Инфоурок Классному руководителю Другие методич. материалыОб экологической экспедиции «Веселое путешествие в царство МИС ХУМ»

Об экологической экспедиции «Веселое путешествие в царство МИС ХУМ»

Скачать материал

                                                        Утверждаю:

Директор АНО «Логос»

Карпушева Е.Т.

 

Положение

Об экологической экспедиции

«Веселое путешествие в царство МИС ХУМ»

(по программе «Путешествие по Заозерью»)

 

Цель экспедиции: в игровой форме познакомить младших школьников  с экологией леса, с его ролью  в природе и в жизни человека, помочь детям  усвоить правила поведения человека в лесу.

Время и место проведения:  село Всеволодо-Благодатское,

с 25 по 28 декабря 2008 года.

Участники: дети младшего школьного возраста.

Организаторы: Этнокультурный экологический центр «Былина в Заозерье» (при поддержке МУ ОМПК и участии Уральского Экологического Союза).

Руководитель экспедиции: Карпушева Е.Т.

Волонтеры:   инструкторы и лидеры ДМОЭД «Зеленый дозор»   Денис Вотинов,  Олег Степанов.            

 

 

 

 

 

 

Программа заезда:

 

25 декабря:                       День 1-й: заезд

13.10  - Отъезд на рейсовом автобусе № 128 от вокзала

14.40 - Приезд  в село, размещение и обустройство в доме.

15.00 - Знакомство с Хозяйкой леса - МИС ХУМ и ее помощниками. ЗАКОНЫ ДОМА. Распределение дежурных и их обязанностей

15.30 - ПОЛДНИК: чай с печеньем.

16.30 – 17.30 - Первое путешествие - СОПКА-ГОРА («За волшебным клубком МИС ХУМ»): путешествие совершается по карте в двух командах по 5-7 человек под руководством старших. На экологической тропе через игру дети знакомятся с достопримечательностями села:

§ Канавой,

§ колодцем «Рябиновым»,

§ деревянным «старожилом»,

§ смотровой вышкой,

§ бывшим зданием церкви,

§ колодцем «Кедровый».

 18.00 – 19.00  - УЖИН.

 19.00 – 19.45  - Подготовка к «веревочному курсу»: игры на командное  взаимодействие, подготовка командной визитки, разучивание песни экспедиции.

19.45 – 20.30   - Представление команд, игры в кругу.

 20.30 – Вечерняя прогулка по улице Серова.

 21.00 – Вечерний чай.

 21.30 – Игра  «Мне понравились все, но особенно…».  Вечерняя песня.

 22.00 – 22.30 – Подготовка ко сну. Отбой под сказки и легенды.

 

 

26 декабря                   День 2-й: «Вот оно какое –  Заозерье»

 8.00 – Подъем дежурных.

 8.30. – Общий подъем. «Бодрячок». «Проснулся – прибери свой дом!»

9.30 – 10.30– Завтрак.

 10.30. -11.00 – Общий круг «Пора в дорогу» (выдача маршрутных листов и заданий, инструктаж команд перед походом, правила поведения группы на маршруте).

 11.00 – 12.30 – Тропами Заозерья: «Озеро Верхнее» и «Маячок» (две команды идут по разным маршрутам с остановками, играми, знакомством с лесом и его обитателями).

12.30 – 13.00 - Горячий чай. Обмен впечатлениями о путешествии в кругу.

13.00 – 13.45 – Игра «Путешествие в страну вежливых ребят».

14.00 – 15.00 – ОБЕД.

15.00 – 16.00 – «Путешествие в Сказку» (чтение волшебной сказки, постановка сказки в «Театре экспромтов», загадки о сказке).

16.00 – 17.00 – Подготовка к «веревочному курсу» (по командам): игры на командное  взаимодействие.

17.00 – ПОЛДНИК.

17.30 – 18.00 – Час искусств (рисование).

18.00 – 19.00  - УЖИН.

 19.00 – 19.45  - Подготовка к «веревочному курсу» (продолжение).

 19.45. – 21.00 - «Веревочный курс» (адаптирован для младшего школьного возраста) из пяти заданий.

 21.00 – Вечерний чай.

21.30 – Вечерний круг «Итоги дня».  Вечерняя песня.

