МОУ
СОШ пгт Свеча
Свечинского
района Кировской области
Разработка
обобщающего
урока
по
изобразительному искусству
в
5 классе
Мастерская
«Старый мотив на новый лад»
Разработала
и провела
Поникаровских
Т.А.,
учитель
изобразительного искусства
пгт
Свеча
27.01.2012г
Класс: 5.
Учебник по программе Б.М.Неменского «Изобразительное
искусство и декоративно-прикладное искусство в жизни человека»
Тип урока: урок комплексного применения ЗУН
учащимися, обобщение и систематизация знаний.
Задачи:
Обучающие:
·
приобщение
к национальной культуре как системе общечеловеческих ценностей;
·
активизация
творческого потенциала учеников.
Развивающие:
·
творческую
и познавательную активность, художественную фантазию и вкус;
·
навыки
работы с художественными материалами;
·
навыки
публичного выступления;
·
умение
работать в малом коллективе-группе.
Воспитательные:
·
воспитывать
любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и её истории.
Методы: объяснительно-иллюстративный,
практический.
Формы проведения: беседа,
самостоятельная работа, коллективная и практическая работа.
Средства обучения:
ü наглядно-плоскостные: иллюстрации
и работы детей гжельской, дымковской и городецкой росписей для оформления
стендов; магнитная доска, работы учителя по росписям; бейджики для детей
экскурсоводов-экспертов;
ü демонстрационные:
демонстрационные модели игрушек – дымковские игрушки, гжельские сувениры;
ü аудиовизуальные: музыкальное
оформление для практической работы – русские народные песни;
ü электронные
образовательные ресурсы: сетевые ресурсы;
ü шаблоны форм
ногтей, фоторамок, салфеток по выбору уч-ся;
ü художественные
материалы.
Ход урока-мастерской
1 этап: (Учитель)
Добрый день,
уважаемые гости!
Мы
прибыли в музей Народных промыслов.
Сегодня
в программе:
Выставка
узоров гжельской керамики
Выставка
мотивов городецкой росписи
Выставка
вятской игрушки
По
окончанию выставки мастерская «Старый мотив на новый лад», где вы примите
участие в разработке каталогов по применению узоров декоративно-прикладных
росписей.
Подведение
итогов.
Я
вам желаю хорошего настроения и плодотворной работы. В добрый путь!
2
этап: (Дети в виде экскурсоводов- экспертов рассказывают о росписях с показом
на стенды, оформленные к уроку)
Борцова
Анна Евгеньевна - экскурсовод-эксперт по гжельской росписи.
Добрый день!
Каждую
неделю, по субботам, в Городец, съезжались крестьяне, приезжали купцы с разных
городов. Редко кто уезжал с городецкого базара без игрушки или прялки –
традиционного подарка. Каждый предмет настоящее произведение искусства.
На
городецких изделиях можно увидеть коней, птиц, сценки чаепития, охоты, которые
украшены диковинными цветами: розанами, купавками, ромашками, зелеными
веточками.
Посмотрите
как изящна роспись – городецкие травы, листья, как органично сочетаются крупные
формы с мелкими. В чем же волшебство городецких узоров?
Всё
дело в том, что какие краски рядом положить, чтобы получилась гармония цвета.
Лебедева
Анастасия Павловна - экскурсовод-эксперт по городецкой росписи.
Добрый
день!
Перед вами представлена выставка гжельских узоров. С
19 века в Подмосковье в Гжельской волости трудились мастера-художники. Сколько
художников, столько и разных форм. И всегда они необычайные – веселые,
красивые.
Обратите внимание на неповторимую цветовую гамму –
белоснежный фон и синее, как небо, узоры.
Элементы росписи разные: цветы, листья, птицы, звери,
усики, бусинки, но самым излюбленным и известным узором остается гжельская
роза. С помощь мазка с тенями получается неповторимое чудо.
Фарфоровые
чайники, подсвечники, часы,
Животные
и птицы невиданной красы.
Деревня
в Подмосковье прославилась теперь:
Известно
всем в народе её названье – Гжель.
