Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыНетрадиционные уроки в начальных классах

Нетрадиционные уроки в начальных классах

Скачать материал

 

 

 

 

Нетрадиционные уроки в начальных классах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель начальных классов Платицына Л.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сосновка

 

2010

Содержание

 

1.     Информационная справка о школе – 2 стр.

2.     Введение – 3 стр.

3.     Нетрадиционные уроки в начальной школе – 4 стр.

4.  Урок  математики по  учебно – методическому  комплекту       «Гармония», 1 класс. Урок-путешествие по теме: Сложение. Название   компонентов и результата действия сложения 5 стр.

5.     Урок  грамоты по  учебно –методическому комплекту

«Начальнаяшкола XXI века», 1  класс. Урок-путешествие по теме:

«Знакомство с буквой – Ц, ц » – 8 стр.

     6. Урок русского языка по  учебно – методическому  комплекту  «Гармония», 3  класс. Урок-игра по теме: Умение отличать глаголы от других частей речи – 13 стр.

     7. Урок литературного чтения по  учебно – методическому  комплекту            «Начальная школа XXI века», 3  класс. Урок-праздник по теме: Урок-праздник. «Бессмертные творения И. А. Крылова» - 17 стр.

    8. Урок  русского  языка  по  учебно – методическому  комплекту  «Гармония», 3  класс. Урок-открытие по теме: Как  не  ошибаться  в  безударных  окончаниях  имён прилагательных? – 20 стр.

    9. Урок русского языка по  учебно – методическому  комплекту  «Начальная школа XXI века», 4  класс. Урок-аукцион по теме: Закрепление полученных знаний – 26 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Урок – это не только «основная форма организации учебного процесса», но и место встречи с личностью ученика. Встреча начинается с первых дней ребенка в школе, на уроке. Чем ярче, увлекательнее и убедительнее она происходит, тем успешнее и радостнее идет дальнейшее образование. Чтобы эта встреча состоялась, чтобы личные интересы учителя и детей сошлись в познании нового, надо пристально вглядеться в каждую клеточку урока. Здесь важен каждый момент, каждая деталь.

    

Наверное, каждый учитель начальных классов, готовясь к уроку, хочет, чтобы его урок запомнился, и пытается использовать в своей работе нетрадиционные формы и методы обучения.

 

Чтобы нетрадиционные уроки принесли пользу, надо знать, в какой этап урока что уместно, а что – нет, как соединить привычное с непривычным. Необходимы и многие другие умения: демонстрировать детям свое полное к ним доверие, помогать в формулировании и уточнении целей и задач, организовывать сообщение нового материала в форме увлекательного диалога, не нарушать единство логической структуры урока, исходить из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация к учению. Эти умения приходят тогда, когда учитель стремится создать что-то новое на уроке.

 

Нетрадиционные уроки в начальной школе

 

Нетрадиционные уроки в начальной школе занимают значительное место. Это связано с возрастными особенностями младших школьников, игровой основой данных уроков, оригинальностью их проведения.

     Цели нетрадиционных форм уроков:

·        пробуждать интерес к учению;

·        способствовать становлению и раскрытию творческой индивидуальности каждого ребёнка;

·        обобщать знания по предметам;

·        развивать интеллект; 

·        содействовать формированию и сплочению классного коллектива, навыков доброжелательного отношения друг к другу;

·        воспитывать самостоятельность.

К нетрадиционным по форме урокам относятся: урок - сказка, урок -утренник, урок творчества, урок - конкурс, урок - путешествие, урок -викторина, урок - игра, урок– аукцион, урок-праздник, урок-открытие, интегрированный урок и другие.

Урок-сказка прививает учащимся не только любовь к предмету, но и учит вдумчивому чтению, вызывает радость от общения, воспитывает у учащихся внимательность, ответственность. Учителя начальных классов очень часто используют этот вид нетрадиционного урока в своей практике, особенно на уроках обучения грамоте, математики, литературного чтения в 1-2-х классах.

Урок – игра развивает интерес учащихся к предмету, расширят кругозор детей, способствует быстрому выполнению заданий, позволяет свести до минимума утомляемость и напряжение ребенка, поддерживать его внимание в течение всего урока.

    

Дети очень любят уроки-путешествия. Это яркая, эмоциональная форма работы имеет свои отличительные особенности:

¨     наличие карты-путешествия;

¨     в карте путешествия  отмечаются все остановки (станции), на которых        предстоит побывать участникам путешествия;

¨     определяется транспорт, на котором будут путешествовать дети;

¨     в путешествие в обязательном порядке включаются элементы ролевой игры;

Урок-путешествие может включать в себя самые разнообразные станции: музыкальную, танцевальную, литературную, сказочную, творческую, художественную, математическую и другие.

Урок-аукцион. Урок в форме аукциона активизирует мысль детей. Процесс повторения, систематизации знаний проходит занимательно, интересно и динамично. До урока-аукциона в классе идет подготовительная работа. Дети повторяют учебный материал, ищут дополнительные и интересные сведения по теме, представленной на аукционе, рисуют красочные плакаты, составляют ребусы, готовят сценки, песни, стихи. Аукцион знаний помогает оживить учебный процесс, сделать его интересным, даже азартным, полным коллективных чувств и переживаний.

Урок-праздник помогает каждому ребенку включиться в коллективную работу и сделать самооценку: что умеет, что знает. Учитель и на этом уроке помогает, учит, поддерживает, объясняет.

 

Уроки литературного чтения учителя начальных классов часто проводят в форме викторины. Эти уроки строятся на знаниях учащимися изученного и дополнительного материала.