 22.00 – 22.30 – Подготовка ко сну. Отбой под сказки и легенды.

 

 

27 декабря                              День 3-й: «Тропами Заозерья»

8.00 – Подъем дежурных.

 9.00. – Общий подъем. «Бодрячок». «Проснулся – прибери свой дом!»

9.30 – 10.30– Завтрак.

 10.30. -11.00 – Общий круг «Пора в дорогу» (выдача маршрутных листов и заданий, инструктаж команд перед походом, повторение правил поведения групп на маршруте).

 11.00 – 12.30 – Тропами Заозерья: «Озеро Верхнее» и «Маячок» (команды меняются маршрутами).

12.30 – 13.00 - Горячий чай. Обмен впечатлениями о путешествии в кругу.

13.00 – 13.45 – КТД «Мы – путешественники» (создание коллажа о путешествиях 3-х дней).

14.00 – 15.00 – ОБЕД.

15.00 – 17.00 – «Волшебная нить МИС ХУМ» (работа с шерстяными нитками: аппликация, пояски, кукла-оберег)

17.00 – ПОЛДНИК.

17.30 – 18.00 – Час искусств (чтение).

18.00 – 19.00  - УЖИН.

 19.00 – 20.30  - Ролевая игра «12 месяцев».

20.30 – Вечерняя прогулка.

  21.00 – Вечерний чай.

21.30 – Свечка.  Вечерняя песня.

 22.00 – 22.30 – Подготовка ко сну. Отбой под сказки и легенды.

 

 

28 декабря                       День 4-й: Отъезд

8.00 – Подъем дежурных.

 9.00. – Общий подъем. «Бодрячок». «Проснулся – прибери свой дом!»

9.30 – 10.30– Завтрак.

 10.30. – 12.00 – Путешествие последнее: ПЕТРЯЙ (разведение костра)

12.00 – 13.00 – «Паутина».

13.00 – ОБЕД.

13.45 – Общий сбор, наведение порядка

14.10 – Выход на остановку. Отправление автобуса 14.40. Приезд в город в 16.00

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

1.   Знакомство с Хозяйкой леса - МИС ХУМ и ее помощниками.

МИС ХУМ – мифическое существо манси, стоящее на охране леса, иначе Лесная Дева.

Необходим костюм Лесной Девы, который одевается утром и вечером, а также во время сказывания (чтения) сказок.

Помощники МИС ХУМ – духи Леса, которые помогают людям, если они относятся к Лесу как к живому существу, как к другу. Специальной одежды не требуется.

МИС ХУМ приветствует гостей дома, которые на 4 дня становятся его хозяевами, а значит, ответственными за чистоту и порядок в нем. Чтобы легче было стать ХОЗЯЕВАМИ, детям читаются ЗАКОНЫ ДОМА. Вместе обсуждаются и принимаются.

Назначаются ОТВЕТСТВЕННЫЕ ДЕЖУРНЫЕ из числа взрослых на каждый из 4-х дней. Среди детей идет распределение дежурства и утверждение обязанностей дежурных.

Обязанности дежурных:

·      Вставать на полчаса раньше, чем все. За это время успеть приготовить – воду в умывальник, дрова к печке, помочь ответственному дежурному с завтраком.

·      Накрывать на стол и убирать со стола.

·      Следить, чтобы в умывальнике всегда была теплая вода и  было чисто в доме.

·      По просьбе ответственного дежурного помогать в мытье посуды.

·      Сдавать дежурство следующей паре дежурных.

 

 

 

 

 

 

2.   Первое путешествие - СОПКА-ГОРА

(или «За волшебным клубком МИС ХУМ»)

 

Путешествие совершается по карте в двух командах по 5-7 человек под руководством старших по экологической тропе по селу Всеволодо-Благодатскому (команды движутся на встречу друг другу).

На экологической тропе через игру дети знакомятся с достопримечательностями села, получают знания по краеведению и  реализации программы «Родники».

