Урок с использованием ИКТ.
ОБОБЩЕНИЕ
И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
ПО
ТЕМЕ «СПИРТЫ»
Цель урока:
обобщить и систематизировать знания и умения учащихся по теме «Спирты».
Задачи урока:
- образовательные:
обеспечить в ходе урока повторение основных терминов и понятий по теме;
закрепить знания учащихся о составе, строении и свойствах спиртов; о
функциональной группе и ее влиянии на физические и химические свойства на
примере предельных одноатомных спиртов;
- развивающие: развивать умения
учащихся:
- анализировать, сравнивать, устанавливать
взаимосвязь между строением и свойствами соединений;
-объяснять влияние количественных изменений
(увеличение углеводородного радикала) на качественные (изменение свойств);
- составлять формулы изомеров, гомологов и
называть их по систематической номенклатуре.
- записывать уравнения химических реакций,
доказывающие свойства спиртов;
- работать в команде и индивидуально;
-развивать творческие способности и
познавательный интерес учащихся к химии;
- воспитательные: особое внимание
уделить вредному воздействию этанола на организм человека; пропаганда здорового
образа жизни.
Тип урока: урок
обобщения с применением ИКТ-технологии.
Оборудование:
менедж мет, мультимедийный проектор, экран, компьютер;
реактивы: этиловый спирт, вода, глицерин,
сульфат меди, гидроксид натрия;
штатив с пробирками, спиртовка, держатель,
спички.
Методы и методические приемы: проблемный с элементами эвристической беседы,
объяснительно-иллюстративный.
Структура урока:
1 Организационный
момент
2. Актуализация
знаний, необходимых для усвоения нового
материала
З. Этап повторения
и обобщения знаний
4. Лабораторная
работа.
5. Домашнее
задание.
6. Рефлексивный
этап, подведение итогов урока.
.
Ход урока:
1.
Организационный этап.
Этапы урока
|
Деятельность
учителя
|
Деятельность
учащихся
|
Примечание
|
Организационный момент.
|
Вступительное
слово учителя: приветствие учащихся, сообщение темы, формы организации
учебной деятельности обучающихся (в группах при помощи мэнэдж мэта).
|
Учащиеся приветствуют учителя, приветствуют
партнера по плечу (дай пять) и партнера по лицу. Записывают тему урока.
|
Класс разделен на
5 групп по 4 учащегося в каждой команде.
|
2. Этап актуализации изучаемой на
уроке темы.
Целеполагание
|
Учитель сообщает
тему урока и просит учащихся сформулировать цель урока обобщения.
Учитель обращает
внимание на те умения и навыки учащихся, которые нужно будет обобщить и
отработать на уроке.
|
Обсуждение в группе и определение цели
урока.
|
|
3. Этап повторения и совершенствования знаний.
Повторение и обобщение ранее полученных
знаний:
1. О видах изомерии, характерных для
предельных одноатомных спиртов.
2. О физических свойствах предельных
одноатомных спиртов, влиянии функциональной группы на свойства спиртов.
|
Фронтальный опрос:
1. Какие виды изомерии характерны для спиртов?
2. Что такое изомеры и гомологи?
Дает задание на составление структурных
формул изомеров и гомологов
Предлагает учащимся рассказать о физических
свойствах спиртов, и ответить на проблемные вопросы, используя структуру финк-райт-раунд-робин-«подумай-запиши
и обсуди в команде»:
1. Почему среди спиртов нет газов?
2. Почему низшие спирты хорошо растворимы в воде, а высшие - не
растворимы?
|
Учащиеся отвечают на вопросы учителя и
приступают к выполнению интерактивного задания.
Во
время выполнения данной структуры участники обдумывают ответ на
вопрос, записывают и по очереди обсуждают свои
ответы в команде. Отвечает один участник от команды
|
Интерактив. Изомерия предельных одноатомных спиртов
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bed30092-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch10_17_07.swf
Анимация. Образование водородных связей между молекулами
спирта
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bed30093-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch10_17_08.swf
|
3.Применение спиртов. Действие спирта на
организм человека.
