Обращаем Ваше внимание: Министерство образования и науки рекомендует в 2017/2018 учебном году включать в программы воспитания и социализации образовательные события, приуроченные к году экологии (2017 год объявлен годом экологии и особо охраняемых природных территорий в Российской Федерации).

Учителям 1-11 классов и воспитателям дошкольных ОУ вместе с ребятами рекомендуем принять участие в международном конкурсе «Законы экологии», приуроченном к году экологии. Участники конкурса проверят свои знания правил поведения на природе, узнают интересные факты о животных и растениях, занесённых в Красную книгу России. Все ученики будут награждены красочными наградными материалами, а учителя получат бесплатные свидетельства о подготовке участников и призёров международного конкурса. ПОДАТЬ ЗАЯВКУ НА КОНКУРС.
Главная / Начальные классы / Обмен опытом по теме: «Педагогические технологии как составная часть образовательной среды».

Обмен опытом по теме: «Педагогические технологии как составная часть образовательной среды».

Скачать материал


Обмен опытом по теме: «Педагогические технологии как составная часть образовательной среды».


(Слайд 1) Поиски ответов не только на вопросы "чему учить?", "зачем учить?", "как учить?", но и на вопрос "как учить результативно?" привели ученых и практиков к попытке "технологизировать" учебный процесс, т.е. превратить обучение в своего рода производственно-технологический процесс с гарантированным результатом, и в связи с этим в педагогике появилось направление - педагогические технологии.

(Слайд 2) Педагогическая технологияэто совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев).

... сам термин «педагогическая технология» сравнительно новый для педагогики, поэтому в его понимании и определении пока нет единогласия.

…технология в максимальной степени связана с учебным процессом - деятельностью учителя и ученика, ее структурой, средствами, методами и формами. Поэтому в структуру педагогической технологии входят:

  1. научный: педагогические технологии – часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;

  2. процессуально - описательный: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов учебного материала;

  3. процессуально - действенный: осуществление технологического (педагогического) процесса, методы и формы учебной деятельности школьников; методы и формы работы учителя; деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала; диагностика учебного процесса .

Кроме понятия «педагогическая технология» в педагогической теории и практике часто оперируют терминами «образовательная технология», «воспитательная технология», «информационная технология».

При таком подходе понятие «педагогическая технология» явля­ется обобщенным названием всех видов технологий, применяемых в образовании.

Требования к современному образованию побуждают учителей к поиску новых современных эффективных технологий преподавания, позволяющих достичь более высоких результатов обучения и воспитания, внедрять новые образовательные технологии в учебный процесс. Одной из основных задач в учебном процессе для меня является развитие у учащихся интереса к учению. Данную задачу решаю, применяя на уроке современные обучающие технологии в учебном процессе, позволяющее разнообразить формы и средства обучения, повышающее творческую активность учащихся. Эти технологии и даже постоянно используемые их элементы, выстроенные системно, помогают рационально организовать учебный процесс, применить личностно-ориентированный подход, активно использовать ТСО и ИКТ, Интернет – технологии, создают условия для активной собственной познавательной деятельности учащихся, поощряют стремления ученика к поиску своих траекторий и способов решения, создают “ситуации успеха ”, развивают самоконтроль и взаимоконтроль. Каждая конкретная технология обучения имеет свои признаки, определение, функцию, структуру, характерные только для нее.

Опыт моей работы (стаж – 24 года) показывает, что моделирование уроков в различных технологиях – дело не простое, но сегодня это требование времени. Учитель уже в начальной школе должен демонстрировать на уроке разные стратегии учения, чтобы сформировать способность личности учиться всю жизнь, способность к саморазвитию.

Для достижения этой цели существует множество программ, развитие личности может происходить при любой программе. Всё зависит от того, какими методами пользуется учитель для того, чтобы воспитать и развить в ребёнке активную, смелую, решительную личность.

