МБОУ «Дятьковская СОШ № 3»
Брянская область
Обобщающий урок
«Физическое чаепитие»
(Тема «Тепловые явления»)
Подготовила учитель физики и математики:
Балашова Кристина Вячеславовна
Цели:
- Обобщение
знаний по теме «тепловые явления»
- Развитие умения
видеть физику в окружающих явлениях.
Оборудование:
1) чайник;
2) чашки с блюдцами и чайные
ложки для всех;
3) заварник;
4) кувшин с холодной водой;
5) печенье, конфеты, сахарный
песок и т.п.
Подготовка:
Парты
устанавливаем, образуя круг. Расставляем посуду и сладости. На доске красочная
надпись: «Физическое чаепитие». На перемене дежурные помогают вскипятить воду,
заварить чай, а во время урока – наполнить чашки чаем.
Ход урока.
1. Вступление:
- Ребята, а вы
любите пить чай?
- Я и не
сомневалась! Но мало кто из вас задумывается над физическими явлениями,
сопровождающими этот процесс. Давайте сделаем это все вместе!
- Но для начала я
познакомлю вас с очень важными правилами:
1) необходимо
совмещать два процесса: пить чай и отвечать на вопросы, которые я буду задавать;
2) за каждый
верный ответ будет присуждаться 1 балл; за дополнение – тоже 1 балл; а за
оригинальный ответ 2балла. В зависимости от количества баллов в конце урока мы
получим оценку за работу:
«5» - 6-7баллов;
«4» - 4-5баллов;
«3» - 2-3балла;
3) Первым
отвечает тот, кого назвал учитель;
4) за подсказку,
разговоры и другие нарушения будут сниматься баллы.
- Правила всем
понятны?
- Замечательно!
Начнем дискуссию!
2.
Вопросы:
· Вот перед нами чайник. Как вы
думаете, зачем, ставя его кипятить, чайник закрывают крышкой?
· Я сейчас охлажу крышку
(ополоснув ее холодной водой из кувшина). На карандаши положу крышку так, чтобы
она не касалась чайника. Подождем. Прикоснитесь к крышке. Что вы ощущаете?
Почему?
· А что мы ощутим, если возьмем
крышку с горячего металлического чайника за пластмассовую ручку? А чем это
обусловлено?
· Вода в чайнике закипела, и мы
видим, что из носика появляется струя ...?... . Но вы подзабыли, что пар
считается невидимым! Что же мы видим на самом деле?
· Какую температуру имеет
кипящая вода?
· А всегда ли вода кипит при
100 градусах Цельсия?
· Каким же простым способом
можно повысить температуру кипения воды в чайнике?
· В каких еще кухонных приборах
применяется этот способ?
· А что же такое кипение?
· Давайте посмотрим на
заварник. Как вы думаете: зачем в его крышечке сделано маленькое отверстие?
· Ну давайте наливать чай. На
что надо обратить ваше и мое внимание при этом?
· А что нужно предварительно
сделать, чтобы наливая кипяток, чашка не лопнула?
· А как вы думаете: зачем у
чашек ручки?
· Если кто-то из вас замечал,
то некоторые любители чая пьют его из стакана, закрепленного в металлическом
подстаканнике. Зачем этот подстаканник нужен?
· А многие старые люди пьют чай
из блюдца, держа его на кончиках пальцев. Объясните, почему они так делают?
· Я наливаю в свой стакан
кипяток. Посмотрите что происходит. Почему?
· А до какой температуры
остынет горячий чай, если мы оставим его в классе?
· Попробуем оставить его
горящим как можно дольше? Как это возможно сделать?
3. Подведение
итогов:
- Вот чаепитие и
подходит к концу.
- Дома я
предлагаю выполнить такое задание: узнав массу и вместимость вашего чайника (а
также материал, из которого изготовлен), подсчитайте количество теплоты,
затраченное на его нагревания от комнатной температуры до закипания.
- Вам понравился
наш урок?! Давайте подведем итоги…
Литература
1. Пёрышкин А.В. «Физика. 8
класс» учебник – М.: Дрофа, 2009;
2. Пёрышкин А.В. «Сборник задач
по физике 7-9» - М.: Астрель, 2011;
3. Гутник Е.М., Рыбакова Е.В.,
Шаронина Е.В. «Физика. 8 класс» тематическое и поурочное планирование - М.:
Дрофа, 2005;
4. Громцева О.И. «Контрольные и
самостоятельные работы по физике. 8 класс» - М.: Экзамен, 2012
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.