Обмен
опытом по теме: «Педагогические технологии как составная часть образовательной
среды».
(Слайд 1) Поиски ответов не только на вопросы "чему
учить?", "зачем учить?", "как учить?", но и на вопрос
"как учить результативно?" привели ученых и практиков к попытке
"технологизировать" учебный процесс, т.е. превратить обучение в
своего рода производственно-технологический процесс с гарантированным
результатом, и в связи с этим в педагогике появилось направление - педагогические
технологии.
(Слайд 2) Педагогическая технология – это
совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор
и компоновку форм, методов,
способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий
педагогического процесса (Б.Т. Лихачев).
... сам термин
«педагогическая технология» сравнительно новый для педагогики, поэтому
в его понимании и определении пока нет единогласия.
…технология в максимальной степени связана с
учебным процессом - деятельностью учителя и
ученика, ее структурой, средствами, методами и формами. Поэтому в структуру педагогической технологии
входят:
1)
научный: педагогические технологии – часть педагогической
науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая
педагогические процессы;
2) процессуально - описательный: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения
планируемых результатов учебного материала;
3) процессуально - действенный: осуществление технологического (педагогического)
процесса, методы и формы учебной деятельности школьников; методы и формы
работы учителя; деятельность учителя по управлению процессом усвоения
материала; диагностика учебного процесса .
Кроме понятия «педагогическая технология» в педагогической
теории и практике часто оперируют терминами «образовательная технология»,
«воспитательная технология», «информационная технология».
При таком подходе понятие «педагогическая технология»
является обобщенным названием всех видов технологий, применяемых в
образовании.
Требования к современному образованию побуждают учителей к
поиску новых современных эффективных технологий преподавания, позволяющих
достичь более высоких результатов обучения и воспитания, внедрять новые
образовательные технологии в учебный процесс. Одной из основных задач в учебном
процессе для меня является развитие у учащихся интереса к учению. Данную задачу
решаю, применяя на уроке современные обучающие технологии в учебном процессе,
позволяющее разнообразить формы и средства обучения, повышающее творческую
активность учащихся. Эти технологии и даже постоянно используемые их элементы,
выстроенные системно, помогают рационально организовать учебный процесс,
применить личностно-ориентированный подход, активно использовать ТСО и ИКТ,
Интернет – технологии, создают условия для активной собственной познавательной деятельности
учащихся, поощряют стремления ученика к поиску своих траекторий и способов
решения, создают “ситуации успеха ”, развивают самоконтроль и взаимоконтроль.
Каждая конкретная технология обучения имеет свои признаки, определение,
функцию, структуру, характерные только для нее.
Опыт моей работы (стаж – 24 года) показывает, что
моделирование уроков в различных технологиях – дело не простое, но сегодня это
требование времени. Учитель уже в начальной школе должен демонстрировать на
уроке разные стратегии учения, чтобы сформировать способность личности учиться
всю жизнь, способность к саморазвитию.
Для достижения этой цели существует множество программ,
развитие личности может происходить при любой программе. Всё зависит от того, какими
методами пользуется учитель для того, чтобы воспитать и развить в ребёнке
активную, смелую, решительную личность.
(Слайд 3) Достичь этой цели мне помогают современные педагогические (обучающие) технологии:
· технологии личностно-ориентированного
обучения,
· технология развивающего обучения,
· технология проблемного обучения,
· технология критического мышления,
· технология индивидуализации обучения
(воспитания).
· игровая технология,
· технология информационно-коммуникативная,
· групповая технология,
· технология учебного взаимодействия,
· технология педагогика сотрудничества,
· технология уровневой дифференциации,
·
технология проектно-исследовательской деятельности,
·
технологии здоровьесберегающие
·
Тестовые технологии
·
технология модульного обучения.
Из выше сказанного, можно сделать вывод: каждый педагог выбирает для
себя те технологии, которые ему ближе по духу, больше соответствуют его творческим
устремлениям в достижении поставленных целей образования и воспитания учащихся.
Используя в своей работе
разные педагогические технологии, подробнее остановлюсь на тех которые я чаще
всего использую в своей работе - ИКТ, игровые, здоровьесберегающие, тестовые.
(Слайды
4-6) Часто нашим урокам не хватает той яркости повествования,
чтобы не охладить, а наоборот, разжечь это стремление. Урок должен быть ярким,
эффектным, эмоциональным, а главное - продуктивным. Только тогда знания,
переданные детям, надолго запомнятся, станут прочной основой того фундамента,
на который будет опираться всё его дальнейшее образование. Помочь учителю в
решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и
современных информационно-коммуникационных технологий.
По наблюдениям психологов:
У сегодняшних учащихся потребность в визуализации
информации гораздо выше и презентации и Интерактивная доска, независимо от
того, для каких целей, на каком этапе урока они применяются, являются
инструментом визуального представления данных (нельзя забывать и о том, что в
младшем школьном возрасте преобладает наглядно-действенное и наглядно-образное
мышление). Большую часть информации воспринимают зрительно и на слух.
Учебник, доска, мел, карточки с заданиями и
бумажные плакаты – это составляющие части педагогических технологий, которые
были хороши в прошлом. Новое поколение школьников, выросшее на ТВ, компьютерах
и мобильных телефонах, у которого гораздо выше потребность в темпераментной
визуальной информации и зрительной стимуляции, требуют от учителя другого
подхода).
Я использую компьютер на
всех этапах: как при подготовке урока, так и в процессе обучения: при
объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН и
на всех уроках.
Урок с использованием информационных технологий становится
более интересным для учащихся, в результате, становится более эффективное усвоение
знаний; улучшается уровень наглядности на уроке.
Повышение эффективности урока за счет наглядности. Конечно,
достигнуть этого можно и другими методами (плакаты, карты, таблицы, записи на
доске), но компьютерные технологии, бесспорно, создают гораздо более высокий
уровень наглядности.
(Слайды 7-19) Для получения новой информации и расширения кругозора
учащихся на уроках использую презентации, которые составляю сама с привлечением
материала, взятого из Интернет ресурсов. Дети с удовольствием смотрят слайды,
принимают активное участие в обсуждении увиденного слушают аудиозаписи mp3. Применение компьютера на уроках труда, литературы и
познания мира очень эффективно помогает в развитии познавательного процесса
младших школьников.
Почему я выбрала именно
презентацию? Использование презентации сопровождает и иллюстрирует объяснения
учителя, обогащает рассказ учителя, делает его более доступным и
запоминающимся. Это сопровождение позволяет воспринимать информацию не только
на слух, но и визуально. Такое использование одновременно нескольких каналов
восприятия информации усиливает обучающий эффект. Кроме обеспечения наглядности,
презентация помогает упорядочить знания. К тому же учитель сам может
скомпоновать учебный материал, исходя из особенностей своего класса, предмета,
темы урока.
(Слайды 20-33) Для уроков окружающего мира презентация просто находка. Картинки
окружающей нас природы, животные, моря, океаны, природные зоны, круговорот
воды, цепочки питания – всё можно отразить на слайдах. И проверить знания
проще: тесты, кроссворды, ребусы, шарады – всё делает урок увлекательным, а
следовательно, запоминающимся.
(Слайды 34-42) Мной широко используется Тестовая технология
Формы тестовых заданий,
получившие наибольшее распространение:
1.
Закрытые тестовые задания (с выбором правильного
варианта ответа).
2. Открытые тестовые задания.
3. Задания на установление соответствия.
4.
Задания на установление правильной
последовательности.
Единственная форма заданий, в которых вероятность отгадывания равна
нулю - открытые тестовые задания.
При активном использовании ИКТ в начальной школе успешнее
достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области
коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать
свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и
письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения,
повышается интерес к изучаемым предметам.
Анализируя опыт использования ИКТ на
различных уроках в начальной школе, можно с уверенностью сказать, что
использование информационно-коммуникационных технологий позволяет:
• обеспечить положительную мотивацию
обучения;
• проводить уроки на высоком эстетическом и
эмоциональном уровне (музыка, анимация);
• обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);
• повысить объем выполняемой на уроке
работы в 1,5 – 2 раза;
• усовершенствовать контроль знаний;
• рационально организовать учебный процесс,
повысить эффективность урока;
• формировать навыки подлинно
исследовательской деятельности;
• обеспечить доступ к различным справочным
системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
Я уверена, что
использование информационных технологий может преобразовать преподавание
традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав
процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно
более высокий уровень интерес детей к учебе,
(Слайды 43-62) В
своей работе постоянно использую игровую технологию. Ведущим
методом на таких уроках является игра: ролевая, сюжетная, игра-путешествие,
дидактическая игра. Игра необходима для
снижения психических и физических перегрузок. С помощью презентаций открываются
большие возможности для привлечения элементов игры и занимательности на уроках.
Игровую деятельность можно использовать
на разных этапах урока:
Для освоения понятия, темы и даже раздела
учебного предмета (урок-путешествие «Путешествие по стране Знаний», урок-игра
«Цирк», урок-КВН, урок-соревнование).
В качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления,
упражнения, контроля) (игры, игровые элементы)- игры «в слова», игры «со
словами», «Дополни слово», «Перевёрнутые слова», «Соедини половинки слов». В любой урок можно внести
элементы игры. Например, на уроке решения задач учащихся класса надо разделить
на несколько команд и провести соревнование. Команда, решившая
большее количество задач поощряется хорошими отметками.
Считаю, что наша задача сегодня – научить ребенка различным
приёмам и методам сохранения и укрепления своего здоровья.
(Слайды 63-73)
Свои уроки стараюсь строить, ставя перед собой цель: как сохранить и укрепить
здоровье? Для этого использую приемы здоровьесберегающих технологий.
Создание благоприятного эмоционально-психологического
микроклимата на уроках играет важную роль.
Здоровьесберегающие технологии могут
применяться как в урочной деятельности, так и во внеклассной работе. Здоровье
сберегающий подход необходим на всех этапах урока, поскольку предусматривает
чёткое чередование видов деятельности.
В уроки, внеклассные мероприятия по
предмету включаю гимнастику, гимнастику для глаз, танцевально-ритмические
паузы (под музыку), физкультминутки.
Физкультминутку можно выбирать в зависимости от
преобладающей деятельности на уроке: Если преобладающий вид деятельности
письмо, то использую упражнения для снятия общего или локального утомления,
упражнения для кистей рук; если чтение - гимнастику для глаз.
Комплексное использование здоровьесберегающих технологий в
учебном и воспитательном процессе позволяет снизить утомляемость, улучшает эмоциональный
настрой и повышает работоспособность младших школьников, а это в свою очередь
способствует сохранению и укреплению их здоровья.
(Слайд 18) Использование
современных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных
предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и
запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий
уровень интерес детей к учебе. Учить ребенка радостно, без принуждения –
возможно, если в своей работе педагог использует инновационные педагогические технологии.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.