Инфоурок Другое Другие методич. материалыО формировании навыков правильной речи учащихся

О формировании навыков правильной речи учащихся

Скачать материал

 

 

 

О формировании навыков правильной речи учащихся

 

Учитель: Тажимбетова Г.С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

              В наше время культура речи приобретает все большее значение. Поэтому целесообразно пользоваться материалом по культуре речи при объяснении нового материала и при его закреплении или повторении. Это позволит расширить лингвистический горизонт школьников, поможет им глубже понять систему языка, правила его применения. Видами такой работы могут стать:

               Выразительное чтение публицистических, научных текстов;

               Толкование слов и оценка контекста, в который они вводятся;

               Сочинения-миниатюры, выполненные в разных стилях и т.д.

     В предлагаемой статье расскажу о работе, которая проводилась на уроках русского языка в старших классах. Эти задания использовались в системе  и имели общую культурно-речевую направленность.

    Первое задание – орфографический диктант. Его объем – 5-10слов, одиночных или в составе словосочетаний. Например: исподтишка, мировоззрение, коммюнике, беллетристика, встреча с шестьюстами юннатами, обаяние. В состав диктанта включаются:

      1)орфографически трудные слова, написание которых можно подкрепить этимологической справкой  (слово обаяние состоит в родстве с баять,басня, баюшки-баю и первоначально значило «очаровывание словами», исподтишка – результат сращения сложного предлога из-под с формой р.п. ед.ч. от тишок, родственного словами  тишь, тихий и под);

      2)числительные в косвенных падежах (встреча с шестьюстами юннатами);

      3)лексемы,вызывающие затруднения и в написании, и в произношении (рассредоточение, повторённому, законнорождённый и т.п.);

      4)распространенные ошибки учеников класса (слова –рассчитывать, количество, расчет и др.).

   Второе задание – орфоэпический диктант . Его объем 5-10 слов.Методика проведения такова: учитель произносит одно слово несколько раз – либо с разным ударением, либо с разной артикуляцией тех или иных звуков. Например: обеспе*чение – обеспече*ние, нефтепро*вод – нефтепрово*д, ску/чн/о – ску/шн/о, /чт/о -/шт/о.

   Ученики записывают слово, обозначая то произношение, которое считают нормативным. После проверки и необходимой корректировки в тетрадях старшеклассников должна появится такая запись: обеспе*чение, нефтепрово*д, ску/шн/о, /шт/о. Затем школьники хором и по одному несколько раз произносят эти слова, закрепляя акцентологические и орфографические нормы.

   Третье задание – комплексный анализ  кратких выражений. В задание включаются нормативные, ненормативные и окказиональные выражения. Комплексным я его назвал потому, что ученики должны оценить в предложенных оборотах все:  произношение, грамматическую форму, словообразовательную модель, синтаксические связи, цель и условия введения в речь и т.п.Учитель их диктует, ученики записывают, а затем комментируют – самостоятельно или с помощью наводящих вопросов. Например: «ужасно смешной»; «вырезали аппендицит».Дети, сопоставив с оборотами типа «ужасно весело», «страшно красиво», «жутко интересно» и т.д., понимают, что это своего рода эмоциональный возглас, что в предложенном контексте слова ужасно, жутко теряют свой мрачный, зловещий смысл и служат лишь для усиления экспрессии, заменяя собой такие лексемы очень, чрезвычайно, невообразимо. Ученики делают вывод: это нормативное выражение, но оно – разговорного стиля.

       Четвертое задание  - пунктуационный диктант. Его объем одно предложение. Оно должно быть  по возможности кратким и насыщенным знаками препинания. Например: И, вглядевшись в чертеж, понял: ошибка. В нем шесть слов и четыре знака препинания.

        Старшеклассники записывают фразу, пунктуационно ее оформляют  и комментируют, читают вслух. Блок таких заданий применяется  и как тренировочный , и как контрольный. Он уместен при объяснении нового материала и при его закреплении или повторении. Этот прием вызывает у школьников интерес к предмету, успешно формирует навыки правильной, логичной, точной, богатой речи.

      В целом все перечисленные виды работ способствуют как развитию правильной речи учащихся, так и формированию орфографической зоркости.

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "О формировании навыков правильной речи учащихся"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Ландшафтный дизайнер

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

В наше время культура речи приобретает все большее значение. Поэтому целесообразно пользоваться материалом по культуре речи при объяснении нового материала и при его закреплении или повторении. Это позволит расширить лингвистический горизонт школьников, поможет им глубже понять систему языка, правила его применения. Видами такой работы могут стать: Выразительное чтение публицистических, научных текстов; Толкование слов и оценка контекста, в который они вводятся; Сочинения-миниатюры, выполненные в разных стилях и т.д. В предлагаемой статье расскажу о работе, которая проводилась на уроках русского языка в старших классах. Эти задания использовались в системе и имели общую культурно-речевую направленность. Первое задание – орфографический диктант. Его объем – 5-10слов, одиночных или в составе словосочетаний. Например: исподтишка, мировоззрение, коммюнике, беллетристика, встреча с шестьюстами юннатами, обаяние. В состав диктанта включаются: 1)орфографически трудные слова, написание которых можно подкрепить этимологической справкой (слово обаяние состоит в родстве с баять,басня, баюшки-баю и первоначально значило «очаровывание словами», исподтишка – результат сращения сложного предлога из-под с формой р.п. ед.ч. от тишок, родственного словами тишь, тихий и под); 2)числительные в косвенных падежах (встреча с шестьюстами юннатами); 3)лексемы,вызывающие затруднения и в написании, и в произношении (рассредоточение, повторённому, законнорождённый и т.п.); 4)распространенные ошибки учеников класса (слова –рассчитывать, количество, расчет и др.). Второе задание – орфоэпический диктант . Его объем 5-10 слов.Методика проведения такова: учитель произносит одно слово несколько раз – либо с разным ударением, либо с разной артикуляцией тех или иных звуков. Например: обеспе*чение – обеспече*ние, нефтепро*вод – нефтепрово*д, ску/чн/о – ску/шн/о, /чт/о -/шт/о. Ученики записывают слово, обозначая то произношение, которое считают нормативным. После проверки и необходимой корректировки в тетрадях старшеклассников должна появится такая запись: обеспе*чение, нефтепрово*д, ску/шн/о, /шт/о. Затем школьники хором и по одному несколько раз произносят эти слова, закрепляя акцентологические и орфографические нормы. Третье задание – комплексный анализ кратких выражений. В задание включаются нормативные, ненормативные и окказиональные выражения. Комплексным я его назвал потому, что ученики должны оценить в предложенных оборотах все: произношение, грамматическую форму, словообразовательную модель, синтаксические связи, цель и условия введения в речь и т.п.Учитель их диктует, ученики записывают, а затем комментируют – самостоятельно или с помощью наводящих вопросов. Например: «ужасно смешной»; «вырезали аппендицит».Дети, сопоставив с оборотами типа «ужасно весело», «страшно красиво», «жутко интересно» и т.д., понимают, что это своего рода эмоциональный возглас, что в предложенном контексте слова ужасно, жутко теряют свой мрачный, зловещий смысл и служат лишь для усиления экспрессии, заменяя собой такие лексемы очень, чрезвычайно, невообразимо. Ученики делают вывод: это нормативное выражение, но оно – разговорного стиля. Четвертое задание - пунктуационный диктант. Его объем одно предложение. Оно должно быть по возможности кратким и насыщенным знаками препинания. Например: И, вглядевшись в чертеж, понял: ошибка. В нем шесть слов и четыре знака препинания. Старшеклассники записывают фразу, пунктуационно ее оформляют и комментируют, читают вслух. Блок таких заданий применяется и как тренировочный , и как контрольный. Он уместен при объяснении нового материала и при его закреплении или повторении. Этот прием вызывает у школьников интерес к предмету, успешно формирует навыки правильной, логичной, точной, богатой речи. В целом все перечисленные виды работ способствуют как развитию правильной речи учащихся, так и формированию орфографической зоркости.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 693 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 12.01.2020 80
    • DOCX 15.1 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Батанова Ольга Германовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Батанова Ольга Германовна
    Батанова Ольга Германовна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 121271
    • Всего материалов: 212

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 40 человек из 19 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 458 человек из 66 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 282 человека из 66 регионов

Мини-курс

Маркетплейсы: организационные, правовые и экономические аспекты

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Интеллектуальная собственность: медиа и фотографии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Расстройства пищевого поведения: обзор и основы психологической работы

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 14 регионов