Гордятся
в Гжели жители небесной синевой,
Не
встретите на свете вы красоты такой!
Четверикова
Ксения Дмитриевна - экскурсовод-эксперт по дымковской игрушке.
Добрый
день!
Чем
знаменито Дымково?
Игрушкою
своей.
Ласково и нежно называют эту игрушку – «дымка». С
высокого берега реки Вятки видно заречную слободу Дымково. Зимой, когда топят
печи, летом в пасмурные дни, когда туман, слобода вся – будто в дыму, в дымке.
Здесь в далекую старину и зародилась эта игрушка.
Вначале были свистульки, позже появились самые
разнообразные: птицы, кони, индюки, барышни, водоноски, баранчики и другие.
Что же отличает дымку от других глиняных игрушек?
Если вглядеться в узор, он необычайно прост: кружочки,
прямые и волнистые линии, полосы, клеточки, пятна, точки.
А цвет? Один цвет словно соперничает с другим. И
поэтому пестро, весело от такого хоровода красок! Эта игрушка самая нарядная!
Привезли
мы глину с дальнего бугра,
Ну-ка, за
работу, чудо мастера!
Я слеплю
лошадку, я её приглажу
И сидельце
с бахромой на спине прилажу.
Слепим,
высушим – и в печь!
А потом
распишем,
Будем мы
игрушки «печь»,
Печка
жаром пышет.
А в печи –
не калачи, а в печи – не куличи,
Не пышки,
не ватрушки,
А в печи –
игрушки!
3
этап: (Учитель)
Сейчас вам предстоит работа в мастерской «Старый мотив
на новый лад», где вы будете мастерами – дизайнерами в разных направлениях. Вам
нужно в течение 15 минут создать узор по определенной росписи. В итоге у
каждого из вас будет узор на предложенном шаблоне, из них мы создадим каталог
продукции.
1
группа работает над дизайном ногтей в гжельской росписи.
2
группа дизайнеры фоторамок в дымковских мотивах.
3
группа дизайнеры бумажных салфеток.
Если
вопросы по заданию?
Если
нет, то можно приступить к выполнению. (Музыкальный фон)
4
этап: (Дети)
Обсуждение
результатов, с приглашением всей группы к доске.
Оценка
экскурсоводов – экспертов по каждой группе в отдельности.
Заключительное
слово учителя:
Итак, сегодня мы посетили музей Народных промыслов,
выяснили, что предметы ДПИ в настоящее время это сувенирная продукция.
Побывав в мастерской «старый мотив на новый лад»,
узнали, что различные росписи могут применяться дизайнерами на практике. Экспериментируя
с цветом и формой, получаются новые варианты изделий, которые можно пустить в
машинное производство.
Поэтому и вам, юные друзья, желаю не бояться и
экспериментировать!
Список
источников:
1.
Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в
жизни человека. [Текст]: 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/
Н.А.Горяева, О.В.Островская; под ред. Б.М.Неменского. – 9-е изд. – М.: Просвещение,
2010. – 192 с.: ил.
2.
Изобразительное искусство. [Текст]: 5 класс: поурочные планы по программе Б.М.Неменского/
авт.-сост. О.В.Свиридова. – Волгоград: Учитель, 2007.- 170с.
3.
Ильина, Н. Дымковское чудо. [Текст]: – Киров: ОАО «Кировская областная
типография», 2009. – 20с.
4.
Гламурные ноготки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vk.com/topic-12124761_28463987
5.
Гжельская роспись [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://podelkihandmade.ru/ggelskaya-rospis.html
6.
Городецкая роспись [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sourceschm.appspot.com/shemy-gorodeckaya-rospis.html
Детские
работы учащихся 5 класса
Четверикова
Ксения, 5-б класс
Безденежных
Варвара, 5-б класс Краева Диана, 5-б класс
Юдинцева
Виктория, 5- б класс Сысолятин Егор, 5-б класс
Приложения
к уроку
Шаблоны
ногтей для гжельской росписи
Для
оформления доски:
Дизайн
бумажной
салфетки в Городце
Фоторамка
в дымковском орнаменте
Дизайн
ногтей
по
гжельским мотивам
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.