В результате проведения нетрадиционных уроков повышается интерес к учебе, развивается любознательность, пытливость ума, находчивость, творческое воображение, товарищеская взаимопомощь.Тем не менее, выбирая данный вид уроков, необходимо помнить:

1.     Нетрадиционные уроки являются только одним из видов уроков, поэтому их проведение возможно нечасто;

2.     Не всегда содержание материала темы может быть представлено в нетрадиционной форме;

3.     Данные уроки требуют предварительной подготовки, как со стороны учителя, так и со стороны учащихся, поэтому возможности их проведения несколько ограничены;

4.     Все содержание учебного предмета не может быть представлено через нетрадиционные формы

 

Урок  математики 1  класс.

Урок-путешествие

 

Тема: Сложение. Название компонентов и результата действия сложения.

Цель:  

·        закреплять смысл действия сложения, знание компонентов и результата действия  сложения.

Задачи:

Образовательные:

·        учить устанавливать соответствие рисунка числовому равенству.

·        повторить состав чисел 4, 6, 9.

·        повторить письмо цифры 8.

Развивающие:

·        развивать логическое мышление, внимание, память.

·        мелкую моторику рук.

Воспитывающие:

·        воспитывать интерес к учёбе.

·        воспитывать уважительное отношение друг к другу.

Оборудование:

·        плакат с изображением сказочной страны и её жителей: ёжиков, бабочек, волшебника; белый и серый зайчики с кармашками, в которые вставляются карточки с цифрами; картинки с изображением волчонка, лисички;

·        плакат с изображением дерева, к которому на скотч прикреплены яблоки;

·        карточки (с одной стороны цифры 2516437, с другой буквы ОДМЦОЛЫ)

                        

Ход урока.

1.     Организационный момент.

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.

Тихо сели девочки,

Тихо сели мальчики.

Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке:

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Долгожданный дан звонок,

Начинаем наш урок.

2.Каллиграфические минутки.

1)    Вступительная беседа.

   -Какой сегодня день? (1 декабря, первый день зимы)

   -Какие приметы зимы вы знаете?

   -А какое время года любите вы?

   -Ну что ж, сегодня только первый день зимы, и у нас с вами впереди ещё целых три месяца, чтобы порадоваться «проказам матушки-зимы», поэтому я предлагаю сегодня на уроке отправиться в сказочную страну Цифроландию, где всегда царит лето. В этой стране живут сказочные персонажи, которые очень любят математику. Посмотрите, кто нас там встречает.  Это добрый волшебник. Сегодня он решил написать книгу про урок математики в нашем классе. И сначала  он захотел посчитать, сколько детей учится у нас, но остановился на цифре 8, т. к. забыл, как она пишется. Давайте ему напомним. Я вижу цифру 8 прямо на носу волшебника. Кто догадался, где она спряталась?

     Цифру 8, цифру 8

        На носу всегда мы носим.

     Цифра 8 плюс крючки

     Получаются… (очки)

2)    Письмо цифры 8 (стр. 34, тетрадь с печатной основой) по алгоритму.

  -Скажите, о чём мы должны помнить, когда пишем любые цифры?

  -Начинаю писать цифру 8 чуть ниже верхней линии клетки ближе к правой стороне. Веду линию вверх, касаюсь верхней стороны клетки, закругляю линию вниз, касаюсь правой стороны клетки, веду линию влево к середине нижней стороны клетки. Не доходя до неё, закругляю вправо, касаюсь нижней стороны клетки, закругляю вверх, касаюсь правой стороны клетки, веду линию влево, соединяю линию.

8 8 8 8 8 833 388

3.Устный счёт.

   Ну-ка, в сторону карандаши.

   Ни костяшек, ни ручек, ни мела.

   Устный счёт. Мы творим это дело

   Только силой ума и души.

1)Зайчики спорят.

 -Идём дальше. Там нас встречают два зайчика: беленький и серенький, которые всегда спорят между собой. Давайте их рассудим. Они решили посчитать жёлтых бабочек на полянке. Белый говорит, что их 2, а серый утверждает, что 3. Кто из них прав? (могут ошибаться и оба зайчика)

-Помогите сосчитать, сколько красных бабочек: 3 или 4?

-Сколько жёлтых и красных бабочек вместе: 7 или 6?

-Как это записать?

-Как прочитать это выражение?

-Сколько бабочек слева: 7,6?

-Сколько бабочек справа: 2,4?

-Сколько всего бабочек 8,6?

-Как это записать?

-Как можно прочитать это выражение?

-Состав какого числа повторили?

2)Воспитательная беседа.

 -Зайчики спорили между собой и поссорились. Хорошо ли это?

3)Физкультминутка.

 -Чтобы помирить зайчиков, давайте их развеселим и сделаем вместе весёлую физкультминутку.

   Раз к зайчонку на обед

   Прискакал дружок сосед.

   На пенёк зайчата сели

   И морковочки поели.

4.Работа с учебником.

1)Сообщение темы урока.

 -Сегодня мы продолжим изучать тему «Сложение», вспомним состав некоторых чисел.

    -Отгадайте загадку, и вы узнаете, кто задаст нам следующее задание.

       Недотроги, все в иголках,

       А живут в норе под ёлкой.

       Хоть открыты настежь двери,

       В гости к ним не ходят звери.

2)Задание ёжика

   -Какому рисунку соответствует каждое равенство?

   -Состав какого числа повторили?

3)Задание ежихи:

  -Чем похожи рисунки?

  -Какому рисунку соответствует каждое равенство?

  -Состав какого числа повторили?

4)Задание волчонка:

  -Запишите равенства, соответствующие каждому рисунку.

5)Задание лисички:

  -По каким признакам разложили пуговицы в две коробки?

  -Что обозначают равенства: 1 + 3 = 4   3 + 1 = 4   2 + 2 = 4

6)Физкультминутка.

    1, 2, 3, 4, 5 – все умеем мы считать.

    Раз! Подняться, потянуться.

   Два! Согнуться, разогнуться.

   Три! В ладоши три хлопка,

    Головою три кивка.

