Инфоурок Другое Другие методич. материалыОбобщение опыта работы по теме:«Развитие коммуникативных умений и навыков на уроках для повышения мотивации к обучению школьников начальной школы»

Обобщение опыта работы по теме:«Развитие коммуникативных умений и навыков на уроках для повышения мотивации к обучению школьников начальной школы»

Скачать материал

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №16»

Села Александровского Александровского района Ставропольского края

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обобщение опыта работы по теме: 

«Развитие коммуникативных умений и навыков на уроках для повышения мотивации к обучению школьников начальной школы»

 

 

 

 

 

Выполнила:

Улыбышева З.Н.,

учитель начальных классов

 

                                                                                                       

 

 

 

 

                                              

 

 

 

 

 

2018 год

 

 

       Начальная школа – принципиально новый этап в жизни ребенка: он начинает систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении. В этот период идет формирование основ учебной деятельности, познавательных интересов и познавательной мотивации; при благоприятных условиях обучения происходит становление самосознания и самооценки ребенка.

        Период начального обучения в школе заключает в себе огромные возможности для развития интеллектуальных и творческих  умений младших школьников. Следовательно, задача школы – создать такую обстановку, в которой возможно максимальное развитие личности, способной к самостоятельной творческой деятельности.

       Уже в младшем школьном возрасте необходимо наполнить познавательную потребность новым содержанием, чтобы сформировать у ребёнка желание понять существенные связи и отношения изучаемых предметов. Важно, чтобы на это была направлена активность, чтобы ребёнок испытывал удовлетворение от самого процесса анализа вещей. С каждым годом  всё больше растёт число детей, испытывающих различного рода трудности в процессе обучения. Эти проблемы возникают по разным причинам: снижение уровня общего развития ребёнка, нарушения памяти и моторики, неразвитость интеллекта, отсутствие навыков коммуникабельности, полное отсутствие речевой культуры, различные нарушения в развитии нервной системы, невнимательность и многое другое.

(слайд 3)     В современном постоянно изменяющемся мире меняются требования к человеку. Всё быстро меняется. Человек должен уметь быстро ориентироваться в пространстве, быстро создать команду или войти в неё, то есть быть компетентным, прежде всего в плане общения. Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов не только в семье, но и в коллективе при совместной деятельности. Поэтому уже в начальной школе основной задачей учителя  становится воспитание разносторонне развитой, образованной и коммуникативно-компетентной личности. Коммуникативная компетентность не возникает на пустом месте, она формируется. Основу её формирования составляет опыт человеческого общения.

Я работаю в 4 классе по УМК «Перспективная начальная школа», работая над темой самообразования «Развитие коммуникативных умений и навыков на уроках для повышения мотивации к обучению школьников начальной школы» ,мне необходимо было исследовать коммуникативные компетенциий учащихся моего класса.

       Для этого я использовала вводный тест «Самооценки коммуникативного развития», составленный  Фотековой Т.А.(проводила в конце 1 полугодия 1класса)

(слайд 4)Вводный тест «Самооценка коммуникативного развития»

1.     Вы больше любите слушать, чем говорить?

2.     Вы всегда можете найти тему для разговора, даже с незнакомым человеком?

3.     Вы внимательно слушаете собеседника?

4.     Любите ли вы давать советы своим друзьям?

5.     Перебиваете ли вы собеседника, если тема не интересна?

6.     Можете ли вы сказать, что у вас есть собственное мнение по любому вопросу?

7.     Умеете ли вы говорить ярко и убедительно?

8.     Умеете ли вы поддержать разговор на любую тему?

9.     Любите ли вы быть в центре внимания разговора?

10. Всегда ли вы можете подобрать нужные слова для разговора?

11. Любите ли вы выступать, говорить при большом количестве людей? (Испытываете ли вы волнение при выступлении перед классом?)

