, кому не интересен предмет- не сформированы вычислительные навыки. Результат: экспериментального класса: 65% математика –интересна и у них сформированы вычислительные навыки,15% средне интересна и у них средне сформированы выч. навыки,20% предмет не интересен и у них не сформированы устные вычислительные навыки.

Результаты контрольного класса:70 % заинтересованы математикой и у них сформированы вычислительные навыки, 19 %средне заинтересованы и у них средне сформированы навыки ,11 % учащихся не сформированы устные вычислительные навыки.

Сравнивая результаты экспериментального класса и контрольного класса. У контрольного класса у вычислительные навыки сформированы лучше , чем у экспериментального.

Следующий этап Анкетирование – классных руководителей начальных классов средней школы №21 города Астаны.

Цель: выявить, как ведётся учителями работа по применению устных упражнений на уроках математики. Анализ анкет показал, что учителя пользуются различными видами устных упражнений. Однако данная работа проводится не систематически из-за нехватки времени.

Далее Наблюдение за работой учащихся на уроке математики.

Цель: провести наблюдение и выяснить, насколько дети активны и заинтересованы на уроках математики

Критериями являлось: активная работа, частота правильных ответов, быстрота реакции, стремление достичь положительных результатов. В результате выяснилось экспериментальный класс: 23% не проявляют интереса, 50% проявляют частичный интерес в различных видах деятельности и лишь 27% активно участвуют в работе на уроках математики . Контрольный класс: 15,6% не проявляют интереса, 46 % проявляют частичный интерес в различных видах деятельности и лишь 38,4% активно участвуют в работе на уроках математики.

Математический диктант

Цель: выявить уровень сформированости вычислительных навыков у учащихся 4 классов.

Учащимся для этого был предложен математический диктант по теме

«Сложение и вычитание многозначных чисел». Результаты ответов дети записывали в тетради.

Оценка результатов работы производились следующим способом:

10 баллов- очень высокий уровень;

8-9 баллов- высокий уровень;

5-7баллов- средний уровень;

1-4 баллов- низкий уровень.

Результаты экспериментального класса :всего лишь 7(26,9%) человек имеют высокий уровень вычислительных навыков,10(38,4%) –средний уровень вычислительных навыков,9(34,6%)- низкий уровень. Дети слабо воспринимают материал на слух.

Результаты контрольного класса: лишь 8 (30,7%) человек имеют высокий уровень устных вычислительных навыков,11(42%)–средний уровень вычислительных навыков,7(26,9)- низкий уровень. Дети слабо воспринимают материал на слух.

Таким образом, констатирующий эксперимент показал, что:

1)оба класса работают по учебнику математика 4 класс «Алматыкытап», 2011 год А.Б. Акпаева, Л.А.Лебедева, В.В. Буровова.

2) классы примерно равны по возрастным показателям и уровню развития;

3) дети быстрее решают письменно, чем устно;

4) у учащихся недостаточно развиты вычислительные навыки.

На основе констатирующего эксперимента выяснилось, что необходима работа, направленная на формирование вычислительных навыков. Для этого в экспериментальном классе были проведены уроки с систематическим использованием устных упражнений в различных формах и на разных этапах урока с целью повысить, уровень сформированности вычислительных навыков. Аналогично и в контрольном классе.

Формирующий эксперимент.

Цель: формировать вычислительные навыки учащихся экспериментального класса.
В ходе данного эксперимента были подготовлены система заданий и упражнений для проведения устных упражнений по основным темам программы 4 класса для формирования вычислительных навыков.

Упражнения включались на каждый урок математики в экспериментальном классе. Чаще всего они проводились в начале урока с целью подготовки ребят к усвоению материала, или в конце урока с целью проверки знаний, умений и навыков учащихся. Во время эксперимента ученики выполняли все задания учителя. Они с нетерпением ждали устные упражнения, активно работали на уроках. Более доступными для детей были задания в занимательной форме.

В результате работы было выявлено, как повлияли устные упражнения на формирование вычислительных навыков, результаты которых можно увидеть в ходе контрольного эксперимента.

Контрольный эксперимент.

Цель: проверить уровень сформированности вычислительных навыков у учащихся экспериментального и контрольного класса.

Контрольный срез проводился в форме математического диктанта в экспериментальном и контрольном классах по теме «Умножение и деление на трёхзначное число». На ее выполнение отводилось 10-12 мин.

Результаты контрольного исследования

Уровень

Экспериментальный класс

Контрольный класс

Высокий

34,6%

30,7%

Средний

42,3%

42%

Низкий

23%

26,9%

Анализируя результаты работ проведенного эксперимента, можно утверждать, что у учащихся экспериментального класса (26 человек) уровень сформированности вычислительных навыков возрос, а у учащихся контрольного класса (26 человек) – остался на прежнем уровне. Сравнительный анализ экспериментального класса.

Уровень

Констатирующий

Контрольный

Высокий

26,9%

34,6%

Средний

38,4%

42,3%

Низкий

34,6%

23%


Вывод: высокий уровень вычислительных навыков увеличился на 7,7 %, средний уровень увеличился на 3,9 %, низкий уровень уменьшился на 11,6 %.Уровень сформированности вычислительных навыков значительно повысился. Это обусловлено тем, что в экспериментальном классе проводилась систематическая работа с устными упражнениями по формированию вычислительных навыков, что явилось основанием для доказательства правильности выдвинутой гипотезы.Таким образом, данная система упражнений по формированию вычислительных навыков доказала свою эффективность. Как показала практика, используя различные устные упражнения, дети лучше усваивают тему урока, быстрее считают (причем устно), активнее идут на контакт с учителем, воспринимают материал более осмысленно, занимаются с увлечением.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Краткие выводы :

Формирование вычислительных навыков у учащихся в процессе изучения ими математики – это длительный процесс, и является одной из актуальных задач, стоящих перед преподавателем математики в современной школе.

В целом экспериментальная работа прошла плодотворно. Из результата работы можно сделать вывод, что уровень сформированности вычислительных навыков детей значительно повысился и это свидетельствует о том, что предложенная система устных упражнений оказалась эффективной. Данный результат  не считается конечным. Оценка полноты поставленных задач. Поставленная цель работы достигнута, и задачи исследования полностью решены. Результаты исследования приняты во внедрение формирования вычислительных навыков младших школьников в процессе обучения.

Рекомендации и исходные данные по конкретному использованию результатов работы.

Таким образом, чтобы формировать вычислительные навыки младших школьников в процессе обучения, рекомендуется проводить цикл занятий, способствующих созданию условий для личностного роста младших школьников и осознанию своей жизненной перспективы, путей и способов их достижения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

[hello_html_20f05269.gif Закон Республики Казахстан «Об образовании».27.07.2007 .-№ 319-ш.зрк. Астана. Аккорда.

[2hello_html_m7c48e444.gifСовременные образовательные технологии как фактор повышения качества регионального образования ( материалы республиканской научной –практической конференции. -Караганда ,2008.

[3] Максимова В.Н. Проблемный подход к обучению в школе : Методическое пособие для учителей //-СПб.: Печатный двор, 2003-325 с.

[4] Материалы областной научно- практической конференции.3-я часть. Караганды .2007.

[5] Данелич М.Е. Вычислительная техника как средство обучения приёмам вычислений //Начальная школа. - 1992. - №1. - с. 47.

[6] Зимина С.В. Как развивается интерес к математике?//Начальная школа. 1998. №8 С.33-35

[7] Коваленко В.П «.Дидактические игры на уроках математики». Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1990. — 96 с.

[8] Белошистая А. В.Прием формирования устных вычислительных умении //Начальная школа.- 2001.- №7.- с. 44-49.

[9] Иванова Т.Устный счёт.// Начальная школа .1999. № 7 с.11-14





  • Другое
Автор Салкимбаева Айслу Мауленовна
Дата добавления 23.12.2017
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 722
Номер материала MA-072858
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Курс повышения квалификации
«Изобразительное искусство как творческая составляющая развития обучающихся в системе образования в условиях реализации ФГОС»