 

Остановки на экологической тропе:

КАНАВА

История села началась, наверное, с того момента, когда помещики Всеволожские прослышали, что горнозаводское дело, особенно золотодобыча, дают большой доход. Всеволожские решили приобрести на Урале свободные земли, построить на них заводы, открыть прииски. В это время бароны Строгановы продавали часть своих вотчин на Северном Урале. Они почти не использовали их. На этих землях жили вогулы и остяки, у которых не было постоянного хозяйства, потому что вели кочевой образ жизни.

И все же богатый помещик Андрей Всеволодович Всеволожский купил у Строгановых Заозерную дачу за 30 000 рублей. Это событие произошло в 1773 году. Однако обживать дачу в Заозерье новые хозяева стали лишь в 20-х годах девятнадцатого века. Они привезли сюда крестьян из Пермской губернии, намереваясь с их помощью построить медеплавильный завод. Для этого подготовили две шахты, заложили еще две, начали возводить завод. А так как вблизи села не оказалось ни одной речки, то от озера Верхнего прокопали канаву. Но ошиблись в расчетах: из-за несоответствия уровней местности вода самотеком не пошла. В результате образовалось болотце, которое делит село как бы на две части и называется Канавой. Тем не менее, несмотря на неудачное строительство медеплавильного завода, село росло и развивалось: добывали золото, появились школа, аптека, контора по управлению дачей, приисковая контора.

 

КОЛОДЕЦ «РЯБИНОВЫЙ»

«Родник» от слова «род». Один уважаемый человек сказал: «Самое святое, что всегда помнилось и доносилось из детства через всю жизнь каждого человека – это родник». Может, и в вашем детстве появится такой родник, которой останется  в памяти на всю  жизнь? Сказки про живую и мертвую воду читали, а легенды о чистой воде знаете?…Наш край славится пока чистой водой. В областной программе «Родники» Североуральск плодотворно работает с 2002 года. За шесть лет обустроено семьродников. Обновлены колодцы и скважины во Всеволодо-Благодатском. Есть, где путешественнику, дачнику, грибнику-ягоднику присесть, отдохнуть, в жаркий день жажду утолить. Один из самых красивых - колодец «Рябиновый». Он оформлен деревом с резной надписью. Возле колодца растут две рябины, а сам колодец находится на улице Плаксина. Плаксин - герой гражданской войны, погибший от рук белогвардейцев. И капли крови его крови были похожи на ягоды рябины.

 

 

ДЕРЕВЯННЫЙ ДОЛГОЖИТЕЛЬ

Он стоит на окраине села - большой хозяйственный амбар (по другим сведениям - архив) - основателей села господ Всеволожских. Потом здесь располагался клуб, изба-читальня. Правда, крыша его - сплошное решето, и в дожди там спасенья нет. Здание это почернело от времени. Амбару уже более 175 лет, а лиственницам, из которых он сделан, и более 500 лет. Этот амбар - свидетельство редкого случая «деревянного» долголетия, уникальный случай даже в масштабах России.

 

СМОТРОВАЯ ВЫШКА на СОПКЕ-ГОРЕ

У всего на Земле есть свое имя, свое название. В имени предугадывается или предопределяется судьба, называются черты, качества, свойства, характер. Названия гор, рек, озер, городов, сел – это топонимы: «ним» - «имя», «топ» - «местность».

Этому селу имя дал когда-то человек. История названия такова: «Первое поселение русских появилось здесь в 1824 году и называлось «Заозерье». Однажды владелец здешних мест Всеволод Андреевич Всеволожский со своей свитой впервые посетил свои владения. Поднялся он на Сопку-гору, у подножия которой появились первые крестьянские избы, и был поражен величием и красотой открывшейся картины: Денежкиным Камнем, грядами выступавших горных вершин, бескрайней темно-зеленой тайгой, среди которой, как зеркала, сверкали озера. Всеволод Андреевич не удержался от восклицания: «Благодать-то какая! Благодать!» Свита дружно подхватила: «Истинно благодать! Благодать великая!»

Есть о том событии и поэтические строки из сказания Г.Н. Посникова «Слово о камениях земных»:

От Истока до озер шед к хребту Уральских гор,

Вплавь форсировал болото, обливаясь липким потом,

Весь осыпанный мошкой вышел в лес цветным лужком.

Вижу - на тропе в лесу щебень золотом блеснул:

«Се есть медный купорос», - заявили глаз и нос.

А чрез сажен двести сорок след привел нас на пригорок.

(Оный зван был в этот год сопкой Малый Всеволод)

Округ - зелень и трава, здесь же жухлая листва.

Пожелтевшие травинки, ни крапивы, ни былинки.

Округ Божья Благодать - здесь же гниль, да гать, да падь.

А под гатями сидит мелкий камень малахит,

Что рассеян по куприту как горошек по корыту.

Под купритом гроздья слез - в жилах медный купорос.

Место то готов назвать - Всеволодо-Благодать.

 

 

БЫВШЕЕ ЗДАНИЕ ЦЕРКВИ

Это самое высокое место в селе. Когда-то разносился по всей округе колокольный звон, собиравший народ на утреннюю и вечернюю службы, на церковные праздники.

Впервые церковь была открыта в 1836 году. Тогда шла интенсивная застройка села. Она была связана с тем, что у речки Стрелебной обнаружили золото. Первая церковь сгорела в 1852 году, в следующем была заложена новая, позже освященная во имя благоверного князя Всеволода. По преданию, в храме хранился золотой медальон с образом святого князя Всеволода и частицею его мощей.

Рядом с церковью располагалось кладбище, на котором хоронили служителей церкви.

После установления советской власти в церкви разместили клуб, который находится здесь и по сей день.

 

КОЛОДЕЦ «КЕДРОВЫЙ»

Этот колодец считается самым первым в селе, он был выкопан на старом Сольвинском тракте, который через вершину Денежкина Камня приводил старателей-золотодобытчиков на прииск Сольва. В 2006 году колодец был обустроен и назван «Кедровым». Как сказал его автор-устроитель Евгений Батенев: «Пройдет время и будут окружать колодец могучие кедры».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.   Тропами Заозерья:

 «Озеро Верхнее» и «Маячок»

(две команды идут по разным маршрутам с остановками, играми, знакомством с лесом и его обитателями).

 

 

Экотропа на озеро Верхнее – памятник природы:

Остановки:

1)     Зона антропогенного влияния на природу. Беседа: мы стоим на границе леса и села. Чем отличается место, на котором мы сейчас стоим, от того, куда мы пойдем? Что нужно сделать, чтобы эти два места не различались столь явно?

2)     Породы хвойных деревьев. Как их отличить друг от друга: секреты хвои. Игра «Узнай своё дерево».

3)     Костровище. Как разводить костер в лесу, чтобы не повредить деревьев. Опыт разведения костра в условиях зимнего леса.

4)     Смена биотопов: болотное мелколесье.

По дороге ребята учатся передвигаться «цепочкой», идти первым и замыкающим.

            Экотропа «МАЯЧОК»:

            Остановки:

1)     Граница леса и села. Что интересного наблюдает каждый из нас? Передвижение цепочкой.

2)     Муравейник. Кто такие муравьи, как они живут, почему их нужно оберегать?

Муравьи - общественные насекомые семейства Formicidae и, наряду со связанными семействоми ос и пчел, принадлежат отряду Hymenoptera. Они представляют собой разнообразную группу более чем 12 000 разновидностей, с более высоким разнообразием в тропиках. Они известны своими высоко организованными колониями и гнездами, которые иногда состоят из миллионов особей. Особи разделены на подплодородные и обычно бесплодные самки ("рабочие"), плодородные самцы ("трутни") и плодородные самки ("королевы"). Колонии могут занимать и использовать широкую область земли, чтобы содержать себя. Колонии муравьев иногда описываются как суперорганизмы, потому что колония, кажется, работает как единый организм.

Колонии муравьев можно встретить почти на всех континентах на Земле. Единственные места, испытывающие недостаток в местных разновидностей муравьев - Антарктида, Остров Гренландия, Исландия, части Полинезии, Гавайских островов и других отдаленных островов. Если сложить все их индивидуальные вклады, они могут составить до 15 - 25 % общей земной биомассы животных.

Муравьи – это вид, полученный внутри вида ос. Филогенетический анализ указывает, что муравьи развились от ос в середине Мелового периода приблизительно 120-170 миллионов лет назад. После увеличения покрытосемянных растений приблизительно 100 миллионов лет назад, они разнообразили и приняли экологическое господство приблизительно 60 миллионов лет назад. Несколько окаменелостей из Мелового периода являются промежуточными по форме между осами и муравьями, добавляя дальнейшее свидетельство для родословной осы. Как и у других Hymenoptera, генетическая система, найденная у муравьев - гаплодиплоидия.

В 1966 году Уилсон и другие исследователи получили первые останки окаменелости муравья (Sphecomyrma freyi) с Меловой эры. Экземпляр был пойман в ловушку в янтарь из Нью-Джерси, пробыл там больше чем 80 миллионов лет. Эта разновидность обеспечивает самое ясное свидетельство связи между современными муравьями и несоциальными осами. Меловые муравьи имеют особенности подобные осе и современные подобные муравьям особенности.

В течение Меловой эры, только несколько разновидностей примитивных муравьев были широко распространены на суперконтиненте Лауразия (северное полушарие). Они были недостаточны по сравнению с другими насекомыми (только около 1 %). Муравьи стали доминирующими после адаптивной радиации в начале Третичного Периода. Из разновидностей, существующих в эпохи Мела и Эоцена, только 1 из приблизительно 10 родов является теперь исчезнувшим. 56 % родов, представленных на Балтийских янтарных окаменелостях (ранний Олигоцен), и 96 % родов, представленных в доминиканских янтарных окаменелостях (очевидно ранний Миоцен) все еще живут сегодня.

Муравьи отличны в их морфологии от других насекомых тем, что имеют изогнутые усики - антенны, метаплевральные миндалины, и наличием второй брюшной доли, сжатой в подобную узлу петиолу. Муравьи также имеют узкую талию между их мезосомой (головогрудью), и брюхом (живот меньше брюшных долей в петиоле). Петиола (первый сегмент брюшка у перепончатокрылых) может быть сформирован одним или двумя узлами.

Тела муравьев, как и у других насекомых, имеют внешний скелет, панцирь, который обеспечивает защитный кожух вокруг тела и место для расположения мускул, в отличие от внутренней скелетной структуры людей и других позвоночных животных. Насекомые не имеют легких, но кислород и другие газы, как например, углекислый газ, проходят через их панцирь через крошечные клапаны, названные вентиляторами. Насекомые также испытывают недостаток в закрытых кровеносных сосудах, но имеют длинную, тонкую, перфорированную трубу по верхней части тела (названной "спинной аортой"), которая функционирует как сердце, в котором она качает гемолимфу к голове, таким образом, создавая некоторое обращение в пределах внутренних жидкостей. Их нервная система состоит из брюшного нервного узла, управляющего телом, с несколькими ганглиями и ветвями по пути в каждую оконечность.

 

Три главных разделения тела муравья - голова, головогрудь и брюхо.

 

Голова муравья имеет много важных частей. Муравьи имеют сложные глаза, подобные мухам, с многочисленными крошечными линзами, сложенными вместе, что позволяет им обнаруживать движение очень хорошо. Они также имеют три маленьких фасетки на вершине головы, которые обнаруживают свет и темноту. Большинство муравьев имеет плохое зрение, а часть является слепой в целом. Некоторые муравьи имеют исключительное зрение, включая бульдожьего муравья Австралии. Также на голове находятся два усика- антенны, которые являются специальными органами, которые помогают муравьям обнаруживать химикалии. Антенны используются в коммуникации, обнаруживая феромоны, выпущенные другими муравьями. Антенны также используются для исследования пространства, помогая в сенсорно определить то, что находится перед ними. Голова также имеет две сильных челюсти. Нижние челюсти используются, чтобы переносить пищу, управлять объектами, муравейниками и для защиты. В некоторых разновидностях маленький карман во рту хранит пищу для того, чтобы пройти к другим муравьям или их развивающимся личинкам.

 

Грудная клетка муравья – то место, где все шесть ног начинаются. В конце каждой ноги - крючковатый коготь, который помогает муравьям подниматься и висеть на поверхности. Большинство королев и самцов муравьев имеют крылья; королевы теряют крылья после свадебного полета, оставляющего видимые остатки - отличающаяся особенность королев. Бескрылые королевы (ergatoids) и самцы также существуют.

