Урок
в 7 классе
Обобщающий
урок по теме «Взаимодействие тел».
Цель урока: Повторить
и систематизировать материал по теме «Взаимодействие тел».
Задачи:
Обучающие:
- Обобщение и закрепление
материала по теме: «Взаимодействие тел».
- Формирование умений пользоваться
формулами при решении задач.
Развивающие:
- Развитие логического мышления
и творческого подхода к решению задач.
- Развитие способности переноса
и использования знаний в новой ситуации при планировании и проведении
опытов.
- Развитие познавательного
интереса.
Воспитательные:
- Развитие коммуникативных
способностей детей и умения работать в группе.
Оснащение: Компьютер
с проектором, таблицы плотностей веществ (в учебнике физики) у каждого
учащегося, бланки с экспериментальными заданиями и задачами, листы с домашним
заданием, кроссворд………………….
Приборы и
оборудование:
Весы с гирями и разновесами; мензурки; линейки; колбы с водой; нитки; сахарный
песок, кусок мела, тело неправильной формы, морковь сухая, свежая, машинка,
секундомер……..
Формы организации
учебной работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Тип урока:
контрольный, исследовательский
План
урока:
- Организационный момент (1
мин).
- Актуализация знаний (5 мин).
- Основная часть урока (35 мин):
а) решение задач;
б) практическая работа;
в) физический диктант.
- Итог урока (2 мин).
- Задание на дом (2 мин).
Ход урока.
2. Актуализация знаний.
«Золото,
золото падает с неба!» -
Дети
кричат и бегут за дождём...
Полноте,
дети, его мы сберём,
Только
сберём золотистым зерном
В полных
амбарах душистого хлеба!
А.Н. Майков
Так и мы с вами,
изучая физику, шаг за шагом будем погружаться в мир удивительных законов
природы. Она помогает приблизиться к удивительным явлениям, сопровождающих нашу
жизнь и помогает найти причину этих явлений. Мы изучили очередную главу
нашего курса и сегодня перед нами стоит какая цель? …повторить,
систематизировать изученный материал по теме «Механическое движение.
Взаимодействие тел. Плотность».
Дождь прошёл и смыл буквы из
терминов. Кто поправит испорченные записи?
М.ханическое дв. жение,
тр..ктория, скор.сть, .нерц.я, к.л.гра.., плотн.сть.
Фронтальный
опрос:
Давайте дадим определения
некоторым понятиям:
Механическое движение это….
Движение называется равномерным ...
Отгадайте загадки и подумайте
почему именно они пришли к нам сегодня на урок, то есть как они или их отгадки
связаны с нашей темой.
Железные избушки
Держатся друг за
дружку.
Одна с трубой -
Тянет всех за
собой. Поезд
Лёгкий и воздушный,
Ветерку
послушный.
В облаках летает,
А куда – не
знает. Шарик
Всю жизнь
ходят в обгонку,
А обогнать друг друга не могут. Ноги.
(Все загадки так или иначе связаны
с механическим движением).
Посмотрите, пожалуйста, на экран.
Человек в вагоне стоит, и вдруг мы видим, что он падает. В чём причина? (инерция)
Что это за явление такое: Инерция?
Какую физическую величину называют
мерой инертности тела?
Ребята, а можно
узнать с какой скоростью лодка начала свое движение от берега, если известно,
что Незнайка, масса которого 30 кг, прыгнул с лодки со скоростью 4 м/с. Масса
лодки 60 кг. (Скорость лодки 2 м/с).
Что называют
плотностью вещества?
Плотность ртути 13600 кг/м³. Что
это значит?
Плотность какого тела больше? (второго)
Посмотрите, дождь поработал не
только над нашими словами, но и смыл некоторые физические величины с экрана с
формулами. Давайте восстановим их.
= S/t
t= S/
=m/v
m= *V
- Основная часть урока
–
Могучего, огромного лося-самца ещё называют сохатым. (Изображение животного).
Мощное тело на длинных ногах, большая голова, широкие рога, и на них столько
отростков, сколько лосю лет. Этот лесной великан никого не боится – ни волка,
ни медведя, которому осенью во время гона может так наподдать рогами, что тот
будет бежать от него чуть ли не километр. Лось , как вездеход, пройдёт по
кустарнику, по болоту, по глубокому снегу, переплывёт любую реку.
За какое время лось пробежит стометровку,
если его скорость 47 км/ч?(7,7 сек., так как скорость = 13 м/с)
Молодцы, мы
повторили с вами теорию, а теперь попробуем применить полученные знания на
практике. Разобьемся на группы. Каждая группа получает
лист с заданием, в котором указан план проведения вашего исследования, даны
таблицы. Вы заполняете свой индивидуальный лист, делаете расчеты, и через 10
минут мы заслушаем результаты ваших экспериментов.
Группа 4:
Задание 1: Рассчитать
среднюю скорость автомобиля.
Оборудование: автомобиль (детский),
метр, секундомер. Заполнить таблицу:
Путь,
м
|
Время,
с
|
Скорость,
м/с
|
|
|
|
Задание 2: Решите
задачу:
Отрывок из сказки «Как Ослик счастье искал» Е. Карганова.
У сосны, где синий лес
Поднял ветви до небес,
Где ручей журчит в овраге,
там найдёте ваше счастье!
Долго бежали Ослик, Козочка и Барашек. А
когда, запыхавшись, остановились, прямо перед собой увидели сосну. Ослик обошёл
дерево и увидел Девочку!
–
Ты – СЧАСТЬЕ?! - спросил Ослик.
–
Я – Маша, - сказала Девочка. - Я хочу есть! Мне холодно!
–
Я – сейчас! - сказала Козочка.
Вскоре она вернулась и поставила ведёрко,
доверху наполненное молоком, перед Девочкой.
Каким объёмом было ведёрко, если молока
там было 500 г, а его плотность 1030 кг/м³?
(Переведите объем в литры, напоминаю: в
1 м3 – 1000 л)
Дано:
СИ: Решение:
Ответ: 0,49
л
Группа 1:
Задание 1: Рассчитать
плотность сахара.
Оборудование: сахар(один кусочек), весы
с разновесами, линейка. Заполнить таблицу:
Масса,
г
|
Объем,
см3
|
Плотность,
г/см3
|
Плотность,
кг/м3
|
|
|
|
|
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сравните
полученный результат с табличным.
Группа 2:
Задание: Рассчитать
плотность моркови
Оборудование: весы с разновесами,
мензурка. Заполнить таблицу:
Масса,
г
|
Объем,
см3
|
Плотность,
г/см3
|
Плотность,
кг/м3
|
|
|
|
|
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сравните
полученный результат с табличным.
Группа 3:
Задание: Рассчитать
плотность моркови
Оборудование: весы с разновесами,
мензурка. Заполнить таблицу:
Масса,
г
|
Объем,
см3
|
Плотность,
г/см3
|
Плотность,
кг/м3
|
|
|
|
|
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сравните
полученный результат с табличным.
Группа 5:
Оборудование: мензурка, таблица
плотностей, линейка.
Задание 1: Рассчитать
массу железного тела неправильной формы.
Заполнить таблицу:
Объем,
м3
|
Плотность,
кг/м3
|
Масса,
кг
|
|
|
|
Задание 2: Измерьте
объем куска мела. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Группа 6:
Задание 1: Рассчитать
плотность сахара.
Оборудование: два кусочка сахара, весы
с разновесами, линейка. Заполнить таблицу:
Масса,
г
|
Объем,
см3
|
Плотность,
г/см3
|
Плотность,
кг/м3
|
|
|
|
|
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сравните
полученный результат с табличным.
Заслушиваем итоги эксперимента. Как
работали с весами? Почему плотности моркови разные? (часть воды из увядшей моркови
испарилась, а значит уменьшился ее объем и масса)
Молодцы!
Заслушиваем отчеты капитанов групп.
А теперь поработаем с таблицами и
решим кроссворд:
- Вещество с плотностью 900 кг/м3,
которого особенно много в полярных областях Земли.
- Продукт питания с плотностью
1350 кг/м3, получаемый от насекомых.
- Металл с плотностью 7300 кг/м3,
применяемый для паяния.
- Жидкость, которой протирают
кожу перед уколом с плотностью 0,80г/см3 .
- Вещество из которого делают
свечи, с плотностью 900 кг/м3.
- Газ, плотность которого 0,09
кг/м3.
- Твердое вещество с плотностью
1,2 г/см3 .
Вот,
закончился урок,
Знания пошли вам впрок.
Я хочу совет вам дать:
Надо физику читать,
Чтоб задачи все решались
И ответы получались.
Домашнее
задание:
1.
Ответьте на вопросы:
а)
Что тяжелее 1 тонна железа или 1 тонна ваты?
б)
А что больше по объему ваты или железа и почему?
2.
Вычислите объем вашей комнаты:
а) при этом
измерьте длину, ширину, высоту комнаты
б) вычислите массу
воздуха в вашей комнате по формуле, плотность воздуха принять равной 1,3.
3. Главу II повторить,
подготовиться к контрольной работе.
Задача.
Сколько нужно вагонов для доставку на
стройку 400000 м3 песка, если каждый вагон вмещает 15 т песка?
Задача.
Сколько нужно вагонов для доставку на
стройку 400000 м3 песка, если каждый вагон вмещает 15 т песка?
Задача.
Сколько нужно вагонов для доставку на
стройку 400000 м3 песка, если каждый вагон вмещает 15 т песка?
Задача.
Сколько нужно вагонов для доставку на
стройку 400000 м3 песка, если каждый вагон вмещает 15 т песка?
Задача.
Сколько нужно вагонов для доставку на
стройку 400000 м3 песка, если каждый вагон вмещает 15 т песка?
Задача.
Сколько нужно вагонов для доставку на
стройку 400000 м3 песка, если каждый вагон вмещает 15 т песка?
Задача.
Сколько нужно вагонов для доставку на
стройку 400000 м3 песка, если каждый вагон вмещает 15 т песка?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.