(Слайд 3) Достичь этой цели мне помогают современные педагогические (обучающие) технологии:

  • технологии личностно-ориентированного обучения,

  • технология развивающего обучения,

  • технология проблемного обучения,

  • технология критического мышления,

  • технология индивидуализации обучения (воспитания).

  • игровая технология,

  • технология  информационно-коммуникативная,

  • групповая технология,

  • технология учебного взаимодействия,

  • технология педагогика сотрудничества,

  • технология уровневой дифференциации,

  • технология проектно-исследовательской деятельности,

  • технологии здоровьесберегающие

  • Тестовые технологии

  • технология модульного обучения.

       Из выше сказанного, можно сделать вывод: каждый педагог выбирает для себя те технологии, которые ему ближе по духу, больше соответствуют его творческим устремлениям в достижении поставленных целей образования и воспитания учащихся.

     Используя в своей работе разные педагогические технологии, подробнее остановлюсь на тех которые я чаще всего использую в своей работе - ИКТ, игровые, здоровьесберегающие, тестовые.

(Слайды 4-6) Часто нашим урокам не хватает той яркости повествования, чтобы не охладить, а наоборот, разжечь это стремление. Урок должен быть ярким, эффектным, эмоциональным, а главное - продуктивным. Только тогда знания, переданные детям, надолго запомнятся, станут прочной основой того фундамента, на который будет опираться всё его дальнейшее образование. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационно-коммуникационных технологий.

По наблюдениям психологов:

У сегодняшних учащихся потребность в визуализации информации гораздо выше и презентации и Интерактивная доска, независимо от того, для каких целей, на каком этапе урока они применяются, являются  инструментом визуального представления данных (нельзя забывать и о том, что в младшем школьном возрасте преобладает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление). Большую часть информации воспринимают зрительно и на слух.

Учебник, доска, мел, карточки с заданиями и бумажные плакаты – это составляющие части педагогических технологий, которые были хороши в прошлом. Новое поколение школьников, выросшее на ТВ, компьютерах и мобильных телефонах, у которого гораздо выше потребность в темпераментной визуальной информации и зрительной стимуляции, требуют от учителя другого подхода).

Я использую компьютер на всех этапах: как при подготовке урока, так и в процессе обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН и на всех уроках.

Урок с использованием информационных технологий становится более интересным для учащихся, в результате, становится более эффективное усвоение знаний; улучшается уровень наглядности на уроке.

Повышение эффективности урока за счет наглядности. Конечно, достигнуть этого можно и другими методами (плакаты, карты, таблицы, записи на доске), но компьютерные технологии, бесспорно, создают гораздо более высокий уровень наглядности.

(Слайды 7-19) Для получения новой информации и расширения кругозора учащихся на уроках использую презентации, которые составляю сама с привлечением материала, взятого из Интернет ресурсов. Дети с удовольствием смотрят слайды, принимают активное участие в обсуждении увиденного слушают аудиозаписи mp3. Применение компьютера на уроках труда, литературы и познания мира очень эффективно помогает в развитии познавательного процесса младших школьников. 

Почему я выбрала именно презентацию? Использование презентации сопровождает и иллюстрирует объяснения учителя, обогащает рассказ учителя, делает его более доступным и запоминающимся. Это сопровождение позволяет воспринимать информацию не только на слух, но и визуально. Такое использование одновременно нескольких каналов восприятия информации усиливает обучающий эффект. Кроме обеспечения наглядности, презентация помогает упорядочить знания. К тому же учитель сам может скомпоновать учебный материал, исходя из особенностей своего класса, предмета, темы урока.

(Слайды 20-33) Для уроков окружающего мира презентация просто находка. Картинки окружающей нас природы, животные, моря, океаны, природные зоны, круговорот воды, цепочки питания – всё можно отразить на слайдах. И проверить знания проще: тесты, кроссворды, ребусы, шарады – всё делает урок увлекательным, а следовательно, запоминающимся.

(Слайды 34-42) Мной широко используется Тестовая технология

Формы тестовых заданий, получившие наибольшее распространение:

  1. Закрытые тестовые задания (с выбором правильного варианта ответа).

