Ермоленко Валентина Петровна
Об
эмоционально - проблемном объяснении учебного материала.
Человеку нашего века необходимо многое: и поэзия Пушкина,
Туманяна, и чарующая музыка Бетховена, Грига, Шопена, и
самая поэтическая из всех научных теорий мира - теория относительности Эйнштейна, и космонавтика, и бионика, и микроэлектроника,
и строгость математических формул.
Чтобы
учение не превратилось для ребят в скучное и однообразное
занятие, нужно на каждом уроке вызывать у школьников приятное ощущение новизны
познаваемого. Безусловно, для этого учителю необходима солидная подготовка:
развитая культура мышления и большой потенциал знаний, о котором вот как
писала М.Шагинян: «Втысячах неуловимых оттенков
передается этот культурный
резерв учителя ... молодому, свежему
восприятию учеников.
В истечении этого резерва, в десятках примеров, аналогий из других
наук, в неожиданных отступлениях и рассказах из личного опыта, в привлечении
многих прочитанных книг, случаев из биографий больших ученых в самой культуре
хорошего русского языка, в умении строить рассказ, в повышенном, многообразном словаре
педагога, не боящегося говорить изящно и тонко, во всем его
оружии хорошей благовоспитанности, хорошего образования,
хорошего вкуса, когда сам учитель одним своим бытием прибавляет
аромата и увлекательности уроку, в этих как будто бы
побочных факторах заключается фон для подлинной передаче
знаний».
Такие учителя ведут проблемно - эмоциональное преподавание,
что невозможно без привлечения дополнительной, не имеющейся
в учебнике, информации. Это трудно, но с избытком
оправдывает себя - ведь жизнь замечательных идей и людей в
учебниках - бледная скоропись, мелкий шрифт, наикратчайшие научно - биографические
данные. Между тем в судьбах великих людей науки содержится весомый потенциал нравственности,
гражданственности, человечности, что непременно находит эмоциональный
отклик у школьников. Без привлечения на уроке такого
учебного материала у школьников складывается тусклое и
абстрактное представление о науке и о людях, чей
творческий труд обеспечил достижение вершин нашей цивилизации.
«Вопрос о соотношении между наукой образованием далеко не прост. Когда
мы говорим о высоком научном уровне изложения учебного
материала, то
зачастую под этим понимаем сугубо логизированную схему результатов
развития науки. Одна-
ко
при этом в учебниках, как правило, тщательно вытравляют следы того реального
пути, которым шла наука для получения соответствующих
результатов. Тем самым у учащихся создается неверное представление о научном
методе. Мы их, по существу, знакомим с методом изложения научных результатов,
а не с методами их получения.
Учащиеся вместо довольно неправильного, но очаровательного лица живой, цветущей науки видят суровый лик с абсолютно правильными
чертами, внушающий почтение, но не любовь», - справедливо замечает академик В.А.
Фабрикант.
Посмотрим на примерах, как можно воспитывать у школьников
не только почтение к науке, но и любовь.
В девятом классе урок, на котором рассматривается вопрос о падающих телах, начинается с
рассказа о том , как люди, наблюдая за скоростью падения
различных тел, столкнулись с весьма загадочными
явлениями. Вот, например, (от ветра) оторвалось яблоко и быстро
упало на землю. А почему листья с той же высоты падают довольно
медленно? Можно подумать, что различие в их скорости обусловлено разницей в их
массе: тяжелые тела достигают земли значительно быстрее, чем легкие. Отсюда
можно сделать вывод: скорость падения тел зависит от их массы. Этот
умозрительный вывод был подкреплен в свое время
авторитетом великого древнегреческого мыслителя
Аристотеля. Авторитет его был так велик, что около 2000 лет
никому и в голову не приходило проверить это, хотя замечательные мысли о роли
эксперимента как «эксперта» теории высказывались. Так еще
Иоанн Софист (11 — 12 веках )
учил: «Хотя ты силен и искусен в сих (
началах ), все же без опытов твое мнение не может стать достоверным, и только опыт достоверен и непоколебим . .. Ибо ты должен знать не только то, что было раньше ( знать прошлое на опыте прошлых поколений ), но
и милостью божьей быть самовладеющим, т. е. иметь собственное мнение,
проверенное на опыт".
В Европе первым осознал значение опыта для естествознания великий Г.
Галилей (1564 - 1642). Будучи молодым (25-летним) ученым Пизанского
университета он в 1589 г. первым занялся проверкой
выводов Аристотеля, имея девиз: «Тот,
кто болтает о природе вместо того чтобы наблюдать ее с помощью экспериментов
заставить говорить, никогда не познает ее. Лишь опыт снимает покрывала с тайн
природы». И на многочисленных опытах
убедился, что небольшая ружейная пуля и тяжелое пушечное ядро
падают с одинаковой скоростью. Когда он рассказал об этом
своим коллегам и ученикам, многие из них, воспитанные в духе Аристотеля, подняли на смех: « Какое право имеет этот юный
выскочка
бросить
вызов учению великого Аристотеля?». И Галилею пришлось подняться со своими
ядрами на верх знаменитой Пизанской «падающей» башни, чтобы
одновременно отпустить и тяжелое ядро, и легкую пулю.
Можно себе представить атмосферу этого исторического события,
когда присутствующие убедились, что тяжелые и легкие тела одновременно
падают на землю . . .
Но перед учеными возникла новая проблема: «Почему так происходит? Как
можно это объяснить?» Может быть, причина в наличии
воздуха? Нет: ведь оба тела - и ядро, и пуля - двигались в воздухе, а наблюдая
падение в безвоздушной среде, исследователи нашли, что скорость тел и в этом
случае одинакова. Вот что пишет о найденной Г. Галилеем
замечательной закономерности лауреат Нобелевской премии Е. Вигнер: «Удивительной же ее следует считать по двум причинам. Во - первых, удивительно, что эта закономерность наблюдается на только в Пизе и не только во времена
Галилея, но и в любом другом месте земного шара: она была и будет верной всегда
. . . Вторая удивительная особенность. . . состоит в том,
что она не зависит от
многих условий, от кото
рых
в принципе могла бы зависеть. Закономерность наблюдается безотносительно к
тому, идет ли дождь или нет, проводится эксперимент в закрытой комнате или
камень бросают с Пизанской «падающей» башни, и кто -
на».
Можно закончить вопрос о
тяготении тел великолепными словами Р. Фейнмана: «. . . поразительнее всего то, что закон тяготения прост. Его легко сформулировать так, чтобы не
оставалось никаких лазеек для двусмысленности и для
иного толкования. Он прост и поэтому прекрасен.
Он прост по форме. Я не говорю, что
он действует просто - движение разных планет, взаимное влияние могут быть очень
запутанными, определить, как движется каждая звезда в широком скоплении, наших
силах. Он действует сложно, но его коренная идея проста. Это роднит все
наши законы».
Хорошую базу для проблемно - эмоционального изложения учебного
материала содержат высказывания самих исследователей природы, в которых понятно
и часто выразительно изложены все основные достоинства открытий. Вот два
примера.
Английский ученый Р. Гук в
своей «Микрографии» писал по поводу микроскопа: «Вот средство, способное удалять гной невежества.
Взгляните на мир свежими Вглядитесь в микроскоп, джентельмены!Он
сделает вас подобным всевидящему
Линнею!
И вы вслед за нами узрите зазубренность и зернистость металла идеально,
казалось бы, отточенной бритвы, и то
тение
шелковых нитей, что рождает переливы муаровой ткани, и
строение хитинового покрова блохи. Вы познаете, как из мельчайших кристаллов
льда слагается восхитительная симметрия снежинки и как световая волна
отражается от граней хрустального осколка, а главное, что все в мире - живое и
неживое имеет четкую внутреннюю структуру, ибо Природа работает упорядоченно.. .»
А.
Зоммерфельд в предисловии к монографии «Строение атома и спектры»
подметил похожесть открытия законов природы и рождения
музыкальных образов и выразил это в очень точных словах: «То, что мы теперь слышим, в говоре спектральных линий, есть настоящая музыка сфер, звучащая в атоме, созвучия целых отношений, порядок и гармония, все более увеличивающиеся, несмотря на все разнообразие. . .» «теория, - продолжает он,-
есть таинственный орган, на котором природа играет
спектральную
музыку и ритм которой управляет строением атомного ядра».
Эмоциональному
изложению сложных физических понятий и законов значительно способствует поэзия.
Вспомним Л. Д. Ландау: «Грош цена вашей физике, - говорил - если она застилает для вас все остальное, шорох леса, краски заката, звон рифм. Это какая-то усеченная физика, если хотите - выхолощенная. например, в нее не верю. . . любая
замкнутость прежде всего свидетельствует об ограниченности.
. . Физик, не
воспринимающий поэзии, искусства, - плохой физик».
Многие
учителя опираются при изложении учебного материала на
поэтические образы. Так, при объяснении агрегатного состояния
вещества можно использовать следующие строчки из стихотворения О. Туманяна:
В небе темно. И никто не заметил В сумраке ночи природы красу...
День наступает - внезапен и
светел,
Нам открывает цветы и росу.
С большим вдохновением
читаются стихи Г. Эмина на уроках физики:
Верю в этот полный чуда
век,
В силу человеческого ...
Не вчера ль в пещере человек Добывал огонь посредством трения?
Грома, тьмы, воды боялся он,
Камнем заострял стрелу кленовую...
А сейчас - он к звездам устремлен!
Завтра же
- зажжет солнце новое!
Интересное
стихотворение поэта П. Севака «Лицо и личина» можно
привести при объяснении сущности физических понятий. Вот фрагмент этого
стихотворения:
Лицо Лица вещей...
Если бы существовала
возможность
запечатлеть
Зарисовать
их В те самые мгновения,
Когда они лица - А не личины.
Для этого надо увидеть вещи Как космическая аппаратура - к Луне С
ее темной, обратной стороны. ..
Интересен прием, заключающийся в том, чтобы с точки зрения физики
оценить научную достоверность и правильность описания в литературе тех или
иных физических явлений. Соответствующие примеры можно найти в «Занимательной
физике» Я.И.Перельмана и в книге К.Н.Власовой «Мир научной фантастики на уроках физики».
При изучении учебного
материала о движении жидкости по трубам и законе Бернулли (9 класс) для
создания эмоционально проблемной ситуации можно привести такую интересную
историю.
«Пленника бросили
посреди небольшой круглой комнаты.
Здесь вершил суд
сам великий визирь.
Сухо прошелестел его голос:
- Аллах дарует тебе жизнь, - визирь увидел, как вздохнул пленник,
- если отгадаешь великую загадку древних. - Он показал на плоскую чашу,
подвешенную на цепях. - Стоит открыть отверстие в дне чашки, и из нее потечет
вода. Каждый миг вытекает одно и то же количество воды. Отчего же сужается
струйка, удаляясь от чаши? Твое время - пока течет вода.
С последней каплей падет и твоя голова.
Как быстро течет вода! Стража уже обнажила острые изогнутые сабли.
Трудно решать волоске от гибели. Но голос пленника не дрогнул. Он успел назвать
причину сужения струи».
«Что же ответил пленник? Как он вышел из такого трудного положения?» -
спрашивает учитель и приступает к изложению темы урока, из которого ученики и
получают ответ: «Чем ближе к земле, тем быстрее движутся отдельные
частицы воды. Поэтому, поскольку количество
воды, протекающей через любое поперечное сечение в единицу времени, одинаково, струя
сужается».
Здесь
приведено небольшое количество способов эмоционально-проблемного изучения
материала, но и на их примерах очевидно то, что с таких уроков школьники уйдут
не задавленными грузом новой научной информации, а желающими искать, творить и делать
новые открытия. Ведь недаром лауреат Нобелевской премии по физике Л.Купер
говорил: «Считается, что физика очень сложна,
и сами физики это признают. Однако, если рассматривать отдельно создание новых
физических теорий и усвоение того, что сделано
другими, то последнее, по-видимому, не требует большей настойчивости или
сообразительности, чем изучение, например, поэзии, иностранных языков или
любого другого из
множества проявлений творческой фантазии человека. Различие лишь в вознаграждении. Музыка или картина могут непосредственно затрагивать наши
чувства. В физике мы не услышим рыдания скрипок и не увидим поражающих
воображение образов. Здесь драма развертывается в процессе а
могущество
содержится в его результатах, наш же энтузиазм в работе порождается
исключительно изяществом, стройностью и
эстетической законченностью науки.
Физические образы, к сожалению, менее привычны, чем те, которые
мы видим на картине, в опере или в романе, однако для изощренного вкуса они не
менее привлекательны».
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.