МБОУ СОШ №1
Доклад
“Нравственные аспекты отношений учителя с родителями учащихся”
Социальный педагог Самарина Г.А.
“Нравственные аспекты отношений учителя с родителями учащихся”
1. Необходимость сотрудничества педагога и родителей учащихся в рамках
педагогического процесса
Итак, одна из значимых профессиональных обязанностей учителя – это
организация такого сотрудничества с родителями учащихся, чтобы оно
дополняло его педагогические действия, составляя специфическую сферу
родительского влияния. В систему отношений “учитель – родители учащихся”
учитель вовлекается объективной необходимостью и самими условиями
осуществления педагогического процесса. Эта система отношений способна
функционировать и без непосредственного контакта её частников, потому что
их связывает учащийся как объект взаимного влияния. Отношения “учитель –
родители учащихся” являют собой значимый педагогический фактор, который
оказывает большое воздействие на нравственную жизнь учащихся.
Осуществление ведущей роли учителя в сотрудничестве с родителями учащихся
представляет значительную трудность. Морально-педагогический фактор в
формировании этих отношений играет важную роль.
Ещё одно важное обстоятельство, которое должно приниматься во внимание
при изучении нравственных отношений школы и семьи: школа или развивает
нравственные качества ребёнка, заложенные в семье, или вынуждена его
перевоспитывать. В обоих случаях педагог должен знать семейную нравственную
ситуацию, а родители – знать нравственно-педагогические требования учителя.
2. Причины противоречий между учителем и родителями учащихся
Между тем, далеко не всегда учителю удаётся осуществлять ведущую роль в
сотрудничестве с родителями учащихся, по той причине, что учитель не
располагает никакой властью помимо своего морального авторитета, а также
потому, что ему приходится налаживать целесообразные контакты с любыми
родителями. Среди других причин могут быть названы разобщённость между
учителем и родителями учащихся или их недоброжелательные отношения.
Разобщённость возникает вследствие отсутствия контактов, неопределённости
представления учителя о родителях ученика и тех, в свою очередь, об
учителе.
Противоречия между учителем и родителями учащихся возникают по разным
причинам. В их числе разобщённость интересов; большое число обязанностей,
которые предъявляются сторонами друг к другу; различие типов отношений к
ребёнку; различный уровень педагогической квалификации. Постараюсь
конкретизировать эти аспекты ниже.
Непомерно большое количество обязанностей, которые предъявляются
сторонами в самой общей форме без учёта возможностей и обстановки, в силу
их невыполнимости на практике ведут к непониманию, неблагодарности, досаде.
С другой стороны, повышенный уровень требований свидетельствует об особом
статусе учителя, высоком уровне ожиданий от него.
Различие типов отношений к ребёнку вытекает из различия институтов школы
и семьи – они представляют собой разные социально-психологические группы с
многообразными функциями и отношениями. Представители различных групп
начинают взаимодействовать между собой, сохраняя в отношении ученика
установившиеся и привычные (для своей группы) связи и стереотипы. Эти
противоречия усиливаются в том случае, когда учитель – формалист и
рассматривает свою деятельность как службу, устанавливая с учащимися лишь
деловые отношения. Родители и близкие же проявляют человеческий подход к
ребёнку, внимание и забота о нём – это нравственная потребность. Родители
учащихся не могут соглашаться с сухим отношением учителя к ученику, учителю
же эти претензии и переживания родителей покажутся чрезмерными. Из-за
разной природы подхода к учащимся может возникнуть недовольство сторон,
если учитель не сумеет понять и учесть в своей деятельности переживания и
опасения родителей за судьбу своего ребёнка. Иному учителю бывает сложно
встать на место родителей и осознать, что приглашение в школу может вызвать
в семье целый переполох, волнение родителей и т.д. Иногда противоречия
подобного рода возникают из-за различной информированности о ребёнке:
родителям более известна жизнь их ребёнка вне школы, учителю же более
известна школьная успеваемость, поведение на уроках и в школе вообще.
Разный уровень педагогической подготовки родителей и учителя также может
вызывать противоречия. Разный уровень компетентности в понимании целей,
задач и методов воспитания и обучения порождает расхождение во взглядах,
создаёт у учителя неоправданное стремление доминировать в вопросах обучения
и воспитания, неуважительно относиться к мнению другой стороны, что
затрудняет контакты и изначальную необходимость в сотрудничестве.
Причины противоречий между учителем и родителями учащихся, способные
помешать установлению педагогически целесообразных контактов, содержат
факторы, которые часто могут быть смягчены.
3. Требования к поведению учителя при установлении им контактов с
родителями учащихся
Педагогическая мораль предусматривает выявление таких требований к
личности учителя, которые являются педагогически целесообразными и
необходимыми при установлении им контактов с родителями учащихся. Среди них
выделяются:
. Сознание и нравственная ответственность перед родителями учащихся за
результаты обучения и воспитания.
. Поиск контактов с родителями учащихся и осознание своей ответственности
за организацию такого сотрудничества. Уже подчёркивалось, что родители
учащихся и учитель – это две стороны, взаимно ответственные за
воспитание ребёнка перед обществом. Педагогическая целесообразность
этого требования основана на необходимости всесторонней информации о
ребёнке и учёте её в работе учителя, а также на необходимости
преодоления разнобоя в требованиях по отношению к ребёнку между
сторонами. При этом контакты учителя с родителями учащихся должны
носить постоянный характер. Причины нежелания учителя устанавливать
в области высокой
самоуверенности в своих педагогических возможностях, равнодушии,
отсутствии чувства сознания и ответственности.
. Недопущение оскорбления родительских чувств необоснованной оценкой
способностей, успеваемости и поведения детей. Ведь всякая небрежность и
предвзятость в суждениях о детях ими переживается и передаётся своим
родителям, которые чутко реагируют на это. Учитель обязан давать
ученикам только объективную характеристику. Когда классный руководитель
осведомлён о семейных устоях и умеет понять родительские чувства, он
говорит о ребёнке уважительно и со знанием дела, приобретая в родителях
союзников в обучении и воспитании.
Повышение авторитета родителей в глазах детей, умение оценить и
показать детям наиболее значимые качества их родителей. Причём
педагогическая целесообразность этого велика – учитель приобщает детей
к важной стороне нравственности, заставляет их задуматься, с какими
интересными и уважаемыми людьми они живут. Иногда учителю, правда,
приходится прибегать к усилиям, дабы преодолеть отчуждение, которое
могло возникнуть в отношениях между ребёнком и его родителями. Учитель,
который смог повлиять на рост авторитета родителей в глазах своих
детей, поднимает и свой авторитет.
Тактичное предъявление необходимых требований к родителям с целью
улучшения воспитания детей и совершенствования педагогических взглядов
их родителей, но без перекладывания на них своих обязанностей. Это
означает, что родители могут в чём-то ошибаться, совершать
непедагогические действия, в чём-то пренебрегать воспитанием детей,
следовать устаревшим воззрениям – и учитель из соображений
сотрудничества и создания благоприятных условий для педагогического
процесса должен помочь развивать педагогическую культуру родителей,
объяснять им зло педагогической безграмотности по отношению к их
ребёнку. Однако при этом учитель не должен пытаться переложить свои
обязанности на родителей, так как этим он расписывается в собственном
педагогическом бессилии и нежелании нести ответственности за ученика.
. Анализ критических замечаний родителей учащихся по отношению к учителю.
Педагогическая мораль требует от учителя доброжелательного отношения к
замечаниям родителей в его адрес. Хотя психологически учителю далеко не
всегда приятно бывает слышать критические замечания, так как многие их
высказывающие мало осведомлены в педагогике вообще. Критика от
родителей учащихся приобретает более конкретный и деловой характер,
когда учитель сам организует родителей на неё, убедив их в том, что ему
необходимо знать их мнение о том, правильно ли его понимают ученики и
родители, имеются ли промахи в организации педагогического процесса.
Требовательный к себе учитель с развитой самокритикой всегда найдёт в
замечаниях родителей нечто полезное. Тем более, что при отсутствии
критики недовольство родителей сохраняется, приводя к взаимному
непониманию и недоверию к авторитету учителя. В конечном итоге родители
должны оценивать и положительные качества педагога.
Заключение
Выделение в системе нравственных отношений подсистему «учитель – родители
учащихся» исходит из того, что семья является бесспорно важнейшим
источником формирования нравственных позиций ребёнка, закрепления его
нравственно-психологических установок. В семье у ребёнка формируются
начальные представления о цели и смысле жизни, ценностные ориентации,
нравственные и социальные потребности и т.д. Поэтому учитель должен знать,
какие нравственные представления сформированы у ребёнка, в каких условиях
происходило это формирование.
Характер взаимоотношений родителей и учителей нельзя представлять как
полное взаимопонимание и бесконфликтное содружество, несмотря на общность
их целей и задач. Педагогу важно наладить контакт с родителями учащихся,
сделать их союзниками в деле воспитания. В оптимальном варианте педагог
должен стать частью семейной микросреды (как ближайший советчик родителей в
вопросах обучения и воспитания их детей), а родители ученика – частью его
школьной микросреды (как участники общего педагогического процесса).
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.