Инфоурок География Другие методич. материалыНОВЫЕ ПОДХОДЫ И МЕТОДЫ НА УРОКАХ РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ

НОВЫЕ ПОДХОДЫ И МЕТОДЫ НА УРОКАХ РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ

Скачать материал

НОВЫЕ ПОДХОДЫ И МЕТОДЫ НА УРОКАХ РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ

Сагитова М. М.

Западно – Казахстанская область, Казахстан

Современный этап развития образования выдвинул в качестве одной из важнейших задач обеспечение полноценного, безопасного существования ребёнка в обществе. Обеспечение детской безопасности - важнейшая задача семьи, общества и государства. Одной из актуальных проблем в государстве и мире  на сегодняшний день является проблема религиозного экстремизма и терроризма. Как защитить подростка, как развить способности к непринятию идей радикальных религиозных течений.

Одной из основных целей преподавания религиоведения в Федоровской общей средней общеобразовательной школе № 1 является   обучение школьников основам знаний об истории и современном состоянии мировых и традиционных религий, их месте в обществе, свободе вероисповедания, формирование навыков и умений, применение полученных знаний в жизни, воспитание у учащихся толерантности и гуманистического мировоззрения на основе  нравственно – духовных ценностей, а также неприятия идеологии экстремизма, терроризма и религиозного радикализма. Для решения данных задач необходимы новые  методы и подходы в получении знаний по курсу религиоведения. Наша школа работает над методической темой: «Совершенствование урока через повышение мастерства учителем по формированию учебных умений и навыков учащихся», а основная цель: работа над повышением профессионального уровня педагогов через различные формы и методы обучения. В соответствие с данной целью в школе имеется необходимость применения на уроках новых технологий для эффективности обучения  учащихся. Впервые знакомство с идеей семи модулей в обучении учащихся произошла в РИПКСО в г. Алматы по прохождению мною «Программы курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан» второго (основного) уровня обучения на первом этапе «Лицом к лицу» [1].

При прохождении практики в школе для получения  качественных знаний  на уроках истории происходила  апробация  семи модулей в обучении.  Знакомясь с модулем «Обучение критическому мышлению» я поняла, что используя данный модуль как основной в педагогической практике я смогу увидеть действия учащихся применимые на практике, в реальной жизни. Я согласна что, в современных условиях обучения учащихся «учителя должны распологать достаточным объемом времени, проявлять компетентность не только в развитии у учащихся знаний и навыков, но и в их личностном становлении, принимая во внимание важность индивидуализации обучения и формирования у учащихся метосознания – навыков обучения тому, как учиться» [2].

Так на практике использование критического мышления, как основного модуля обучения учащихся на уроках истории позволило понять необходимость практического использования теоретических знаний к критическому осмыслению полученной информации в результате наблюдения, опыта, размышления и рассуждения, что  в дальнейшем подготовит учащихся к жизни в социуме. Так как, знакомя детей с теоретическим материалом, мы не всегда учим их применять знания в реальных условиях. Поэтому для решения одного из ключевых  вопросов: «Каким образом учителя подготовят учащихся к 21 веку?», были использованы новые подходы  в обучении курса основы религиоведения. 

В данное время на уроках религиоведения использование критического мышления осуществляется через  соблюдение всех этапов урока – вызова, осмысления,  рефлексии. Уроки с применением критического мышления проходят через составление кластеров, постеров, коллажей, заполнение таблиц, схем, анализа и постановки «тонких и толстых» вопросов, тестирования. Были использованы следующие приемы на уроке – «Своя игра», «Дуэль», «Проверь себя», «Проблемная ситуация», «Подготовка и защита презентаций - проектов», «Соотнеси даты, события, понятия».

Так на этапе вызова, часто используется прием «Мозговой штурм».  Обычно штурм проводится в группах по 5-6 учащихся. Этапы данного приема осуществляются через: 1. Создание банка идей. Цель – наработать как можно больше решений; 2. Анализ идей. В каждой идее найти что-то полезное, рациональное зерно; 3. Обработка результатов. Группа отбирает от 2-5 самых интересных решений и назначает спикера, который рассказывает о них классу. Пример: «Экстремизм – приверженность в политике к крайним взглядам и мерам». Предложите способы борьбы с ним.

На этапе осмысления часто используются приемы критического мышления – «корзина идей», кластер, фишбоум. Данные приемы помогают учащимся самостоятельно изучить новую тему, развивая способности к анализу и синтезу исторического источника. Так примером использования приема «корзина идей» может быть: Буддизм. Что вам известно по данной теме? Буддизм – это одна из трёх мировых религий. Возник буддизм в древней Индии в 5-6 веке до н.э.. Основателем считается Сиддхартха Гаутама (Будда).

Прием кластер (гроздь): предполагает выделение смысловых единиц текста и его графическое оформление в виде грозди. Важно в тексте, с которым работаешь: выделить главную смысловую единицу в виде ключевого слова или словосочетания (тема); выделить связанные с ключевым словом смысловые единицы (категорий информации); конкретизировать категории мнениями и фактами, которые содержаться в осваиваемой информации.

Прием фишбоун (рыбный скелет): голова - вопрос темы, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки - суть понятий, хвост - ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.

Этап рефлексии осуществляется через применение приемов критического мышления – синквейн, ЗХУ, «тонкие и толстые вопросы».

Прием синквейн (пятистишие) - это нерифмованное стихотворение, состоящее из пяти строк:  первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным; вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными;  третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами; четвертая строка – фраза из четырёх слов, выражающая отношение автора к данной теме; пятая строка – одно слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы. Пример: Буддизм. Ранний, миролюбивый, многочисленный. Раскрывает, стремится, развивает. Философия жизни.

Развивая алгоритм технологии критического мышления: вызов, осмысление, рефлексию, каждый ученик смог реализовать свой творческий потенциал через восприятие и апробацию. Исследуя характеристику традиционных и нетрадиционных религий, учащийся не просто рассматривает его как событие прошлого, а на основе доказательств соотносит важность происходящих процессов в контексте развития нашего суверенного государства.

Наряду с применением критического мышления на уроках религиоведения используются: групповая форма работы учащихся, диалоговое обучение, позволяющие раскрыть творческие способности всех учеников, лидерские качества учащихся, умение проводить взаимооценивание, использование информационных и коммуникационных технологий, проектной деятельности с одаренными детьми.

Использование новых подходов на уроках  религиоведения позволило:

- Вовлечь всех учащихся в активную работу на уроке;

- Продемонстрировать преимущество работы в сотрудничестве;

- Научить выражать своё видение проблемы через диалог;

-Помочь развить способности учащихся через составление вопросов высокого порядка;

- Ученики со слабой мотивацией к обучению активно участвуют в обсуждении, презентации, взаимооценивании;

- Усвоение материала выявляется уже во время урока, а не при проверке практических заданий, как раньше.

Результатами работы с учащимися по применению новых подходов на уроках истории и религиоведения на сегодняшний день является участие учащихся в республиканских олимпиадах и международных конкурсах. Так, последние три года ученики нашей школы стали лауреатами, номинантами международного конкурса учебных проектов в секции краеведение, фестиваля педагогических идей «Портфолио учащегося» г. Москвы.

Таким образом, использование новых подходов в контексте семи модулей способствуют  формированию универсальных умений работать с информацией (находить, отбирать, анализировать информацию, оценивать её достоверность и т. д.), что является одной из наиболее актуальных задач современного образования. В свою очередь, способность анализировать информацию с позиции логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты, как в стандартных ситуациях, так и в нестандартных ситуациях в значительной степени способствует успешной самореализации личности.

Литература:

1. Руководство для учителя: Второй (основной) уровень/ Бакиров К.А., Намысова Г.А., И.У. Шаримова А. Г., Габдолақызы Б, Байкенова Б.А., ЦПМ АОО «Назарбаев интеллектуальные школы»,  г. Астана, 2014 г

2. Schleicher, A. (2012). Ed., Preparing Teachers and Developing School Leaders for the 21 st Centuru: Lessons from around the World [Подготовка учителей и развитие школьных лидеров для 21 – го века: всемирные уроки]. OECD Publishing.

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "НОВЫЕ ПОДХОДЫ И МЕТОДЫ НА УРОКАХ РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 6 месяцев

Руководитель реабилитационного подразделения

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Статья содержит сведения о применениии новых подходов, методов на уроках религиоведения - критическое мышление, групповая работа, использование ИКТ, создание проектов. Данный материал позволяет понять эффективность применения на уроках гуманитарного цикла семи модулей в обучении, показывает результативность применения данных модулей на практике. Так на практике использование критического мышления, как основного модуля обучения учащихся на уроках истории позволило понять необходимость практического использования теоретических знаний к критическому осмыслению полученной информации в результате наблюдения, опыта, размышления и рассуждения, что  в дальнейшем подготовит учащихся к жизни в социуме.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 053 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Тема: "Наблюдения за изменениями погоды"
  • Учебник: «География (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) *», Лифанова Т.М., Соломина Е.Н.
  • Тема: Наблюдение за изменениями высоты Солнца и погоды
  • 01.10.2020
  • 405
  • 4
«География (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) *», Лифанова Т.М., Соломина Е.Н.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 01.01.2015 887
    • DOCX 23.2 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Сагитова Маржан Маратовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Сагитова Маржан Маратовна
    Сагитова Маржан Маратовна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 997
    • Всего материалов: 1

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по географии в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 80 человек из 40 регионов
  • Этот курс уже прошли 438 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "География")

Учитель географии

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 38 человек

Курс повышения квалификации

Методика обучения географии для детей с ОВЗ с использованием туристических приемов

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 63 человека

Мини-курс

Методика образовательных игр с детьми раннего возраста

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 29 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 35 человек

Мини-курс

Подготовка менеджеров по продажам: аспекты телефонных переговоров

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология обучения и развития детей: от садика до школы

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 27 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 11 человек