 

Брюхо ("живот") муравья содержит много важных внутренних органов, включая репродуктивные органы. Многие разновидности муравьев использовали жало для того, чтобы подчинить добычу и защищать свои муравейники.

Коммуникация

 

Муравьи общаются друг с другом через химикалии, названные феромонами, эти сигналы более развиты в разновидностях муравьев, чем в других перепончатокрылых группах. Как и другие насекомые, муравьи улавливают феромоны своими длинными и тонкими антеннами, которые являются довольно мобильными. Так как муравьи проводят жизнь в контакте с землей, поверхность почвы дает хорошее место, чтобы оставить след феромона, который может ощущаться другими муравьями. В тех разновидностях, которые носят фураж в группах, когда фуражир находит пищу, он отмечает след на пути назад к колонии, и это ощущают другие муравьи, которые укрепляют след, когда они возвращаются к колонии. Когда пища исчерпана, новые следы не отмечаются, возвращая муравьев, и аромат медленно рассеивается. Это поведение помогает муравьям приспосабливаться к изменениям в их окружающей среде. Когда установленная дорожка к источнику пищи блокируется новым препятствием, фуражиры оставляют дорожку, чтобы исследовать новые маршруты. В случае успеха муравей возвращается и оставляет новый след, отмечающий самый короткий маршрут. Успешные следы сопровождаются большим количеством муравьев, и каждый укрепляет след большим количеством феромона (муравьи будут следовать за самыми сильно отмеченными следами). Дом часто располагается по ориентирам и положением солнца; сложные глаза муравьев имеют специализированные ячейки, которые обнаруживают поляризованный свет, используемый, чтобы определить направление.

 

Муравьи используют феромоны и в других целях также. Сраженный муравей испустит сигнальный феромон, который в высокой концентрации сообщит соседним муравьям о нападении; и в более низкой концентрации, просто привлечет их. Чтобы смутить врагов, некоторые разновидности муравьев используют "феромоны пропаганды", которые заставляют их врагов бороться друг с другом.

Некоторые муравьи также производят звуки скрипением, используя доли брюха, а также используя свои нижние челюсти. Скрипы могут служить для общения среди членов колонии, так же как и для взаимодействия с другими разновидностями.

 

3)     Шишки. Как по шишке определить породу хвойного дерева. Игра «Кто больше? Каких больше?

4)     Маячок как сооружение. Назначение. История освоения края.

 

 

 

 

 

4.   Игра «Путешествие в страну вежливых ребят».

 

Игра состоит из конкурсов на личное первенство. Условие: Отвечает тот, кто первым поднял руку. За правильный ответ дается жетон. За каждый выкрик с места ребенок лишается жетона. В конце игры жетоны подсчитываются, победитель получает звание самого вежливого человека в команде до конца дня.

Конкурс-разминка «Кто больше знает вежливых слов»:

            Детям предлагается вспомнить вежливые слова, которые они знают. Условие игры см. выше.

 

Игра «Собери цветок»:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовка к «веревочному курсу»:

упражнения на командное  взаимодействие, подготовка командной визитки, разучивание песни экспедиции.

 

§  Упражнения

1. «Узелки». Участники образуют круг и берутся за руки, причем руки одного человека должны быть сцеплены с руками разных людей. Задача: не расцепляя рук, распутать узел и образовать круг.

* Это упражнение дает возможность участвовать всем в выработке стратегии.

2. «Электрическая цепь». Команда разбивается на пары. Партнеры садятся напротив друг друга, где соединяют руки и ступни, образуя, таким образом, электрическую цепь, по которой ток течет по сцепленным рукам и ногам. Задача участников: встать, не разрывая электрической цепи. Теперь объединитесь по две пары друг с другом, чтобы получилась электрическая цепь, состоящая из четырех человек. Задача остается прежней — встать всем вместе, не разрывая цепь. Когда этот этап благополучно завершен, снова объедините группы, чтобы образовать электрическую цепь, состоящую из 8 человек. В конце концов вы получите электрическую цепь, образованную всеми участниками, которые должны подняться.

Два главных условия этого упражнения: 1) электрический ток должен беспрепятственно течь по замкнутой электрической цепи, образованной сцепленными руками и ногами; 2) на каждом этапе участники должны отрываться от земли одновременно.

