- Учебник: «Русский язык», Граник Г.Г., Крюкова Т.Ш. и др.
- Тема: § 4. Волшебная сила слова
- 03.10.2020
- 670
- 4
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Нравственность – правила, определяющие
поведение, духовные и душевные качества,
необходимые человеку в обществе, а также
выполнение этих правил, поведение.
С.И. Ожегов
Словарь русского языка (Слайд 1)
(Слайд 2)
Сегодня особенно остро стоит вопрос о нравственном воспитании человека. Жизнь показывает, что мало «загрузить» мозг знаниями различных наук. Куда важнее быть человеком духовным, гуманным.
38 лет я проработала в школе. Почти 4 десятилетия я наблюдаю, как мои ученики из детей превращаются во взрослых людей. И часто думаю, что дает школа, что даю им я, и что сама получаю от них. Ведь от нас, от учителей-словесников, во многом зависит, какими они станут, какими войдут во взрослую жизнь, так как велика роль литературы в подготовке учащихся к жизни, неоценима сила её воздействия на формирование нравственных ориентиров.
(Слайд 3)
Мы, словесники, призваны воспитывать личность, оказывать влияние на её духовный мир, на выбор ею нравственных принципов. Мы учим самому главному – быть Человеком.
Каждый урок литературы раскрывает перед учениками психологический мир персонажей и тем самым побуждает детей к нравственной оценке и самосовершенствованию собственного и внутреннего мира.
(Слайд 4)
«Обретая способность погружаться в себя, в свои
переживания, юное существо открывает целый мир
новых эмоций, красоту природы, звуки музыки,
новые краски».
И.Кон
Иначе говоря, путь в себя – это одновременно и путь в мир, окружающий нас.
Погружение в художественный мир – это также погружение в самого себя. Граница между «я» и этими мирами подчас становятся зыбкой или вообще размытой.
Я хочу прочитать вам сочинение моей ученицы Антоновой Елены.
(Читаю сочинение).
Это сочинение – раздумье о том, почему так устроен мир, почему мы так поступаем. Молодая девушка задает самый важный вопрос: кто я такая на этой земле? Что я значу?
Непросто ответить. Да, наверное, в этом и нет необходимости. Главное в другом: девочка приводит свое «я» в соответствии с миром духовных и культурных ценностей.
(Слайд 5)
Все тратим, тратим, тратим годы,
Все ищем, ищем похвалу.
Золотоносная порода
В любом мерещится углу.
Но, завершая путь привычный,
Придем туда, где на века
Сверкает камушек обычный
Под нежной кожей родника.
(Слайд 6)
Абсолютной ценностью этого мира, конечно, является человек и его жизнь. Ценностные ориентиры человека – это его сознание, отражающее собственное представление об идеалах, смысле жизни.
Искусство жить диктует правило: нельзя жить в одиночку. Жить следует в гармонии с людьми, окружающем нас, и прежде всего с самыми дорогими и любимыми.
Уроки литературы помогают учащимся в понимании этого, требуя усилий души и разума. Усилий, определяющих нравственную атмосферу урока.
«А сейчас, я прошу Вас, закройте глаза.
(Звучит мелодия Манчини Мерцер)
Представьте лесную поляну, всю залитую солнечным светом. Повсюду удивительные цветы. Порхают большие красивые бабочки. Посередине поляны стоит и улыбается прелестный малыш. Этот малыш вы. Вы тянетесь руками к загадочному цветку и вдруг слышите родной и любимый голос.
Вы поворачиваете голову и бежите навстречу ему. Вдруг сильные и нежные руки подхватывают вас, подбрасывают вверх, и неописуемая радость, восторг и счастье переполняют все ваше существо… .
А теперь откройте глаза, посмотрите друг на друга.
(Слайд 7)
Улыбнитесь. Вы заметили, что глаза ваши стали добрее? Они светятся любовью и счастьем, потому что вы вспомнили о маме, о её любви к вам, о том, что составляет смысл человеческого существования».
Так я начала урок внеклассного чтения «Бездонная чаша любви». Цель которого – постараться помочь детям понять, что любовь – это бездонная чаша, которую не смогут заполнить до конца ни родители, ни дети. Я хотела дать моим ученикам возможность осознать ценность и хрупкость этого чувства, как основы всего сущего, - Высшего человеческого чувства.
(Слайд 8 )
Эпиграфом к уроку я взяла слова из Ветхого Завета «Чти отца своего и мать свою и да долголетен будешь на земле».
Это одна из 10 заповедей, записанных в самой главной книге христиан – Библии.
Эти слова заставляют детей задуматься о значении в жизни каждого из нас - любви детей к родителям и любви родителей к детям.
Задаю детям вопрос:
- Как вы понимаете смысл этих слов?
Родители и дети всегда связаны невидимыми нитями, и очень важно помнить, что эти нити не должны ослабнуть и оборваться.
- Как можно определить любовь?
(Слайд 9)
Я не могу любовь определить,
Но эта страсть сильнейшая – любить –
Необходимость мне… .
М. Ю. Лермонтов
Поэт затрудняется определить любовь. Но мы попытаемся с вами это сделать. Сначала через зрительный образ, а потом сделаем попытку реализовать ключевое понятие нашего урока с помощью прочитанных произведений.
Итак, определяем понятие «любовь», составив метафорический образ этого прекрасного чувства.
Дети составляют схему.
(Слайд 10)
Солнечный остров
Маяк
Пожар Разноцветный букет
День рождения души Алая роза
Я давала задание на дом: нарисовать цветную иллюстрацию, в которой вы должны были изобразить свою ассоциацию со словом «любовь».
Ученики показывают свои иллюстрации, комментируют их.
А затем мы обращаемся к произведениям художественной литературы и наблюдаем, как понятие «любовь» реализуется в них.
1. А.П. Платонов «Разноцветная бабочка».
2. А.С. Пушкин «Станционный смотритель».
3. Ч. Айтматов «И дольше века длится день». (Легенда о манкурте).
Я вижу, что ученики задумываются о своем отношении к родителям. Важно очень, чтобы они уже сегодня понимали, какое это счастье, что тебя любят, что ты нужен, что для кого-то ты самый лучший, самый любимый.
Прекрасное в наших душах это что-то возвышенное, идеальное, недоступное для суеты, мелких чувств и стремлений. Прекрасное – это и сама жизнь, её истинная сущность, без постижения которой человек нравственно гибнет.
(Зачитать сочинение)
(Слайд 11)
«Живите, любите, будьте счастливы. Берегите друг друга и все, что вам дано».
6 662 222 материала в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Дюсембаева Самал Наукановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.