Инфоурок Другое Другие методич. материалыНравственные аспекты отношений учителя с родителями учащихся”

Нравственные аспекты отношений учителя с родителями учащихся”

Скачать материал

МБОУ СОШ №1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад

 

“Нравственные аспекты отношений учителя с родителями учащихся”

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Социальный педагог    Самарина Г.А.

 
 
 
“Нравственные аспекты отношений учителя с родителями учащихся”
 
 
 
    1. Необходимость сотрудничества педагога и родителей учащихся в рамках
педагогического процесса
 
 
  Итак, одна  из  значимых  профессиональных  обязанностей  учителя  –  это
организация  такого  сотрудничества  с  родителями   учащихся,   чтобы   оно
дополняло  его  педагогические  действия,  составляя   специфическую   сферу
родительского влияния. В систему отношений  “учитель  –  родители  учащихся”
учитель  вовлекается   объективной   необходимостью   и   самими   условиями
осуществления  педагогического  процесса.  Эта  система  отношений  способна
функционировать и без непосредственного контакта её  частников,  потому  что
их связывает учащийся как объект взаимного  влияния.  Отношения  “учитель  –
родители учащихся” являют  собой  значимый  педагогический  фактор,  который
оказывает большое воздействие на нравственную жизнь учащихся.
 
  Осуществление ведущей роли учителя в сотрудничестве с родителями учащихся
представляет  значительную  трудность.  Морально-педагогический   фактор   в
формировании этих отношений играет важную роль.
  Ещё одно важное обстоятельство, которое должно  приниматься  во  внимание
при изучении нравственных отношений  школы  и  семьи:  школа  или  развивает
нравственные  качества  ребёнка,  заложенные  в  семье,  или  вынуждена  его
перевоспитывать. В обоих случаях педагог должен знать семейную  нравственную
ситуацию, а родители – знать нравственно-педагогические требования  учителя.
 
  2. Причины противоречий между учителем и родителями учащихся
 
  Между тем, далеко не всегда учителю удаётся осуществлять ведущую  роль  в
сотрудничестве с  родителями  учащихся,  по  той  причине,  что  учитель  не
располагает никакой властью помимо своего  морального  авторитета,  а  также
потому, что ему  приходится  налаживать  целесообразные  контакты  с  любыми
родителями. Среди других  причин  могут  быть  названы  разобщённость  между
учителем  и  родителями  учащихся  или  их   недоброжелательные   отношения.
Разобщённость возникает вследствие  отсутствия  контактов,  неопределённости
представления учителя  о  родителях  ученика  и  тех,  в  свою  очередь,  об
учителе.
  Противоречия между учителем и родителями  учащихся  возникают  по  разным
причинам. В их числе разобщённость интересов;  большое  число  обязанностей,
которые предъявляются сторонами друг к другу;  различие  типов  отношений  к
ребёнку;   различный   уровень   педагогической   квалификации.   Постараюсь
конкретизировать эти аспекты ниже.
 
  Непомерно  большое   количество   обязанностей,   которые   предъявляются
сторонами в самой общей форме без учёта возможностей и  обстановки,  в  силу
их невыполнимости на практике ведут к непониманию, неблагодарности,  досаде.
С другой стороны, повышенный уровень требований  свидетельствует  об  особом
статусе учителя, высоком уровне ожиданий от него.
 
  Различие типов отношений к ребёнку вытекает из различия институтов  школы
и семьи – они представляют собой разные социально-психологические  группы  с
многообразными  функциями  и  отношениями.  Представители  различных   групп
начинают  взаимодействовать  между  собой,  сохраняя  в  отношении   ученика
установившиеся и привычные  (для  своей  группы)  связи  и  стереотипы.  Эти
противоречия  усиливаются  в  том  случае,  когда  учитель  –  формалист   и
рассматривает свою деятельность как службу, устанавливая  с  учащимися  лишь
деловые отношения. Родители и близкие же  проявляют  человеческий  подход  к
ребёнку, внимание и забота о нём – это  нравственная  потребность.  Родители
учащихся не могут соглашаться с сухим отношением учителя к ученику,  учителю
же эти  претензии  и  переживания  родителей  покажутся  чрезмерными.  Из-за
разной природы подхода к  учащимся  может  возникнуть  недовольство  сторон,
если учитель не сумеет понять и учесть в своей  деятельности  переживания  и
опасения родителей за судьбу своего ребёнка.  Иному  учителю  бывает  сложно
встать на место родителей и осознать, что приглашение в школу может  вызвать
в семье целый переполох,  волнение  родителей  и  т.д.  Иногда  противоречия
подобного  рода  возникают  из-за  различной  информированности  о  ребёнке:
родителям более известна жизнь  их  ребёнка  вне  школы,  учителю  же  более
известна школьная успеваемость, поведение на уроках и в школе вообще.
 
  Разный уровень педагогической подготовки родителей и учителя также  может
вызывать противоречия. Разный  уровень  компетентности  в  понимании  целей,
задач и методов воспитания и обучения  порождает  расхождение  во  взглядах,
создаёт у учителя неоправданное стремление доминировать в вопросах  обучения
и  воспитания,  неуважительно  относиться  к  мнению  другой  стороны,   что
затрудняет контакты и изначальную необходимость в сотрудничестве.
 
  Причины противоречий между  учителем  и  родителями  учащихся,  способные
помешать  установлению  педагогически  целесообразных  контактов,   содержат
факторы, которые часто могут быть смягчены.
 
  3. Требования к поведению учителя при установлении им контактов с
родителями учащихся
 
 
  Педагогическая  мораль  предусматривает  выявление  таких  требований   к
личности  учителя,  которые   являются   педагогически   целесообразными   и
необходимыми при установлении им контактов с родителями учащихся. Среди  них
выделяются:
 
  . Сознание и нравственная ответственность перед  родителями  учащихся  за
    результаты обучения и воспитания.
 
  . Поиск контактов с родителями учащихся и осознание своей ответственности
    за организацию такого сотрудничества. Уже подчёркивалось, что  родители
    учащихся  и  учитель  –  это  две  стороны,  взаимно  ответственные  за
    воспитание ребёнка  перед  обществом.  Педагогическая  целесообразность
    этого требования основана на необходимости  всесторонней  информации  о
    ребёнке  и  учёте  её  в  работе  учителя,  а  также  на  необходимости
    преодоления  разнобоя  в  требованиях  по  отношению  к  ребёнку  между
    сторонами. При этом  контакты  учителя  с  родителями  учащихся  должны
    носить постоянный характер.  Причины  нежелания  учителя  устанавливать
    в   области   высокой
    самоуверенности  в  своих  педагогических   возможностях,   равнодушии,
    отсутствии чувства сознания и ответственности.
 
  . Недопущение  оскорбления  родительских  чувств  необоснованной  оценкой
    способностей, успеваемости и поведения детей. Ведь всякая небрежность и
    предвзятость в суждениях о детях ими переживается  и  передаётся  своим
    родителям, которые  чутко  реагируют  на  это.  Учитель  обязан  давать
    ученикам только объективную характеристику. Когда классный руководитель
    осведомлён о семейных устоях и умеет понять  родительские  чувства,  он
    говорит о ребёнке уважительно и со знанием дела, приобретая в родителях
    союзников в обучении и воспитании.
 
    Повышение  авторитета  родителей  в  глазах  детей,  умение  оценить  и
    показать  детям  наиболее  значимые  качества  их   родителей.   Причём
    педагогическая целесообразность этого велика – учитель приобщает  детей
    к важной стороне нравственности, заставляет  их  задуматься,  с  какими
    интересными и уважаемыми людьми  они  живут.  Иногда  учителю,  правда,
    приходится прибегать к усилиям,  дабы  преодолеть  отчуждение,  которое
    могло возникнуть в отношениях между ребёнком и его родителями. Учитель,
    который смог повлиять на  рост  авторитета  родителей  в  глазах  своих
    детей, поднимает и свой авторитет.
 
