Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
Главная / Другое / Обобщение опыта работы "Системно-деятельный подход в обучении кубановедению"

Обобщение опыта работы "Системно-деятельный подход в обучении кубановедению"

Курсы профессиональной переподготовки от Московского учебного центра "Профессионал"

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования только до 31 августа действуют скидки до 50% при обучении на курсах профессиональной переподготовки (184 курса на выбор).

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: ВЫБРАТЬ КУРС


hello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifРоссийская Федерация Краснодарский край г.Кореновск

Муниципальное общеобразовательное некоммерческое автономное учреждение средняя общеобразовательная школа № 17 им. К.В.навальневой 353180 Краснодарский край, Кореновский район, г.Кореновск ул. К.Маркса № 215, тел. 8(86142)45476















Системно-деятельностный подход в обучении кубановедению»

Обобщение опыта работы учителя кубановедения высшей квалификационной категории МОАНУ СОШ № 17 им.К.В.Навальнекой Константиновой Елены Александровны.


















Уважаемые коллеги, своё выступление я хотела бы начать словами российского философа Генриха Степановича Батищева

«Человека нельзя “сделать”, “ произвести”, “вылепить” как вещь, как продукт, как пассивный результат воздействия извне, но можно только обусловить его включение в деятельность, вызвать его собственную активность и исключительно через механизм этой его собственной (совместно с другими людьми) деятельности он формируется в то, что делает его эта деятельность.»
Г.С.Батищев

Наш современный мир диктует свои правила самореализации и успеха. И мы, учителя, должны помочь нашим детям реализовать себя как личность, найти свое место в жизни, проторить дорогу к успеху. В связи с этим хочется процетировать слова известного русского писателя и педагога К.Ушинского:

« Учитель должен сначала научить ребенка учиться, а потом поручить это дело ему». И сегодня это как никогда актуально.

Отличительной особенностью современного подхода в обучении, построенного по стандартам ФГОС ООО, является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося.

Моя педагогическая деятельность подчинена реализации системно-деятельностного подхода в обучении кубановедению», так как образовательное учреждение, в котором я работаю, несколько лет назад стало пилотным по введению ФГОС ООО.


Основные цели и задачи в реализации этой темы решаю комплексно через следующие основные направления: урочную и внеурочную.

Основные направления реализации темы:


Внеурочная деятельность

Урочная деятельность



Работа с одаренными детьми

Современные образовательные технологии

Метод проектов

Введение нетрадиционных форм урока

НОУ «Поиск»





Здоровьесбере-гающие

Развивающие

Информационно-коммуникационные



Творческие конкурсы , олимпиады, тематические




Поездки – экскурсии по родному краю, тематические недели






Дифференцированное обучение






Основная идея моей педагогической деятельности состоит в следующем: ученики должны осознавать, что школа учит не только основам наук, но и способам действий в определенных жизненных ситуациях.

Cистемно-деятельностный подход в обучении языку можно выразить тремя положениями:

  1. Конечная цель обучения - формирование способа действий;

  2. Способ действий может быть сформирован только в результате учебной деятельности;

  3. Механизм обучения не передача знаний, а управление учебной деятельностью.

Это позволяет уйти от репродуктивного способа обучения и перейти к деятельностной педагогике, в которой ключевой компетентностью является наличие у человека основ теоретического мышления, способного в экстремальных условиях находить нужное решение, уметь действовать в нестандартных ситуациях.

Системно-деятельностный подход в обучении реализую через применение современных развивающих технологий обучения.

Технология дифференцированного обучения позволяет мне вести ежеурочную индивидуальную работу с разными категориями учащихся

Широко применяю индивидуальные карточки с разноуровневыми заданиями при обучении слабоуспевающих и более сильных учащихся, при контроле знаний, при задании на дом.

Применение этой технологии даёт возможность отслеживать индивидуальную траекторию успешности учащихся различных уровней, вести мониторинг достижений.

Для активизации мыслительной деятельности, повышения познавательного интереса к предмету применяю на уроках проблемно- диалоговую технологию. При такой подаче материала, излагая материал и объясняя наиболее сложные темы, систематически создаю на уроке проблемные ситуации и организую учебно-познавательную деятельность школьников так, что они на основе анализа фактов, наблюдения явлений они самостоятельно делают выводы и обобщения, формулируют правила, понятия, законы, применяют имеющиеся у них знания в новой ситуации.

Расширяю свою воспитательно-образовательную деятельность, применяя в учебной и во внеурочной деятельности информационно-коммуникационные технологии.

На уроках кубановедения использую компьютерные технологии следующим образом:
1. Для демонстраций и иллюстраций текстов, репродукций, схем при изучении нового материала;
2. Для демонстраций портретов знаменитых людей Кубани, их кратких биографий в виде презентаций или Web-страниц;
3. Для контроля за уровнем знаний учащихся;
4. Для творческих, исследовательских заданий;
5. Для проектной деятельности;

Формы работы с ИКТ на уроке

  •  Работа с мультимедийными пособиями

  • Использование компьютерных презентаций:

  • Презентация урока

  • Фрагмент урока

  • Творческая работа учащихся

  • Защита проектных работ

  • Использование компьютерных средств контроля

Цифровые образовательные ресурсы

     ЦОРы- готовые программные продукты позволяют  существенно сократить время на подготовку к уроку, поэтому я часто использую их и в качестве иллюстративного материала, и в качестве средств контроля.

    На уроках активно использую электронно-образовательные ресурсы Мультимедийные комплексы  содержат  электронные учебники, видеофрагменты, упражнения, тесты, что позволяют включать содержание ЭОРов в любой этап урока: в объяснение нового материала, в этапы актуализации знаний, в постановку исследования, в этап самостоятельной работы с последующей проверкой.

http://school-collection.edu.ru

http://fcior.edu.ru

http://window.edu.ru/

http://www.metod-kopilka.ru

http://eor.it.ru/

http://multiring.ru

     Большие возможности в моей практике дает применение Интернет-ресурсов, которые позволяют на качественно новом уровне проводить различные формы учебных занятий. Для организации первоначального знакомства учащихся с ресурсами Интернета предлагаю список разных электронных адресов с составленной специально для учащихся краткой аннотацией.

Поисково-исследовательский метод и метод проектов- развивающие технологии в методике моей работы

Они помогают успешно реализовать задачу саморазвития личности школьника. Применяя эти методы, учу школьников самостоятельно познавать, исследовать, самостоятельно добывать информацию из разных источников, систематизировать ее, анализировать и сравнивать, предоставляю детям возможность к творческой самостоятельности, что позволяет формировать у учащихся УУД(личностные: способность к саморазвитию и самоопределению, коммуникативные: умение общаться с одноклассниками, взрослыми, регулятивными: умение ставить цель и добиваться результата )

Работая над проектом, объединяю урочную и внеурочную деятельность учащихся.

В результате работы были созданы как персональные проекты, так и групповые. В прошлом учебном году вместе с учащимися 5 класса мы осуществили проект в рамках изучения темы “Земледельцы и скотоводы ». Творческое название проекта звучало так « Историческое значение перехода от собирательства к земледелию и скотоводству»

Для реализации творческого потенциала одаренных учащихся, развития проектной, научно-поисковой деятельности в школе работает научное общество учащихся (НОУ), где я являюсь руководителем секции «Краеведение»

В течение года учащиеся готовят под моим началом индивидуальные исследовательские проекты, с которыми выступают на НОУ.

Год

Ф.И.

Название

Уровень

Результат

2012-2013

Долженко Елизавета

НОУ «Эврика-Юниор»

Муниципальный

Диплом II степени

2013-2014

Константинова Александра

НОУ «Эврика-Юниор»

Муниципальный

Диплом I степени

Диплом II степени

2014-2015

Редун Виктория

НОУ «Эврика-Юниор»

Муниципальный

Диплом III степени

Участвую в реализации программы «Одаренные дети». Моя ученица Константинова Александра в 2011 г. являлась победителем муниципального, призёром зонального этапов и участником краевой олимпиады по кубановедению. Ежегодно мои учащиеся становятся победителями и призёрами олимпиады и викторины по кубановедению. В текущем учебном году ученица 9-го класса Якименко Дарья стала победителем муниципального и призёром зонального этапов предметной олимпиады.

Мои учащиеся участвуют в различных творческих конкурсах, где являются победителями и призерами.

В основе применяемых мною технологий, форм и методов работы лежит принцип здоровья сбережения учащихся, который реализуется через построение урока с учетом работоспособности детей, использование наглядности, проведение физминуток, динамических пауз, благоприятный эмоциональный фон урока.

С первых минут урока, с приветствия создаю обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой, т.к. у учащихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя.

Не всем учащимся легко дается предмет, поэтому необходимо проводить работу по профилактике стрессов. Хорошие результаты дает работа в парах, в группах как на местах, так и у доски, где ведомый, более “слабый” ученик чувствует поддержку товарища. Хорошим антистрессовым моментом на уроке является стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться, получить неправильный ответ. При оценке такой работы необходимо учитывать не только полученный результат, но и степень усердия ученика. В конце урока нужно обсудить не только то, что усвоено нового, но выяснить, что понравилось на уроке, какие вопросы хотелось бы повторить, задания какого типа выполнить. Хорошие результаты во всех классах дает хоровое проговаривание как просто незнакомых слов, так и отдельных терминов. Часто ученик, много раз, слышавший сложный термин, понимающий его смысл, не в состоянии его произнести, что ставит его в неловкое положение перед товарищами.

На каждом уроке, наряду с достижением обучающей цели реализуется и развивающая: внимание, память, мышление, умение анализировать, и не менее главным является реализация воспитательной цели каждого урока: воспитание таких нравственных качеств, как сочувствие, милосердие, внимательное отношение к одноклассникам, патриотизма и любви к Родине России и к малой родине Кубани, уважительное отношение не только к членам своей семьи, но обществу в целом, особенно к людям пожилого возраста и инвалидам.

Применение в методике работы таких форм, методов и технологий обучения и воспитания учащихся позволяет мне достигать положительных результатов.


Слайд 28

Мною обобщен собственный опыт работы, который представлен на районном-методическом объединении учителей русского языка, муниципальных и краевых педагогических чтениях

Участие в работе РМО кубановедения

  • Выступления на заседании РМО

  • В составе жюри по олимпиадам (муниципальный, зональный)

  • В составе жюри муниципальной НОУ (школьный, муниципальный)

Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность”, - сказал Б. Шоу. Эти слова я считаю девизом своей работы и очень хочу, чтобы они стали жизненным девизом моих учеников. С этой целью стараюсь делать свои уроки информационно насыщенными, разнообразными и интересными.

Удачи вам, уважаемые коллеги, творческих успехов!







Используя системно-деятельностный подход на уроках кубановедения, ставлю основные задачи: 1.научить добывать знания, 2.пробудить желание у ребят мыслить и искать, 3.применять накопленный опыт и испытывать жажду творчества.



Чтобы добиться высокой педагогической эффективности в своей работе изучаю методические новинки, ресурсы сети Интернет, образовательные порталы, сайты, слежу за успехами коллег, участвую в работе методического объединения, а также в ежегодных фестивалях, проводимых в этнографическом комплексе «Казачья станица Атамань» (организация экскурсий по хате писаря).

За годы работы учителем кубановедения накоплен и свой опыт, создан банк дидактики.

Целью моей работы является формирование коммуникативной, общекультурной компетенции учащихся, повышение мотивации. Я выбрала наиболее важные, на мой взгляд, задачи:

- повышение интереса детей к изучению истории, традиционной культуры, искусства родного края;

-развитие у них творческого мышления и умений применять свои знания на практике; активизация самостоятельной деятельности учащихся, направленной на поиск знаний;

-формирование мировоззрения молодого поколения, умений давать независимые оценки и делать самостоятельные выводы.

Безусловно, что в процессе обучения огромную роль играет, в первую очередь, личность самого учителя, его активная жизненная позиция, грамотная речь, широкий кругозор, собственная точка зрения на те, или иные проблемы, любовь к предмету и желание быть полезным и необходимым детям.

Идея «деятельностного подхода», связана с мотивацией, сопровождающейся положительными эмоциями, рефлексией.

Деятельность – это процесс активности человека, осуществляемый для удовлетворения своих потребностей; включает в себя цели, условия их достижения, средства и результат.

. Как педагогу, мне следует постоянно поддерживать интерес к своему предмету, а не просто вести передачу опыта, укреплять веру в свои силы у каждого ученика независимо от его способностей. Необходимо развивать творческие возможности у слабых учеников, не давать останавливаться в своём развитии более сильным ученикам. Всё это и есть воспитание творческой личности в самом широком и глубоком понимании этого слова. Программно - методических материалов, пособий по курсу в настоящее время достаточно. Имеется в нашей школе дополнительный материал на видео, аудиокассетах, CD дисках, электронных учебниках, Множество компьютерных презентаций, что позволяет организовать работу качественнее и самое главное – интереснее

Основные формы и методы повышения мотивации учащихся которые я в своей практике применяю: - проведение уроков экскурсий, музейных уроков, уроков встреч, интегрированных занятий;

- работу с документами, научно-популярными текстами, хрестоматиями, схемами;

- выполнение тестовых заданий, исторические и терминологические диктанты;

- написание мини-сочинений;

- игры (работа в малых группах);

- написание синквейнов;

- составление и разгадывание кроссвордов, кресc-кроссов;

- создание и защита презентаций.

1. Уроки. Любым урокам должны быть присущи системность и целостность, едина логика совместной деятельности учителя и учеников. Только тогда процесс познавательной деятельности и поведение школьников становится развивающими. Я использую в своей деятельности урок творческий отчет, урок – портрет, урок – заочная экскурсия, урок путешествия в прошлое, урок – защита проектов – презентаций, урок – игра, урок – соревнование, урок – встреча с прославленными людьми. 1.1. Урок с игровой состязательной основой. Они позволяют формировать качество активного участника, учиться находить и принимать решения, учиться состязательности, умению общаться, создавать особую эмоциональную игру, привлекательную для детей экскурсии, текущие, итоговые. Применяю также часто урок – заочную экскурсию. Например: знакомство с производственными объектами Кореновского района, музеями Краснодарского края, храмы города Краснодара. Материал для заочных экскурсий готовлю как сама, так и учащиеся. (Приложение 3) 1.3. Урок – портрет. Данный урок направлен на ознакомление учащихся с портретом исторических личностей, деятелей искусства, культуры и науки, с судьбами простых, но интересных людей, которые нас окружают. Примерами таких уроков могут быть: «Творческая деятельность В.Г.Захарченко», «Певец тополиного края»(о Г.Пономаренко) «Именем Екатерины нареченный», «Отличные люди, прославленный край». (Приложение 4) 2. Научные и научно-популярные тексты, документы и хрестоматии. Обращение к ним помогает лучше понять процесс познания, развивает логику, аргументацию. Задания разного направления позволяют выделить, главную мысль, сравнить, сделать выводы, высказать собственную точку зрения и т.д. Работа с такими текстами может вестись в парах, группах, индивидуально. Приступая к изучению текстов, я учащимся предлагаю план анализа, по которому строится их самостоятельная работа. (Приложение 5) 3. Тестовые задания. Тестирование - это и получение информации, и обратная связь, и возможность сравнения реально полученных результатов с ожидаемыми. Задания на тестовой основе получили широкое распространение в практике преподавания. Я применяю тесты на знание хронологии, исторических личностей, фактов, понятий, памятников истории, архитектуры и т.д. (Приложение 6) Поскольку, усвоение материала в течение урока неодинаково, то мастерство учителя состоит в том, чтобы использовать активные методы обучения. Что я чаще применяю?  учебные игры;  работа в малых группах;  синквейны 4. Учебные игры. Одной из привлекательных форм проведения занятий, являются игры. Причин много: возможность проявить артистизм, проба сил способностей, отсутствие боязни совершить ошибку, избыток энергии, приобретение навыков в различных жизненных ситуациях, любопытство. Игры мотивируют, стимулируют и активизируют познавательные8 процессы школьников: внимание, восприятие, мышление, запоминание, воображение. Часто применяю игры для 5-7 классов. Например, в 5 классе интеллектуальную игру «По просторам Кубани», в 6 классе по теме: «Тмутараканское княжество» игру «Пятнашки». (Приложение 7) 5Работа в малых группах. Большая часть жизни человека протекает в малых группах: в семье, компаниях сверстников, трудовых коллективах и т.д. Поэтому обучение в малой группе становится комфортнее. В своей работе составы групп меняю, используя различные способы деления:  состав группы формируется заранее по желанию ребят;  оставляются пять блиц-вопросов. кто ответит – капитан, он формирует самостоятельно команду;  всему классу раздаются фрагменты разрезанных фигур, собрали фигуру – группа;  учитель сам формирует группу с учетом способностей и особенностей учащихся9 Классу дается инструктаж как лучше организовать работу в малой группе. Задания группам формулирую таким образом, чтобы получить в конце работы конкретный результат. Для этого распределяю обязанности в группе и провожу инструктаж.

7. Написание синквейна Синквейн является быстрым и мощным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятий и информации. Это «стихотворение» из пяти строк. В синквейне человек высказывает свое отношение к проблеме. Порядок написания синквейна: Первая строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна Вторая строка – два прилагательных, характеризующее данное понятие. Третья строка – два – три глагола, показывающих действие понятия. Четвертая строка – короткое предложение, в котором автор высказывает свое отношение. Пятая строка – одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием. (Приложение 10)

8. Мини сочинения. Написание мини сочинений является важным элементом развития творческого потенциала ребенка. Для большинства учащихся этот вид деятельности интересный и занимательный, особенно для учащихся среднего звена. Мини сочинение достаточно емко и кратко отображает отношение ребенка к той или иной тематике, помогает глубже понять и изучить информацию. В тематику мини сочинений я включаю «Один день из жизни первобытного человека», «Охота на бизонов», «Хочу рассказать тебе о моем родном крае», «Путешествие в Горгиппию». (Приложение 11)

9. Презентации. Презентация – это последовательность экранов (слайдов), на которых могут быть текстовые материалы и визуальные материалы (рисунки, фотографии, диаграммы, видеоролики). Показ слайдов может сопровождаться звуковыми эффектами (музыкой, речью диктора, шумовым оформлением). В своей работе я использую: - презентации – «плакаты» в них на слайдах используются только иллюстрации с минимум подписей, а разъяснения ведет докладчик, например «Многообразие природных комплексов Краснодарского края», «Храмы Краснодарского края». (Приложение 12) - презентации – «двойное действие» - помимо визуальных материалов они поясняют конкретную информацию. Двойственность заключается в том, что в дополнение к обычному воздействию – зрительному и слуховому, появляется третье.10 Учащиеся 9-11 классов при изучении нового материала, выступая с заранее приготовленным материалом, создают самостоятельно презентации. Такой вид работы не только активизирует, помогает лучше усвоить информацию, но и развивает навыки практического выступления перед аудиторией. Так мной и некоторыми учащимися 9-11 классов. 10. Кроссворды, кресс-кроссы. Проверить степень усвоения понятий формулировок, определений, названий. персоналий у всех учеников так, чтобы это было интересно и затрачено небольшое время помогают кроссворды и кресс-кроссы. Такая форма работы знакома учащимся с начальной ступени обучения. Не секрет, что с большим удовольствием школьники 5-7 классов придумывают и разгадывают кроссворды, кресс-кроссы (как одна из разновидностей кроссвордов). Тем не менее, используя такой метод, следует ознакомить учащихся с правилами написания кроссвордов и не сильно переполнять их информацией. Слов, по возможности должно быть от 5 до 10. Вместе с ребятами мы составляем кроссворды по истории Кубани в 5-6 классах, биологии Кубани в 6 классе. (Приложение 13) Результативность В настоящее время появилось огромное количество литературы, посвященной истории, искусству, географии, биологии и экологии Кубани. Ознакомившись с различными источниками, систематизируя изученное, собирая всё наиболее ценное и полезное из методической литературы, начиная с 2004 года, а так же используя 19-летний педагогический опыт, я попыталась собрать воедино всю информацию, которая может быть полезна и учителю- практику и учащимся. Принимаю активное участие в работе районного методического объединения учителей кубановедения и истории с опытом работы по различным направлениям. В 2008 году обобщала опыт работы на районном педагогическом фестивале «Инновационный поиск» по теме «Использование активных и интерактивных методов обучения на уроках кубановедения». В 2009, 2011 и 2013 на краевом уровне. Разработала серию мультимедийных уроков по культуре Кубани. На сайте ОУ размещены уроки «Музыкальные выразительные средства в музыке отечественных и кубанских композиторов», «Прогулки по родной станице». Создана мультимедийная презентация «Памятные места станицы Калининской» с привлечением творческих учащихся музейного актива школы. Презентация данного материала используется на уроках с 1 по 11 класс, на классных часах, для общешкольных и районных мероприятий и занесена в районный банк данных. Регулярно провожу открытые уроки и мероприятия, посвященные памятным датам Кубани, праздникам. В 2008 году участвовала11 в краевом конкурсе на лучшую разработку урока с мультимедийной презентацией, посвященного Екатерине II. Администрация муниципального образования объявила благодарность за творческий подход в обучении и воспитании подрастающего поколения, за активную работу с одаренными детьми. (Приложение 15) В результате моей целенаправленной работы по данному направлению качество знаний учащихся повысилось на 20% (с 68 до 88%). Дети проявляют интерес к изучению истории, традиционной культуры, искусства родного края; применяют свои знания на практике, участвуя в различных викторинах, конкурсах. Благодаря регулярному пополнению библиотечных фондов, расширению возможностей использования ресурсов Интернет в школе, за последние 2 года для учащихся предмет кубановедения стал более привлекательным. Это проявляется в постоянном посещении школьной библиотеки и использовании разнообразной литературы, особенно учащимися 5-7 классов, 9 класса. Не малая роль в повышении мотивации школьников принадлежит ИКТ (информационно- коммуникационным технологиям), которые я активно использую. Кабинет оснащён современной техникой. Накоплен банк презентаций, в том числе и по опыту, который я представляю. Заключение История и культура всегда играли и продолжают играть важнейшую роль в духовно- нравственном становлении человека, воспитывая уважение к традициям и ответственность за духовные богатства, созданные предыдущими поколениями. История нашего отечества сложилась так, что связь с культурой предков была насильственно прервана. В настоящее время необходимо воскресить прерванную связь, народу необходимо вернуть его культуру, его память. Эту работу нужно начинать с детства, когда маленького человека возможно еще органично для его развития «погрузить» в культуру своего народа, а также приобщить, воспитать уважение к культуре других народов. Процесс этот наиболее плодотворен, если происходит параллельно – в семье, детском саду, школе, станице, городе… СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХOД В ОБУЧЕНИИ НА УРOКАХ КУБАНОВЕДЕНИЯ «Единственный путь, ведущий к знанию – деятельность» Бернард Шоу Большие изменения произошли в нашей жизни в последнее время: изменились запросы общества, внедрены инновационные компьютерные технологии. Сегодняшний ученик – это не ученик, послушно выполняющий задания и повторяющий учителя и учебник. У него есть свой особый менталитет, взгляды на изучаемый материал, свой субъективный опыт. Его уже не так легко заставить учиться, испугав плохой отметкой. В одном классе учатся дети с совершенно разными способностями, уровнем воспитанности, состоянием психического развития и уровнем усвоения программного материала. Учителю важно найти на уроке особый индивидуальный подход к учащимся: нужно не заставлять, а мотивировать его к учёбе. Конструктивно выполнять задачи образования XXI века помогает деятельностный метод обучения. Системно-деятельностный подход, предполагает включение учащихся в самостоятельную учебную деятельность, готовящих себя для жизни, для профессии. Деятельностный подход к жизни вообще и к обучению в частности является значительным достижением психологии. Еще В.А. Сухомлинский говорил: «Страшная это опасность – безделье за партой; безделье шесть часов Всероссийская научно-методическая конференция "Практика применения современных образовательных технологий в процессе реализации ФГОС" январь - март 2016 г. ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает». Сейчас вспомнить эти слова особенно своевременно, поскольку из опыта работы и личных наблюдений знаю, что существует проблема утраты познавательного интереса учащихся к учению, и, как следствие, происходит ухудшение успеваемости. Применение деятельностного подхода на уроке начинается с этапа целеполагания, планирования учебной работы. Задачи изучения курса, темы не сводятся к перечню исторических сюжетов, подлежащих рассмотрению, но определяют то, чему должны научиться школьники. Чаще всего это выражается в дидактических категориях “знать”, “уметь”, конкретизируемых применительно к историческому материалу. Лучше, если при этом указываются действия, процедуры, которыми должны овладеть учащиеся. Например, “составлять описание, характеристику (событий, явлений), “сравнивать…”. На каждом этапе я стремлюсь развить мыслительную деятельность учащихся, заложить основы для формирования ключевых компетенций. Для формирования деятельностных способностей необходимо постоянно тренировать обучающихся в выполнении различных видов деятельности. Главное в деятельностном методе – это деятельность самих учащихся. Попадая в проблемную ситуацию, дети сами ищут из нее выход. Функция учителя носит лишь направляющий и корректирующий характер. На уроках использую формы занятий, связанные с изучением исторических источников (лабораторные работы, практикумы и др.), рассмотрением исторических ситуаций, сопоставлением версий и оценок исторических событий.Всероссийская научно-методическая конференция "Практика применения современных образовательных технологий в процессе реализации ФГОС" январь - март 2016 г. Вот некоторые формы деятельности учащихся на уроке: 1. Составление опорных конспектов в виде плана, схемы, графика, диаграммы, рисунка и т.д. Позволяет систематизировать учебную информацию, расположить ее в логической последовательности, выделить главное, аргументировать свою позицию, закрепить знания и умения практически. 2. Заполнение сравнительно-обобщающей таблицы, которая станет итогом анализа и сопоставления сравниваемых фактов и обобщения исторических событий. 3. Составление биографических справок – характеристик исторических личностей. На основе оценок деятельности личности, историками и современниками, дети учатся давать собственную аргументированную оценку. 4. Работа с картой. Этот вид учебной деятельности позволяет не только получить систематизированную информацию о том или ином событии, явлении, процессе, но и умело ориентироваться в историко-географическом пространстве. 5. Анализ различных источников (документов). Один из ведущих видов познавательной деятельности в процессе изучения истории, который способствует формированию таких учебных умений и навыков как: анализ, синтез, сравнение, обобщение, оценка и критическое отношение к различным интерпретациям исторических фактов. 6. Задания на образную реконструкцию исторических фактов.Изложение исторических событий от имени одного из участников, свидетелей, современников или потомков; 7. Создание проектов (например, проект «Лекарственные растения Краснодарского края» - создание мини-энциклопедии лекарственных растений своей местности, сбор гербариев, создание визитной карточки природного Всероссийская научно-методическая конференция "Практика применения современных образовательных технологий в процессе реализации ФГОС" январь - март 2016 г. объекта края.) На данный этап отводится от 3-5 дней до двух недель. При этом практическая работа учащихся не ограничивается уроками кубановедения, её можно логично интегрировать с уроками трудового обучения, изобразительного искусства, биологии, географии и т.д. 8. Ретроспективная игра (путешествия на кораблях; сцены на рынках) в ходе которой моделируется ситуация, ставящая учащихся в позицию очевидцев и участников событий в прошлом, каждый ученик получает роль представителя определенной общественной группы или даже исторической личности. Главным признаком игры такого типа является "эффект присутствия" - "так могло быть". Говоря o системно-деятельностном подходе в образовании, нельзя отрывать это понятие от воспитательного процесса. Взаимодействуя с миром, человек учится строить самого себя, оценивать себя и самоанализировать свои действия. Поэтому, проектная деятельность, деловые игры, коллективные творческие дела – это все то, что направлено на практическое общение, что имеет мотивационную обусловленность и преполагает создание у детей установки на самостоятельность, свободу выбора и готовит их жизни – это и есть системнo-деятельностный подход, который приносит, несомненно, свои плоды не сразу, но ведет к достижениям. Итак, системно-деятельностный подход в образовании – это не совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это своего рода философия образования новой школы, которая дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия – таким образом, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.

Использованная литература 1. Вяземский Е. Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории: Основы профессионального мастерства: Практ. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 200012 2. История 5-11 классы: технологии современного урока / В. В. Гукова и др. – Волгоград: Учитель, 2009 3. Ершова Э.Б. Иоффе А.Н. и др. Мой выбор. Книга методик. – М.: Ижица, 2002 4. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Не совсем обычный урок: Практ. пособие. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2006 5. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Совсем необычный урок: Практ. пособие. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2006 6. Л.Н. Литвинов Станица Поповическая. – ст. Калининская «Редакция газеты «Калининец», 2006 7. Онищенко В.Я. Станица Калининская (Поповическая). Изд-ие 3-е. – Краснодар, 2008 8. Смолина Е.А. Современный урок музыки: творческие приемы и задания. / Е.А. Смолина. – Ярославль: Академия развития, 2006 9. Феофилактова Т.М. Учитесь с умением: Пособие. – Краснодар: изд-во «Stadtgesprach», 2004 10. www.admkrai.kuban.ru (сайт администрации Краснодарского края) 11. http://www.kubanoved.kubannet.ru (сайт для учителей кубановедения по обмену опытом) 12. http://23-region-biz.com.ru (информация о крае по различным направлениям) 13. www.museum.ru (информация о всез музеях Краснодарского края. 14. http://kuban.retroportal.ru/index.html (кубанские события 18-20 в.в., архивные документы историков, краеведов, текстовые и визуальные материалы)

  • Другое
Описание:

В данной работе представлен обобщённый опыт работы в области преподавания регионального предмета "Кубановедение" Тема моей работы; " Системно- деятельностный подход в обучении кубановедению.

Данный материал может представлять интерес не только для учителей, преподающих данную дисциплину, поскольку кубановедение- это интегрированный курс, включающий в себя ряд других предметных областей, таких как история, обществознание,география,литература и др.

Автор Константинова Елена Александровна
Дата добавления 07.12.2016
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 790
Номер материала MA-068926
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии: