+ Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
Главная / Русский язык и литература / Обобщающий урок по теме «Лексика». «Путешествие по океану Лексики». (5 класс)

Обобщающий урок по теме «Лексика». «Путешествие по океану Лексики». (5 класс)



Московские документы для аттестации!

124 курса профессиональной переподготовки по цене от 4 795 руб.
274 курса повышения квалификации по цене от 1 225 руб.

Для выбора курса воспользуйтесь поиском на сайте KURSY.ORG

Вы получите официальный Диплом или Удостоверение установленного образца в соответствии с требованиями государства от Столичного учебного центра (образовательная Лицензия № 038767 выдана Департаментом образования города МОСКВА).

Получите ДИПЛОМ от Столичного учебного центра: KURSY.ORG

Скачать материал

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ульяновска

«Средняя школа № 58»

имени почетного гражданина Ульяновской области Г. Д. Курнакова.



















Обобщающий урок по теме «Лексика» в 5 классе: «Путешествие по океану Лексики».






Учитель русского языка и литературы Старостина Марина Валериевна.



Тип урока: обобщающий урок-путешествие

Форма: нетрадиционная

Класс: 5

Цель урока: Повторение и обобщение изученного материала по теме «Лексика» в нетрадиционной форме

Задачи:

Образовательные:

  • формировать умение подбирать антонимы, синонимы, омонимы; находить прямое, переносное значение слов; различать однозначные и многозначные слова

  • совершенствовать умение работы со словарями разных типов

Развивающие:

  • развивать творческое мышление, активность учащихся

· совершенствовать коммуникативные речевые умения и навыки учащихся

Воспитательные:

Привить любовь к слову, повысить интерес к русскому языку

· воспитывать бережное отношение к родному языку

Оборудование:

Проектор, компьютер, экран, компьютерная презентация
















Ход урока:


Звонок. Входит капитан.

Капитан: Матросы, доложите обстановку!

Матросы: Товарищ капитан, команда 5 класса к отплытию готова!

Капитан: Молодцы! Приготовиться к отплытию!


1. Вступительное слово учителя: Дорогие ребята! Сегодняшний урок и обычный, и особенный одновременно. Обычный, потому что мы будем говорить о вещах, вам хорошо знакомых. Особенный тем, что мы совершим путешествие по океану Лексика. Целью нашего путешествия является обобщение знаний по теме «Лексика». Ведь Лексика – это бескрайний океан знаний. Чтобы отправиться в такое путешествие, необходимо иметь лингвистическое здоровье. Компасом будут служить ваши знания.


Мы приветствуем на нашем корабле почетных пассажиров - наших гостей.

Давайте сделаем первую запись в нашем «судовом журнале» - тетради: число. Классная работа.

- Для начала вспомним: Что такое Лексика?

- Что такое лексикон?

Если у человека большой лексикон, то с ним интересно общаться – ведь он знает много слов! Но часто бывает так, как в стихотворении А.Барто.

2 ученика читают стихотворение по ролям.

Заранее, заранее всё было решено:

У школьников собрание, потом у них кино.
Домой придёт мой старший брат,
Он мне расскажет всё подряд,
Он объяснит мне, что к чему,
А я большая! Я пойму.
И вот он начал свой рассказ:
- Они ползут, а он им – раз!
А тут как раз она ползла.
А он как даст ему со зла!
Они ей – раз! Она им – раз!
Но тут как раз её он спас,
Он был с ней заодно…
Ух, сильное кино!
Нет, видно, я ещё мала:
Я ничего не поняла!

Вывод: Мы тоже ничего не поняли. У этого мальчика бедный словарный запас. Ведь чем богаче словарный запас человека, тем богаче его внутренний мир.


Итак, в путь по бескрайнему океану Лексики!

В пути вам нужна пища, поэтому за правильные, полные ответы я вам буду давать рыбки. Надеюсь, все будут активны и никто не останется «голодным»! (Ученики в ходе урока за каждый правильный, полный ответ получают «рыбку»).


2. Первый остров – Остров однозначных и многозначных слов.

Жители острова Однозначных и многозначных слов очень доброжелательны и хотят с вами познакомиться.

Давайте им докажем, что слово ЗЕМЛЯ – многозначное слово. Запишите в тетради под цифрами разные значения этого слова. Для справок: планета, территория, Родина, почва, суша.

1. Выполнив задание, мы получили право путешествовать по земле острова Однозначных и Многозначных Слов (земля – территория)

2. Шел, шел долговяз, в сыру землю увяз. (почва)

3. Мать с младенцем спасена, землю чувствует она. (суша)

4. Земля вращается вокруг Солнца. (планета)

5. Береги землю родимую, как мать любимую. (Родина)


3. А теперь мы подходим к острову Прямого и переносного значения.

Что такое прямое и переносное значение? (ответы)

Выполним задание жителей этого острова. Прочитайте предложения. Выпишите из них словосочетания со словом ЗОЛОТОЙ, укажите, в прямом или переносном значении оно употреблено:

- скорлупки золотые (сделаны из золота), золотые нивы (поля), золотой работник (трудолюбивый), золотая пора (беззаботная, веселая), золотая бабушка (добрая). А среди почетных пассажиров есть бабушка? Как вы понимаете выражение «золотая бабушка»?

Продолжаем наше путешествие.


4. Впереди остров ОСА. Он передает сигнал СОС! Раньше он назывался остров Омонимов, Синонимов, Антонимов, но теперь его захватили пираты и переименовали.

Мы должны спасти жителей острова.

Первое требование пиратов- подберите синонимы и антонимы. А что такое синонимы и антонимы? Запишите синонимы и антонимы (друг – приятель, товарищ, - враг, недруг; отважный – храбрый, трусливый; добрый – добродушный, сердечный, гуманный - злой). Молодцы. Мы спасли Синонимы и Антонимы.


Следующее требование пиратов: найти омонимы.

Что такое омонимы?

Давайте найдем омонимы в стишке, укажем их значение.

Встретились два друга: Игорь и Олег.

А у меня дома овсянка!

Подумаешь, у меня дома тоже овсянка.

Люблю овсянку!

И я люблю!

Она жёлтая, красивая такая!

И вкусная. Особенно с молоком!

Как это – вкусная! Как это – с молоком?

Да так. А ещё хороша с маслом или сахарным песком.

Да ты про что говоришь?!

Как это – про что? Про овсянку!

Про какую овсянку?

Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?

И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.

Каша песни пела?!

Какая каша? Не каша, а птица. Птица ов-сян-ка! Не слыхал про такую, что ли? –Пойдем ко мне – мою овсянку слушать.

Пойдем! А потом ко мне – мою овсянку кушать!

И друзья побежали.

Итак, мы спасли и омонимы. Жители острова благодарят вас за помощь. Продолжаем путешествие.


5. На острове Фразеологизмов живут веселые человечки, которые очень любят шутить и рисовать.

А что такое фразеологизмы?


1.Прочитайте выразительно стихотворения.


За столом сказала мать:
- Хватит языком болтать!
А сынишка осторожно:
- А болтать ногами можно?


За столом, Петрусь, -
Говорят, -
Прикуси язык, -
Говорят!
Он язык прикусил…
И сильней заголосил.


2. Выпишите из этих стихотворенийфразеологизмы, объясните их значения (языком болтать, прикусить язык).


3. Почему герои стихотворения попали в комичную ситуацию? (фразеологизм мы используем в переносном значении, а герои стихотворений использовали в прямом значении).


6. Последний остров нашего путешествия – Исторический.

. Как вы думаете, кто жители этого острова? (устаревшие слова).

- Что такое устаревшие слова?

- На какие 2 группы они делятся?

- Что такое архаизмы? Историзмы?

Задание: показать на себе части тела с помощью архаизмов (чело, уста, ланиты (щеки), десница (правая рука), очи).



7. Завершает нашу работу ТЕСТ.

1. Какое словосочетание употреблено в переносном значении?

А) каменное сердце
Б) каменное здание
В) золотые серьги


2. Найдите многозначное слово:

А) звезда
Б) самолет
В) композитор


3. Найдите архаизм:

А) врач;

Б) доктор;

В) лекарь.

4. Найдите заимствованное слово:

А) территория;

Б) земля;

В) пространство.


5. Запишите лишнее слово, которое не является синонимом:

Бросать, кидать, ловить


6. Найдите лишнее слово:

А) Водный

Б) Водяной

В) Водитель

Г) Наводнение


Вот и подошло к концу наше сегодняшнее путешествие по океану Лексики. Мы повторили и закрепили основные понятия темы «Лексика». Вы молодцы, смогли не только поучаствовать в путешествии, но и показать хорошие знания.


8. ИТОГ:

Для чего нужно использовать в речи синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы? (чтобы сделать нашу речь красивой, выразительной)

Главное, не забывайте: мир знаний необъятен, и человек не должен останавливаться на достигнутом. Он должен идти дальше и дальше, совершать открытия, узнавать новое, интересное и, конечно, путешествовать. Счастливого вам пути!


































Старченко С.


1.Капитан: Матросы, доложите обстановку!

3.Капитан: Молодцы! Приготовиться к отплытию!


Баранова А.


2.Домой придёт мой старший брат,
Он мне расскажет всё подряд,
Он объяснит мне, что к чему,
А я большая! Я пойму.
И вот он начал свой рассказ:
4. Нет, видно, я ещё мала:
Я ничего не поняла!


Гусев Д.


3.- Они ползут, а он им – раз!
А тут как раз она ползла.
А он как даст ему со зла!
Они ей – раз! Она им – раз!
Но тут как раз её он спас,
Он был с ней заодно…
Ух, сильное кино!

Мягкова Я.


1.Заранее, заранее всё было решено:

У школьников собрание, потом у них кино


Высотина Ю.


1- А у меня дома овсянка!

3– Люблю овсянку!

5– Она жёлтая, красивая такая!

7– Как это – вкусная! Как это – с молоком?

9– Да ты про что говоришь?!

11– Про какую овсянку?

13– И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.

15– Какая каша? Не каша, а птица. Птица ов-сян-ка! Не слыхал про такую, что ли? –Пойдем ко мне – мою овсянку слушать.

И друзья побежали.


Васильев И.

2-Подумаешь, у меня дома тоже овсянка.

4– И я люблю!

6– И вкусная. Особенно с молоком!

8– Да так. А ещё хороша с маслом или сахарным песком.

10– Как это – про что? Про овсянку!

12– Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?

14– Каша песни пела?!

16–Пойдем! А потом ко мне – мою овсянку кушать!

И друзья побежали.










  • Русский язык и литература
Описание:

Тип урока: обобщающий урок-путешествие

Форма: нетрадиционная

Класс: 5

Цель урока: Повторение и обобщение изученного материала по теме «Лексика» в нетрадиционной форме

Задачи:

Образовательные:

  • формировать умение подбирать антонимы, синонимы, омонимы; находить прямое, переносное значение слов; различать однозначные и многозначные слова
Автор Старостина Марина Валериевна
Дата добавления 11.10.2017
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 170
Номер материала MA-071834
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