Подсказка вожатому: не забудьте поддержать детей, ведь им очень трудно!

 

3. «Биг-мак». Организуйте большой круг. Разбейте команду на пары и попросите каждую пару выбрать словосочетание из двух слов, которые традиционно употребляются вместе (например, один партнер говорит: «Биг»,— другой: «Мак»; один: «Ореховые»,— другой: «Масло» и т. д.). Затем объясните, что по условиям игры, нужно закрыть глаза и не открывать их до конца события, и, кроме того, можно произносить только свое выбранное слово. Теперь ведущий перемешивает команду так, чтобы партнеры были далеко друг от друга. Партнеры с закрытыми глазами, выкрикивая свое слово, находят друг друга. Как только пара воссоединилась, отведите ее с пути тех, у кого глаза еще закрыты. По завершению задания, каждая пара сообщает всем участникам свое словосочетание.

Для этого упражнения очень важную роль играет площадка, которая должна быть большой.

4. «Сидячий круг». Команда формирует тесный круг (плечи касаются). После этого попросите ребят повернуться на 90 градусов направо. Задание: Нужно медленно сесть на колени друг к другу и рукой коснуться плеча находящегося сзади человека.

Завершите это упражнение на высокой ноте, смеясь и хлопая всем.

 

5. «Отжимания». Разбейтесь на группы по 4 человека. Ваша задача — отжаться от земли, чтобы в нее упирались только ваши руки, и продержаться не меньше 5 секунд.

* Подсказка вожатому: удобнее всего будет выполнять отжимания, если группа ляжет на землю лицом вниз так, чтобы образовался квадрат, стороны которого образованы телами (ноги одного лежат на спине соседа).

Вожатому необходимо узнать у детей, есть ли у них проблемы со спиной? В данном упражнении таких детей можно привлечь в качестве судей.

§  Команды готовят визитку, которая содержит название, девиз, эмблему, творческое выступление.

§  Разучивается песня экспедиции:

«Ты да я да мы с тобой»

 

 

 

 

 

 

 

«Веревочный курс»

(адаптирован для младшего школьного возраста) из пяти заданий.

                Серия специально разработанных упражнений, которые помогут сдружить детей, научить их чувствовать и понимать каждого.

Главная идея — все вместе, словно связаны одной веревкой. Кроме этого, веревка вам пригодится в некоторых упражнениях. Веревочный курс — это серия специально подготовленных занятий, психофизических упражнений для малых групп, а также индивидуальные занятия. В процессе выполнения курса создается атмосфера творческого поиска, прорабатываются возможности принятия нестандартных решений, повышается взаимопомощь и поддержка в коллективе. На примере увлекательных, но довольно сложных упражнений группа учится решать общую задачу, вырабатывать тактику и стратегию ее решения. Участвуя в "Веревочном курсе», ребята начинают преодолевать барьеры в общении, узнают друг друга ближе, благодаря этому происходит естественное и быстрое сплочение группы. Анализ каждого упражнения дает ребятам возможность понять, как было выполнено задание, принято решение, кто занял активную позицию и как это повлияло на результат. Думают и над тем, что можно было сделать иначе и лучше в следующий раз, как преодолеть трудности в жизни более эффективным способом. "Веревочный курс» — это программа взаимообучения, в которой участники познают все сами из собственного опыта, согласно своим действиям. Главные цели "веревочного курса — командная работа и лидерство. Это дает:

• выработку стратегии группой;

• творческий подход;

• самовыражение;

• результативное лидерство;

• уверенность в себе;

• решение проблем;

• преодоление себя.

Условия выполнения «Веревочного курса».

1. Группа, которая проходит испытание, не должна превышать 12 человек.

2. Упражнения выполняются под руководством вожатого, хорошо знакомого с "курсом».

3. Время на подготовку задания не ограничено.

4. Задание считается выполненным, если каждый безошибочно справится с поставленной задачей. Если же хоть одни участник допускает ошибку, группа возвращается на исходную позицию.

Курс можно проводить только в теплой, доброжелательной атмосфере. А она зависит только от нас!

Упражнения:

1.      «Все на борт».

Оборудование: любая обозначенная площадка (банкетка, стул, брусок).

Задача участников: уместиться всей командой на площадке средней величины. Нужно убрать обе ноги от земли, и удержаться минимум пять секунд. Второй этап: нужно сделать то же самое на площади меньшей величины.

2.       «Бревно».

Оборудование: любое бревно (дерево, лежащее на земле, гимнастическое бревно и т.п).

Команда выстраивается на бревне. Начиная с первого человека, команда переправляется на противоположный конец бревна. В результате должна получиться та же линия, в том же порядке.

* Подсказка вожатому: лучше расположить команду, чередуя мальчиков и девочек.

      3.  «Тролли».

Оборудование: тролли — небольшая дощечка, брусок или другой вспомогательный предмет.

Обозначить две параллельные линии, находящиеся на расстоянии не меньше трех метров друг от друга. Задача команды — переправиться от одной линии до другой, не касаясь земли, используя тролли.

      4. «Прогулка слепых».

Пусть каждый участник закроет глаза повязкой. Когда все глаза закрыты, расскажите ребятам, что мы собираемся в путешествие по неприкосновенной земле, которой не может коснуться наш взгляд. Попросите положить правую руку на плечо впереди стоящего. Медленно начните путешествие по выбранному маршруту, включая залезание на пеньки, возвышенности, пролезание под низко нависшими деревьями и ветками, протискивание между деревьями и т. д. Финишируйте на каком-нибудь тесном (но безопасном!) месте.

* Подсказка вожатому: выполнять это упражнение следует в полном молчании. Следует выбрать знак для обозначения опасности (пожимание, хлопок по плечу и др.).

      5.  «Паутина».

Оборудование: заранее сплетенная из веревок «паутина». Количество ячеек должно соответствовать количеству участников. Задача состоит в том, чтобы переправиться всей командой через паутину с одной стороны на другую, не касаясь при этом ни одной ее части. Если вы касаетесь паутины, вся команда возвращается обратно и начинает упражнение снова. Если кто либо из вас переправился на другую сторону, то он не может вернуться, обойдя паутину, и помочь команде. Каждую ячейку можно использовать только один раз.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Об экологической экспедиции «Веселое путешествие в царство МИС ХУМ»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист органа опеки

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

В игровой форме познакомить младших школьников с экологией леса, с его ролью в природе и в жизни человека, помочь детям усвоить правила поведения человека в лесу.

МИС ХУМ – мифическое существо манси, стоящее на охране леса, иначе Лесная Дева.

Необходим костюм Лесной Девы, который одевается утром и вечером, а также во время сказывания (чтения) сказок.

Помощники МИС ХУМ – духи Леса, которые помогают людям, если они относятся к Лесу как к живому существу, как к другу. Специальной одежды не требуется.

МИС ХУМ приветствует гостей дома, которые на 4 дня становятся его хозяевами, а значит, ответственными за чистоту и порядок в нем. Чтобы легче было стать ХОЗЯЕВАМИ, детям читаются ЗАКОНЫ ДОМА. Вместе обсуждаются и принимаются.

 

Назначаются ОТВЕТСТВЕННЫЕ ДЕЖУРНЫЕ из числа взрослых на каждый из 4-х дней. Среди детей идет распределение дежурства и утверждение обязанностей дежурных.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 020 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 402
    • DOCX 203 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Карпушева Елена Тадеушевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Карпушева Елена Тадеушевна
    Карпушева Елена Тадеушевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 6
    • Всего просмотров: 15583
    • Всего материалов: 20

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности реализации Федеральной рабочей программы воспитания в школе

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 93 человека из 32 регионов
  • Этот курс уже прошли 250 человек

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы взаимодействия образовательной организации с семьями обучающихся

72/108 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 42 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 87 человек

Курс профессиональной переподготовки

Тьюторское сопровождение в образовательных организациях

Тьютор

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 783 человека из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 2 842 человека

Мини-курс

Здоровые взаимоотношения: адаптация и развитие ребенка через привязанность и игрушки

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 89 человек из 38 регионов
  • Этот курс уже прошли 60 человек

Мини-курс

Развитие детей: сенсорика, самостоятельность и моторика

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 13 регионов
  • Этот курс уже прошли 13 человек

Мини-курс

История классической музыки от античности до романтизма

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе