О СОДЕРЖАНИИ
ПОНЯТИЯ «ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
В
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Землянский Борис Васильевич.
МБОУ СОШ №6 г.Пушкино Московская область
Учитель информатики и ИКТ
Для прогрессивного
образовательного пространства РФ характерно развитие новейшей системы,
ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Одной из
черт этого процесса считается инновационность.
Происходящие в
последние годы перемены в начальном образовании Рф нельзя именовать по-другому
как инноваторский бум. Они связаны с осуществлением мыслей гуманизации
образования, которая в наше время реализуется при помощи образовательных стратегий
и технологий, нацеленных не столько на формирование познаний, умений и умений,
но и на становление креативных интересов и способностей любого ребенка,
активизацию самостоятельной учебной работы. Как демонстрируют изыскания
социологов, подавляющее большинство средних учебных заведений Рф (в пределах
90%) охвачено поиском свежих раскладов, средств и форм образовательной
деятельности. По нашему мнению, возможно выделить следующие главные направления
становления инноваций в области начального образования:
-индивидуализация
и дифференциация обучения через создание новых институтов образования
(гимназии, лицеи, частные школы, экспериментальные классы, классы выравнивания
и т.д.;
-усиление внимания
к предметам эстетического цикла, ориентация на культурное разнообразие;
-повышение
экологической культуры, включение ребенка в природу и в природоохранную
деятельность;
-разработка и
апробация нового содержания образования, введение новых учебных предметов
(историческое образование, иностранные языки, естествознание, этика, религия и
т.д.);
-совершенствование
действующих и создание альтернативных программ, учебников, методических
пособий и разработок и т.д.;
-разработка и
апробация новых методик, технологий, систем обучения и воспитания; создание
новых организационных структур для введения инновационных образовательных технологий
(частные школы, экспериментальные площадки и классы);
-разработка
различных интегрированных курсов;
компьютеризация
процесса обучения;
-попытка
радикализации образования в начальной школе (например, школа диалога культур)
и т.д.
При всем
разнообразии инноваций данный процесс выявил достаточно слабенькую подготовленность
преподавателей к свежим видам деятельности. В следствии этого возникает
потребность подготовки будущего учителя начальных классов, обладающего
прогрессивной педагогической техникой и технологиями, методами
исследовательской, инноваторской работы и в конце концов, учителя, владеющего
отменно новым педагогическим мышлением. Неоспоримо, что эта подготовка будет невозможной
в отсутствии увеличения заинтересованности и подготовленности самих преподавателей
институтов к инноваторской деятельности.
В педагогической
науке инновационная работа понимается как целенаправленная педагогическая
деятельность, базирующаяся на осмыслении личного педагогического навыка с помощью
сопоставления и исследования, изменения и становления учебно-воспитательного
процесса с целью достижения наиболее высоких результатов, получения новейшего
познания, внедрения альтернативной практики.
Важной спецификой
инноваторской педагогической деятельности считается и то, собственно она
основывается на личностном подходе и имеет собственной целью исследование
персональной программы становления личности. Целеобразование исполняется лишь с
опорой на диагностику личного становления ребенка.
Другой спецификой
инноваторской педагогической работы является при наличии преобладающего,
выражающего ценностные ориентации, как отдельных преподавателей, но и всего
педагогического коллектива. При этом внутренние мотивы (ориентация на процесс и
результат) считаются наиболее ценными.
Обсуждение
инноваторской педагогической деятельности с обозначенных позиций требует
обращения к вопросу о готовности учителя к этому виду работы. Характеристикам
профготовности учителя к инноваторской деятельности, учитывая мнение ряда исследователей,
имеют все шансы быть:
-потребность в
творчестве, осознанный выбор вариантов собственного профессионального
поведения;
-способность и
готовность выбирать адекватные средства и методы саморазвития, организации
продуктивной деятельности в условиях сотрудничества;
-умение свободно
ориентироваться в системе способов педагогической деятельности.
При этом
необходимо учитывать, что процесс включения педагога в инновационную деятельность
осложняется рядом противоречий:
-между
репродуктивным характером подготовки педагога и необходимостью продуктивной
педагогической деятельности;
-между
индивидуальным характером предыдущей учебной деятельности и неразвитостью
групповых форм организации обучения;
-между трудностями
освоения инновационной деятельности и необходимостью профессионально-педагогического
взаимодействия в целях решения задач, стоящих как перед школой, так и перед
отдельными педагогами;
-между стремлением
обеспечить демократический стиль отношений учителя и ученика и недостаточным
пониманием позиции ребенка.
