Использование
элементов этнопедагогики на уроках русского языка
Одной из основных
задач учителя является развитие у учащихся интереса к учению, творчеству.
Интерес в учебном процессе является мощным инструментом, побуждающим учеников к
более глубокому познанию предмета и развивающим их способности.
Современные социально-экономические условия
актуализировали проблему включения национально-регионального компонента в
образовательный процесс, ведь спрятавшись за высокие технологии, мы практически
потеряли ту нить, которая связывает нас с прошлым, обеспечивает настоящее и
ведет в будущее. Воспитание любви к своей стране, к своему народу, к его
традициям начинается, прежде всего, с воспитания у детей уважения к
культуре народов разных национальностей. Дети должны знать, чем славится
их народ.
Республика
Алтай имеет ярко выраженные территориальные, природные, национальные,
культурно-исторические и языковые особенности. Потому, нужно учитывать эти
особенности при изучении русского языка. Такой подход в преподавании является
одним из направлений в формировании у школьников знаний о родном крае и имеет
воспитательное значение, так как способствует развитию уважения и любви к
родному краю и оказывает влияние на формирование личности учащихся.
Национально-культурный
компонент является уникальным по развитию у детей этнотолерантности, повышению
их личностной и языковой культуры.
Роль учителя в воспитании
этнотолерантности очень высока.
Осознание детьми целостной картины
мира, реализации воспитательных возможностей урока с учетом этнокультурного
содержания образования способствует урочная деятельность следующих типов:
-уроки на основе этнокультурного
материала;
-внутрипредметная и межпредметная
интеграция;
-уроки с использованием современных
интерактивных технологий.
Использование средств этнопедагогики в
работе с детьми способствует раскрытию души ребенка, его внутреннего мира,
формирует интерес к изучению предмета.
Приведу примеры использования
элементов этнопедагогики на уроках русского языка.
Пословицы, поговорки
– родник народной мудрости. Они отражают быт, обычаи, очень часто
перекликаются со сказками. Это проверенная тысячелетиями форма сохранения в
народе назиданий, нравоучений, поучений, заповедей.
Педагогические и психологические воззрения
казахского народа нашли отражение во многих фольклорных произведениях. Устное
народное творчество своего рода педагогическая энциклопедия, помогающая
воспитывать в человеке лучшие черты характера.
В любой пословице всегда присутствует назидательный
момент.Алтайские пословицы и поговорки отличаются широтой диапазона и
разнообразием тематики.
На уроках русского языка можно
использовать пословицы и поговорки как тренировочный материал для грамотного
письма.
При изучении темы «Правописание безударной
гласной в корне слова» можно использовать следующие пословицы:
В цене хорошая лошадь, в почете хороший
человек
У делового человека руки работают, у
болтуна язык работает
Ленивому и тысячи дней мало, трудолюбивый
и в один день сделает
При изучении темы «Правописание
окончаний имен прилагательных» даю задание «раскрой скобки».
Правдивое
слово дороже золота
К счастливому охотнику птица
сама летит
У делового человека руки
работают, у болтуна язык работает
У пустого сосуда шума много, у пустого человека слов много
У хорошего человека друзей много, у склочника врагов много
Хороший конь ценится, хороший человек в почете
Худая погода пройдет, а злоба плохого человека никогда
Эти средства народной
педагогики можно применять на различных этапах урока. В пятом классе использую
при списывании по памяти, где являются средством для правильного написания
соединения букв.
Начиная с 5 класса,
пословицы и поговорки применяю как при объяснении нового материала, так и при
закреплении темы.
При закреплении темы «Правописание
личных окончаний глаголов» детям предлагаю следующее задание: «вставь
гласные буквы и или е»:
Будешь вперед двигаться -
горы одоле..шь
Конь вывернется – догон..шь,
слова сказанного не ворот…шь
Сколько потруд…шься, столько
и получ…шь
Следуя солнцу, уши нагре…шь
Собирая по ложке, суму
наполн…шь
Трудясь, много узна…шь
Особенно удобно
использовать пословицы и поговорки при отработке изучаемых орфограмм:
Гласные после шипящих:
К счастливому охотнику птица
сама летит
Межи не переходи, лишнего
слова не говори
Чужое платье марко, чужой
конь потлив
Правописание слов с сочетаниями ЧК, ЧН.
Белые ручки чужие труды любят.
Какова яблоня, таковы и яблочки.
Ложка дегтя в бочку меда.
Ласточка день начинает, а соловей кончает.
Синичка – воробью сестричка.
Сначала цветочки, а уж потом ягодки.
Лучше добрая мысль с кусочек
трута, чем злая мысль с верблюда
Правописание слов с ь – показателем
мягкости.
Больше думай, меньше говори.
Смелость города берет.
Осень – перемен восемь.
Жить – Родине служить.
Родина – мать умей за нее постоять.
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Правописание слов с разделительным мягким
знаком.
Бьется как рыба об лед.
Снегирь зимою поет на снег, вьюгу и слякоть.
Здоровью цены нет.
Не игла шьет, а руки.
Февраль силен метелью, а март – капелью.
Ученье – путь к уменью.
Глаголы 2 лица единственного числа.
Баснями сыт не будешь.
Без беды друга не узнаешь.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Напишешь пером, не вырубишь топором.
Что посеешь, то и пожнешь.
За чужим погонишься, свое потеряешь.
Слезами горю не пожнешь.
Личные глаголы 3 лица.
Труд человека кормит, а лень портит.
Кто не сеет, тот не жнет.
Много видит, да мало слышит. Одним ухом
спит, другим слышит.
Друг спорит, а враг поддакивает.
Сладким портят, а горьким лечат.
Трус погибает, а храбрый побеждает.
Правописание местоимений.
У вас дрова рубят, а к нам щепки летят.
У него на вербе груши растут.
Друг тот, кто в беде с тобой.
Загадки еще
одна форма народного творчества, ценность которой состоит в образности,
художественности и поэтичности. При обучении часто использую загадки, т.к. они
представляют большую ценность. Они учат говорить ярко, образно, просто. Работа
над загадками – это упражнение в самостоятельном развитии мышления,
сообразительности, воображения. Загадка учит ребенка сравнивать признаки
различных предметов, находить общее и тем самым формирует у него умение
классифицировать предметы, развивает речь ребенка, обогащая словарный запас.
Уроки с использованием загадок проходят интересно и не утомляют учащихся,
доставляя им полезные упражнения для ума.
В букварный период обучению
чтению так же использую загадки. На уроке, посвященном выделению определенного
звука и буквы «же» можно использовать слово жук. Но одно дело просто его
произнести, другое – начать с загадки.
Не жужжу, кода сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Если в воздухе кружусь,
Тут уж вдоволь нажужжусь.
Радость, вызванная самим звучанием строк и
тем, что ребенок отгадал загадку, создаст положительный настрой, будет
способствовать лучшему усвоению программного материала. Загадки могут быть
применены на уроках русского языка при изучении правил правописания и на
занятиях при выработке навыков грамотного письма.
На уроках русского языка
можно использовать разные типы загадок.
1.Загадки, в которых дается описание
предмета или явления путем перечисления его признаков. ( Сам алый, сахарный,
кафтан зеленый, бархатный.)
2. Загадки, где описание предполагает краткую
характеристику предмета или явления. (Белая скатерть все поле покрыла)
3.В загадках встречаются
противопоставления (По земле ползет, а к себе не подпускает)
4.Загадки, в описании которых использованы
метафоры (Одной ручкой всех встречает, другой ручкой - провожает) Такие
загадки предусматривают расшифровку метафоры, для чего необходимо сопоставить,
сравнить предметы или явления из разных, часто очень далеких областей.
5.Загадки, в которых представлено описание
не самого предмета, а буквенного состава слова.(Первое- предлог, второе –
летний дом, а целое порой решается с трудом . Задача.)
6.Загадки – метаграммы, в которых из
загаданного слова путем замены одной буквы другой получается новое слово.
Например:
С «ч» над морем я летаю,
С «г» в машинах я бываю. (Чайка – гайка)
7. Анаграммы – слова, получающиеся в
результате перестановки букв в слове, например:
Легко дышать в моей тени.
Меня ты летом часто хвалишь,
Но буквы переставь мои –
И целый лес ты мною свалишь. (липа – пила)
Формы загадывания загадок
может быть различной (фронтальной, групповой, индивидуальной). Виды упражнений,
включающих в себя разгадывание загадок, также могут быть разнообразными. Из
отгадок можно составить кроссворд, чайнворды, соревнования. Слова –отгадки
можно предложить записать в разные столбики в соответствии с изучаемой темой,
например, по типам склонения. Можно записать весь текст загадки, поработать над
ним или проанализировать только слово-отгадку, рассмотрев его с разных сторон.
При изучении темы «Правописание не с
глаголами» использую следующие загадки:
Ласковое, доброе, а глядеть на себя не
велит. (Солнце)
Быстро грызет, мелко жует, а сама не
глотает. (Пила)
При закреплении темы «Правописание
приставок и предлогов» - «спиши, раскрывая скобки»:
(С)неба (к)нам (при)летел,
(По)кружился, тихо сел,
Замерзшую землю (в)шубу белую (о)дел.
(Снег)
Одна и та же загадка может
быть использована на уроках по разным темам. Так, например, загадку: «Без
него мы плачем, а как появится – от него глаза прячем» можно использовать в
5 классе при закреплении темы «Правописание личных окончаний глаголов».
Эту же загадку можно использовать при объяснении темы «Правописание слов с
непроизносимыми согласными», записывая только слово отгадку – солнце.
Сказки как
первые попытки создания народной педагогики имеют свои характерные особенности.
В преобладающем большинстве сказок воплощены присущие народу нравственные
черты: любовь к Родине и ее защита, беспредельная отвага в борьбе со злом,
трудолюбие и мастерство, справедливость, верность в дружбе. Сказки выражают
характер народа, его психологию, жизненные позиции.
На уроках русского языка
использую только отрывки из текста сказки. Например, при изучении темы «Однородные
члены предложения» - сказка «Чудесный сад».
«Когда он обернулся, то увидел караван с
удивительным грузом: вместо тюков на верблюдов были навьючены живые птицы.
Тысячи птиц, какие только гнездятся в городах, в лесах, в степях и пустынях».
Спектр использования народного
фольклора очень велик. Работа с элементами этнопедагогики на различных этапах
урока способствует развитию памяти, воображения, формирует творческий потенциал
учащегося. Это говорит о том, что систематическое применение средств народной
педагогики обладает уникальным развивающим эффектом, что приводит к
всестороннему развитию личности младшего школьника.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.