Учащиеся на каждый вопрос должны ответить «да» или «нет». Если учащиеся отвечают на вопросы - «да» 11 раз т.е. на все вопросы, то это значит – высокий уровень развития. Если учащиеся отвечают на вопросы положительно лишь на 5-6 вопросов, т.е половина, то это значит – средний уровень развития. Если нет ни одного утвердительного ответа – низкий уровень развития.(слайд 5)

http://schoolint5v.ru/images/stories/1111.bmp

Вопросы теста помогли  определять: хорошим ли собеседником является ребёнок, умеет ли поддержать разговор, знает ли правила вежливого общения, испытывает ли  боязнь перед выступлением. Таким образом, тест подводит учащихся к пониманию, что надо знать речевую этику и приобрести знания о хороших манерах в общении, умении слушать партнёра, поддерживать беседу.  По результатам входящей диагностики видно, что 10% учащихся считает, что он может общаться, 40% считают, что они не слишком общительны, но умеют слушать и знают некоторые правила общения. А 50% считают, что они не всегда общительны, избегают общения с незнакомыми людьми, испытывают трудности в коллективных выступлениях.

          После диагностики самооценки уровня коммуникативного развития, провела  входное обследование учащихся в этом же классе по критериям оценки уровня речевого развития учащихся (провела в начале 2 класса)

          По данным обследования высокий уровень – имеют только 20% учащихся .Эти учащиеся активны в общении, умеют слушать и понимать речь, строят общение с учётом ситуации, легко входят в контакт с детьми и взрослыми, ясно и последовательно выражают свои мысли, средний уровень – 30%– слушают и понимают речь,  участвует в общении чаще по инициативе других. Ниже среднего – 30%) - слушают и понимают собеседника, но сами неохотно вступают в диалог, затрудняются вести его, участвуют в диалоге пассивно (отвечая на вопросы), не всегда ясно и последовательно выражают свои мысли.Низкий 10% - малоактивен и малоразговорчив с детьми и педагогами, невнимателен, не умеет последовательно излагать свои мысли, точно передавать их.  Очень низкий – 10% -  неактивен и неразговорчив.(слайд 6)

 

 

 

 

http://schoolint5v.ru/images/stories/1112.bmp

 

Учитель, который поставил перед собой задачу развития коммуникативных компетенций учащихся, должен хорошо представлять себе какие основные формы учебной коммуникации могут развиваться на уроках, что мы с вами и делаем. (слайд7)

Монологические формы речевой коммуникации

Диалогические формы речевой коммуникации

Выступать с готовой заранее речью

Учебная беседа учителя и ученика

Выступать с неподготовленной речью

Учебная беседа в парах

Рассказывать

Учебная беседа в группах

Пересказывать

Дискуссия

Спрашивать и задавать вопросы

Дебаты

Сообщать

Переговоры

Докладывать

Ответы на вопросы

Отвечать на вопросы

Ролевая игра

Аргументировать

Театрализация

Ассоциировать

Блиц-турнир

Критиковать

Учебный ринг

Доказывать и опровергать

Открытый микрофон

Защищать и доказывать своё мнение

Защита проекта

Для создания эмоционально-благоприятной ситуации на уроке использую:

- игровые приёмы;

- задания, направленные на развитие творческих способностей и творческого воображения

 

 

Работа над связной речью

Рассуждать

Придумывать

Аргументировать

Выражать отношение к высказываемому

Выделять главное и второстепенное

Сравнивать

Выделять общее и различное

Строить логически обоснованное в языковом отношении высказывание

«Эмпатийное распознавание» - формирует умение проникновения – чувствование в переживание другого человека и соответственно  реагировать на них.

Анализ эмоциональных состояний: как отличить испуганного человека от удивлённого, или весёлого от грустного.

-Определить настроение: «Разбилась чашка», «Убежал щенок»

«Путешествие» - представить, что оказались на месте развёртывания событий отражённых в произведении и рассказать, что услышали, почувствовали, находясь «рядом» с каким-либо объектом, героем.