Практика
показывает, что освоение систем развивающего обучения осуществляется более
эффективно, если выполняются следующие условия:
каждая система
изучается не фрагментарно, а с учетом всех ее компонентов (цели, содержание,
методы, формы и средства); этот принцип называют принципом полноты освоения
методической системы;
-освоение каждой
новой методической системы обучения младших школьников осуществляется не
изолированно, а в сравнении, как с традиционной, так и с ранее изученными
системами (принцип взаимосвязи и сравнения систем);
-в ходе освоения
каждой методической системы студенты овладевают умением проектировать уроки с
учетом специфики данной системы и приобретать определенный опыт проведения
таких уроков (принцип практического освоения методической системы).
Наблюдения
показывают, что для эффективного обеспечения процесса непрерывного
профессионального развития педагога - как преподавателя-специалиста в
предметной области, как педагога-воспитателя, как педагога-исследователя,
наконец, как педагога-новатора - необходимы, по крайней мере, следующие два
основных фактора:
-психологическая
готовность педагога к инновационной деятельности и, как показывают наши
исследования, особая группа навыков и умений рефлексивно-аналитического и
деятельностно-практического порядка;
-переориентация
всех институционализированных форм профессионального образования, повышения
квалификации педагога на задачи поддержки его как педагога-профессионала в
стремлении к непрерывному профессиональному росту.
Высочайшие заслуги
преподавателя в учебной деятельности считаются моментом, существенно
развивающим личность. Занимаясь инноваторской работой, развивая инноваторскую
активность, создавая что-нибудь веское, свежее, достойное внимания,
преподаватель и сам растет, так как «в креативных, благородных делах человека -
важнейший источник его роста».
С другой стороны,
чем легче, однороднее работа, исполняемая учителем, чем менее поле проявления
его активности, тем в наименьшей степени оказывается развитой его личность. Так
как человек, исполняющий всю жизнь несложные операции, не требующие напряжения
умственных возможностей, в конечном итоге, своими руками деформирует
собственную личность.
Следовательно,
инновации в профессионально-педагогическом образовании выражают интегративное
содержание технико-технологических, педагогических,
организационно-управленческих, социально-экономических новшеств. Они
гарантируют инновационное становления проф образования, также науки,
производства, экономики, управления и общественной сферы.
Инновационные
процессы в профессионально-педагогическом образовании получают фактическое
олицетворение в инновационном профессионально-педагогическом образовании,
задача которого состоит в подготовке универсальной высоконравственно зрелой
персоны, компетентного эксперта с развитой проф культурой, владеющей научным
стилем мышления, способной к осуществлению инновационных процессов в проф
образовании
актуализирующее
все вероятные возможности личности с тем, чтоб отыскать оптимальный выход из
проблематичной ситуации, творчески преобразовать профессиональную деятельность
на базе работы с инновационными технологиями и спрогнозировать линию движения
личностного и проф саморазвития.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1.
Воронина Т., Молчанова А, Абрамешин А.
Управление инновациями в сфере образования // Высшее образование в России.
2001. № 6.
2.
Гзршунский
Б.С. Образовательно-педагогическая прогностика. Теория,
методология, практика: учеб. пособие. М., 2003.
3.
Загвязинский В.И.
Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука // Инновационные
процессы в образовании. Тюмень, 1990.
4.
Лазарев В.С.
Управление нововведениями - путь к развитию школы // Сельская школа. 2003. № 1.
5.
Мартиросян Б.П.
Оценка инновационной деятельности школы. М., 2003.
6.
Сластенин В.А., Подымова В.А.
Готовность педагога к инновационной деятельности // Педагогическая наука и
образование. 2006. № 4.
7.
Фейгинов С.Р.
Динамика традиционного и инновационного в педагогике постсоветского периода //
Вестник высшей школы. 2001.
8.
Хуторской А.В.
Педагогическая инноватика: методология, теория, практика: научное издание. М.,
2005.
9.
Юсуфбекова Н.Р. Общие
основы педагогической инноватики: опыт разработки инновационных процессов в
образовании. М., 1991.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.