Цель: познакомить
обучающихся с признаками типа Членистоногие на примере класса Ракообразных.
Задачи:
- познакомить учащихся с общими признаками Членистоногих,
выяснить особенности внешнего строения ракообразных, дать представление о
связях со средой обитания;
- отрабатывать навыки работы с микроскопом, в выполнении
учебных рисунков, составлении сравнительных таблиц;
- развить умение детей делать выводы по результатам
практической деятельности;
- воспитывать любовь к природе и развивать бережное отношение к
её обитателям.
Оборудование: таблицы
«Тип Членистоногие. Речной рак», рисунки, мультимедийная презентация,
микроскопы.
Ход урока
Организационный
момент. Проверка готовности класса к
уроку.
Коллективное целеполагание.
Какова цель нашего сегодняшнего урока? (Ответы
детей).
Познакомиться с удивительными представителями
животных, классы которых смогли освоить практически все среды обитания,
известны с незапамятных времён и являются самыми многочисленными на Земле.
Вступительный
рассказ – иллюстрация «Общая характеристика типа»
Работа с презентацией «Тип Членистоногие. Общая
характеристика» (слайды 1-3).
Данный тип животных получил своё название по
способу передвижения животных, они перемещаются при помощи парных конечностей
(ног) разделённых на подвижные части (членики). Тело членистоногих тоже имеет
членистое строение, хотя у некоторых животных эти членики сливаются и
становятся незаметными. Например, пауки, клещи. Такое строение тела сближает членистоногих с кольчатыми червями, которых
считают предками данного типа животных.
Но в отличие от червей тело членистоногих покрыто плотными
покровами – хитиновые покровы. Эти покровы составляют наружный скелет животных.
Он внутри прикреплен к мышцам, поэтому животные могут совершать быстрые
движения, бегать, прыгать, плавать, рыть и летать. Также хитин предохраняет
животное от пересыхания, поэтому многие из них стали жить на суше.
Тип делится на отдельные классы (слайд 4 «Тип
Членистоногие. Общая характеристика»).
Сегодня мы рассматриваем представителей класса
Ракообразные. (слайд 2 «Класс Ракообразные».) Давайте назовём
этих представителей.
Познакомимся поближе со строением ракообразных на
примере речного рака (Слайд 3 и 4. «Класс Ракообразные»).
Сообщения
учащихся.
А сейчас прослушайте сообщения об интересных
ракообразных.
Сообщение. Озеро
Сиваш из-за его солёности считают «мёртвым морем». Но если внимательно
присмотреться, можно увидеть, как в пересоленной воде мелькают прозрачные рачки
длиной 1,5-2 см, а на воде рассыпано множество оранжевых капелек. Это
жаброногий рачок артемия и его личинки – науплии.
Артемия – один из древнейших видов, живущих в воде
с очень высокой соленостью (до 340 г соли на 1 литр воды). Рачок спокойно
выдерживает колебания температуры от +6 до +37° С. А яйца артемии (цисты) ещё
выносливее – выживают в диапазоне температур от -263 до +100°С и даже под
жёстким гамма-излучением. Даже при дозе 400 крад из цист вылупляются личинки.
При недостатке кислорода в воде артемия так интенсивно начинает запасать
гемоглобин, что из желтоватой превращается в ярко-красную.
Рачок, поедая одноклеточные водоросли и
микроскопические комочки органических веществ, фильтрует воду, тем самым
очищает её. Но ещё накапливает в своём теле ионы кальция, магния, кремния,
алюминия и особенно железа. Умершие рачки тонут, тоже приносят пользу,
превращая обычную глину в целебную.
Живая артемия тоже полезна: это белок, богатый
незаменимыми аминокислотами; содержит витамины, гормоны, жирные кислоты, каратиноиды.
Поэтому их широко используют для корма аквариумных рыбок.
Сейчас её используют для очистки сточных вод,
используют в качестве тест - объекта в токсикологии. У молекулярных биологов
артемия популярный биологический объект для опытов, на котором изучают
структуру хромосом, нуклеиновых кислот, механизмы биосинтеза белка, роль
ферментов в различных процессах.
Артемию используют для исследований в космосе.
Используется она и в фармацевтической, парфюмерной промышленности.
Спасибо докладчику.
Какое же значение имеют ракообразные в природе и
нашей жизни? Где мы их используем? (Слайд №6. Класс Ракообразные).
Закрепление изученного материала.
Игра «Угадай кто?».
Давайте
закрепим полученные знания. Мы поиграем в игру «Угадай кто?».
Класс разделить на группы по 5-6 человек. Каждая
группа получает карточки с рисунком речного рака, краба, креветки, циклопа,
офиуры, морской звезды, морского ежа, дафнии. Учащиеся получают задание.
Задание 1. Разделить
карточки на группы: ракообразные, иглокожие.
Задание 2. Отобрать
карточки животных, имеющих промысловое значение для человека.
Задание 3. Отобрать
карточки животных, наносящих вред коралловым атоллам.
Задание 4. Отобрать
карточки животных, которые входят в состав зоопланктона. Каково значение
зоопланктона в природе?
Подведение итогов игры.
Заполняется таблица
Группа № _____.
Номер
задания
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Итого
|
Баллы.
|
|
|
|
|
|
Если группа выполнила все задания без ошибок – 5
баллов за задание;
Если 1 ошибка – 4 балла; если 2 ошибки – 3. если задание
выполнено неверно – 0 баллов. Победитель группа, набравшая наибольшее число
баллов.
- Какие классы представляют тип Членистоногие?
- Какие признаки характерны для ракообразных животных?
- Какое значение имеют ракообразные в природе и жизни человека?
Домашнее
задание.
Подготовить сообщения по теме
«Паукообразные – вредители полей», «Таёжный клещ. Чем он опасен?» «Возбудитель
чесотки и меры профилактики», «Промысловые ракообразные».
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.