  2. Открытые тестовые задания.

  3. Задания на установление соответствия.

  4. Задания на установление правильной последовательности.

Единственная форма заданий, в которых вероятность отгадывания равна нулю - открытые тестовые задания.

При активном использовании ИКТ в начальной школе успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения, повышается интерес к изучаемым предметам.

Анализируя опыт использования ИКТ на различных уроках в начальной школе, можно с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникационных технологий позволяет:

• обеспечить положительную мотивацию обучения;

• проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);
• обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);

• повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза;

• усовершенствовать контроль знаний;

• рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;

• формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;

• обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

Я уверена, что использование информационных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе,
(Слайды 43-62) В своей работе постоянно использую игровую технологию. Ведущим методом на таких уроках является игра: ролевая, сюжетная, игра-путешествие, дидактическая игра. Игра необходима для снижения психических и физических перегрузок. С помощью презентаций открываются большие возможности для привлечения элементов игры и занимательности на уроках.
Игровую деятельность можно использовать на разных этапах урока: 
Для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета (урок-путешествие «Путешествие по стране Знаний», урок-игра «Цирк», урок-КВН, урок-соревнование).  В качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля) (игры, игровые элементы)- игры «в слова», игры «со словами», «Дополни слово», «Перевёрнутые слова», «Соедини половинки слов». В любой урок можно внести элементы игры. Например, на уроке решения задач учащихся класса надо разделить на несколько команд и провести соревнование. Команда, решившая большее количество задач поощряется хорошими отметками.

Считаю, что наша задача сегодня – научить ребенка различным приёмам и методам сохранения и укрепления своего здоровья.

(Слайды 63-73) Свои уроки стараюсь строить, ставя перед собой цель: как сохранить и укрепить здоровье? Для этого использую приемы здоровьесберегающих технологий.

Создание благоприятного эмоционально-психологического микроклимата на уроках играет важную роль.
Здоровьесберегающие технологии могут применяться как в урочной деятельности, так и во внеклассной работе. Здоровье сберегающий подход необходим на всех этапах урока, поскольку предусматривает чёткое чередование видов деятельности. 
В уроки, внеклассные мероприятия по предмету включаю гимнастику, гимнастику для глаз, танцевально-ритмические паузы (под музыку), физкультминутки.

Физкультминутку можно выбирать в зависимости от преобладающей деятельности на уроке: Если преобладающий вид деятельности письмо, то использую упражнения для снятия общего или локального утомления, упражнения для кистей рук; если чтение - гимнастику для глаз. 

Комплексное использование здоровьесберегающих технологий в учебном и воспитательном процессе позволяет снизить утомляемость, улучшает эмоциональный настрой и повышает работоспособность младших школьников, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению их здоровья.

(Слайд 18) Использование современных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе. Учить ребенка радостно, без принуждения – возможно, если в своей работе педагог использует инновационные педагогические технологии. 

4


Обмен опытом по теме: «Педагогические технологии как составная часть образовательной среды».
Скачать материал
  • Начальные классы
Описание:

Цель: рассказать об использавании современных педагогических технологий на своих уроках, их положительном и эффективном применении может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе.

     У сегодняшних учащихся потребность в визуализации информации гораздо выше и презентации и Интерактивная доска, независимо от того, для каких целей, на каком этапе урока они применяются, являются  инструментом визуального представления данных. 




Самые низкие цены на курсы переподготовки

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования действуют 50% скидки при обучении на курсах профессиональной переподготовки.

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Обучение проходит заочно прямо на сайте проекта "Инфоурок", но в дипломе форма обучения не указывается.

Начало обучения ближайшей группы: 25 октября. Оплата возможна в беспроцентную рассрочку (10% в начале обучения и 90% в конце обучения)!

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: https://infourok.ru

Скачать материал
Автор Гольдберг Ирина Владимировна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1062
Номер материала 31102
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