Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыНестандартные формы работы на уроках развивающего обучения

Нестандартные формы работы на уроках развивающего обучения

Скачать материал

Министерство образования и науки Российской Федерации

Зюзинская средняя общеобразовательная школа

Барабинский район Новосибирская область

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нестандартные формы работы
на уроках развивающего обучения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                     

 

 

 

 

                                                                           Выполнила: учитель начальных классов

                                                                   1 категории

                                                                             Соболевская Е.М.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                           Расскажи – и я забуду,

                                                                                           Покажи – и я запомню,

                                                                                          Дай попробовать – и я пойму.

 

                                                                                            (Китайская пословица)

 

   Сегодня мне хотелось бы затронуть   такой вопрос, как технология организации нетрадиционных форм работы на уроке.

   Урок- это не только «основная форма организации учебного процесса», но и место встречи с личностью ученика. Чем ярче, увлекательнее и убедительнее она происходит, тем успешнее и радостнее идет дальнейшее образование. Чтобы эта встреча состоялась, чтобы личные интересы учителя и детей сошлись в познании нового, надо пристально вглядеться в каждую клеточку урока. Здесь важен каждый момент, каждая деталь- одним учителям не хватает времени на занятии, у других остается с избытком.

   Современной наукой установлено, что именно в 1-м классе дети наиболее «открыты», и не только для новых знаний, но и для личностных контактов. А дальше- все зависит от учителя, от того, как он будет понимать свою цель. Понимается она по разному: как наполнение знаниями, умениями и навыками, либо как развитие понимания этих знаний, умений, навыков. Конечно, это обстоятельство очень важно. Но для начальной школы еще не столь существенно, в каком режиме работает учитель- в традиционном или личностно-развивающем. Хочет ли он «оживить» передачу знаний для запоминания или пробудить культурные ценности и смыслы знаний. Важно то, что все учителя хотят, чтобы их уроки запомнились, и пытаются использовать нетрадиционные формы и методы обучения.

  Я предлагаю обратиться к тем самым «ключевым» моментам, которые помогают учителю создать увлекательный урок. Чтобы они принесли пользу, надо знать, в какой клеточке уроке что уместно, а что -нет,  как соединить привычное с непривычным.  Нетрадиционные, проблемно-развивающие, личностно-ориентированные уроки предполагают быстрое включение учащихся в познавательную деятельность, активизацию их мышления через необычное начало урока, которое сразу же мобилизует внимание детей. Решению этих задач способствуют «активные методы и приемы обучения», все больше и больше привлекающие внимание учителей.

   «Активные методы» - это совокупность средств, способов, приемов, побуждающих учащихся к активной познавательной деятельности. К данным приемам обучения на уроке в своей практике я отношу: опорные схемы, диалог, постановка проблемных вопросов и, как следующий этап, перевод их в проблемные ситуации, интенсивный опрос,  игровые моменты ит.д.

   Учитель А.А.Окунев из Петербурга в своей книге: «Спасибо за урок, дети» говорит о том, что даже у опытного учителя урок «не пойдет», если он не будет начинаться каждый раз по-новому: середина и конец урока могут быть традиционными, но начало должно быть оригинальным (автор в книге приводит до полутора десятков неповторяющихся начал урока). Например,

- на доске записаны вопросы по изучаемой теме и ответы к ним, среди которых есть как верные, так и неверные. Где допущены ошибки?

- на доске дана схема или чертеж( в зависимости от особенностей изучаемого предмета),  нужно осуществить поиск возможности изложения изучаемого материала с помощью этой схемы или чертежа;

- предлагается задание, которое можно выполнить только с опорой на жизненный опыт учащихся, их смекалку;

- дается задание на тренировку памяти, наблюдательности, на поиск закономерностей по материалу, хорошо усвоенному школьниками;

- учащимся дается небольшая исследовательская работа по определенному плану;

- если на дом было дано задание сочинить самостоятельно рассказ, сказку по данной теме или составить кроссворд, то, естественно, начинать урок необходимо с домашнего творческого задания.

   Философы утверждают, что все во Вселенной построено на ритме. Поэты обосновывают великую роль созвучий. Рифмы и ритм позволяют лучше усваивать изучаемый материал. Можно предложить детям рифмованное начало урока, например,

Тут затеи, и задачи,

Игры, шутки, все для вас!

Пожелаем всем удачи-

За работу, в добрый час!

 

Для повышения интереса к учебному материалу я использую следующие приемы:

(возможно некоторые приемы вам известны и вы их используете в своей практике, чтобы вам не скучно было меня слушать, предлагаю такой вариант: я называю прием, если кому то он не известен, поднимаете руку. Я  объясняю его технологию. Если рук нет, перехожу к другому приему. Согласны?)

-фантастическая добавка, т.е  дополнение реальной ситуации фантастикой, например, учебная ситуация переносится на фантастическую планету или придумывается фантастическое растение (животное) и рассматривается в реальном биоценозе или, можно перенести реального или литературного героя во времени. А еще можно предложить рассмотреть изучаемую ситуацию с необычной точки зрения, например глазами инопланетянина.

- отсроченная отгадка. В начале урока я даю загадку(или удивительный факт), отгадка к которой(ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом. Загадку (удивительный факт) можно дать и в конце урока, чтобы начать с нее следующий урок. Пример: Урок Окр. мира 3 кл. Уч-ль: Вы уже рассказывали о тех бедствиях, которые несли людям Древней Руси набеги кочевников. А какая была от них польза? Попробуйте ответить на этот вопрос к концу урока.(ответ: во-первых, грозная внешняя опасность привела восточных славян к пониманию необходимости государственного и этнического единства; во-вторых, частые военные столкновения и связанные с ними бедствия должны были подготовить славян к восприятию христианского мировоззрения.

- лови ошибку: объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки. Когда вы только вводите этот прием в своей практике, детей нужно заранее предупредить об этом. Иногда им можно подсказывать «опасные места» интонацией или жестом. Впоследствии мы должны научить ребят мгновенно реагировать на ошибки условным знаком или пояснением, когда оно требуется. Поощряйте внимание и готовность вмешаться! Приведу пример- урок рус.яз. во 2 кл. У некоторых детей сложилось неправильное представление, что буквы В,С,О,У и др.в начале слова всегда являются приставкой, ( пошли ошибки типа: о-сень, в-ысокий и т.п.).Чтобы преодолеть создавшуюся ситуацию, пишу на доске «солнце» и выделяю приставку С-.

Д: «С» не приставка!

У: Почему не приставка? Такая приставка есть в русском языке, и она стоит вначале слова.Не так ли?..(обращаюсь к детям,. которые делают подобные ошибки)

Д: Этого мало. Если это приставка. То должны быть однокоренные слова.

У: Однокоренное слово- «волна», корень-олн-, «В»-приставка.

Д: Нет. солнце и волна не однокоренные, у них нет общего смысла.

У: Есть.Когда светит солнце, на море есть волны…(дальнейшее обсуждение показало»ошибочность» моего мнения .)

   Этот пример примечателен не столько тем, что учитель преднамеренно сделал ошибку, а тем, что ошибка была аргументирована, привлекались новые доказательства правоты, рос «снежный ком» ошибок…Не будем скрывать, часто бывает так, что учитель сразу же после того, как дети заметили ошибку, исправляет ее. Поэтому пожелание: если вы планируете ошибку, планируйте и ее убедительность.

   Этот же прием «лови ошибку» можно использовать по другой технологии: когда ребята ищут ошибку группой, спорят, совещаются…Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом.

 

  Чтобы растворить скуку однообразия на помощь приходит театрализация.

Прием «ТЕАТРАЛЬНАЯ ЗАРЯДКА»

Уч-ль: Ребята, сейчас я на несколько минут стану волшебницей. Не верите? Стану! И смогу превратить вас в кого захочу. Давайте попробуем? Я говорю «Раз, два, три!» и вы уже не девочки и мальчики, а артисты цирка, жонглеры! Вот у вас в руках 2 шарика, теперь 4,8.12! Быстрей работаем руками!Отлично

- Внимание! Раз, два, три! Вы пловцы, купаетесь в озере. Ах какая приятная,  прохладная вода!и т.д. В завершение зарядки я говорю: «А сейчас мы вернулись в родной класс, и я больше не волшебница».

Моменты театрализации можно использовать на любых уроках. Детям очень нравится импровизировать. Они сами с удовольствием готовят реквизит, рисуют маски зверюшек, изготавливают атрибуты.

С увлечением и интересом проходят  уроки, где разыгрываются мини-сценки на учебную тему. Приведу пример: урок Окр. Мира в 3 кл. Тема урока «Первые люди на нашей Земле».Я предлагаю детям подумать, о чем бы они говорили с древним человеком, если бы его случайно встретили. Вдруг открывается дверь и в класс входит «настоящий древний человек» в шкуре и с копьем. Несомненно у детей появится интерес пощупать этого «древнего человека» и расспросить, как жили его соплеменники сто тысяч лет назад.

 

-Универсальная игра «ДА-нетка» «ДА» И «НЕТ» ГОВОРИТЕ. ЭТА игра учит:

- связывать разрозненные факты в единую картину;

- систематизировать уже имеющуюся информацию;

- слушать и слышать соучеников.

Учитель может использовать «Да-нетку» для создания интригующей ситуации, организации отдыха на уроке.

Технология этой игры такова: учитель загадывает нечто(число, предмет, литературного героя и др.). Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы уч-ль отвечает только словами: «да», «нет», «и да и нет».

Бывает, что вопрос задается некорректно или уч-ль не хочет давать ответ из дидактических соображений, и тогда он отказывается от ответа заранее установленным жестом.

   Пример. Уч-ль: Я задумала персонаж детской сказки. Он не боялся опасности и за это поплатился. Отгадайте, кто он?

 

Вопросы детей

Ответы

Комментарии

Это животное или человек?

-

Уч-ль жестом отказывается от ответа. Вопрос задан некорректно, если в нем присутстует»или», на него невозможно ответить «да» или «нет»

Это животное?

Нет

Вопросы 2 и 3 хороши, т.к. отсекают большое кол-во возможных персонажей.

Это человек?

нет

 

Этот персонаж часто встречается в других сказках?

нет

Вопрос хороший.Но уч-ль может отказаться от ответа, ведь понятие «часто», «редко» неопределенно.

В какой он был одежде?

-

Жест отказа. Невозможно ответить на вопрос.

Это фея?

нет

Слабый вопрос. Пропущен более общий вопрос: применяет ли персонаж волшебство?

Персонаж разговаривает?

Да

 

Он большой?

-

Уч-ль не отвечает, он приучает детей к тому, что такие вопросы неправильны. Большим или маленьким объект может быть только по отношению к другому объекту.

Умеет передвигаться?

Ходит ногами?

У него есть лапы?

Он ползает?

Да

 

Нет

Нет

нет

Эти три вопроса сильные.Дети вышли на свойство, которое и приведет их к отгадке.

Катиться?

да

 

Это колобок?

Да!

 

 Подобные «Да-нетки» на отгадывание литературного персонажа, исторического деятеля, ученого будут уместны на разных уроках. Загадать можно не только персонаж, но и любой объект, правило, слово…

Рус.яз. Учителем задумано правило. Какое?

Матем-ка. По геометрическим свойствам отгадайте загаданную фигуру.

Игра «Да-нетка» детям очень нравится. Но была такая проблема: ребята не запоминают вопросы друг друга и повторяют их. В таком случае можно предложить: пусть ученик делает вывод из предыдущего ответа учителя. А уж потом задает свой вопрос. Например, задумано животное. Уч-к: -оно живет в воде? Уч-ль: -Нет. Следующий уч-к: - Теперь мы знаем, что это жив-е живет не в воде. Мой вопрос: оно летает?

                                                                                                                     

   Приемы устного опроса

«СВЕТОФОР»- это длинная полоска картона, с одной стороны красная, с другой- зеленая.

При опросе ученики поднимают «светофор» красной или зеленой стороной к учителю. Сигнализируя о своей готовности к ответу. Когда я провожу опрос по базовым вопросам, которые учащийся обязан знать «назубок», здесь красный сигнал означает «Я не знаю». Это сигнал тревоги. Это уч-к как бы сам себя оценивает. Зеленый сигнал – «Я знаю!».Чем нравится мне этот прием? Я думаю, это лучше, чем простое поднятие руки.

При использовании «светофора» уч-к находится в иной психологической позиции: пассивность невозможна, чем бы она не была мотивирована. Сигналя «светофором», уч-к вынужден каждый раз явно- для себя и для учителя- зафиксировать готовность, т.е. оценить свои знания.

 

   ОПРОС ПО ЦЕПОЧКЕ- применяю в случае, когда предполагается развернутый, логически связный ответ. Технология такова: рассказ одного ученика прерывается в любом месте и передается другому жестом учителя. Пример: после разбора задачи на доске нужно проверить и закрепить ее понимание. Это удобно сделать с помощью развернутого комментария по цепочке.

 

   ВЗАИМООПРОС – ученики опрашивают друг друга по базовым листам. Темы указывает учитель или дети могут предлагать по собственному усмотрению. По завершении работы в парах уч-ль может вызвать нескольких ребят для выяснения, какие вопросы вызвали у них затруднения. Цель такой работы- регулярное проговаривание основных вопросов вслух, их повторение. Этот прием требует не более 5 минут. Дети сами оценивают ответы друг друга по заданным критериям. В журнал они обычно не идут.

 

ОТСРОЧЕННАЯ РЕАКЦИЯ- небольшой, но полезный приемчик . Думаю, что у каждого из вас были и есть такие ситуации, когда уч-ль задает вопрос и тут же мгновенно один из ребят, аж выскакивая из-за парты, выкрикивает ответ, уж очень хочется ему ответить первым. Не должно быть выкриков с места. Это способствует «забиванию» самыми энергичными и активными детьми всех остальных. Детям толковым, но обладающим медленной реакцией, приходится поневоле занимать пассивную позицию. Поэтому: у меня так: вопрос- пауза секунд10- ответ.

 

   Есть прием-БЫСТРАЯ РЕАКЦИЯ. Он предусматривает высокий темп(вопрос-ответ),его  стараюсь использовать как можно реже. Бывает так, что уч-к быстро подняв руку часто начинает отвечать не по теме или вообще встает и молчит. Так? Мне кажется мы сами приучаем детей к этому. Для маленького ребенка внимание к нему, участие в процессе очень важны, и, если его поощряют за опережение других, это быстро усваивается. Поэтому нужно просто дать понять, что поднятая рука замечена, кивнуть или назвать имя- обычно этого достаточно. Кстати, «светофор» частично помогает и эту проблему решить.

 

В заключении своего выступления назову ЛИТЕРАТУРУ, которую использую в педпрактике:

1.Сергей Владимирович Кульневич «Нетрадиционные уроки в начальной школе» Издательская программа «Педагогика нового времени» 2004г.

2.Надежда Тихоновна Брыкина,Ольга Егоровна Жиренко «Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир» Москва 2004 г.

3. Николай Францевич Дик Серия « Сердце отдаю детям» «Классные часы и нестандартные уроки в 1-2 классах» Издат-во «Феникс» Ростов-на-Дону 2004г.

4.Анатолий Александрович Гин «Приемы педагогической техники»  Изд-во «Вита- Пресс» Москва 2005г.

5. «Театрализованные игры для младших школьников» Составитель Р.В.Димитренко. Изд-во « Учитель» Волгоград 2006г.

 

  Впереди новый учебный год. У кого-то из вас новый класс. Главная задача первого месяца- сыграться. Не так важно, если за первые 10 уроков пройден материал всего пяти. Наладится управление, четкий ритм и темп- будет и запас времени. Нельзя выделить один «самый главный» прием. Радуга из одного цвета- не радуга. Только поддерживая друг друга, приемы дают «радужный» эффект. Многоцветную картину не рисуют одним махом. Терпение и постепенность! Лучший способ загубить педтехнику- схватиться за все сразу. Мы с вами будем поступать иначе. Каждый новый прием будем отрабатывать до автоматизма.

   Приемы педтехники- каждодневный инструмент учителя. Инструмент без работы ржавеет…А в работе- совершенствуется. Желаю всем творческих успехов!

  

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Нестандартные формы работы на уроках развивающего обучения"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Руководитель научной организации

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

     В методической разработке представлена технология организации нетрадиционных форм работы на уроках развивающего обучения.Предлагаются "ключевые" моменты, которые помогают учителю создать увлекательный урок.Нетрадиционные, проблемно-развивающие, личностно-ориентированные уроки предполагают быстрое включение учащихся в познавательную деятельность, активизацию их мышления через необычное начало урока, которое сразу же мобилизует внимание детей. Решению этих задач способствуют «активные методы и приемы обучения».
 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 650 606 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 18.12.2014 400
    • DOCX 71.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Соболевская Елена Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Соболевская Елена Михайловна
    Соболевская Елена Михайловна
    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 2
    • Всего просмотров: 43301
    • Всего материалов: 28

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Теория, методика и практика обучения младших школьников основам шахматной игры в условиях реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 49 человек из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 187 человек

Курс повышения квалификации

Система образовательной организации в начальном общем образовании в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 60 человек из 31 региона
  • Этот курс уже прошли 1 844 человека

Курс повышения квалификации

Гендерный подход в обучении и развитии учащихся младшего школьного возраста

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 38 человек

Мини-курс

Современные подходы к преподаванию географии: нормативно-правовые основы, компетенции и педагогические аспекты

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Развитие и воспитание: ключевые навыки для родителей маленьких детей

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы профессиональной деятельности эксперта в области индивидуального консультирования

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе