Обобщающий урок
по теме: « Пищеварение»
Цели:
1. Закрепить знания учащихся и углубить их по данной
теме;
2. Углубить знания учащихся о гигиенических правилах питания;
3. Продолжить формирование умения работать с дополнительной
литературой, самооценивание своих знаний.
Оборудование: ИКТ (слайдовая презентация, видеоролики),
таблицы, схема, образцы продуктов (пакет молока, йогурт, фрукты, овощи, мед…)
Эпиграф:
« Человек ест, чтобы жить, а не живет, чтобы есть».
Сократ.
Ход урока:
I.
Организационный
момент.
Тема на доске не записывается, уч-ся должны отгадать загадку:
Пища в организме расщепляется,
В вещества простые превращается;
Пищи происходит усвоение,
И тому виной ………………(пищеварение).
Девиз урока:
Чтобы много добиться,
Чтобы хорошо учиться,
Надо нам стараться
Правильно питаться!
Наш организм – сложнейшая физиологическая система, равной которой нет в
целой Вселенной. В нем все взаимосвязано. Подобно тому, как пища влияет на наши
органы и их функции, она действует и на наше мышление.
Мозг, питаемый насыщенной токсинами кровью, вряд ли сможет делать хорошо свою
работу. Наше мышление и наше здоровье находятся в прямой зависимости оттого,
что мы едим.
На столах у вас находятся « Маршрутный лист», все свои ответы
фиксируете в этом листе. В конце урока подсчитаете набранные баллы и выставите
себе оценку за работу на уроке!
II.Обобщение материала
А) Задание
«Собери рюкзак» (5 баллов)
Пишем в тетрадях
список продуктов питания и питательных веществ: мороженое, лимон, жирные
кислоты, нуклеиновые кислоты, хлеб, углеводы, треска, сливочное масло, белки,
глицерин, картофель, мясо, минеральные соли, колбаса, аминокислоты, вода, сыр,
жиры.
I вариант –
пищевые продукты;
II вариант –
питательные вещества.
Определить значение продуктов питания
Какой овощ содержит больше всего воды? (огурец)
Богата витамином С (капуста)
Являются источником углеводов (конфеты, фрукты, картофель, хлеб)
Пейте дети…. (молоко), будете здоровы! (белки, жиры, кальций…)
Б)
Видеоролик о пищеварении в организме человека (8 мин.)
В)
Задание «Понятийный диктант» (3 балла)
Нужно письменно дать определения по теме
“Пищеварительная система»
1 группа
• Перистальтика – волнообразные движения кишечника.
• Дентин – твердое основное вещество зуба, похожее на кость.
• Ферменты – биологические катализаторы (ускоряют процессы,
происходящие в организме)
2 группа
• Трипсин – фермент кишечника, расщепляющий белки до
аминокислот.
• Пульпа - мягкая часть в центре зуба.
• Кариес- болезнь зубов, разрушающая их
целостность.
3 группа
• Пищеварение - механическая и химическая обработка пищи в
пищеварительном канале.
• Аппендицит- воспаление аппендикса.
• Печень - самая крупная железа, вырабатывающая желчь.
Г) Задание «Цифровой диктант» Выпишите
названия органов пищеварения, которые обозначены цифрами с 1 по 10 (10
баллов)
1.ротовая полость
2.пищевод
3.печень
4.желудок
5.желчный пузырь
6.двенадцатиперстная
кишка
7.тонкий кишечник
8.толстый кишечник
9.аппендикс
10.прямая кишка
Д) Задание на соответствие (5 баллов)
Органы
|
Функции
|
1.ЖЕЛУДОК
|
А. Выделение
пепсина
|
2.ПЕЧЕНЬ
|
Б. Создание
гликогена.
|
|
В. Расщепление
белка.
|
|
Г. Образование
желчи
|
|
Д. Образование
мочевины.
|
|
Е. Поддерживания
постоянства глюкозы в крови
|
|
Ж. Уничтожение
бактерий при помощи соляной кислоты.
|
Ответы: 1 – А, В,
Ж; 2 – Б, Г, Д, Е
Ж) Задание «В пещере колдунов» (5 баллов)
Загадочные цифры: 32,
3 литра, 1,5 кг, 5-6 м, 3 группы
Необходимо разгадать
какое отношение эти цифры имеют к пищеварению?
Ответы:
32 - зубы; 3
литра - емкость желудка; 1,5 кг - вес
печени; 5-6 м - длина
тонкого кишечника; 3 группы - питательные вещества:
белки, жиры, углеводы
«Черный ящик»
*То, что находится
в черном ящике, пользуется особой популярностью. *Занимает особое место не
только в рационе, но и в культуре многих народов мира.
*Представляет
собой богатейший источник витаминов, минералов и питательных веществ, о которых
ещё много лет назад узнали наши предки.
*В нём содержится
более 300 различных компонентов, большинство из которых являются целебными.
Особого внимания заслуживают витамины, аминокислоты, эфирные масла, дубильные
вещества.
Подсказка:
1.Его можно назвать
питательным напитком, так как в нём много белков, по
количеству которых его можно сравнить с бобовыми.
2.Существует большое
количество сортов этого напитка, которые отличаются между собой вкусом, цветом,
запахом, способом обработки и местом произрастания, но все они полезны и нашли
своих поклонников.
«Вопросы из шляпы»
-Что
сильно затруднено при ангине? (Глотание)
- Защитник дыхания от глотания? ( Надгортанник)
-Что воспринимают хеморецепторы? (Запах)
- Зубное хранилище человека – это? ( Рот)
-Хищный зуб человека (Клык)
- Что в зубе убивают мышьяком? (Нерв)
-Какой мышечный орган, из- за особенности расположения волокон, никогда
не устает? (Язык, состоит из восьми мышечных волокон, своеобразно
переплетенных между собой и является самым гибким органом в человеческом
организме.)
- «Топливный бак человека» - это (Желудок)
- Не только часть тела, в которой расположены органы пищеварения, но и
слово «жизнь» на языке наших предков (Живот)
- Латинский «придаток» к человеческому организму (Аппендикс)
- Какой питательный продукт вырабатывается в организме матери при лактации?
(Молоко)
-Какая челюсть движется при жевании? (Нижняя)
З) «Вершина горы» Познавательные задачи
1.В чём же
заключается значение пищи?
Почему человек
не может без неё существовать?
2. Из чего
должна состоять пища и почему?
И) Видеоролик о правильном питании (1мин)
III. Вывод.
Стихотворение
Необходим для
всех, простых и гениев
Процесс под названием ПИЩЕВАРЕНИЕ.
Снабжает нас энергией и веществами,
Жить без которых мы бы и не стали.
Пищевой комок совершает долгий путь,
Много раз прожевать ты его не забудь.
Проходит глотку, пищевод,
Желудок – замечательный завод.
Где температура, кислота и слизь,
Воздействуют на пищу, задержись!
Кишечник завершает всю работу,
Спасибо организму за заботу.
Разбалловка:
28-25 баллов
оценка «5»
24-20 баллов
оценка «4»
19- 14 баллов оценка
«3»
меньше 14 баллов -
необходимо проработать тщательно тему, чтобы сдать зачет.
IV. Рефлексия
Каждый учащийся
должен выбрать смайлик, который отражает его внутренне состояние в конце урока
Мне грустно, я не все понял Я злюсь на себя Мне
понравилось
Я в восторге, я все
понял Я удивлен
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.