В воспитании человека важно
добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и
стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личного
счастья.
(Свадковский
И.Ф.)
Проблема
нравственного развития человека является одной из сложнейших. Она включает в
себя целый ряд аспектов, которые становятся традиционными предметами изучения
философии, этики, педагогики, психологии. Для психологической науки правильная
постановка проблем нравственного развития требует выхода за пределы собственно
психологии и обращения к этике, предметом исследования которой является та
сфера человеческой культуры, которая должна усваиваться детьми в ходе их
морального развития.
Нравственное
развитие подрастающего поколения было
всегда одной из актуальных задач воспитания. Процесс глубоких преобразований
во всех сферах жизни нашей страны коренным образом изменяет систему требований
общества к личности, что придает особую остроту проблемам, связанным с
нравственным развитием подрастающего поколения.
Особую
актуальность проблема нравственного развития учащихся приобретает в современном
российском обществе. Страна переживает политические, экономические, социальные
перемены, которые естественным образом косаются нравственной сферы. Резкое
изменение социальных отношений привело к опровержению жизненных ценностей
старшего поколения.
Именно
нравственность рассматривается как способ социальной регуляции, практически
духовное освоение мира, ценностное отношение к миру, как общественная форма
отношений между людьми.
Сущность
нравственности раскрывается через ее роль в развитии личности ребенка. Выделяются
следующие функции нравственности:
-
мотивационно-побудительная, как существенная предпосылка
формирования нравственной позиции;
-
познавательно-оценочная, как усвоение личностью нравственных требований общества
к человеку и осознание этих требований как личностно значимых;
-
регулятивная, как обеспечивающая сознательную, мотивированную
нравственную позицию, активную ее реализацию.
Реализация
этих функций в единстве приводит к становлению нравственной позиции личности,
которая проявляется в ее деятельности. При этом деятельность рассматривается
под углом ее человеческой значимости.
А.
Г. Харчев отмечает, что
нравственное развитие личности включает в себя
следующие компоненты:
-
формирование в человеке сознания связи с
обществом, зависимости от него, необходимости согласования личного поведения с
интересами
общества, готовности принять социальные требования и социальный контроль;
-
ознакомление человека с нравственными идеалами, моральными нормами общества,
понимание их правомерности и разумности;
-
превращение знаний в нравственные убеждения;
-
формирование устойчивых нравственных чувств (совести, долга, достоинства и
других) и нравственных качеств (честности, принципиальности, смелости и т. д.);
- усвоение
внешней культуры поведения как одного из главных проявлений уважения к другим
людям;
-
формирование необходимых обществу нравственных привычек. Итак, нравственное
развитие человека – это процесс количественных
и
качественных изменений, происходящих в духовном,
нравственном
облике
ребенка и продвигающих его на более высокие ступени нравственной зрелости.
Становление личности не возможно без ее нравственного развития, которое заключается
в освоении моральных ценностей, выработке нравственных
качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам,
нормам и правилам морали, когда убеждение и представление о должном воплощаются
в реальных поступках и поведении.
Проблемы
нравственного развития в подростковом возрасте представлены в трудах Л.И.
Божович, Л.С. Выготского, И.Н. Михеевой, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейна, Д.И.
Фельдштейна, Д.Б. Эльконина и др.
Рассматривая
проблему нравственного формирования личности, Л.И. Божович доказывает, что оно
не является изолированным процессом, а связано с социальным и психическим
развитием. По мнению автора, существуют две точки зрения на процесс формирования
нравственных норм поведения, который понимается, во-первых, как результат интериоризации
внешне заданных форм мышления и поведения и их превращения во внутренние
психические процессы; во-вторых, как последовательное (закономерное) превращение
одних качественно своеобразных форм нравственного развития в другие, более совершенные.
Подростковый
возраст как важнейший этап в развитии личности во многом определяется
адекватным формированием базовых нравственных установок и суждений, как ядра
личности, является тем периодом, когда развиваются и
формируются психологические структуры, обеспечивающие зрелость и
самостоятельность личности. Речь идет о становлении самосознания, интенсивно
формирующихся эмоционально-волевых качествах, складывающейся у человека
системе ценностных ориентации, идеалах, убеждениях.
Наибольшее
значение для нравственного развития в подростковом возрасте приобретают
идеалы. Их формирование тесно связано с интересом к
нравственным качествам людей, их поступкам, взаимоотношениям друг с другом. С
формированием идеала тесно связано возникновение таких особых нравственных
чувств, как самоуважение, чувство собственного достоинства, которые становятся
важнейшими мотивами поведения и средствами самоконтроля. С возникновением
убеждений сначала перестраиваются, а затем полностью исчезают идеалы,
воплощенные в образе конкретного человека, замещаемые неким собирательным
идеалом.
Таким
образом, суть данного этапа нравственного развития заключается в том, что
нравственный образец, который раньше был дан ребенку извне, теперь,
представленный в форме идеала, становится внутренним.
Старшие
школьники характеризуются высоким уровнем нравственного развития. Изучение
особенностей нравственной саморегуляции показывает, что она осуществляется
через осознание своей жизненной позиции, которая детерминирует переход от самооценки
к активному моральному воздействию на окружающих и социальную действительность
в целом. Но для того чтобы такой переход осуществился, школьник должен
осознавать свою позицию. Е. В. Бондаревская выделяет два взаимосвязаанных
аспекта такой позиции: внешний (поведенческий) и внутренний
(мировоззренческий).
Внешний
аспект позиции определяется как совокупность деятельностей и способов
поведения, в которых личность реализует свою активность, сочетает личный
общественный интересы, проявляет свое отношение к объектам деятельности.
Именно содержание деятельности, ее направленность, степень вовлеченности
личности порождают позицию.
Внутренний аспект
позиции - это совокупность морально-мировоззренческих идей,
принятых личностью, ставших ее убеждениями, оценочными критериями, регуляторами
отношений и поведения.
Обобщение широкого
жизненного опыта в нравственных категориях приводит к их соотнесению
и объединению в единую систему, что является
основой формирования нравственного мировоззрения как
системы убеждений.
Старший
подростковый возраст является периодом интенсивного формирования системы
ценностных ориентаций, оказывающей влияние на становление характера и личности
в целом. Это связано с появлением на данном возрастном этапе необходимых для
формирования ценностных ориентаций предпосылок, к которым относятся: овладение
понятийным мышлением, накопление достаточного морального опыта, осознание
своего социального положения.
Процесс формирования системы
ценностных ориентаций стимулируется
значительным расширением общения, столкновением
с многообразием форм поведения, взглядов, идеалов.
Необходимо
отметить, что нравственное совершенствование человека,
достигшего в юношеский
период эталонного уровня
нравственного
развития, может продолжаться всю жизнь. Но далее в нравственной сфере не
возникает каких-либо новых образований, а происходит только укрепление, развертывание
и совершенствование тех, которые появились ранее. В общественном плане
нравственная модель старшеклассника представляет такую нравственную ступень,
начиная с которой человек, поднявшийся на нее, может быть признан
высоконравственным.
Результатом
нравственного становления подрастающего поколения в сложных социальных
условиях является появление ряда особенностей в развитии их нравственно-ценностной
сферы. Наиболее значимыми среди них выступают:
–
«заземленность» желаний и мечты, приобретающих прагматичный характер;
–
отсутствие стремления поступать в соответствии с принципами, склонность приспосабливаться
к обстоятельствам;
–
прагматическое представление о будущем, о перспективах своего развития;
–
отсутствие выраженности в ценностных ориентациях таких личностных качеств, как
стремление принести пользу обществу и людям, бескорыстие, ориентация на взаимопомощь.
Таким
образом, взгляды на проблему нравственного развития отечественных психологов
опираются на представление о том, что оно не является изолированным процессом,
а органично включено в целостное психическое и социальное развитие личности.
При этом на каждом возрастном этапе особое значение приобретают те механизмы,
которые позволяют решать актуальные проблемы личностного развития. Знание и
учет особенностей нравственного развития на каждом возрастном этапе и специфики
уровней нравственного развития позволят организовывать систему
целенаправленного воздействия, которая обеспечит достижение высокого уровня
нравственного развития личности, что является особенно важным в кризисный
период развития общества.
Литература
1.
Слепухина, Г. В. Нравственное развитие старшеклассников в социально-педагогическом
процессе / Г.В. Слепухина. – М.: Московский психолого-социальный институт,
2006. – 188 с.
2.
Фельдштейн, Д.И. Психология взросления / Д.И. Фельдштейн. – М: МПСИ, 2009
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.