    На четыре – руки шире,

    Пять – руками помахать,

    Шесть – за парты тихо сесть.

5.Работа в тетради с печатной основой.

 -В сказочной стране Цифроландии растёт дерево умников. Давайте выполним его задания, которые спрятались на яблочках. (Дети по очереди выходят к доске, «срывают» с дерева яблоки, читают задания, выполняют их в тетради с печатной основой.)

-Состав какого числа повторили?

6.Итог урока.

-Какое действие повторили на уроке?

-Состав каких чисел повторили?

-Расположите буквы по порядку и узнаете, что хотят сказать вам жители страны Цифроландии.

ОДМЦОЛЫ

2 5 1 6 4 3 7   

 

Урок русского языка 3  класс.

Урок-игра

 

Тема: Умение отличать глаголы от других частей речи.

Цель:

·        Закрепить и расширить представление о глаголах: их общие                            

           грамматические значения. Сделать вывод о том, что не все

           глаголы называют действия, но и называют состояния, 

           признак, отношения.

Задачи:

Образовательные:

·        закрепить умение отличать глаголы от других частей речи.

·        формировать каллиграфический навык письма.

Развивающие:

·         развивать речь, мышление детей;

·         развивать орфографическую зоркость.

Воспитывающие:

·        Воспитывать интерес к русскому языку и традициям русского народа.

 

Ход урока.

 

1.     Организационный момент.

Д: − С добрым утром начат день,

        Первым делом гоним лень.

        На уроке не зевать,

        А работать и писать.

У: − Урок начался. Садитесь.

     2.Вступительная часть.

     − запись даты

У: − На уроке закрепим знания о такой важной и интересной части

        речи, как глагол, умение отличать глаголы от других частей

        речи. А поможет нам в этом целебный и вкусный напиток,

        который согреет в зимнюю стужу, а о каком напитке пойдёт

        речь, узнаете отгадав загадку:

                        Чёрненько,

                        Горяченько,

                       А все любят.      (Чай)

У: − Это слово многозначное, у него несколько значений.

        Чай – напиток, листья растений и само растение, настой

         на лекарственных травах.

У: − Родина чая – Китай, да и само слово пришло из китайского

        языка. Страны Запада вывозили чай из Южного Китая, где

        это растение именуется те, отсюда и английское название

        tea (ти). Русские же торговали с китайцами северных

        провинций, они чай называли ча, отсюда и наше название

        чай.

У: − Какая орфограмма в этом слове?

 

2.     Чистописание.

У: − На минутке чистописания постараемся красиво написать

        букву ч и буквосочетание ча. И не только, представим, как

        мама наливает чай в чашку, а из неё поднимается пар.

        Постараемся изобразить это петлеобразными элементами.

 

 

У: − Какое соединение?

 

3.     Звуко-буквенный разбор.

У: − По легенде, очень давно, более 5000 лет назад китайские

        пастухи заметили, что животные, обглодав кусты, становились

        необычайно резвыми и подвижными. Пастухи сначала тоже

        попробовали жевать листья чая, но они были очень горькие и

        невкусные. Тогда пастухи стали кидать листья в котелок

        с кипятком и пить напиток.

У: − Назовите чай ласково.

Д: − Чаёк.

У: − Проведём звуко-буквенный разбор.

         [ч']         ч

         [и]    Ο      а – пров. чай

         [й']          

         [о]    Ó      ё

         [к]          к

       5 зв.           4б.

              чаёк

 

4.     Работа над предложением.

  пр. им.сущ.    ч.         гл.                пр. им.числ. им.сущ.            гл.

(За)ч.ем   (не)скуч..м –   (по)три    ч.шки    вып.ва.м.

У: − Что прочли? Как понимаете эту поговорку?

У: − Чай полезный и чудодейственный напиток, он не только

         веселит, но и лечит. О свойствах чая говорят: «Чаепитие

         очищает кровь, регулирует работу печени, снимает

         сонливость, оживляет мышцы тела».

У: − По цели? По интонации? На какое слово падает логическое

        ударение?

У: − Решите орфографические задачи. Где не смогли решить?

У: − Спишите, выделите орфограммы.

У: − Разберите по частям речи.

У: − Какие из них самостоятельные? А служебные?

 

5.     Физкультминутка.

Как живёшь?

− Как идёшь?

− А бежишь?

− Ночью спишь?

− А утром чай пьёшь?

− С крендельком?

− А шалишь?

− А сидишь?

 

6.     Закрепление знаний о глаголе.

У: − Что такое глагол?

     − На какие вопросы отвечают глаголы?

     − Что они называют?

У: − Понаблюдаем, какое действие называет каждый из этих

        глаголов. Их лексическое значение.

− выпиваем – берём чашку и пьём, называет действие.

− не скучаем – нам весело. Что оно называет? Состояние.

−  Какой вывод сделаем? (Глаголы называют не только действие,

    но и состояние).

− А ещё что называют глаголы? Пример.  (признак)

− А ещё что может называть? Пример.   (отношение)

Вывод: лексическое значение разное.

− Почему относятся к глаголам? (Отвечают на одни вопросы)

 

− У них грамматическое значение одинаковое. Какие? (время, лицо,

    число)

 

7.     Умение отличать глаголы от других частей речи.

У: − Молодую зелень чая собирают только женщины. Зелёный чай

        полезен для здоровья. Листочки чая зеленеют на плантации.

− Какое слово впервые встретилось? Как понимаете?

− Что прочли? Можно назвать текстом? Почему?

− Продолжите первое предложение, чтобы был текст.

− А что общего в написании данных предложений?

   Почему объединила их вместе?

Зелень, зелёный, зеленеют.

− Сравните. Чем они похожи? (Однокоренные, лексическое

    значение одинаковое, они называют зелёное – один цвет.

    Это признак.)

− А какие различия? (Относятся к разным частям речи.)

− Как узнали? (У них разная грамматическая работа.)

Вывод: По одному лексическому значению можно узнать, что

              это глагол? (лекс.знач. – одинаковое, грам.знач. – разное)

− Как же отличить глагол от других частей речи?

 

8.     Самостоятельная работа. (карточки)

(дифференцированный подход)

−Прочитайте четверостишие.

                    Чай вам жажду утолит,

                    Успокоит, ободрит,

                    Он излечит все болезни.

                   Нет напитка нам полезней.

1 уровень – прочитайте ещё 2 раза и напишите по памяти.

2 уровень – списать, выделить орфограммы.

− Найдите глаголы, подчеркните двумя линиями.

 

     10.  Словарная работа.

У: − Назовите и запишите словарные слова, которые по своему

        лексическому значению имеют какое-либо отношение к чаю.

Чайник, сахар, лимон, малина, молоко, пирог, печенье, конфета.

 

     11.  Разбор слов  по составу.

У: − В Казахстане  чаепитие всегда отличалось простотой и

        сердечностью. Он стал национальным напитком в нашей

        стране. Способствует задушевной беседе.

        лучшую в мире «чайную машину» изобрели в России. А используют в Казахстане

Стоит толстячок,

Подбоченивши бочок,

Шипит и кипит,

Всем чай пить велит.

Д: − Самовар.

У: − Разберите это слово по составу.  Самовар.

У: − Тула – единственный город, где выпускают самовары.

 

12.        Итог урока.

У: − Слова, какой части речи помогли больше узнать о чаепитии?

     − Что обозначают глаголы?

     − На какие вопросы отвечают?

     − Как изменяются?

Оценки.

13.        Домашнее задание.

 

 

 

Урок литературного чтения  3  класс.

Урок-праздник

 

Тема: Урок-праздник. «Бессмертные творения И. А. Крылова».

Цель :

·        вспомнить ранее изученные басни;

Задачи:

Образовательные:

·        учить видеть и чувствовать в произведении глубокий смысл;

·        раскрывать единство формы и содержания басни;

·        формировать умение выражать своё отношение к прочитанному;

Развивающие:

·        развивать художественный вкус, речь, воображение;

·        развивать умение выражать своё отношение к прочитанному;

Воспитывающие:

·        пробуждать добрые чувства;

 

 

Оборудование:

·        портрет И. Крылова,

·        выставка  книг;

·         рисунки детей к  басням;

·         грамзапись басни «Кукушка и Петух»;

·         костюмы к басне  «Ворона и Лисица», 

·        шкатулка с предметами – зеркало, очки, виноград, иллюстрации к басням;

·         творческие работы по изученным произведениям из природного материала, пластилина.

Подготовка: конкурс рисунков «Герои басен»,  конкурс чтецов «Лучший чтец басни»,  чтение дополнительной литературы, творческие работы детей.

  

На доске: «Люблю, где  случай есть, пороки пощипать».

                                                                           И.А. Крылов.

 

                                       Ход урока.

 

 1. Организационный  момент.

 2. Тема урока.

-Кто не слышал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

                 Бессмертные творения Крылова

                          Мы с каждым годом  любим всё сильней…

                                                                            (М. Исаковский)                                                              

-Сегодня у нас не просто урок, а урок – праздник, посвящённый  И. А. Крылову  и его бессмертным творениям.

-Что вы можете рассказать об авторе?

-Почему народ высоко чтит память о великом баснописце?

-Вы говорите, что И.А. Крылов писал басни. А что такое басня?

-Кто кроме Крылова писал басни?

         (Эзоп, Л. Н. Толстой, А. Е. Измайлов)

-Какие из изученных  ранее басен  вы  хотели бы вспомнить?

 

3.Анализ произведений, прочитанных детьми.

    

     1.Дети читают по ролям басни «Мышь и  Крыса», «Филин и чиж» (Измайлова), «Волк и Ягнёнок».

-Что значит выражение «досуг мне разбирать»?

-Какова мораль этой  басни? Как понимаете?

     2.Прочитайте высказывание Крылова.

          (обращается внимание на высказывание, написанное на плакате)   

-Что такое порок? Какие пороки высмеивает в своих баснях Крылов?

-Зачем? Какие животные являются героями басен? Почему?

Дети показывают инсценировку басни «Ворона и Лисица».

-Посмотрите и подумайте, какой порок в этой  басне высмеивает автор?

Выразительное чтение басни Эзопа «Ворон и Лисица». Сравнение басни Крылова и Эзопа. Назови сходство и различия в содержании и построении басен.     

    3.Как вы думаете, что способствует раскрытию характеров героев?

Дети показывают пантомимой фрагменты басен.

-Отгадайте эти басни. («Лисица и виноград», «Квартет», «Лебедь, Щука и Рак».                                            

-Какое выражение из последней басни перешло со страниц книг в  нашу  речь? Как вы его понимаете? Как называются такие выражения? Какие ещё крылатые выражения вы знаете?

    4.У Крылова в детстве был «заветный сундучок». В нём он хранил   книги. У меня тоже есть сундучок, в нём я тоже что-то храню. Хотите  узнать что?  Слушайте.

                               Игра «Назови…».

-Эта героиня басни увидела свой образ в этом предмете. Назови            предмет, героиню, басню.

              (Показ предмета, иллюстрации к  басне «Зеркало и Обезьяна»).

-Эта героиня не смогла найти применение этим предметам. Назови предметы,

 героиню, басню.

              (Показ предмета, иллюстрации к басне «Мартышка и очки»).

-Эта героиня, как не старалась, не смогла получить то, чего хотела.

- Что она хотела? Кто она? Из какой басни?

              («Лиса и виноград»).

    5.Прослушивание грамзаписи басни  «Кукушка и Петух».

-Послушайте и скажите, из какой басни этот отрывок? В каких словах заключена главная мысль басни? Какой недостаток людей  в этой басне  высмеивается? Какие вы ещё знаете басни, в которых птицы играют  главную роль?

    6.Работа с рисунками детей.

-Посмотрите на доску, здесь помещены ваши рисунки к басням. Они вам помогут выполнить следующее задание. Я вам буду называть качества героев, а вы должны сказать, кого они характеризуют и из какого произведения  этот  герой?  

Ø льстивый, неискренний, хитрый

Ø беспечный, легкомысленный, чёрствый, ветреный, эгоистичный

Ø тщеславный, доверчивый, высокомерный, честолюбивый, стремящийся к славе, почестям

    7.Викторина.

 -Кто так говорил:

              «Да толь, голубчик, было?

                      В мягких муравах у нас-

                            Песни,  резвость всякий час,

                                  Так, что голову вскружило.» (Стрекоза)

 -К какой басне относится этот рисунок? («Жемчужное зерно».)

 -Кто так  «старался»?

 «Пошёл  по лесу треск и стук,                                      

           И слышно за версту проказу…»

                                                                 (Медведь)

 -От кого

               «Прохожий в сторону от страха жмётся,

                 Его заслышавши из далека…» (бочка)

8.Конкурс «Лучший чтец басни».

9.Кроссворд.

Если вы правильно решите кроссворд, то сможете прочитать фамилию известного баснописца.   

         1.

 

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

 

 

     

 

 

       5.

 

 

       6.

       4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.     Назови героя, который в одной из басен, «пятится назад». (рак)

2.     Как называется басня, в которой звери «пленяют искусством свет»?   

                                                                                                        (квартет)

3.     У кого из героев к старости стало ухудшаться зрение? (мартышка)

4.     Кто так говорил: «Голубушка, как хороша!»? (лисица)

5.     В Древней Греции жил человек, который сочинял краткие рассказы с намёками. Назовите его. (Эзоп)

6.     Этот недостаток людей высмеивается в баснях. (зависть)

4.Итог урока.

Полезным для вас оказался урок? Чем? Нужно ли изучать басни? Чему они  учат? Какие пороки высмеивал И.А. Крылов?

                      Сегодня  мы прощаемся с Крыловым,

                      Но не надолго и не навсегда!

                      Однажды  со страниц сбежало слово

                      Крылатой фразой, став на долгие года.

                      Мы с баснями живём и вне  уроков,

                      Хотим того мы, или не хотим.

                      Крылов старался уберечь нас от пороков

                      За это мы ему «спасибо» говорим.

Я надеюсь, что в вашей памяти надолго останутся слова Крылова,        которые помогут вам стать лучше.  

 

 

Урок  русского  языка .

Урок-открытие.

 

Тема:  Как  не  ошибаться  в  безударных  окончаниях  имён

             прилагательных?

Цель:

·        формировать  умение  обосновывать  написание  безударных  окончаний    имён  прилагательных.

Задачи:

Образовательные:

·        совершенствовать  знания  об  имени  прилагательном

Развивающие:

·        развивать  речь  учащихся, активизировать  словесно – логическое  мышления;

·        развивать устойчивость  внимания, орфографическую  зоркость, каллиграфический  навык  письма;

Воспитывающие: 

·        воспитание любви  к  русскому  языку;

·        товарищества,  взаимопомощи. 

Оборудование:

·        плакат   со  стихотворением  А. С. Пушкина;

·         таблица «Признаки имени   прилагательного»;

·         учебник  «К  тайнам  нашего  языка» /под ред.  М. С. Соловейчик, Н. С.  Кузьменко/

·        С. И. Ожегов  «Словарь  русского  языка»;

·        карточки  -  задания  для  самостоятельной  работы.

                                              Ход  урока.

I. Организационный   момент.

                Прозвенел  звонок.

                Начинается  урок.

                Проверь  дружок,

                Готов  ли  ты  начать  урок?

                Всё  ль  на  месте,  всё  ль  в  порядке:

                Книжка,  ручки  и  тетрадки?

Тихо  сели  девочки,  тихо  сели  мальчики.

 

II.Целевая  установка.

         -Ребята!  Сегодня  наш  урок  будет  необычным. 

         -Давайте  улыбнёмся,  друг  другу  и  настроимся  на  работу./  головки  положили  на  парты,  глаза  закрыли/

         Сядьте  удобно,  итак

         Я  в  школе  на  уроке

         Я  радуюсь  этому

         Внимание  моё  растёт

         Память  моя  крепка

         Голова  мыслит  ясно

         Я  готов  к  работе

         Я     работаю!

 

III.Введение  в  тему  урока.

          -Откройте  глазки,  посмотрите  на меня  и  послушайте  стихи  А. С. Пушкина

 

На  доске:   О,  сколько  нам  открытий  чудных

                  Готовит  просвещенья  дух,

                    И  опыт – сын  ошибок  трудных,

                    И  гений -  парадоксов  друг.

         -Как  вы  думаете,  почему  мы  начали  урок  с  этих  строк?

Д.-/Нам  предстоит  сделать  открытия.

 Мы  узнаем  что – то  новое./

         -Да вам  предстоит  сегодня  сделать  несколько  открытий.  Вы  будете   учёными,  которые  исследуют  и  объясняют  настоящее,  связывают  настоящее  с  прошлым,  делают  открытия  и  познают  новое.

         - Исследуйте  данное  предложение. Значение,  каких  слов  вам  непонятно.

         -Обратимся  к  толковому  словарю  стр.245

             -Тогда  на  помощь  нам  приходит  «Словарь русского  языка»  С. И. Ожегова  

выясним  значения  этих  слов.

Просвещенье – распространение  знаний, образования

Парадокс -  мнение,  которое  противоречит  общепринятому.

Гений -  человек,  обладающий  талантом,  высокой  творческой  способностью.

         Итак,  на  уроке  нам  предстоит  узнать  много  нового,  сделать  открытия.

Откроем  тетради.

         Тетрадь  наклоном  положу,

            Ручку  правильно  держу.

            Сяду  прямо,  не  согнусь,

            За  работу  я  возьмусь.

Запишем  дату  сегодняшнего  урока.

IV. Повторение  знаний  об  имени  прилагательном.

    а)   - А  теперь,  друзья  внимание  у  меня  к  вам  первое  задание.

         О  чём  идёт  речь  в  этом  стихотворении?

Со  мною  ваша  речь  красива  и  точна

Когда  же  нет  меня -  она,  увы,  бедна.

Людей,  зверей,  мир  чувств,  понятий,  вещь  любую

Соцветьем  дивных  слов  легко  определю  я!

         -Что  же  это  за  дивное  слово?

/  Это  имя  прилагательное/

   б)  Повторение  признаков  имени  прилагательного.

         -Откроем  признаки  этого  дивного  соцветия.

                                          Часть  речи

Второстепенный                                           Согласуется

                член                                                с  именем

 какое?                                                             существительным

 какая?             

 какой?                    Имя  прилагательное

 какие?    

                          признак                              род

                           предмета                           число

                                                                      падеж

-В  какой  морфеме  слова  находиться  грамматическое  значение?

/в  окончании/

V. Чистописание  с  грамматическим  заданием.

         -Для  вас  новое  испытание -  минутка  чистописания  с  грамматическим  заданием.

Помним  о  том,  что  писать  нужно  каллиграфически, правильно  соединяя  буквы.

Я  продиктую  словосочетания, а вы  назовите  окончания  имён  прилагательных.

                   Золотое  сердце

                   Стальной  характер

                   Живая  беседа

                   Родные  края

 

         -Какую  особенность данных окончаний  вы  заметили?

/окончания  ударные,  т. е.  находятся  в  сильной  позиции/

         -  Мы  знаем  о  том,  что у  имён  прилагательных в  одном  и  том  же  роде  в  окончаниях  бывают  различия,  от  чего  это  зависит?

/На  твёрдый  или  мягкий  звук  оканчивается  основа/

         -Запишем  остальные  родовые  окончания  имён  прилагательных

 

VI.Грамматическая  разминка.

         -Прочитай  слова:

аллея       алая     алела       Алла

-лексическое  значение  слов  одинаковое?

-найдите в  словах  орфограммы

-запишите

-проанализируем  данные  слова

звукобуквенный  анализ  слов

/звуков  больше,  чем  букв  в  слове  « алая»

звуков  меньше,  чем  букв – Алла

по  количеству  слогов,  слово  Алла  лишнее,т. к.  имеет  2  слога

по  ударению  делятся  на  две  группы

разбор  слов  по  составу

-  что  вы  можете  сказать  о  составе  слов

/Окончание  есть  во  всех  словах,  это  слова  ж. р., ед. ч./

Основа  слова  состоит  из

/корня,  в  слове  алела,    есть  2  суффикса/

анализируем  как  части  речи

VII.Словарная  работа.

         Что  такое  «аллея»,  а  какие    дороги вы  ещё  знаете

Дорога

Тротуар – пешеходная дорожка,  не  забывайте  об  этом,  не  нарушайте  правила  дорожного  движения!

Шоссе – дорога  с  твёрдым  покрытием

           -Поставьте  данные  слова  в  форму  Д. п., П.п., Т. п.

            -Какое  слово  «особое»?

            -Как  доказывали  безударные  окончания  имён  существительных?

        

VIII. Раскрытие  темы  урока.

  1)      -А  теперь  внимание  для  вас новое  испытание.

         Наш  третьеклассник  Антон  на  доске  написал  такое:

Плывёт  лодка  по  реке  серое,  большое,

А  на  лодке  плывут  весёлые  друзья,

И  везут  они  с  собой  забавная  игра

         -Наш  Антон  отошёл,  ещё  раз  он  всё  прочёл,  но  ошибок  не  нашёл.

         -Чего  же  не  знал  Антон?

/Он  не  знал,  что  такое  согласование/

-Что  такое  согласование?

/Это  связь  между  существительным  и  прилагательным  в  роде,  числе,  падеже/

-А  ещё  чего  не  знал  Антон?

/Окончаний  имён  прилагательных/

2)  Главный  вопрос  урока.

На  доске:  Как  не  ошибаться  в  безударных  окончаниях  имён  прилагательных?

         -Мы  уже  не  раз  обсуждали  этот  вопрос.  Ответьте  на  него.

/Надо  поставить  вопрос/

         -Совершенно  верно  не  хочешь  остаться  с  носом  проверяй  окончанье  вопросом!

3)  Составление  алгоритма  действия.

         -Давайте,  исправим  ошибки  Антона.  Как  будем  действовать?

-Надо  найти  имя  существительное,  от  которого  зависит  имя  прилагательное

-Поставить  от  существительного  вопрос,  в  той  форме,  которой  она  требует

-По  ударному  окончанию  в  вопросе  узнаем  букву  в  окончании  прилагательного.

Лодка (какая?)  серая,  большая  ( ж. р., ед. ч., И. п.)

Друзья (какие?) весёлые ( мн. ч, И.п.)

Игру ( какую?)  забавную ( ж. р., ед. ч., И. п.)

4) Проверим  себя  по  учебнику  стр. 265 – памятка

IX. Физкультминутка. 

X. Работа  по  учебнику.

-Ребята, есть  ли  в  природе  праздники? Вот  и  сегодня  праздник-  первый  день  зимы

1) стр. 100  №  241, познакомьтесь  с  отрывком  из  размышления В.  Пескова,  о  каких  праздниках  идёт  речь?

         -Спиши  отрывок   и  реши  орфографические  задачи.

         - Укажи  признаки  имён  прилагательных.

             -Какие  орфограммы  встретились?

            - В  чём  особенность  слова  «ледоход»?

            -Ответьте  на  вопрос  Антона.

/В  речи  имя  прилагательное связано  с  именем  существительным,  т. е. согласуется  с  ним  в  роде,  числе,  падеже./

2)    тетрадь – задачник  стр.  59  №  242- устно

-  прочитайте  строки

-относится  ли  к  именам  прилагательным  подчёркнутое  слово,  докажите

3)    №243,стр.  60

     -Выпиши  словосочетания с  именем  прилагательным.

     -Доказывай  правильность  окончаний

 XI.Закрепление. Групповая  работа.

Для  вас  друзья  у  меня  сюрприз.  Откройте  последнюю  страницу  тетради,  там  находиться  задания. Выполните  его.

1  группа. Продолжи  ряд  синонимов.

Смелый-

2        группа. Придумай  словосочетания сущ. + прил.

Рояль

Шампунь

Фамилия

Тюль

3        группа. Запиши  слова, подчеркни  имена  прилагательные

        синий,  синеть,  синева,  синенький,  синеватый,  синь

4        группа. Запиши  антонимы

   шумный

   лёгкий

  поздний

  грустный

5        группа. Составь  словосочетания  сущ + прил.

   Варенье                  запах

   Заяц                         вкус

  Малина                    цвет

  Огурец                     величина

-Проверка  работ.

XII. Подведение  итогов.  Оценка  знаний  учащихся.

Какие  открытия  вы  для  себя  сделали?    

Что  нового  узнали

 Блиц -  опрос.

Ответим  на  главный  вопрос  урока.

На  какие  вопросы  отвечает  имя  прилагательное?

Как  изменяется?

От  чего  завит  род,  число,  падеж?

Каким  членом  предложения является?

Какова  роль  прилагательного  в  речи

 

-ВОТ  И  ЗВУЧИТ  ДОЛГОЖДАННЫЙ  ЗВОНОК  И  ЗАКОНЧЕН  НАШ  УРОК!

БОЛЬШОЕ  ВСЕМ  СПАСИБО!

 

 

 

Урок русского языка  4  класс.

Урок-аукцион

.

Тема: Закрепление полученных знаний.

Цель: актуализировать, повторить, систематизировать знания, приобретённые при изучении русского языка;

Задачи:

Образовательные:

·        дать детям возможность оценить свои достижения;

·        ощутить радость успеха в проявлении своих знаний;

·        активизировать мысль детей;

Развивающие:

·        развивать речь, мышление, память детей;

Воспитывающие:

·        воспитывать интерес к русскому языку, учебе.

Оборудование:

·        выставка лучших творческих работ детей по русскому языку;

·         цитаты известных деятелей о русском языке;

·        плакаты по изученным темам;

·        костюм магистра грамматических наук (шапочка, накидка);

·        металлическая тарелка и молоточек;

·        мультимедийный проектор, экран;

·        эмблемы команд.

Подготовительная работа.

     Дети повторяют учебный материал, ищут дополнительные и интересные сведения по тем грамматическим категориям, которые будут представлены на «аукционе знаний», рисуют красочные плакаты по подобранным материалам, составляют ребусы, готовят сценки, песни, стихи, пантомиму, частушки и танцы.

     Класс делится на две команды, в каждой команде выбирается капитан. Играют две команды, другие дети являются болельщиками.

      Ребята выбрали для «продажи» 8 «предметов» («вещей») – грамматических категорий:

1.     имя существительное;

2.     имя прилагательное;

3.     глагол;

4.     безударные гласные;

5.     корень слова и однокоренные слова;

6.     знаки препинания;

7.     предложение;

8.     однородные члены предложения.

Любую из этих «вещей» из области знаний русского языка команда – участница сможет «купить», «заплатив» за неё знаниями по данной грамматической категории.

    В диалоге « на торгах» в качестве одного шага (ответа) каждая команда имеет право на одно высказывание, по очереди сменяя другую команду.

     Дети на урок – аукцион приглашают гостей – родителей, присутствуют и другие учителя.

                                                        Ход урока.

 

1. Вступительное слово учителя.

     - Сегодня мы проводим чрезвычайно важное в жизни нашего класса мероприятие – «аукцион знаний по русскому языку».

     А теперь – аукцион,

     Подведёт итоги он.

     Тот, кто больше знает,

     Тот награды получает!

     Тут затеи, и задачи,

     Игры, шутки, все для вас!

     Пожелаем всем удачи –

     За работу, в добрый час!

- На продажу выставлены поистине бесценные «вещи», купить которые сможет любая команда, в обмен на знания по русскому языку. Помогать вам будут: внимание, сообразительность и дружная работа в команде.

     - На нашем аукционе присутствуют гости, болельщики, ассистенты (они будут вести подсчёт баллов).

    Я, ведущая аукциона, - магистр грамматических наук.

2. Предварительный залог – задание.

    У: Прежде чем прозвучит гонг, каждая команда – участница должна внести залог, доказать свою «состоятельность» - способность участвовать в аукционе.

     На столе ведущего лежат два листа бумаги (формат А3) с заданиями. капитаны выбирают задания, и команды приступают к выполнению. Время ограничено – 30 секунд. Задание состоит из двух частей, например:

1.     Расположить буквы в алфавитном порядке.

2.     Используя все буквы, составить слово – название своей команды:

     ОТКИЗНА РЕГМИОТА

     Крупно написать на листе слово и поместить лист на доску, все читают название команды.

     Чья команда быстрее справится с заданием, та и будет иметь право первой начать диалог на «торгах».

     - Итак, команды получили названия и доказали свою «самостоятельность» для участия в аукционе.

    - В аукционе знаний участвуют (прошу встать команды): команда «Знатоки» и команда «Грамотеи» (эмблемы на столах команд).

3. Открытие  аукциона знаний.

     Звучит удар гонга.

У.: Внести первую «вещь» на продажу!

На экране появляется надпись «Имя прилагательное».

     - Начальная цена 10 баллов (на табло устанавливается цифра).

    - За каждый правильный ответ команда получает 2 балла. Если в ответе представлен дополнительный интересный материал, команда получает 4 балла.

     - Торги начались!

     Примерный диалог:

    «Грамотеи» (Гр.): Это часть речи.

    «Знатоки» (Зн.): Обозначает признак предмета.

     Гр: Отвечает на вопросы какой? какая? какие? какое

     Зн.: Изменяется по родам, числам, падежам.

     Гр.: В предложении – второстепенный член.

     Зн.: Согласуется с существительным.

     Гр.: В словосочетании с существительным является зависимым словом.

     Зн.: Слово «прилагательное» в переводе с греческого означает «эпитет»

( за это команда получает 4 балла).

     Гр.: В переводе с латинского – «прибавленное», «приложенное».

    Зн.: Бывает кратким (пример).

(После последнего высказывания)

     У:  троекратно отстукивает окончание торгов за эту «вещь».

     Табло показывает окончательный счёт команд. «Вещь» продана команде, набравшей большее количество очков и давшей последний ответ.

    Если количество очков одинаковое, командам даётся дополнительное задание по этой же категории (выполнить грамматическое задание, отгадать ребус и т.д.).

    С болельщиками в это время проводится игра на внимание, смекалку.

     Наконец победитель первых торгов определён. Проданная «вещь» устанавливается на столе команды, «купивший» её. С команды, проигравшей «торги», взимается «комиссионный сбор». Участники команды исполняют номер художественной самодеятельности: песню, частушку, стихотворение, танец, пантомиму, сценку.

    У.: Торги продолжаются (звучит гонг)!

    Показывают следующую «вещь» - «Имя прилагательное».

    Далее следует диалог команд, счёт меняется очень быстро. Ассистенты только успевают переворачивать цифры. И так до тех пор, пока не будут проданы все «вещи» из области знаний русского языка.

     Кроме командного счёта, можно учитывать индивидуальный вклад каждого участника аукциона, чтобы при подведении итогов отметить наиболее активных ребят.

 

4. Подведение итогов аукциона.

     У.: все «вещи» проданы. Аукцион завершается.

     - Я благодарю всех участников аукциона, а также гостей и болельщиков; ассистентов – за чёткую и быструю работу на табло.

    - А сейчас самое приятное – награждение команды – победительницы аукциона.

    - Команда __________ выиграла аукцион, она смогла «купить» наибольшее количество «вещей», т.е. показала отличное знание русского языка. Выйдите сюда, похлопаем им.

    Каждому участнику команды, выигравшей аукцион, вручается «Диплом победителя в аукционе знаний по русскому языку» (Красиво оформленные заранее дипломы вручаются учащимся).

    Кроме того, команда – победитель фотографируется на память, а особенно отличившиеся участники фотографируются каждый в отдельности. Фото и итоги аукциона затем помещаются на классный стенд.

 

      

Литература

 

1.     Скегина Н.Г., Авраменко Н.Н., Барковец Н.К. Сборник практических материалов. – М.: Московское отделение педагогического общества России, 2002.

2.     Нестандартные уроки в начальной школе (игры, соревнования, викторины, конкурсы, турниры, путешествия). – Изд-во «Учитель», Волгоград, 2002.

3.     Кульневич С.В., Лаконеценина Т.П. Нетрадиционные уроки в начальной школе часть 1.– Изд-во «Учитель», Воронеж, 2002.

4.     Кульневич С.В., Лаконеценина Т.П. Нетрадиционные уроки в начальной школе часть 2.– Изд-во «Учитель», Воронеж, 2002.

5.     Ромадина Л.П. Справочник завуча. Организационно-методические и психолого-педагогические материалы. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2001.

6.     Жикалкина Т.К. Система игр на уроках математики в 1 и 2 классах., «Новая школа»., М., 1995.

7.     Лещинский В.И. Педагогическая технология личностной ориентации. – Воронеж, 1998, с. 101-102

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Нетрадиционные уроки в начальных классах"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Директор риск-менеджмента

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

     Для чего нужны нетрадиционные уроки?

·        пробуждать интерес к учению;

·        способствовать становлению и раскрытию творческой индивидуальности каждого ребёнка;

·        обобщать знания по предметам;

·        развивать интеллект; 

·        содействовать формированию и сплочению классного коллектива, навыков доброжелательного отношения друг к другу;

·        воспитывать самостоятельность.

 

К нетрадиционным по форме урокам относятся: урок - сказка, урок -утренник, урок творчества, урок - конкурс, урок - путешествие, урок -викторина, урок - игра, урок– аукцион, урок-праздник, урок-открытие, интегрированный урок и другие.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 982 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 28.12.2014 772
    • DOCX 170 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Рыбникова Елена Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Рыбникова Елена Викторовна
    Рыбникова Елена Викторовна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 7
    • Всего просмотров: 154983
    • Всего материалов: 66

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 16 регионов

Курс повышения квалификации

Развитие критического мышления у младших школьников в условиях обновленного ФГОС НОО

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 73 человека из 27 регионов
  • Этот курс уже прошли 719 человек

Курс повышения квалификации

Методика преподавания курса «Шахматы» в общеобразовательных организациях в рамках ФГОС НОО

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 274 человека из 56 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 593 человека

Курс повышения квалификации

Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 958 человек из 81 региона
  • Этот курс уже прошли 7 689 человек

Мини-курс

Введение в медиакоммуникации

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Готовимся к ЕГЭ по литературе

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Особенности психологической коррекции детей с различными нарушениями психического развития

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 389 человек из 70 регионов
  • Этот курс уже прошли 285 человек