4. Химические свойства спиртов.
5. Получение предельных одноатомных спиртов.
Домашнее задание.
|
Предлагает учащимся в качестве
физкультминутки вспомнить о применении спиртов и рассказать о влиянии спирта
на организм человека, используя структуру инсайд-аутсайд
секл-«внутренний и внешний круг»:
Вопрос 1: какое
влияние оказывают спирты на организм человека?
Вопрос 2:
Как и где применяют спирты
Фронтальный опрос:
1. Чем обусловлены химические свойства спиртов?
2.
Какие типы реакций характерны для спиртов?
3.
Что означают такие понятия как: реакции
дегидратации, этерификации;
4. Чем отличается внутримолекулярная дегидратация от межмолекулярной,
полное окисление спиртов от неполного окисления.
Предлагает учащимся выполнить интерактивное задание.
Вопрос классу:
Какими способами получают спирты?
Учитель обращает
внимание учащихся на то, что зная химические свойства спиртов, их получение
можно составит генетическую связь спиртов с ранее изученными классами
орг.соединений и задает дифференцированное д/задание:
Составить
уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения.
- 1группа
(сильные учащиеся)
А) Этан
→ бутан→ X1 → бутанол → бутиловый эфир
бутилат
натрия уксусной кислоты
Б) CH4→
C2H2→ CH3COH→ CH3-CH2-OH → CH3-CH2-Br → C2H4 → C2H6
|
Учащиеся формируют внутренний и внешний
круги и делятся своими мнениями на поставленные вопросы с разными партнерами.
Отвечают на вопросы.
и приступают к выполнению задания. Выбирают
вещества, с которыми будет идти реакция, записывают уравнения химических
реакций, называют полученные вещества и определяют тип реакции. Один ученик
записывает эти уравнения на обратной стороне доски, затем открывает доску,
учащиеся обмениваются с соседом по парте тетрадями и проверяют выполненное
задание.
Учащиеся отвечают на вопрос и выполняют
интерактив.
Записывают домашнее задание.
|
Просмотр видеоролика о влиянии спирта на
кровь человека.
Письменное задание в тетрадях с
взаимопроверкой.
Выполнение Интерактива. Химические свойства предельных одноатомных
спиртов
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bed30095-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch10_17_10.swf
Интерактив. Способы получения предельных одноатомных спиртов
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bed30096-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch10_17_11.swf
|
4. Этап применения теоретических знаний на практике.
Этапы урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
Примечания
|
Лабораторный
опыт.
Решение
качественных задач.
Подведение итогов лабораторной работы.
|
Вопрос классу:
Какие еще спирты вам известны, кроме
предельных одноатомных спиртов, назовите их представителей?
Как распознать многоатомные спирты?
Предлагает учащимся выполнить упражнение №12
на с.74 в учебнике 10 класса Габриелян О.С.(М.Дрофа 2008).
1.Выводы и их корректировка ответа при
необходимости.
2. Сдача тетрадей на проверку.
|
Учащиеся отвечают на вопросы.
Просмотр видеоопыта: «Качественные реакции
на многоатомные спирты» и выполняют лабораторный опыт по распознаванию
веществ: вода, этанол и раствор глицерина.
Оформляют записи в тетрадях.
Каждая группа делится с другими группами каким
образом распознали вещества, на чем основывались их действия.
|
Видеоопыт:
«Качественные реакции на многоатомные спирты»
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bed3009d-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch10_17_18.wmv
Лабораторный опыт.
|
5. Этап подведения итогов.
Этапы урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
Примечания
|
Рефлексия
|
Учитель предлагает составить синквейн на
тему спирты.
|
Ребята выполняют творческое задание.
Синквейн, наиболее отражающий суть темы записывается учащимся на доске
маркером.
|
|
Подведение итогов урока.
|
Учитель благодарит учащихся за
сотрудничество, оценивает работу учащихся на уроке.
|
Учащиеся благодарят партнера по плечу и
партнера по лицу.
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.