Қ
Қостанай облысы әкімдігі білім басқармасының «Ерекше білім
берілуіне қажеттілігі бар балаларға арналған Лисаков арнайы мектеп-интернаты»
КММ
КГУ «Лисаковская специальная школа – интернат для детей с
особенными образовательными потребностями»
Управления образования акимата Костанайской области
Педагогикалық
кеңесте сөйлеген сөзі.
Выступление
на педсовете.
Тақырыбы:
өзара іс-қимыл Туралы мұғалімнің және тәрбиешінің іске асыру кешенді
міндеттерді әлеуметтендіру бойынша бейімделген қоғамда жеке тұлғаның ақыл-ой
отсталого оқушы.
Тема: О
взаимодействии учителя и воспитателя в реализации комплексных задач по
социализации адаптированной в социуме личности умственно отсталого школьника.
Әзірледі :
Подготовила:
Учитель
начальных классов
Орехова Ирина
Владимировна.
Тема:
О взаимодействии учителя и воспитателя в реализации комплексных задач по
социализации адаптированной в социуме личности умственно отсталого школьника.
Социальное
воспитание умственно отсталого
ребёнка
является единственно состоятельным
научным
путём его воспитания.
Л.С.Выготский
Приходя учиться в школу, ребёнок испытывает
множество психологических трудностей адаптации, связанных как с изменением его
социальной позиции, так и привыканием к взаимодействию с новыми для него
взрослыми – учителями. Особенно важная роль в обеспечении качества школьной
жизни ребёнка принадлежит учителю начальных классов. Первая учительница –
явление непреходящее. Она входит во внутренний мир школьника и навсегда
становится частью жизни, личной биографии каждого человека. От того, каким
окажется первый учитель, зависит отношение ребёнка ко всем последующим учителям
и формирование многих личностных качеств взрослого человека.
Труд учителя относится к группе таких общественно
значимых занятий, в которых важное место занимает профессиональная мораль.
Учитель начальных классов – первый представитель педагогического цеха, который
встречает ребёнка в школе. Он демонстрирует ребёнку самые запоминающиеся
образцы учительского поведения и воздействия. Перед учителем начальных классов
напрямую стоит воспитательная задача привить ребёнку нормы и правила отношения
к учебной деятельности и к самому себе, взаимодействия с учителями,
воспитателями и сверстниками.
Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа VIII вида готовит учеников к самостоятельному труду и дает им
определенный объем знаний и умений по ряду предметов школьного курса, а также
необходимые нравственные понятия, навыки культурного поведения. Процесс
обучения и воспитания, направленный на формирование личности аномального
ребенка, коррекцию недостатков развития, в конечном счете, создает предпосылки
социальной адаптации умственно отсталых школьников.
Социализация-это непрерывный процесс, который
продолжается всю жизнь, но особенно интенсивно осуществляется в детстве и
юности, когда закладываются все базовые понятия, нормы, ценности, формируется
мотивация социального поведения.
Задача социализации детей с ограниченными возможностями
здоровья является одной из приоритетных в деятельности нашей коррекционной
школы. Она решается при одновременной реализации таких условий, как готовность
педагогов к созданию благоприятной развивающей среды, гибкое сочетание разных
форм и методов работы с детьми с учётом их особенностей и возможностей.
Такое нарушение психического развития как УО
снижает возможность ребенка в приобретении им социального опыта, его подготовку
к самостоятельной жизни. Процесс вхождения в самостоятельную жизнь выпускников
специальных(коррекционных) школ 8 вида труден. Часто выпускники не владеют
необходимыми для самостоятельной жизни житейскими знаниями и навыками.
Сложившаяся практика обучения и воспитания детей с интеллектуальными проблемами
не всегда отвечает задаче формирования необходимых в жизни личностных качеств,
таких как самостоятельность, готовность к самообеспечению на основе труда, а
также уточнения их жизненной перспективы. Воспитанники школы - интерната
испытывают трудности при формировании системы ценностных ориентаций, профессиональном и личностном самоопределении, установлении
эмоциональных связей с другими людьми, овладение досуговой, общественной,
бытовой деятельностью. Вопросы социализации весьма актуальны и значимы для
обучающихся, воспитанников специальной (коррекционной) школы- интерната 8 вида.
Исходя из актуальности, целью работы является создание для детей специальной
коррекционно - развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные
условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах
специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и
коррекцию нарушений развития, и, в конечном счете,- социальную адаптацию.
Формирование у обучающихся гражданской
ответственности, самостоятельности, способности к успешной социализации в
обществе и адаптации на рынке труда – основные задачи школьного воспитания. В
школах-интернатах ключевая роль в решении этих задач возлагается на учителя и
воспитателя. Очень многое здесь зависит от взаимодействия, взаимопонимания и
сотрудничества этих педагогов. Именно учитель и воспитатель берут на себя
ответственность за то, чтобы каждый ученик класса состоялся как личность, не
был унижен, узнал, каковы его возможности. В коррекционной школе, где речь идет
о воспитании детей с проблемами в развитии, эта ответственность еще более
возрастет.
Учитель и воспитатель в школе-интернате призваны на протяжении
ряда лет работать рука об руку, согласовывая и сверяя каждый свой шаг, чтобы
совместными усилиями смоделировать такую внутри классную систему воспитания,
которая обеспечила бы максимальное развитие каждого конкретного ребенка с
учетом его индивидуальных личностных особенностей, его физического и
психического здоровья.
Процесс обучения и воспитания социализации
в нашем учреждении осуществляется с учетом индивидуальных особенностей познавательной деятельности школьников.
Взаимодействие классного руководителя, учителей - предметников, педагога –психолога, медработников имеет
своей целью совместно выявить проблемы, возникающие у подростка, прогнозировать
развитие личности. Весь
процесс обучения и воспитания ребенка с интеллектуальной недостаточностью в
коррекционных учреждениях и других, где обучаются такие дети, направлен на
развитие механизмов, обеспечивающих его адаптацию к различным условиям жизни.
Социально - бытовая адаптация и ориентация умственно отсталых детей существенно
затруднена в силу ограничений, наложенных дефектом- нарушением познавательной
деятельности. В отличие от детей в норме, у которых социальное развитие
происходит непроизвольно и спонтанно, дети с ограниченными возможностями
здоровья не в состоянии самостоятельно освоить образцы решения социальных и
бытовых задач. Личность умственно- отсталого ребенка формируется только при
условии целенаправленного обучения и воспитания.
Практика показывает, что многие выпускники
коррекционных школ оказываются беспомощны в самостоятельном жизнеустройстве.
Наблюдается тенденция к частой смене работы, не всегда объективно –
обоснованная неудовлетворённость заработком; имеют место трудности в
установлении контакта с членами коллектива, отстранённость от участия в
общественной жизни предприятия. Возникают проблемы в связи с неумением
распределить бюджет, спланировать накопления, рационально вести хозяйства. У
выпускников, живущих с родителями, наблюдаются иждивенческие настроения.
Предприятия, где работают окончившие коррекционную школу дети, предъявляют к
ним серьёзные претензии. Утверждают, что воспитанники не подготовлены в
достаточной мере к самостоятельному труду. Это обусловлено тем, что наши дети:
- не могут взаимодействовать с окружающими на равных, не умеют
продуктивно общаться с людьми;
- у них не хватает самостоятельности;
- низкий уровень знаний об окружающей среде;
- специфические потребности в общении;
- не умеют самостоятельно продумывать и анализировать ситуацию,
из-за их эмоционально- поведенческих особенностей;
- им сложно с первого раза понять и правильно оценить
необходимость тех или иных действий, поступков;
- неспособность обучающихся применять полученные знания в
различных жизненных ситуациях;
несформированность мотивов и интересов к хозяйственно- бытовой
деятельности;
- неструктурированное восприятие социального мира;
- завышенная самооценка.