    Тактичное предъявление  необходимых  требований  к  родителям  с  целью
    улучшения воспитания детей и совершенствования педагогических  взглядов
    их родителей, но без перекладывания  на  них  своих  обязанностей.  Это
    означает,  что   родители   могут   в   чём-то   ошибаться,   совершать
    непедагогические действия, в  чём-то  пренебрегать  воспитанием  детей,
    следовать  устаревшим   воззрениям   –   и   учитель   из   соображений
    сотрудничества и создания  благоприятных  условий  для  педагогического
    процесса должен помочь  развивать  педагогическую  культуру  родителей,
    объяснять им  зло  педагогической  безграмотности  по  отношению  к  их
    ребёнку. Однако при этом учитель не  должен  пытаться  переложить  свои
    обязанности на родителей, так как этим он расписывается  в  собственном
    педагогическом бессилии и нежелании нести ответственности за ученика.
 
  . Анализ критических замечаний родителей учащихся по отношению к учителю.
    Педагогическая мораль требует от учителя доброжелательного отношения  к
    замечаниям родителей в его адрес. Хотя психологически учителю далеко не
    всегда приятно бывает слышать критические замечания, так как многие  их
    высказывающие  мало  осведомлены  в  педагогике  вообще.   Критика   от
    родителей учащихся приобретает более  конкретный  и  деловой  характер,
    когда учитель сам организует родителей на неё, убедив их в том, что ему
    необходимо знать их мнение о том, правильно ли его понимают  ученики  и
    родители, имеются ли промахи в  организации  педагогического  процесса.
    Требовательный к себе учитель с развитой самокритикой всегда  найдёт  в
    замечаниях родителей нечто полезное.  Тем  более,  что  при  отсутствии
    критики  недовольство  родителей  сохраняется,  приводя   к   взаимному
    непониманию и недоверию к авторитету учителя. В конечном итоге родители
    должны оценивать и положительные качества педагога.
 
 
 
  Заключение
 
  Выделение в системе нравственных отношений подсистему «учитель – родители
учащихся»  исходит  из  того,  что  семья   является   бесспорно   важнейшим
источником  формирования  нравственных  позиций  ребёнка,  закрепления   его
нравственно-психологических  установок.  В  семье  у   ребёнка   формируются
начальные представления  о  цели  и  смысле  жизни,  ценностные  ориентации,
нравственные и социальные потребности и т.д. Поэтому учитель  должен  знать,
какие нравственные представления сформированы у ребёнка,  в  каких  условиях
происходило это формирование.
 
  Характер взаимоотношений родителей и  учителей  нельзя  представлять  как
полное взаимопонимание и бесконфликтное содружество,  несмотря  на  общность
их целей и задач. Педагогу важно наладить  контакт  с  родителями  учащихся,
сделать их союзниками в деле  воспитания.  В  оптимальном  варианте  педагог
должен стать частью семейной микросреды (как ближайший советчик родителей  в
вопросах обучения и воспитания их детей), а родители ученика  –  частью  его
школьной микросреды (как участники общего педагогического процесса).
 
 
 
Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Нравственные аспекты отношений учителя с родителями учащихся”"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Инженер по обслуживанию многоквартирного дома

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Итак, одна из значимых профессиональных обязанностей учителя – это o:p /o:p организация такого сотрудничества с родителями учащихся, чтобы оно o:p /o:p дополняло его педагогические действия, составляя специфическую сферу o:p /o:p родительского влияния. В систему отношений “учитель – родители учащихся” o:p /o:p учитель вовлекается объективной необходимостью и самими условиями o:p /o:p осуществления педагогического процесса. Эта система отношений способна o:p /o:p функционировать и без непосредственного контакта её частников, потому что o:p /o:p их связывает учащийся как объект взаимного влияния. Отношения “учитель – o:p /o:p родители учащихся” являют собой значимый педагогический фактор, который o:p /o:p оказывает большое воздействие на нравственную жизнь учащихся. o:p /o:p

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 626 191 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 01.05.2020 575
    • DOCX 47 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Ложечко Татьяна Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Ложечко Татьяна Владимировна
    Ложечко Татьяна Владимировна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 89613
    • Всего материалов: 230

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 457 человек из 66 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 281 человек из 66 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5900 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Робототехника в школе: конструирование и программирование

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 43 человека из 21 региона

Мини-курс

Эффективность обучения школьников на уроках литературы

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Сохранение и продвижение традиционных российских ценностей и культуры

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе