О преподавании основ безопасности
жизнедеятельности в начальной школе
"Жизнь дается человеку один раз, и прожить ее надо так..."
Дальше вы, конечно, помните. Но чтобы прожить жизнь так или иначе, сначала надо
ее сохранить. Поэтому в школах и введен новый предмет: "Основы безопасности
жизнедеятельности (ОБЖ)". Этими словами,
взятыми из предисловия к учебнику ОБЖ, авторами которого являются Усачев А.А. и
Березин А.И., я хочу начать свое выступление.
О
том, что предмет ОБЖ необходим подрастающему поколению, догадываются
практически все. Разве что совсем уж недальновидные взрослые самоуверенно
считают, мол, чему быть, того не миновать, и предпочитают не напрягать себя и
других проблемами собственной безопасности. Подчас и учащиеся считают уроки по
ОБЖ второстепенными, необязательными, особенно это касается старшеклассников. Но не о них сейчас речь, а о том, как мы, учителя начальной школы,
обучаем своих учащихся, какие формы и методы мы используем.
ОБЖ - предмет достаточно объемный,
многоплановый, как и само понятие безопасности. Среди знаний и навыков,
которыми он предполагает обучить, "Правила дорожного движения" (ПДД)
занимают особое место. Казалось бы, чего проще, бери их, читай и втолковывай
детям, но, начитывая детям тот или иной материал, мы не столько учим, сколько
прививаем им стойкое нежелание даже слышать и ПДД (правилах дорожного
движения).
Чтобы этого не случилось, необходимо учебу умело превращать в
занимательную и азартную игру. Игру по ПДД. Хотя не весь материал можно
обыграть, но можно включать в уроки игровые моменты, подбирать занимательный
материал, т. е. разнообразить урок. Несколько лет назад реализовать данную
программу было сложно - минимум практических рекомендаций, поэтому сразу
возникало несколько вопросов: какова должна быть структура занятия? Каким
практическим материалом наполнить его? Как сделать, чтобы занятия были
познавательными и интересными? Сейчас это решается гораздо проще.
Выпускается
серия учебных и методических пособий "Безопасность на улицах и
дорогах" в рамках федеральной целевой программы "Повышение
безопасности дорожного движения в России", состоящие из 17 отдельных книг
и альбомов для детей дошкольных учреждений и учащихся 1-11 кл.
общеобразовательных школ. И даже если нет материальных возможностей приобрести
альбомы на каждого ученика, можно использовать часть занимательного материала,
перенося его на доску или ксерокопируя. Например, ребятам очень нравится, когда
какой-нибудь сказочный герой пренебрегает основами безопасности на дорогах, а
они его учат, называя ошибки: перешел улицу на
красный свет; в неустановленном месте; обошел автобус, троллейбус не с той
стороны и т. д. Все включаются в начавшуюся игру, проявляют завидную активность
в обсуждении различных дорожных ситуаций. Со стороны учителя остается только
умело поддерживать возникший контакт и взаимный интерес, что в общем-то не
составляет особого труда для педагогов.
Игра
"Раз, два, три - быстро собери". В пакеты
(конверты) вложены разрезанные дорожные знаки, ребята должны их собрать и
определить их название, и к какой группе дорожных знаков они относятся.
Игра-путешествие "Тайны дорожных знаков", где дети:
1) Загадывают и разгадывают
загадки.
Под землею коридор И
проспекты, и бульвары ■
На ту сторону ведет. Всюду
улицы шумны.
Нет ни двери, ни ворот - Проходи
по тротуару
Это, дети - ... Только
с ... стороны.
Он стоит к тебе лицом, Если
едешь ты в трамвае,
Потерпи, будь молодцом. А
вокруг тебя народ,
На тебя он смотрит строго - Не
толкаясь, не зевая
Значит, занята дорога. Проходи
скорей... Потом боком повернулся - Путь свободен впереди, Не зевай, скорей ...
5)
Добавь словечко.
Подбери к каждому слову из левого
столбика слово из правого столбика так, чтобы получилось название дорожного
знака: пешеходный подземный надземный железнодорожный скользкая пешеходная
велосипедная автозаправочная двустороннее дорожные круговое
дорога
дорожка
станция
переход
переезд
шлагбаум
движение
работы
6)
Викторины:
"Знаешь ли ты?", "Сто
вопросов почему?", "Счастливый случай" и т. д.
Организуя экскурсию или прогулку с
классом, учитель обязательно заранее должен объяснить учащимся, как надо вести
себя во время движения в группе. Заранее рассказать порядок и маршрут движения
детей, а также об особенностях улицы или дороги, по которой они пойдут: наличие
светофора, перекрестка, вспомнить правила перехода улиц и дорог, если есть
возможность показать на. макете.
Введение систематического обучения детей
безопасному поведению на дорогах и воспитание у них навыков такого поведения -
это необходимый шаг к предотвращению трагедий.
Культура поведения наших детей на улице и
в общественном транспорте, знание правил дорожного движения и умение их
выполнять были и остаются лучшим средством профилактики дорожно-транспортных
происшествий. Ведь не секрет, что сегодня каждым вторым виновником
дорожно-транспортного происшествия является сам пешеход, его
недисциплинированность, пренебрежение к правилам дорожного движения.
Изучая
раздел
Можно предложить учащимся следующее: Игра "Один дома"
Задание № 1. За 1 мин. назвать наибольшее количество причин опасных ситуаций в доме
(можно дать больше времени и попросить записать на листочке).
Дом в порядке содержи: Вилки, ножницы, ножи, И иголки, и булавки Ты на
место положи!"
Задание № 2. Вынеси огнеопасные предметы из квартиры.
"Прежде чем пойдете Навестить своих подруг, Сделайте домашнее
задание и Не забудьте выключить утюг!"
За 1 мин. отложить карточки с нарисованными предметами:
утюг электрочайник стол
телевизор табурет тостер
чайник магнитофон миксер
Задание № 3. Разговор по телефону.
"У
меня зазвонил телефон.
- Кто говорит?
- Слон!
- Откуда?
- От верблюда!
- А что вам надо?
-
Шоколада!"
Представитель каждого ряда разговаривает
по телефону, кто правильнее ответит.
- Алло,
это кто говорит?
- Это какая квартира?
- Какой номер?
- А взрослые есть дома?
- Мама передала тебе записку, я ее принесу, назови адрес.
-
Я зайду и подожду маму и т. п.
Игра "Путешествие по
сказкам".
- Какую ошибку допустила бабушка Красной Шапочки?
- В какой сказке принцесса укололась острым предметом?
- От чего уснула царевна в "Сказке о мертвой царевне..."?
или написанными огнеопасными
кресло шкаф и т. д.
|
-
В какой повести жил человек, который без опаски мог
играть на подоконнике, на крыше и даже под потолком?
Изучая раздел "Чрезвычайные ситуации
- что это?", можно использовать богатейший материал как для учителя, так и
для учащихся, который собран в книге "Азбука безопасности". Данный
материал помогает
нам, учителям, в воспитании и
образовании детей в области пожарной безопасности, предупреждения бытового
травматизма.
Например, "Опасности
на кухне". Учащимся предлагается контурный рисунок кухни, где необходимо:
1.
Отыскать все нарушения правил безопасности (19
нарушений).
2.
Каким способом можно исправить или устранить все
случаи нарушения правил безопасности.
3.
Оглядите свою кухню. Сколько источников
потенциальной опасности пожара или несчастных случаев вы в ней находите?
Также работаем по рисункам
"Опасности в спальне", "Опасность химикатов дома",
"Опасности на улице" - электрические провода, колодцы, трубы
теплоцентрали, "Опасности на строительных площадках".
Строительная площадка чрезвычайно
привлекательна для детей. Ее потенциал игр безграничен. Однако это одно из
самых опасных мест, куда может попасть ребенок. На стройке почти всегда бывают
незакрытые ямы, различное оборудование (леса, краны, незаконченные и
незакрепленные конструкции и т. п.) и стройматериалы (песок, цемент, кирпичи) —
все это, как магнит, притягивает детей. Они не представляют себе, насколько это все опасно, или же просто боятся сказать "нет" своим
друзьям, желающим поиграть в таких местах.
Навыки по гражданской обороне
отрабатываются обучающимися начальной школы согласно общему плану мероприятий
образовательного учреждения по ГО. Учащиеся изучают правила поведения по
единому сигналу "Внимание всем" и речевым сообщениям, поступающим из
органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям,
осваивают приемы изготовления и применения простейших средств защиты органов
дыхания, знакомятся с коллективными средствами защиты гражданской обороны.
Авторы учебника по ОБЖ А. А. Усачев и А.
В. Березин написали его так, чтобы дети получили не только теоретические
знания, которые смогут им помочь в опасных ситуациях, но и практически их
усвоили. Материал дается в занимательно-игровой форме, имеет увлекательный
сюжет, ярко и остроумно иллюстрирован. А главное, удобочитаем детьми начальной
школы.
Курс ОБЖ в начальной школе изучается на отдельных уроках, или
включаются вопросы безопасности жизнедеятельности в другие школьные дисциплины.
Янсон Л.В.
ГБОУшкола
№ 530
г. Пушкин
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.