Начальная школа призвана решать
целый ряд важнейших задач, среди которых интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание
их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться.
Учащийся сам должен стать
"архитектором и строителем" образовательного процесса. Достижение
этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных
действий (УУД). УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к
обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях
познания.
Сегодня УУД придается огромное
значение. Формирование УУД является
целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные
области и внеурочную деятельность. Каждый учебный предмет в зависимости
от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся
раскрывает определенные возможности для формирования УУД.
Универсальные
учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока: 1) личностные; 2)
регулятивные; 3) познавательные; 4) коммуникативные.
Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным,
увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные
действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей,
позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать
свою жизненную позицию в отношении мира.
Регулятивные действия обеспечивают возможность
управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки
целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности
усвоения.
Познавательные действия включают действия исследования,
поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование
изучаемого содержания.
Коммуникативные действия обеспечивают возможности
сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и
согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно
контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию,
правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно
сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
На
современном уроке идёт формирование всех четырех видов универсальных учебных
действий.
С
первой минуты урока учащиеся включаются в организацию своей учебной
деятельности (регулятивные УУД). К ним относятся:
целеполагание, как постановка учебной задачи: - Каким бы вы хотели видеть
наш урок? Какие качества нужно проявить, чтобы получился такой урок? Это
своеобразное осмысление ребёнком того, что он уже знает к тому, что еще можно
было бы узнать для решения учебной задачи или поиска выхода из проблемной
ситуации. Далее, учащиеся самостоятельно формулируют тему урока.
Основной
этап урока – работа с информацией с целью осмысления, понимания для нахождения
ответов на поставленные вопросы в начале урока. Проектируя любой урок,
направленный на формирование УУД, стараюсь максимально использовать возможности
главного средства обучения – учебника. На этапе планирования урока внимательно
узучаю, какие виды и типы заданий предлагают авторы учебника, стараюсь
разобраться, на формирование каких УУД они направлены. Большим подспорьем при
отборе заданий к уроку стала таблица с типовыми заданиями с указанием
планируемых результатов к каждому виду УУД. Такую таблицу составила при
разработке рабочей программы, проанализировав авторские материалы. На слайде
часть таблицы, в которой определены типовые задания, направленные на
формирование регулятивных УУД.
Еще
одним эффективным средством является систематически организуемая на уроке
работа со справочными материалами. Частое обращение к словарям и справочникам
формирует у учащихся познавательные УУД. Организация работы в рамках проекта
«Такие разные словари» помогла учащимся понять назначение словарей и
справочников различного типа. В процессе совместной деятельности была создана
памятка «Как работать со словарем». Систематическое применение на любом этапе
урока заданий, требующих обращения к словарю, вырабатывает у детей привычку
постоянно обращаться к ним и вне урока. Помимо словарей дети работают с
энциклопедическими изданиями, а также ищут нужную информацию в сети Интернет.
Часто
предлагаю ученикам парные и групповые задания, где универсальным учебным
действием служат коммуникатвные действия, которые обеспечивают возможности
сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнера, планировать и
согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно
контролировать действия друг друга и уметь договариваться. Еще в первом классе
было проведено несколько классных часов по теме «Учимся работать дружно», в
ходе которых были сформулированы основные правила работы в паре и в группе.
Обучение
самоконтролю и самооценке своей деятельности на уроках происходит с первого
класса. Ученики в диалоге с учителем обучаются
самостоятельно оценивать свои результаты по «Алгоритму самооценки».
Дети учатся
оценивать не только свою работу, но и работу одноклассников по заданным ранее
для всех критериям. Так, предлагаю ребятам высказать своё мнение по поводу
рассказанного наизусть стихотворения или прочитанного отрывка по критериям
(громко-тихо, с запинками- без запинок, выразительно или нет). При этом дети
знают, что при оценивании ответов одноклассников надо, в первую очередь,
отмечать положительное, а о недочётах высказаться с позиции пожеланий. В
результате организации такой деятельности дети приучаются внимательно слушать
говорящего, объективно оценивать его ответ. Нередко великолепное чтение
наизусть стихотворения ребята сопровождают аплодисментами, что создаёт
доброжелательную дружескую атмосферу в коллективе.
К
концу учебного года практически все ребята научились давать объективную оценку
своим письменным работам и устным ответам. Благодаря этому во втором классе,
даже родители отметили, что переход к отметочной системе у ребят прошел без
каких-либо стрессов.
Важно
отметить такое регулятивное универсальное учебное действие как рефлексия.
Рефлексия учащимися своих действий предполагает осознание ими всех компонентов
учебной деятельности. В конце урока дети отвечают на вопросы, после чего
отмечают в дневнике цветным кружком мнение о своей работе на уроке. Такая
работа позволяет сразу выявить тех ребят, которым необходима помощь, и уже на
следующем уроке оказать её.
Одним
из приемов, позволяющих учащимся оценить уровень активности на уроке,
называется «ладошка» (чем выше активность на уроке, тем выше положение
карандаша). Уровни активности высокий, средний, низкий.
При
оценивании детьми своей деятельности и деятельности одноклассников формируется
объективное отношение ребенка к себе и другим, что важно, когда речь идет о
формировании личностных результатов.
Но
УУД мы должны не только формировать, развивать, но и правильно оценивать. Наиболее
точным измерительным инструментом для отслеживания и оценки процесса развития
универсальных учебных действий является мониторинг.
На
начальном этапе была использована педагогическая диагностика к успешному
обучению в начальной школе «Школьный старт» под редакцией Битяновой М.Р.
Диагностика проводилась на четвертой неделе обучения детей в школе. Ее цель -
определить уровень готовности каждого ребенка к освоению учебной программы и
достижению образовательных результатов в соответствии с ФГОС.
Результаты
диагностики позволили не только оказать адресную педагогическую помощь и
поддержку каждому ученику, учитывая его индивидуальные особенности, но и
"настроить" процесс обучения класса в целом. Результаты
мониторинга играют важную роль и в анализе данных метапредметных УУД, проводимого
в
конце
1 класса (в апреле),
задают определенную точку отсчета в понимании полученных результатов.
Для повышения мотивации учащихся 1 класса в работе с
диагностическими заданиями подобраны такие, чтобы им было интересно выполнять.
Задания составлены на материале четырех предметов: русский язык, математика, литературное
чтение,
окружающий мир.
Важные выводы можно сделать, сравнивая результаты
мониторинга, проведённого в сентябре, и результаты мониторинга, проведенного в апреле.
Необходимо вести мониторинг сформированности у каждого
ребенка и класса в целом. Необходимость мониторинга велика, возможности
мониторинга велики, но и требования по его проведению и анализу результатов
тоже значительны. Но все эти усилия окупаются. Ведь мы отслеживаем не только
продвижение ребёнка по пути развития УУД, но и отслеживаем эффективность
собственной работы.
Реализация образовательных стандартов второго
поколения предполагает новую роль учителя. Теперь он – тьютор, организатор
развития ученика, который понимает и знает, как не только дать знания ребенку,
но и использовать урок и внеурочную деятельность для развития личностных,
регулятивных, коммуникативных, познавательных учебных действий. Учитель –
главный помощник ребенка в овладении компетенциями, он идет рядом, создавая
условия для его всестороннего развития.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.