НОВЫЕ ПОДХОДЫ И
МЕТОДЫ НА УРОКАХ РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ
Сагитова
М. М.
Западно –
Казахстанская область, Казахстан
Современный этап развития образования
выдвинул в качестве одной из важнейших задач обеспечение полноценного,
безопасного существования ребёнка в обществе. Обеспечение детской безопасности
- важнейшая задача семьи, общества и государства. Одной из актуальных проблем в
государстве и мире на сегодняшний день является проблема религиозного
экстремизма и терроризма. Как защитить подростка, как развить способности к
непринятию идей радикальных религиозных течений.
Одной из основных целей преподавания
религиоведения в Федоровской общей средней общеобразовательной школе № 1 является
обучение
школьников основам знаний об истории и современном состоянии мировых и
традиционных религий, их месте в обществе, свободе вероисповедания,
формирование навыков и умений, применение полученных знаний в жизни, воспитание
у учащихся толерантности и гуманистического мировоззрения на основе
нравственно – духовных ценностей, а также неприятия идеологии экстремизма,
терроризма и религиозного радикализма. Для решения данных задач необходимы
новые методы и подходы в получении знаний по курсу религиоведения. Наша школа
работает над методической темой: «Совершенствование урока через повышение
мастерства учителем по формированию учебных умений и навыков учащихся», а
основная цель: работа над повышением профессионального уровня педагогов через
различные формы и методы обучения. В соответствие с данной целью в школе
имеется необходимость применения на уроках новых технологий для эффективности
обучения учащихся. Впервые знакомство с идеей семи модулей в обучении
учащихся произошла в РИПКСО в г. Алматы по прохождению мною «Программы курсов
повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан» второго
(основного) уровня обучения на первом этапе «Лицом к лицу» [1].
При прохождении практики в школе для
получения качественных знаний на уроках истории происходила апробация семи
модулей в обучении. Знакомясь с модулем «Обучение критическому мышлению» я
поняла, что используя данный модуль как основной в педагогической практике я
смогу увидеть действия учащихся применимые на практике, в реальной жизни. Я
согласна что, в современных условиях обучения учащихся «учителя должны
распологать достаточным объемом времени, проявлять компетентность не только в
развитии у учащихся знаний и навыков, но и в их личностном становлении,
принимая во внимание важность индивидуализации обучения и формирования у
учащихся метосознания – навыков обучения тому, как учиться» [2].
Так на практике использование критического
мышления, как основного модуля обучения учащихся на уроках истории позволило
понять необходимость практического использования теоретических
знаний к критическому осмыслению полученной информации в результате наблюдения,
опыта, размышления и рассуждения, что в дальнейшем подготовит учащихся к жизни
в социуме. Так как, знакомя детей с теоретическим материалом, мы не всегда учим
их применять знания в реальных условиях. Поэтому для решения одного из ключевых
вопросов: «Каким образом учителя подготовят учащихся к 21 веку?», были использованы
новые подходы в обучении курса основы религиоведения.
В данное время на уроках религиоведения
использование критического мышления осуществляется через соблюдение всех
этапов урока – вызова, осмысления, рефлексии. Уроки с применением критического
мышления проходят через составление кластеров, постеров, коллажей, заполнение
таблиц, схем, анализа и постановки «тонких и толстых» вопросов, тестирования.
Были использованы следующие приемы на уроке – «Своя игра», «Дуэль», «Проверь
себя», «Проблемная ситуация», «Подготовка и защита презентаций - проектов»,
«Соотнеси даты, события, понятия».
Так
на этапе вызова, часто используется прием «Мозговой штурм». Обычно штурм
проводится в группах по 5-6 учащихся. Этапы данного приема осуществляются через:
1. Создание банка идей. Цель – наработать как можно больше решений; 2. Анализ
идей. В каждой идее найти что-то полезное, рациональное зерно; 3. Обработка
результатов. Группа отбирает от 2-5 самых интересных решений и назначает
спикера, который рассказывает о них классу. Пример: «Экстремизм –
приверженность в политике к крайним взглядам и мерам». Предложите способы
борьбы с ним.
На
этапе осмысления часто используются приемы критического мышления – «корзина
идей», кластер, фишбоум. Данные приемы помогают учащимся самостоятельно изучить
новую тему, развивая способности к анализу и синтезу исторического источника.
Так примером использования приема «корзина идей» может быть: Буддизм. Что вам
известно по данной теме? Буддизм – это одна из трёх мировых религий.
Возник буддизм в древней Индии в 5-6 веке до н.э.. Основателем считается
Сиддхартха Гаутама (Будда).
Прием
кластер (гроздь):
предполагает выделение смысловых единиц текста и его графическое оформление в
виде грозди. Важно в тексте, с которым работаешь: выделить главную смысловую
единицу в виде ключевого слова или словосочетания (тема); выделить связанные с
ключевым словом смысловые единицы (категорий информации); конкретизировать
категории мнениями и фактами, которые содержаться в осваиваемой информации.
Прием
фишбоун (рыбный скелет): голова - вопрос темы, верхние косточки -
основные понятия темы, нижние косточки - суть понятий, хвост - ответ на вопрос.
Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы,
отражающие суть.
Этап
рефлексии осуществляется через применение приемов критического мышления –
синквейн, ЗХУ, «тонкие и толстые вопросы».
Прием
синквейн (пятистишие) - это нерифмованное стихотворение, состоящее из пяти
строк: первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно
именем существительным; вторая строка – описание темы в двух словах, как
правило, именами прилагательными; третья строка – описание действия в рамках
этой темы тремя словами, обычно глаголами; четвертая строка – фраза из четырёх
слов, выражающая отношение автора к данной теме; пятая строка – одно слово –
синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне
повторяющее суть темы. Пример: Буддизм. Ранний, миролюбивый, многочисленный. Раскрывает,
стремится, развивает. Философия жизни.
Развивая
алгоритм технологии критического мышления: вызов, осмысление, рефлексию, каждый
ученик смог реализовать свой творческий потенциал через восприятие и апробацию.
Исследуя характеристику традиционных и нетрадиционных религий, учащийся не
просто рассматривает его как событие прошлого, а на основе доказательств
соотносит важность происходящих процессов в контексте развития нашего
суверенного государства.
Наряду
с применением критического мышления на уроках религиоведения используются:
групповая форма работы учащихся, диалоговое обучение, позволяющие раскрыть
творческие способности всех учеников, лидерские качества учащихся, умение
проводить взаимооценивание, использование информационных и
коммуникационных технологий, проектной деятельности с одаренными детьми.
Использование
новых подходов на уроках религиоведения позволило:
-
Вовлечь всех учащихся в активную работу на уроке;
-
Продемонстрировать преимущество работы в сотрудничестве;
-
Научить выражать своё видение проблемы через диалог;
-Помочь
развить способности учащихся через составление вопросов высокого порядка;
-
Ученики со слабой мотивацией к обучению активно участвуют в обсуждении,
презентации, взаимооценивании;
-
Усвоение материала выявляется уже во время урока, а не при проверке
практических заданий, как раньше.
Результатами
работы с учащимися по применению новых подходов на уроках истории и
религиоведения на сегодняшний день является участие учащихся в республиканских
олимпиадах и международных конкурсах. Так, последние три года ученики нашей
школы стали лауреатами, номинантами международного конкурса учебных проектов в
секции краеведение, фестиваля педагогических идей «Портфолио учащегося» г.
Москвы.
Таким
образом, использование новых подходов в контексте семи модулей способствуют формированию
универсальных умений работать с информацией (находить, отбирать, анализировать
информацию, оценивать её достоверность и т. д.), что является одной из наиболее
актуальных задач современного образования. В свою очередь, способность
анализировать информацию с позиции логики, умение выносить обоснованные
суждения, решения и применять полученные результаты, как в стандартных
ситуациях, так и в нестандартных ситуациях в значительной степени способствует
успешной самореализации личности.
Литература:
1. Руководство для учителя: Второй
(основной) уровень/ Бакиров К.А., Намысова Г.А., И.У. Шаримова А. Г.,
Габдолақызы Б, Байкенова Б.А., ЦПМ АОО «Назарбаев интеллектуальные школы», г. Астана,
2014 г
2. Schleicher, A. (2012). Ed., Preparing Teachers and
Developing School Leaders for the 21 st Centuru: Lessons from around the World
[Подготовка учителей и развитие школьных лидеров для 21 – го века: всемирные уроки]. OECD Publishing.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.