Социальную адаптацию обучающихся
обеспечивает изучение всех предметов, входящих в учебный план специальной
(коррекционной) школы VIII вида, направленное формирование социально-бытовой
компетенции осуществляется в ходе занятий СБО. Но время, отведённое на изучение
СБО, позволяет лишь ознакомить обучающихся с базовыми сведениями
социально-бытового характера.
Предполагается, что практические навыки ученики смогут приобрести
в семье, во взаимодействии с учреждениями и предприятиями, в ближайшем социуме.
Семьи у детей с интеллектуальной недостаточностью чаще всего
бывают неблагополучные (и нам это очень хорошо известно на примере наших
семей). Такие родители не могут дать ребенку необходимый запас знаний для
самостоятельной жизни, а порой показывают только отрицательный пример.
Л.С.Выготский отмечал: «Социальное воспитание умственно отсталого ребёнка
является единственно состоятельным научным путём его воспитания».
В современном мире умственно-отсталый ребёнок должен наравне со
всеми жить, работать, взаимодействовать с окружающей средой. Поэтому нужны
совершенно новые подходы в социально-бытовом воспитании и обучении таких детей.
Ряд учёных ( В.Ф. Мачихина, К.П. Павлова, Е.И. Разуван, Т.И.
Стариченко) убедительно доказывают важность организации воспитательной работы,
которая в комплексе с учебной помогает достичь результатов в социально-бытовой
адаптации.
Опираясь только на обучение, подражание и повторение социально-
бытовая адаптация у детей с проблемами в развитии не сформируется. Время
диктует применение более эффективных методов, которые должны максимально
приближать обучающихся к реальной жизни.
Одним из важнейших вопросов организации работы интерната является
взаимосвязь в работе воспитателя и учителя. От этого зависит учёба и
воспитанность наших учащихся.
1.
Совместная работа воспитателя и учителя по воспитанию коллектива,
планированию и проведению внеурочной воспитательной работы;
2.
Ведению психолого-педагогических наблюдений, посещаемость уроков
класса и т.д.
3.
Это обмен информацией между учителем и воспитателем. Классные
журналы, журналы групп, дневники учащихся, личная беседа – средства такого
обмена.
4.
Это совместная работа с родителями
5.
Совместное проведение учителем и воспитателем отдельных учебно – воспитательных
мероприятий.
6.
Это обсуждение единых требований к учащимся по предмету,
Режим
устной и письменной речи, ведение тетрадей, объём домашних заданий, возможности
усиления эффективности уроков и самоподготовки.
Психолого-педагогические наблюдения имеют большое значение для нашей школы, для
осуществления индивидуального подхода к учащимся. Личные встречи воспитателей и
учителей дают информацию для работы и учителя и воспитателя (например, как
работали дети на самоподготовке, какая им оказывалась помощь, об их успехах и
пробелах в знаниях). Воспитатель и учитель договариваются о совместных
действиях для повышения эффективности урока и самоподготовки. В объединении
усилий педагогов и воспитателей большую роль играет совместная работа с
родителями учащихся.
Оценки, выставленные на уроке за выполнение домашних заданий, дают
воспитателю основание сделать вывод об уровне и качестве самоподготовке в
классе, помогают установить, с кем надо работать индивидуально.
Коррекционно-педагогический процесс требует постоянного систематического
контроля, динамики хода и эффективности коррекции, поведения диагностических
процедур. Важным условием успешной коррекционной работы является непрерывность
педагогического воздействия.
Каждый педагог планирует свою коррекционную работу с учащимся, опираясь на свой
предмет, но в то же время координирует их с целями других специалистов.
Коррекционная работа должна быть направлена на профилактику и коррекцию
отклонений в развитии, поведении, учебе, на основе создания оптимальных условий
для развития личностного потенциала ребенка.
Воспитатель
или учитель в работе с детьми не может действовать в одиночку. Успех
целостного учебно-воспитательного процесса обеспечивается единой
целенаправленной деятельностью всех организаций и лиц школы, охватом всей
жизнедеятельности детей и использовании всех воспитательных средств. Смысл
параллельного действия состоит в единстве и согласованности всех
учебно-воспитательных влияний, во взаимной поддержке, единстве требований.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.