«Рассказ от первого лица»

- рассказать от лица собаки о медали, полученной на выставке. О чём могла бы рассказать собака?

- повествование от имени неживого предмета: «Истории из жизни старого башмака» и т.д.

Описать одно и то же событие с разных точек зрения: от лица Хвастуна, Ворчуна, Весёлого или грустного человека

«Сказка в заданном ключе»- введение в название сказки нового объекта, например «Колобок и воздушный шарик» сочинить новую сказку

«Изменение сказочной развязки» - придумать другое окончание сказки, рассказа.

«Сравнение» - на что похожи облако, лист, камешек?

«Хорошо-плохо» - выделение положительных, отрицательных функций какого-либо предмета, явления, поступка.

 

 

«Почемучка» - учит не только отвечать на вопросы, но и самостоятельно их задавать, правильно формулировать:

- Почему бывает дождь?

- Почему лето и зима никак не встретятся?

«Комплимент» - сказать комплимент сказочному, литературному герою (похвали)

 

Работа в парах и группах помогает организации общения, т.к. каждый ребёнок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником.

(слайд 8)Одно из главных организаций диалога – это создание атмосферы доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, сотворчества равных и разных. Участие детей в играх и упражнениях обеспечивает возникновение между детьми доброжелательных отношений, а групповая поддержка вызывает чувство защищённости, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх.

Выстраивая отношения, знакомлю своих учеников с правилами  ведения диалога:

- Любое мнение ценно.

- Ты имеешь право на любую реакцию, кроме невнимания.

- Повернись так, чтобы видеть лицо говорящего.

- Хочешь говорить – подними руку.

- Дай возможность другому высказать свое мнение, а себе – понять его.

- Обращение начинается с имени.

- Критика должна быть тактичной.

- Отсутствие результата – тоже результат.

         Помогают в формировании диалогового общения друг с другом следующие упражнения: ролевое чтение, ролевые диалоги, работа в парах (инсценирование отрывка, разговор двух героев произведения), придумать разговор героев произведения по телефону, инсценирование произведения (сказки, рассказа, басни и т.д.). Ребята с удовольствием «вживаются в роль» и стараются передать основные черты своего героя. После импровизированного инсценирования мы с ребятами «оцениваем» работу артистов дружными аплодисментами.

         Из форм работы, стимулирующих совершенствование коммуникативной компетенции учащихся на уроках окружающего мира и изобразительного искусства, можно назвать следующие:

• проведение заочной экскурсии в лес, парк, картинную галерею  по улицам и площадям городов мира (ролевая игра, где один или несколько учеников выполняют обязанности экскурсовода, а другие — туристов);

• устное или письменное приглашение на выставку, диалог в выставочном зале «У картины...»;

• составление вопросов для интервью и презентаций

На уроках технологии и ИЗОдети часто выполняют групповые виды работ: композиции, поделки из различного материала. Такая работа требует от  учащихся умения договариваться, обсуждать, слушать, обосновывать и т.п.В конце 3класса я провела сравнительную диагностику речевой коммуникации. (слайд 9)

Сравнительная диагностика

 

http://schoolint5v.ru/images/stories/1114.bmp

В сравнительной диаграмме видно, что значительно повысился процент учащихся с высоким уровнем речевой коммуникации (с 20% до 40%), со средним уровнем с 30% до 40%.  Не осталось учащихся с низким и очень  низким уровнем развития.

  Работая в начальной школе, практика показывает, что все этапы урока, весь процесс учебной деятельности на уроке, в классе,  должен нести в себе мотивацию.

Мотивировать учащихся я начинаю с первой секунды урока. Стараюсь всегда начинать урок с эмоционального настроя. Использую настрои разных видов:

1.     Четверостишия:

Все сумели мы собраться,

За работу дружно взяться.

Будем думать, рассуждать,

Можем мы урок начать.

- Давайте улыбнёмся друг другу!

 

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуйте, мои друзья!

Всех вас рада видеть я!

2. Отрывки из мультфильмов:

 Мультфильм «Командное взаимодействие». Цель просмотра: понимание силы и важности взаимодействия учащихся при работе в группе.

Мультфильм «Барбарики. Доброта»

-Давайте улыбнёмся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения, а помощниками вам будут внимание, находчивость, смекалка.

Огромное внимание уделяю делению класса на группы. Психологический комфорт в группе мотивирует учащихся на активную и качественную работу на уроке.

Чаще всего применяю способ деления на группы, связанный с темой урока. На уроке «Русская народная сказка «Сивка-бурка» учащиеся делились на группы с помощью сказок. Учащимся раздаются карточки с изображением предметов  или героев  из сказок на выбор. На парты ложатся иллюстрации к сказкам (по необходимому количеству групп). Ученики ходят по классу и ищут иллюстрацию к сказке, герой или предмет  которой изображён на их карточке. 

На уроке русского языка по теме «Части слова» раздаю каждому ученику карточку  с группой  слов.  Ученик  выполняет разбор своих слов по составу. Затем задаётся вопрос:

- Что общего у слов вашей группы?

Каждый ученик определяет общее в своей группе слов. У кого-то это корень, у кого-то приставка и т.п. После чего учащиеся  находят в классе стол с нужным обозначением  части слова и садятся в группу.

Стараюсь, чтобы проверка домашнего задания тоже имела мотивационный настрой. Не секрет, что проверка выполнения домашнего задания часто и не всем учащимся нравится и приятна. Как сделать так, чтобы ребёнок не боялся этого процесса?

Я начинаю проверку с самооценки учеников своего выполнения домашнего задания. Ученики сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю.

Вопрос: Кто чувствует себя готовым на 5, на 4, на 3? Спасибо.

Провожу тренировочный опрос. Работа проходит в парах. Класс разбит на две группы по вариантам. Задаю вопрос. На него отвечает первая группа. Ученик отвечает своему соседу по парте. Затем на этот же вопрос отвечает учитель или сильный ученик. Ученики второй группы, прослушав ответ, выставляют «+» или «-» или определённое количество баллов в оценочном листе своему товарищу. Затем вторая группа выполняет аналогичную работу.

Например, на уроке литературного чтения, при изучении литературного понятия «олицетворение» для мотивации учащихся на определение темы и цели урока я применила приём «Инсерт». Дети получили таблички с определениями, среди которых они должны были отметить то, что им известно, с чем они согласны, с чем не согласны, что им незнакомо и хотят ли они познакомиться с неизвестными понятиями.

 

Сравнение – это сопоставление одного предмета или явления с другим для более яркого его описания.

 

Олицетворение – это изображение предметов, явлений природы, растений, животных как живых, с человеческими качествами – даром речи, способностью мыслить и чувствовать.

 

Эпитет – образное, художественное определение.

 

Пример применения приёма «Да-нетка» на уроке при определении видов сказок.

Задание: Определи вид сказки.

Ученики заполняют приведённую ниже таблицу, используя слова «да» или «нет»  и определяют вид сказки. 

 

Бытовая

Да/нет

волшебная

Да/нет

О животных

Да/нет

Герои – простые люди

 

Волшебство

 

Веселое настроение

 

Веселое настроение

 

Герои-злодеи

 

Герои-животные

 

Смешные ситуации

 

Герои-помощники

 

Волшебное условие (животные разговаривают)

 

Высмеиваются плохие черты характера

 

Необычные испытания

 

Сильный защищает слабого

 

Восторг умом, находчивостью

 

Таинственное настроение

 

 

 

 

 

Волшебные предметы

 

 

 

 

 

Троекратные повторы

 

 

 

Работу с текстом мотивирует приём «Сундук мудрости». Группы внимательно читают текст. Каждый в группе пишет записку, в которой задаёт трудный вопрос по тексту (можно заранее поставить условие:«Составляем только «толстые» вопросы!») Заворачивает записку и кладёт её в сундук (коробочка). Затем повторно все читают текст. Вопросы перемешиваются. Каждый берёт из сундука по одной записке и отвечает на вопрос. Помогать может только своя группа.

Мотивирует учащихся на знание правил и вообще учебного материала приём «Горячий стул». Впервые, при использовании этого приёма, дети очень волновались и даже внесли предложение выходить на горячий стул группой. Впоследствии этот приём, как и приём «Сундук мудрости» стал одной из интересных работ учащихся класса, несмотря на то, что это очень сложная для них работа. Ученик сидит на горячем стуле, а весь класс задаёт ему вопросы по определённой теме.  Приём «Горячий стул» мотивирует учащихся на знание правил, алгоритмов, на серьёзное отношение к учебной деятельности.

Домашнее задание обычно выполняется детьми потому, что «надо», а не потому, что «хочу». Чтобы мотивировать учащихся на выполнение домашнего задания, стала задавать задание массивом:

1) несколько задач или стихотворений из которых ученик должен выбрать сам по желанию и подготовить не менее заранее оговорённого минимального объёма задания.

Три уровня домашнего задания:

1 уровень – обязательный минимум. Понятное и посильное любому ученику.

2 уровень – тренировочный. Его выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет.

3 уровень - творческое задание. Выполняется на добровольных началах и стимулируется высокой оценкой.Отличной мотивацией для создания успеха служат оценочные листы, которые несут в себе огромный мотивационный настрой.

 

В заключении хочу сказать:

участие школьников в различных творческих конкурсах ,олимпиадах- необходимое условие развития их творческих способностей и потенциала. Считаю необходимым мотивировать учащихся на участие в таком виде творческой деятельности. Всегда учитываю ресурсы личности, а также максимальные возможности развития каждого ученика. Стараюсь раскрыть эти возможности, создать  ситуацию успеха, чтобы ученик почувствовал свою значимость и необходимость. Результат - призовые места моих учеников в конкурсах, различных школьных мероприятий, олимпиадах.

В моём классе 22 учащихся, ребята очень активно участвуют в различных конкурсах и олимпиадах, занимают призовые места. Подведу итог 4класса:

1.     Всероссийская олимпиада школьников 1этап 2017-2018 г.по математике, участников 6- призовых мест 4, по русскому языку – участников 5-4призовых места;

2.     Межпредметная онлайн –олимпиада Учи.руДино–олимпиада по математике, участников-9, призовых мест- 6 призовых мест;

       3.Межпредметная онлайн –олимпиада Учи.ру«Русский с Пушкиным», участников- 6 и       6 призовых мест;

       4.В районной научно-практической конференции принимала участие ученица и заняла     2 место;

       5.Всероссийская олимпиада «Умники России»-9 человек приняли участие, ждём результатов;

        6. Краевая межпредметная олимпиада «Старт» приняли участие 4 человека, в школе заняли 2 призовых места, продолжим на краевом уровне.

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Обобщение опыта работы по теме:«Развитие коммуникативных умений и навыков на уроках для повышения мотивации к обучению школьников начальной школы»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Режиссер-постановщик

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 926 материалов в базе

Скачать материал

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 26.09.2020 1517
    • DOCX 146.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Ящук Елена Яковлевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Ящук Елена Яковлевна
    Ящук Елена Яковлевна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 90678
    • Всего материалов: 230

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 130 человек из 45 регионов

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 153 человека

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 487 человек из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 2 326 человек

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5600 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Мини-курс

Фитнес: теория и практика

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 14 человек

Мини-курс

Управление проектами: концепции, практика и финансы

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Разработка и проведение онлайн-обучения

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 40 человек из 21 региона