Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыНовые подходы к системе оценивания в условиях ФГОС НОО (доклад)

Новые подходы к системе оценивания в условиях ФГОС НОО (доклад)

Скачать материал

 

Новые подходы к системе оценивания в условиях ФГОС НОО

Совершенствование системы начального образования направлено на решение ряда важнейших задач, среди которых следует особо выделить создание прочного фундамента для последующего обучения. Это предполагает не только освоение младшими школьниками системы опорных знаний и умений, но и, прежде всего, их успешное включение в учебную деятельность, становление учебной самостоятельности. Начальная школа должна помочь детям освоить эффективные средства управления учебной деятельностью, развить способности к сотрудничеству.

Успешность решения данных задач во многом зависит от того, как устроена система оценки образовательных достижений: насколько она поддерживает и стимулирует учащихся в самостоятельную оценочную деятельность .

 Говоря на данную тему, надо иметь полное представление о тех оценках, которые могут иметь место в начальной школе, а  также в среднем звене.

Оценка может быть ВНЕШНЯЯ И ВНУТРЕННЯЯ.

Внешняя оценка – это оценка, которая проводится внешними по отношению к школе службами, уполномоченными вести оценочную деятельность (государственные службы). Внешняя оценка может проводиться в рамках регламентированных процедур:

государственная итоговая аттестация выпускников начальных классов;

мониторинговые исследования качества образования.

 Внутренняя оценка - это оценка самой школы (ребенка, учителя, школьного психолога, администрации и др.). Она выражается со стороны учителей в текущих отметках, наблюдениях, промежуточной и итоговой оценки учащихся; со стороны ученика в его самооценке, самоанализе,  и наконец, в решении педагогического совета школы о переводе выпускника в следующий класс или на следующую ступень обучения.

Эффективность внутренней оценки зависит от  того, насколько выбранные школой средства способствуют выполнению ее двух основных функций.

1.Обеспечивать обратную связь, информируя:

учеников об их продвижении в освоении программы, об их сильных и слабых сторонах;

учителей об эффективности их педагогической деятельности.

2.Обеспечивать положительную мотивацию учения, стимулировать обучение учащихся:

ориентировать на успех,

отмечать даже незначительные продвижения,

поощрять учащихся,

отмечать сильные стороны,

     -  позволять продвигаться в собственном темпе и т.д.

            В соответствии с Законом « Об образовании» итоговая оценка в начальной школе является внутренней оценкой школы.

Содержание диагностической работы основано на следующих  нормативных документах:

Обязательный минимум содержания начального общего образования: Приказ Министерства общего и профессионального образования РФ от 19 мая 1998 г. № 1235 // «Оценка качества знаний обучающихся, оканчивающих начальную школу». М.: Дрофа, 2001 г.

Требования к уровню подготовки обучающихся, оканчивающих начальную школу. Проект.// Оценка качества знаний обучающихся, оканчивающих начальную школу. -  М.: Дрофа, 2001 г.

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (Приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089).

При разработке контрольно-измерительных материалов учитывались утвержденные Министерством образования РФ программы к действующим стабильным комплектам учебников по русскому языку для начальной школы, входящим в Федеральный перечень.    

В  итоговой работе   представлен базовый уровень сложности освоения учебного материала по русскому языку и разные формы тестовых заданий (с выбором одного правильного ответа и открытого типа).

Содержание диагностической работы предполагала проверку сформированности основных видов деятельности, предусмотренных в представленных нормативных документах. 

  Каждый вариант   работы содержит 20 задания тестового характера, из них 13 базового, 7 повышенного уровня сложности.

В диагностической работе проверялись знания, умения и навыки по следующим разделам курса: фонетика и графика,    состав слова, морфология, синтаксис, орфография, развитие речи.

Кроме того, в настоящей диагностической работе  была заложена проверка следующих общеучебных умений учащихся младших классов в области знания русского языка:

*умение выявлять причинно-следственные связи;

*умение классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким основаниям;

*умение сравнивать и сопоставлять;

*умение определять сущностные характеристики изучаемых объектов;

*умение извлекать необходимую информацию из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, транскрипция, схема);

*перевод информации из одной знаковой системы в другую.

 - базовый (опорный) уровень достижения планируемых результатов свидетельствует об усвоении опорной системы знаний, необходимой для продолжения образования на следующей ступени, и о правильном выполнении учебных действий в рамках круга задач, построенных на опорном учебном материале; о способности использовать действия для решения простых учебных и учебно-практических задач. Оценка достижения этого уровня осуществляется с помощью стандартных заданий, в которых очевиден способ решения.

1 балл (верно) — указан только верный ответ;

0 баллов — указан неверный ответ или ответ отсутствует.

- повышенный (функциональный) уровень достижения планируемых результатов свидетельствует об усвоении опорной системы знаний, необходимой для продолжения образования на следующей ступени, на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями. Оценка достижения этого уровня осуществляется с помощью заданий, в которых нет явного указания на способ выполнения, и ученику приходится самостоятельно выбирать один из изученных способов.

Выполнение каждого задания повышенного уровня сложности   оценивается по следующей шкале:

2 балла — приведен полный верный ответ;

1 балл — приведен частично верный ответ;

0 баллов — приведен неверный ответ или ответ отсутствует

 

В системе внешней оценки  особое место занимают работы, проверяющие достижения предметных планируемых результатов по русскому языку, по математике, а также работы, проверяющие достижения метапредметных результатов, в том числе по программе т.е  входная   комплексной работы на межпредметной основе. Которая проводилась в сентябре 2012 года.

            Решение о целесообразности проведения  входной комплексной  работы по   предметам относится к компетенции региона .

            Остановимся на итоговой комплексной работе на межпредметной основе.

            Цель:

- Оценка достижений планируемых результатов по двум междисциплинарным программам – « Чтение: работа с информацией» и

« Программа формирования универсальных учебных действий», т.е. оценка способности выпускников начальной школы работать с информацией, представленной в различном виде (в виде литературных и научно – познавательных текстов, таблиц, диаграмм, графиков и др.), решать учебные и практические задачи на основе сформированных предметных знаний и умений, а также универсальных учебных действий на межпредметной основе.

Какие же Требования к результатам освоения основной образовательной программы предъявляются?

Под личностными результатами в стандарте понимается становление самоопределения личности, включая развитие основ гражданской идентичности личности и формирование внутренней позиции школьника;
развитие мотивов и смыслов учебно-образовательной деятельности; развитие системы ценностных ориентации выпускников начальной школы, в том числе морально-этической ориентации, отражающих их индивидуально-личностные позиции, социальные чувства и личностные качества.
 Под метапредметными результатами понимаются универсальные  способы  деятельности — познавательные, коммуникативные — и способы регуляции своей деятельности, включая планирование, контроль и коррекцию. Универсальные способы деятельности осваиваются обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов и применяются учащимися как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Под предметными результатами образовательной деятельности понимается освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данного предмета деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Вывод:

            Совокупность этих материалов дает достаточно объективное, целостное и сбалансированное представление – как в целом, так и по отдельным аспектам, – об основных достижениях конкретного ученика, его продвижении во всех наиболее значимых аспектах обучения в начальной школе и в среднем звене.

В результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе у выпускников будут сформированы :

личностные,

регулятивные,

познавательные

 коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

ОСНОВНОЙ РЕЗУЛЬТАТ:

Развитие личности ребенка на основе учебной деятельности.

             *Овладение учащимися  универсальными учебными действиями.

 На основе анализа полученных результатов, следует отметить:

Знания,  полученные учащимися в начальной школе,  достаточно прочны. Учащиеся имеют хороший потенциал для того, чтобы успешно продолжить  обучение в средней школе. Учителю русского языка   следует в дальнейшей работе спланировать и провести коррекционную работу по устранению выявленных пробелов.

Анализ диагностических работ учащихся,  позволяет предложить следующие методические рекомендации учителям  :целенаправленно продолжать  расширять словарный запас младших школьников, уделяя этому внимание на каждом уроке русского языка и литературного чтения, в том числе работая над переносным значением слов. Особое внимание обращать на звуковую сторону языка: знакомить с  орфоэпическими нормами; формировать умение ориентироваться при звуковом анализе на звучание, а не на написание слова.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Новые подходы к системе оценивания в условиях ФГОС НОО (доклад)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по связям с общественностью

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Новые подходы к системе оценивания в условиях ФГОС НОО

Совершенствование системы начального образования направлено на решение ряда важнейших задач, среди которых следует особо выделить создание прочного фундамента для последующего обучения. Это предполагает не только освоение младшими школьниками системы опорных знаний и умений, но и, прежде всего, их успешное включение в учебную деятельность, становление учебной самостоятельности. Начальная школа должна помочь детям освоить эффективные средства управления учебной деятельностью, развить способности к сотрудничеству.

Успешность решения данных задач во многом зависит от того, как устроена система оценки образовательных достижений: насколько она поддерживает и стимулирует учащихся в самостоятельную оценочную деятельность .

 Говоря на данную тему, надо иметь полное представление о тех оценках, которые могут иметь место в начальной школе, а  также в среднем звене.

Оценка может быть ВНЕШНЯЯ И ВНУТРЕННЯЯ.

Внешняя оценка – это оценка, которая проводится внешними по отношению к школе службами, уполномоченными вести оценочную деятельность (государственные службы). Внешняя оценка может проводиться в рамках регламентированных процедур:

государственная итоговая аттестация выпускников начальных классов;

мониторинговые исследования качества образования.

 Внутренняя оценка - это оценка самой школы (ребенка, учителя, школьного психолога, администрации и др.). Она выражается со стороны учителей в текущих отметках, наблюдениях, промежуточной и итоговой оценки учащихся; со стороны ученика в его самооценке, самоанализе,  и наконец, в решении педагогического совета школы о переводе выпускника в следующий класс или на следующую ступень обучения.

Эффективность внутренней оценки зависит от  того, насколько выбранные школой средства способствуют выполнению ее двух основных функций.

1.Обеспечивать обратную связь, информируя:

учеников об их продвижении в освоении программы, об их сильных и слабых сторонах;

учителей об эффективности их педагогической деятельности.

2.Обеспечивать положительную мотивацию учения, стимулировать обучение учащихся:

ориентировать на успех,

отмечать даже незначительные продвижения,

поощрять учащихся,

отмечать сильные стороны,

     -  позволять продвигаться в собственном темпе и т.д.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 843 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.01.2015 414
    • DOCX 22.6 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Безбороденко Оксана Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 9 лет и 2 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 17629
    • Всего материалов: 22

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 67 человек из 31 региона

Курс повышения квалификации

Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 65 человек из 29 регионов

Курс повышения квалификации

Инновационные технологии управления профессионально-педагогической деятельностью учителей начальной и средней школы в условиях реализации ФГОС

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Художественная гимнастика: углубленная физическая подготовка

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психологическое благополучие и успех в учебе: методы помощи детям на разных этапах развития

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 117 человек из 42 регионов

Мини-курс

Неорганическая химия

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе