Инфоурок Классному руководителю Другие методич. материалы«Новогодние и Рождественские традиции»

«Новогодние и Рождественские традиции»

Скачать материал

 

Тема: «Новогодние и Рождественские традиции»

 

Классы: 3 - 4

 

Воспитатель: Пожалуйстина Е. Е.

 

Цели:

 

 -  Познакомить учащихся  с русским фольклором, помочь осознать смысл обычаев и традиций, связанных с Новогодними и  Рождественскими праздниками;

    -  Раскрыть духовное богатство русского народа;

   - Развивать устную речь, мышление, творческие способности детей; 

    -   Воспитывать чувство любви к своей Родине, к родным корням,

интерес  к традициям русского народа.

 

      Оборудование: русские народные костюмы, маски,  самовар, угощения: пряники, конфеты, баранки, крендельки, сушки,  чашки с блюдцами, аудиозапись, карточки, презентация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход занятия:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 1.

 

 

I. Организационный момент.

- Ребята, сегодня у нас с вами необычное занятие. К нам пришло много гостей. Давайте поприветствуем всех и отправимся в путешествие. А чтобы понять, куда мы совершим путешествие, я вам предлагаю отгадать загадки.

 

Подышал он на окно —

Вмиг покрылось льдом оно.

Даже веточки берез

Инеем укрыл... (мороз)

 

Кружит снег она вдоль улиц,

Словно перья белых куриц.

Зимушки-зимы подруга,

Северная гостья... (вьюга)

 

 

Змейкой вьются по земле,

Воют жалостно в трубе,

Засыпают снегом ели.

Это — зимние... (метели)

 

 

     Заморозил чародей

И озера, и ручей.

Холодом дышал, и вот —

Не вода в ручье, а... (лед)

 

Льдинка забралась повыше,

Стала жить под самой крышей.

Спросит маленькая Юлька:

«Что под крышей там?» (Сосулька)

 

- О каком времени года эти загадки?  (о зиме)

Послушайте отрывок из романа «Евгений Онегин»

 

 

 

 

Слайд 2.

Учащийся:

 

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл, — и вот сама

Идёт волшебница зима!

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов,

Брега с недвижною рекою

Сровняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки зимы.

 

- Какие песни о зиме вы знаете?

 

 

 

 

 

 

Слайд 3.

- Я вам предлагаю спеть  песню «Зима»

(Учащиеся исполняют песню «Зима».  У леса на опушке…)

- Кто из вас знает, на чём, или вернее на ком в старину выезжали на ярмарки, на праздники, кто был первым помощником в хозяйстве? (лошадь)

 

 

 

 

 

 

Слайд 4.

- Для того, чтобы было веселее в дороге, чтобы все видели, что люди едут на праздник и желают всем добра и счастья пели особенные песни, кликали заклички:

  Внимание! Внимание! Внимание!

  Открывается весёлое гуляние.

  Торопись, честной народ,

  Тебя ярмарка зовёт!

  Ждёт вас множество затей:

  В игры можно поиграть,

  Силу, ловкость показать,

  От души повеселиться,

  Сладкого чайку напиться.

  Все на праздник к нам спешите

  И друзей с собой ведите!


Итак, в путь! Занимаем место в санях отправляемся на праздник.

- А чтобы веселее было в дороге давайте споем песню («Три белых коня»)

(Учащиеся исполняют песню «Три белых коня»)

 

II. Объявление темы занятия.

- Сегодня на занятии мы поговорим о замечательных  праздниках, которые празднуют зимой и о традициях, связанных с этими праздниками.

-  Ребята, а какие праздники празднуют  зимой? (Новый год, Рождество, 23 февраля – День Защитника Отечества)

III. Основная часть занятия.

У любого народа в связи с каким- либо праздником складываются

 определённые традиции.

 

- Как вы понимаете значение слова «традиция»?

- В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова слово «традиция» имеет два толкования: (на доске) 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 5.

 

1) То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений. (Например, идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи).

(например, традиция проведения 9 мая, в День Победы, военного парада в Москве на Красной площади; 

традиция встречать хлебом-солью почётных гостей и др. )

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 6.

2) Обычай, установивший  порядок в поведении, в быту.

(например, традиция вставать, когда входит учитель;

Когда мужчины входят в общественное помещение, принято снимать

 головной убор в знак уважения  и др.).

- А какие традиции сложились в вашей семье с наступлением Нового года? (наряжаем елку, готовим подарки, накрываем праздничный стол, встречаем Новый год с родственниками, друзьями)

 

 

 

 

 

 

Слайд 7.

 

- Откуда пришла к нам традиция наряжать ёлку? 

(Из Западной Европы). 

- Кто ввёл эту традицию? 

- А как вы думаете, почему выбирали именно это дерево?                            

(Считалось, что ёлка обладает волшебной силой, её иголки защищают от злых сил.

Ёлка вечно зелёное растение, поэтому она несла жизнь и здоровье людям). 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 8.

 

Учащиеся:
Традицию ставить в доме ёлку ввёл Пётр I с 1 января 1700 года. Она повлекла за собой и другие традиции: накануне праздника устраивались ёлочные базары, а с Рождества начинались балы и маскарады, в театрах ставили для детей спектакли, а в домах шла

раздача подарков. Особенно популярны были пряники: «Мятные белые овечки, лошадки, рыбки, зайчики, петушки и человечки… – самая ёлочная сладость», – вспоминал писатель И.С. Шмелёв.

 

 

 

 

 

Слайд 9.

 

Учитель:

Много нового появилось в государстве во время царствования Петра I, произошли реформы

( преобразования, изменения).

Одно из изменений, что мы празднуем Новый год 1 января.  ( Петр I ввел новый календарь, и считаем года от Рождества Христова).

 

 

 

 

 

Слайд 10.

 

 

 

 

Учащиеся:

Ночь. Мороз. Сверкают звёзды

С высоты небес.

Весь в снегу, как в горностаях,

Дремлет тихий лес.

Тишина вокруг. Поляна

Спит в объятьях сна,

Из-за леса выплывает

На дозор луна.

Звёзды гаснут. С неба льются

Бледные лучи,

Заискрился снег морозный

Серебром парчи.

Широко раскинув ветви

В шубе снеговой,

Посреди поляны ёлка

Ввысь ушла стрелой.

На красавицу лесную

Лунный свет упал,

И огнями лёд кристаллов

В ветках заиграл.

Бриллиантовые нити

В хвое заплелись,

Изумруды и рубины

На снегу зажглись.

Ясной звёздочкой у ёлки

Светится глава...

Наступает день великий —

Праздник Рождества!

 

Учитель:

- Какие традиции связаны с празднованием Рождества Христова? 

(Славить Рождество Христово, ходить по домам, поздравлять, дарить подарки).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 11.

 

Учитель:
В день Рождества дети и взрослые ходили по домам и пели тропари праздника и песни о рождении Спасителя; их одаривали, чем могли. В XVI-XVII вв. в Москве к царю во дворец «славить Христа» приходило всё соборное духовенство во главе с патриархом. Царь не забывал и о бедных. По его приказу устраивались праздничные столы для нищих, где раздавалось беднякам щедрой рукой царское жалованье. И богач, и бедняк готовились к Рождеству Христову каждый по своему достатку. Царь встречал великие праздники благотворительными, добрыми делами. Не только царь, но и простые люди старались делать добрые дела  к празднику.



- Какие добрые дела совершили вы? ( Ответы учащихся)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 12.

 

Учитель:

- Доброй традицией в нашей школе стало проведение городской выставки творческих работ учащихся «С Рождеством». Большинство учеников нашей школы принимают участие. Вместе со своими родителями, бабушками, дедушками, старшими братьями и сестрами готовят поделки на выставку, которые радуют всех гостей нашей школы.

 

 

 

 

 

 

Слайд 13.

И вот эту работу мы выполнили от нашей группы и победили. Поднимите руку, кто принимал участие в подготовке этой работы? И ведь  это здорово,  когда каждый из вас внес свой вклад в это доброе дело.

 

 

 

 

 

Слайд 14.

Учащийся:

Снег ложится белый-белый
на пригорки и дома;
искрой-инеем оделась
старорусская зима.

Неподвижность синей речки…
И не надо ничего -
на расписанном крылечке
притаилось Рождество.

Колыбельку покачает
и отгонит тучи прочь…
Все сомненья развенчает
та Рождественская ночь.

Учитель:

- Одной из народных Рождественских  традиций является изготовление Козули.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 15.

 

Козули или Козюли - изготовленные из теста, украшенные и запечённые фигурки козочек, оленей или других животных. Название козули образовано от слова коза. Коза являлась символом достатка в доме, а изготовление козуль символизировало благополучие семьи.

Учащийся:
Козули первоначально являлись национальным лакомством поморов (жителей Архангельской губернии), которые изготовляли их только на Рождество. В настоящий момент козули изготавливают в Архангельской и Мурманской областях, а также на Урале. Козуль также принято считать разновидностью пряников. Также изготовленные козули детьми используются как игрушки. Традиционно в этих областях козули пекут на новогодние праздники — на праздник Коляды и Рождество. Готовыми выпеченными фигурками украшали рождественскую ёлку.

 

Учащийся:
Считается, что козули, находящиеся в доме, охраняют его от злых духов.
Козули изготавливают из специально приготовленного теста. Кусочкам теста придают форму различных животных — козочек и козликов, оленей, барашков, коровок и бычков, а также котов, тюленей и птичек. Изготовленные фигурки запекают в печи или духовке на смазанном маслом листу. Козули также считают разновидностью русских пряников. Современные козули по способу изготовления можно отнести к вырезным пряникам. Мы поздравляем всех с праздниками и в подарок нашим гостям хотим преподнести пряник в виде русского самовара.

(Учащиеся угощают гостей пряниками)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 16.

 

Учащийся:
      Светлый праздник Рождества!

Нет счастливей торжества!

В ночь рождения Христова

над землёй зажглась Звезда.

 

С той поры через столетья

нам она, как солнце, светит.

Согревает верой души,

чтобы мир стал краше, лучше.

 

Дарит искры волшебства

светлый праздник Рождества!

Мир приходит в каждый дом...

 

Поздравляем с Рождеством!

 

Учитель:
- Как называются те дни, когда ходят славить Христа? (Святки или Святые дни). 

- Как долго они длятся?  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 17.

 

Учащиеся:

 

 - От Рождества Христова до Крещения.  Ряженые, надевали  маски, пугали и веселили людей. Во время святок устраивались веселые маскарады. Этот обычай завез в Россию из Европы Петр I. 
      Зимние святки начинались с колядования. Парни и девушки ходили по деревне и у каждого двора "кликали" Коляду. Хозяевам дома песней желали жизненных благ и просили вознаграждения.   Зимние святки были шумным и веселым праздником. Молодежь обходила все дома в деревне со святочными  песнями.

 

Учитель:

- Ребята, пора колядовать!

 

Учащиеся:

 

Вот и матушка – зима пришла,
Отворяй-ка ворота!
Пришли святки!
Пришла коляда!

 

***

Коляда, Коляда,

Ты подай пирога,

Или хлеба ломтину,

Или денег полтину,

Или курочку с хохлом,

Петушка с гребешком.

***

От востока с мудрецами

Путешествует звезда,

С драгоценными дарами

Одарить пришла Христа.

Мы пришли Христа прославить,

А вас с праздником поздравить,

Вам для потешки,

А нам на орешки.

***

Пришла Коляда

Накануне Рождества.

Подайте коровку —

Масляну головку.

Не подашь Коляду —

От ворот не пойду.

***

Уж ты, тётушка, подай,

Ты, лебёдушка, подай!

Ты подай-ка пирог

С рукавичку широк,

Ты начинку не теряй —

Целиком пирог подай! 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 18.

 

Учитель:

 Праздничное настроение, желание жить в новом году лучше делало всех добрыми, щедрыми и гостеприимными. После того как колядовщики получали подарки, они благодарили хозяев. 

Спасибо, добрый хозяин!
Подал пирога – в поле хлеба сполна.
Спасибо, хозяюшка!
Тебе в квашне гуща,
А на столе куча!
Пока ряженые ходили из дома в дом, вокруг них собиралась большая толпа. Ряженые приплясывали, играли на дудочках и гармошках, смешили людей шутками. Разыгрывали разные истории. Так с шумом, весело молодёжь обходила дома. Потом собирались в избе и устраивали пир – съедали всё, что насобирали по домам, а потом пели песни, загадывали загадки.

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 19.

Святки не обходились без святочных игр и затей. Давайте и мы сейчас поиграем. 

Подберите рифмы (хором). 

Чистый, яркий, белый, гладкий,

Словно листик из…

Ныне утром выпал снег,

Слышан лёгкий санок…

Крыши дач, в болоте кочки

И опавшие…

И дорогу, и лужок –

Всё-то, всё закрыл…

Позабыты книги, сказки;

На дворе скрипят…

Скрип и крики детворы

И над речкой у…

Шепчет Боре няня строго:

Погуляй пойди…

Но смотри, седой мороз

Ущипнёт тебя за…

Мёрзнут уши, ноги, руки,

Но не знают дети…

Так им весело зимой,

Что нельзя зазвать…

Физминутка.

Игра «Дядя Трифон».

Дети встают. В центре водящий «Трифон». Дети произносят слова:

Как у дяди Трифона

Было семеро детей,

Они не пили, не ели,

Друг на друга все глядели,

Разом делали вот так!

После слов «вот так» «Трифон» показывает движение или позу, все повторяют, кто не смог тот водящий.

 

 

 

 

 

 

Слайд 20.

Учитель:

 

Любимой народной забавой было гадание. Во время Святок гадали на курицах, на лошадках, на луковице, на яйцах, гребешке, башмачке, на зеркало. При гадании пели специальные песни.

К нам наехали святые вечера, 

На конях, на соболях,

На лисицах, горностаях!

Уж вы, кумушки, подруженьки мои,

Вы придите, посидите у меня,

Пособите думу думать,

Пособите мне отгадывать!

Гадание на лук проводилось так. Резали его на 12 частей. Каждая долька обозначала месяц года. Посыпали их солью. Наутро смотрели, на какой дольке соль намокла, тот месяц и будет сырым.

 

Но прежде, чем заняться колядованием или гаданием нужно всех деток покормить, да спать уложить. Много знали в старое время колыбельных песен, да и сейчас бабушки, мамы поют их.                                                         

Ваша задача - собрать из строк  колыбельную песню, которую написал М. Ю. Лермонтов

Учащиеся:
Спи, младенец мой прекрасный,
Баюшки-баю.
Тихо смотрит месяц ясный,
В колыбель твою.
Стану сказывать я сказки,
Песенку спою;
Ты ж дремли, закрывши глазки,
Баюшки-баю.

IV. Подведение итогов занятия.

Учитель:

Теперь, ребята, вы знаете еще об одном русском старинном празднике – Святках, Святых вечерах. Как сделать его незабываемым, веселым. Чем попотчевать гостей и близких. Но я хочу, чтобы вы поняли сегодня самое главное – умение жить весело и в то же время по мудрым законам всегда было присуще русскому народу. И главное для нас – не забывать лучшие народные традиции. 

А я что знала, вам рассказала,
Все,  как на нитку, нанизала!


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 21.

 

Учащийся:

Гостей, всех близких привлечем
Мы ароматным нашим чаем.
От всех невзгод, от всех болезней
Что может быть его полезней?
Наш гость, сегодня не скучай,
Пей с удовольствием душистый чай!

 

 

Учащийся:

Чай горячий, ароматный
И на вкус такой приятный.
Он недуга исцеляет,
Он усталость прогоняет,
Силы свежие дарит,
Всем за стол присесть велит!

 

Учащиеся:

- Добро сидеть за самоваром

И  пить из блюдца не спеша:

Поет, горит, исходит жаром

Его славянская душа.

-  На столе у нас конфеты,

И баранки с сушками –

Так споем же под чаек

Чайные частушки мы.

- В пляске не жалей ботинки,

Предлагай-ка чай друзьям.

Если в чашке есть чаинки.

 Значит, письма пишут вам!

- Из богатых я невест.

Не волнуйся, миленький:

У меня в приданом есть

Самовар красивенький.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 22.

 

- А сейчас я всем предлагаю попить чая.

На этом наше занятие окончено. Спасибо всем за работу!

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "«Новогодние и Рождественские традиции»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Руководитель научной организации

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Познакомить учащихся  с русским фольклором, помочь осознать смысл обычаев и традиций, связанных с Новогодними и  Рождественскими праздниками;

    -  Раскрыть духовное богатство русского народа;

   - Развивать устную речь, мышление, творческие способности детей; 

    -   Воспитывать чувство любви к своей Родине, к родным корням.

Традицию ставить в доме ёлку ввёл Пётр I с 1 января 1700 года. Она повлекла за собой и другие традиции: накануне праздника устраивались ёлочные базары, а с Рождества начинались балы и маскарады, в театрах ставили для детей спектакли, а в домах шла раздача подарков. Особенно популярны были пряники: «Мятные белые овечки, лошадки, рыбки, зайчики, петушки и человечки… – самая ёлочная сладость», – вспоминал писатель И.С. Шмелёв.



Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 863 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 21.12.2014 393
    • DOCX 9.9 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Пожалуйстина Елена Евгеньевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Пожалуйстина Елена Евгеньевна
    Пожалуйстина Елена Евгеньевна
    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 2
    • Всего просмотров: 13556
    • Всего материалов: 20

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности реализации Федеральной рабочей программы воспитания в школе

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 92 человека из 32 регионов
  • Этот курс уже прошли 251 человек

Курс повышения квалификации

Профилактика компьютерной зависимости и безопасность в сети Интернет среди детей и подростков

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 54 человека из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 144 человека

Курс повышения квалификации

Разговоры о важном: организация и обеспечение внеурочной деятельности

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 784 человека из 72 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 995 человек

Мини-курс

Эффективные коммуникационные стратегии в образовательной среде: от управления до мотиваци

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы управления проектами: от концепции к реализации

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эффективная корпоративная коммуникация

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе