Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Столичный учебный центр 8-800-7777-300 (звонок бесплатный)
Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 038767 от 26 сентября 2017 г.
Дистанционные курсы профессиональной переподготовки и повышения квалификации
Курсы профессиональной переподготовки
112 курсов по цене от 3 540 руб.
Смотреть
Курсы повышения квалификации
268 курсов по цене от 840 руб.
Смотреть
Главная / Другое / Обобщение опыта на тему "Использование элементов этнопедагогики на уроках русского языка "

Обобщение опыта на тему "Использование элементов этнопедагогики на уроках русского языка "

  • Доступно для всех учеников
    1-11 классов и дошкольников

  • Рекордно низкий оргвзнос

    30Р

16 олимпиад

по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)

Идёт приём заявок

Подать заявку

Использование элементов этнопедагогики на уроках русского языка

Одной из основных задач учителя является развитие у учащихся интереса к учению, творчеству. Интерес в учебном процессе является мощным инструментом, побуждающим учеников к более глубокому познанию предмета и развивающим их способности.

Современные социально-экономические условия актуализировали проблему включения национально-регионального компонента в образовательный процесс, ведь спрятавшись за высокие технологии, мы практически потеряли ту нить, которая связывает нас с прошлым, обеспечивает настоящее и ведет в будущее. Воспитание любви к своей стране, к своему народу, к его традициям начинается, прежде всего, с воспитания у детей уважения к  культуре народов разных национальностей.  Дети должны знать, чем славится их народ.

Республика Алтай имеет ярко выраженные территориальные, природные, национальные, культурно-исторические и языковые особенности. Потому, нужно учитывать эти особенности при изучении русского языка. Такой подход в преподавании является одним из направлений в формировании у школьников знаний о родном крае и имеет воспитательное значение, так как способствует развитию уважения и любви к родному краю и оказывает влияние на формирование личности учащихся.


Национально-культурный компонент является уникальным по развитию у детей этнотолерантности, повышению их личностной и языковой культуры.

Роль учителя в воспитании этнотолерантности очень высока.

Осознание детьми целостной картины мира, реализации воспитательных возможностей урока с учетом этнокультурного содержания образования способствует урочная деятельность следующих типов:

-уроки на основе этнокультурного материала;

-внутрипредметная и межпредметная интеграция;

-уроки с использованием современных интерактивных технологий.

Использование средств этнопедагогики в работе с детьми способствует раскрытию души ребенка, его внутреннего мира, формирует интерес к изучению предмета.

Приведу примеры использования элементов этнопедагогики на уроках русского языка.

Пословицы, поговорки – родник народной мудрости. Они отражают быт, обычаи, очень часто перекликаются со сказками. Это проверенная тысячелетиями форма сохранения в народе назиданий, нравоучений, поучений, заповедей.

Педагогические и психологические воззрения казахского народа нашли отражение во многих фольклорных произведениях. Устное народное творчество своего рода педагогическая энциклопедия, помогающая воспитывать в человеке лучшие черты характера.

В любой пословице всегда присутствует назидательный момент.Алтайские пословицы и поговорки отличаются широтой диапазона и разнообразием тематики.

На уроках русского языка можно использовать пословицы и поговорки как тренировочный материал для грамотного письма.

При изучении темы «Правописание безударной гласной в корне слова» можно использовать следующие пословицы:

В цене хорошая лошадь, в почете хороший человек

У делового человека руки работают, у болтуна язык работает

Ленивому и тысячи дней мало, трудолюбивый и в один день сделает

При изучении темы «Правописание окончаний имен прилагательных» даю задание «раскрой скобки».

Правдивое слово дороже золота

К счастливому охотнику птица сама летит

У делового человека руки работают, у болтуна язык работает
У пустого сосуда шума много, у пустого человека слов много
У хорошего человека друзей много, у склочника врагов много
Хороший конь ценится, хороший человек в почете
Худая погода пройдет, а злоба плохого человека никогда

Эти средства народной педагогики можно применять на различных этапах урока. В пятом классе использую при списывании по памяти, где являются средством для правильного написания соединения букв.

Начиная с 5 класса, пословицы и поговорки применяю как при объяснении нового материала, так и при закреплении темы.

При закреплении темы «Правописание личных окончаний глаголов» детям предлагаю следующее задание: «вставь гласные буквы и или е»:

Будешь вперед двигаться - горы одоле..шь

Конь вывернется – догон..шь, слова сказанного не ворот…шь

Сколько потруд…шься, столько и получ…шь
Следуя солнцу, уши нагре…шь

Собирая по ложке, суму наполн…шь

Трудясь, много узна…шь

Особенно удобно использовать пословицы и поговорки при отработке изучаемых орфограмм:

Гласные после шипящих:

К счастливому охотнику птица сама летит

Межи не переходи, лишнего слова не говори

Чужое платье марко, чужой конь потлив

Правописание слов с сочетаниями ЧК, ЧН.

Белые ручки чужие труды любят.

Какова яблоня, таковы и яблочки.

Ложка дегтя в бочку меда.

Ласточка день начинает, а соловей кончает.

Синичка – воробью сестричка.

Сначала цветочки, а уж потом ягодки.

Лучше добрая мысль с кусочек трута, чем злая мысль с верблюда

Правописание слов с ь – показателем мягкости.

Больше думай, меньше говори.

Смелость города берет.

Осень – перемен восемь.

Жить – Родине служить.

Родина – мать умей за нее постоять.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Правописание слов с разделительным мягким знаком.

Бьется как рыба об лед.

Снегирь зимою поет на снег, вьюгу и слякоть.

Здоровью цены нет.

Не игла шьет, а руки.

Февраль силен метелью, а март – капелью.

Ученье – путь к уменью.

Глаголы 2 лица единственного числа.

Баснями сыт не будешь.

Без беды друга не узнаешь.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Напишешь пером, не вырубишь топором.

Что посеешь, то и пожнешь.

За чужим погонишься, свое потеряешь.

Слезами горю не пожнешь.

Личные глаголы 3 лица.

Труд человека кормит, а лень портит.

Кто не сеет, тот не жнет.

Много видит, да мало слышит. Одним ухом спит, другим слышит.

Друг спорит, а враг поддакивает.

Сладким портят, а горьким лечат.

Трус погибает, а храбрый побеждает.

Правописание местоимений.

У вас дрова рубят, а к нам щепки летят.

У него на вербе груши растут.

Друг тот, кто в беде с тобой.

Загадки еще одна форма народного творчества, ценность которой состоит в образности, художественности и поэтичности. При обучении часто использую загадки, т.к. они представляют большую ценность. Они учат говорить ярко, образно, просто. Работа над загадками – это упражнение в самостоятельном развитии мышления, сообразительности, воображения. Загадка учит ребенка сравнивать признаки различных предметов, находить общее и тем самым формирует у него умение классифицировать предметы, развивает речь ребенка, обогащая словарный запас. Уроки с использованием загадок проходят интересно и не утомляют учащихся, доставляя им полезные упражнения для ума.

В букварный период обучению чтению так же использую загадки. На уроке, посвященном выделению определенного звука и буквы «же» можно использовать слово жук. Но одно дело просто его произнести, другое – начать с загадки.

Не жужжу, кода сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Если в воздухе кружусь,

Тут уж вдоволь нажужжусь.

Радость, вызванная самим звучанием строк и тем, что ребенок отгадал загадку, создаст положительный настрой, будет способствовать лучшему усвоению программного материала. Загадки могут быть применены на уроках русского языка при изучении правил правописания и на занятиях при выработке навыков грамотного письма.

На уроках русского языка можно использовать разные типы загадок.

1.Загадки, в которых дается описание предмета или явления путем перечисления его признаков. ( Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный.)

2. Загадки, где описание предполагает краткую характеристику предмета или явления. (Белая скатерть все поле покрыла)

3.В загадках встречаются противопоставления (По земле ползет, а к себе не подпускает)

4.Загадки, в описании которых использованы метафоры (Одной ручкой всех встречает, другой ручкой - провожает) Такие загадки предусматривают расшифровку метафоры, для чего необходимо сопоставить, сравнить предметы или явления из разных, часто очень далеких областей.

5.Загадки, в которых представлено описание не самого предмета, а буквенного состава слова.(Первое- предлог, второе – летний дом, а целое порой решается с трудом . Задача.)

6.Загадки – метаграммы, в которых из загаданного слова путем замены одной буквы другой получается новое слово. Например:

С «ч» над морем я летаю,

С «г» в машинах я бываю. (Чайка – гайка)

7. Анаграммы – слова, получающиеся в результате перестановки букв в слове, например:

Легко дышать в моей тени.

Меня ты летом часто хвалишь,

Но буквы переставь мои –

И целый лес ты мною свалишь. (липа – пила)

Формы загадывания загадок может быть различной (фронтальной, групповой, индивидуальной). Виды упражнений, включающих в себя разгадывание загадок, также могут быть разнообразными. Из отгадок можно составить кроссворд, чайнворды, соревнования. Слова –отгадки можно предложить записать в разные столбики в соответствии с изучаемой темой, например, по типам склонения. Можно записать весь текст загадки, поработать над ним или проанализировать только слово-отгадку, рассмотрев его с разных сторон.

При изучении темы «Правописание не с глаголами» использую следующие загадки:

Ласковое, доброе, а глядеть на себя не велит. (Солнце)

Быстро грызет, мелко жует, а сама не глотает. (Пила)

При закреплении темы «Правописание приставок и предлогов» - «спиши, раскрывая скобки»:

(С)неба (к)нам (при)летел,

(По)кружился, тихо сел,

Замерзшую землю (в)шубу белую (о)дел. (Снег)

Одна и та же загадка может быть использована на уроках по разным темам. Так, например, загадку: «Без него мы плачем, а как появится – от него глаза прячем» можно использовать в 5 классе при закреплении темы «Правописание личных окончаний глаголов». Эту же загадку можно использовать при объяснении темы «Правописание слов с непроизносимыми согласными», записывая только слово отгадку – солнце.

Сказки как первые попытки создания народной педагогики имеют свои характерные особенности. В преобладающем большинстве сказок воплощены присущие народу нравственные черты: любовь к Родине и ее защита, беспредельная отвага в борьбе со злом, трудолюбие и мастерство, справедливость, верность в дружбе. Сказки выражают характер народа, его психологию, жизненные позиции.

На уроках русского языка использую только отрывки из текста сказки. Например, при изучении темы «Однородные члены предложения» - сказка «Чудесный сад».

«Когда он обернулся, то увидел караван с удивительным грузом: вместо тюков на верблюдов были навьючены живые птицы. Тысячи птиц, какие только гнездятся в городах, в лесах, в степях и пустынях».

Спектр использования народного фольклора очень велик. Работа с элементами этнопедагогики на различных этапах урока способствует развитию памяти, воображения, формирует творческий потенциал учащегося. Это говорит о том, что систематическое применение средств народной педагогики обладает уникальным развивающим эффектом, что приводит к всестороннему развитию личности младшего школьника.



  • Другое
Скачать материал
Автор
Дата добавления 16.12.2017
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 552
Номер материала MA-072668

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Нет результатов.