Тема
урока: Знаки препинания в сложном
предложении с союзами и, а, но.
Цель
урока:
1)
создать условия для закрепления умений различать простые и сложны предложения;
-формировать
представление о способах соединения простых предложений в составе сложного; умение
расставлять знаки препинания в сложных предложениях;
2)
способствовать развитию логического мышления, устной и письменной речи
учащихся;
3)
воспитывать у учащихся желание самостоятельно думать, анализировать и
рассуждать
Оборудование:
тетради, карточки для индивидуальной работы, схемы предложений.
Ход урока.
1.
Организационный момент.
На уроке не зевай –
Сразу всё запоминай.
Чтоб минутка не пропала,
Мысль чтоб точно в цель попала!
Чтобы в русском языке
Равных не было тебе!
2. Орфографическая
пятиминутка (3 мин.)
- Сейчас
повторим орфограммы корней и поучимся различать виды орфограмм. Для работы вам
потребуются цветные ручки зелёного цвета. Возьмите листок с напечатанным
стихотворением, прочитайте его про себя.
- Безударные
гласные в корне слова, проверяемые ударением, будем обозначать зелёным цветом.
Меж редеющих верхушек
Показалась синева,
Зашумела у опушек
Ярко-жёлтая листва.
(проверка работы
по эталону – слайд№ 1, оцените свою работу по шкале достижений)
- А сейчас
немного отдохнём. Я прочитаю вам это стихотворение ещё раз, а вы, закрыв глаза,
попробуете представить картину природы, нарисованную автором этих строк – А.
Твардовским.
(Учитель под
негромкое пение птиц выразительно читает стихотворение)
- Что вы
представили, слушая это красивое стихотворение?
(выслушиваются
ответы 2-3 детей)
- Очень приятно в
один из таких тёплых осенних денёчков совершить семейную пешую или велосипедную
прогулку в лес, полюбоваться красотой природы, понаблюдать за животными, а
можно и поиграть в подвижные игры. Это «наполнит» вас положительной энергией.
Тем более, что такая прогулка, а также занятия спортом очень полезны для
здоровья.
3.Определение темы и цели урока (2мин)
- Определите по ключевым словам тему урока:слайд№2
Сложное
предложение, несколько грамматических основ, запятая, союзы а, и, но.
|
Какая цель будет нашей работы
на уроке?
(Сегодня на уроке мы будем тренироваться в
постановке знаков препинания в сложных предложениях с союзами а, и, но)
4.Повторение теоретического материала.(3мин)
С помощью сигналов оцените мои
высказывания.
Сложные предложения состоят из двух или
более предложений, которые связаны между собой по смыслу и
интонационно. Верно.
Простые предложения в составе сложных при
письме не разделяются
запятой.
Неверно.
Исправьте меня.
Сложные предложения бывают союзные и
бессоюзные. Верно.
Запятая не ставится, если два сложных
предложения связаны союзом и.
Неверно.
Исправьте меня.
Если в предложении одна грамматическая
основа и есть однородные члены предложения, такое предложение называются
сложными. Неверно.
Исправьте меня. Это простое
предложение с однородными членами.
-Что вы ещё знаете о предложении?
- Какое предложение называется
сложным? Чем оно отличается от простого?
- Какие бывают предложения по цели
высказывания? По интонации?
5. Тренировочные
упражнения.(10 мин)
Запись предложений под диктовку на доске
и в тетрадях, определение грамматических основ, построение схем, устно дать
характеристику предложению.
Свежий ветерок гонит листья, но они плавно кружатся в воздухе. [ - = ], но [ - =] Облетели
листья с клена, он от холода дрожит. [ = - ],
[ - = ].
В лесу осиновом дрожат осинки, а ветер срывает с осинок косынки. [ = - ],
а [ - = ].
6. Физминутка для
глаз.(2 мин)
7. Работа со
схемами.(2 мин)
На доске записаны
схемы предложений, найдите ошибки и исправьте.( 1 уч-ся у доски)- самооценка по
лестнице достижений.
8. Игра
на внимание.(сложное предложение –делаем один хлопок)(2 мин)
1. Пшеница годом родится, а добрый
человек всегда пригодится.
|
+
|
2. В октябре, в октябре частый дождик на
дворе.
|
-
|
3. Соломинку и муха сломит, а сноп и
конь не раздавит.
|
+
|
4. На ветру шумят осинки, и березки
шелестят.
|
+
|
5.
Закружились в воздухе разноцветные листья, они покрыли землю пестрым ковром.
|
+
|
9.
Работа в парах.(7 мин)
Найдите
и исправьте пунктуационные ошибки, выделите грамматическую основу, составьте
схему предложения. Не забывайте о культуре общения на уроке, о правилах
взаимопомощи и взаимоподдержки.
1пара.
1. Ночью
месяц сверкает и всё освещает.
2. Осенью
звёзды светят ярко но холодно.
3. За
ночь чай в котелке замерзает и утром лежит жёлтая льдинка.
4. Птицы
возились в чаще и щебетали.
5.
Птичка ныряет на дно а потом выскакивает на берег. ( опрос учащихся, самооценка
по шкале достижений)
10.Графический
диктант.
( поэтапно зачерчивают схему и комментируют какое это предложение)(3 мин)(1учащийся
выполняет эту работу на развороте классной доски)
На
прощание дарит осень деревьям яркие краски.
На
осинке висят золотые монетки, в медь оделся дуб.
Скупое
солнышко скользит по серой глади реки, а молодая травка тянется к нему в
надежде согреть свою зелёную щетинку.
Скоро
наступит холодная зима.
(проверка-
слайд №____, самооценка по шкале достижений)
11.Тест-контроль(3
мин)
1.Сложными
называются предложения, в которых:
А)
одна грамматическая основа;
Б)
две и более грамматических основ;
В)
две грамматические основы;
2.Отметь
схему сложного предложения:
А)
Б)
В)
3.
Выбери схему для данного предложения.
Роняет
лес багряный свой убор, серебрит мороз увянувшее поле.
А)
Б)
В)
4.
Перед союзом и ставится запятая:
А)
В предложении с однородными членами.
Б)
В сложном предложении.
В)
Никогда.
5.
Перед союзами а, но запятая ставится:
А)
Никогда.
Б)
В предложении с однородными членами.
В)
Всегда.
Проверка
по эталону, слайд №____. Самооценка.
12.
Обобщение. (2 мин.)
Какую
цель ставили мы с вами в начале урока?
Как
мы её решали? Наша цель выполнена?
Оценивание
(по
шкале) Как оценивали себя на протяжении урока после каждого задания, подведите
итог и оцените себя за весь урок.
Кто
оценил себя за весь урок «на высоте», можете поставить себе на полях карандашом
«5»
Кто
оценил себя « чуть ниже» — «4»
«Посередине»
— «3»
Я
оценю ваши работы и поставлю отметки после проверки.
Дополнительное
задание:
Продолжи
предложение так, чтобы оно стало сложным.
В
лес пришла осень, и деревья….
В
октябре по утрам часты заморозки, но …
Осенью
идут дожди, а зимой ….
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.