Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Биология / Нескучные уроки. Тип членистоногие. Класс ракообразные.

Нескучные уроки. Тип членистоногие. Класс ракообразные.

Нескучные уроки

j0409270[2]j0409270[2]

Предмет: биология, 7 класс

Тема: «Тип членистоногие. Класс ракообразные».






Ерпилёв О.А., учитель биологии

Цель: познакомить обучающихся с признаками типа Членистоногие на примере класса Ракообразных.

Задачи:

  • познакомить учащихся с общими признаками Членистоногих, выяснить особенности внешнего строения ракообразных, дать представление о связях со средой обитания;

  • отрабатывать навыки работы с микроскопом, в выполнении учебных рисунков, составлении сравнительных таблиц;

  • развить умение детей делать выводы по результатам практической деятельности;

  • воспитывать любовь к природе и развивать бережное отношение к её обитателям.

Оборудование: таблицы «Тип Членистоногие. Речной рак», рисунки, мультимедийная презентация, микроскопы.

Ход урока

Организационный момент. Проверка готовности класса к уроку.

Коллективное целеполагание.

Какова цель нашего сегодняшнего урока? (Ответы детей).

Познакомиться с удивительными представителями животных, классы которых смогли освоить практически все среды обитания, известны с незапамятных времён и являются самыми многочисленными на Земле.

Вступительный рассказ – иллюстрация «Общая характеристика типа»

Работа с презентацией «Тип Членистоногие. Общая характеристика» (слайды 1-3).

Данный тип животных получил своё название по способу передвижения животных, они перемещаются при помощи парных конечностей (ног) разделённых на подвижные части (членики). Тело членистоногих тоже имеет членистое строение, хотя у некоторых животных эти членики сливаются и становятся незаметными. Например, пауки, клещи. Такое строение тела сближает членистоногих с кольчатыми червями, которых считают предками данного типа животных. 











d:\Desktop\ПАПА\КОНКУРС УЧИТЕЛЬ ГОДА 2014\Мои достижения\сканирование0001.jpg



Но в отличие от червей тело членистоногих покрыто плотными покровами – хитиновые покровы. Эти покровы составляют наружный скелет животных. Он внутри прикреплен к мышцам, поэтому животные могут совершать быстрые движения, бегать, прыгать, плавать, рыть и летать. Также хитин предохраняет животное от пересыхания, поэтому многие из них стали жить на суше.

Картинки по запросу членистоногие хитин

Тип делится на отдельные классы (слайд 4 «Тип Членистоногие. Общая характеристика»).

Сегодня мы рассматриваем представителей класса Ракообразные. (слайд 2 «Класс Ракообразные».) Давайте назовём этих представителей.

Картинки по запросу представители ракообразных

Познакомимся поближе со строением ракообразных на примере речного рака (Слайд 3 и 4. «Класс Ракообразные»).

Сообщения учащихся.

А сейчас прослушайте сообщения об интересных ракообразных.

Сообщение. Озеро Сиваш из-за его солёности считают «мёртвым морем». Но если внимательно присмотреться, можно увидеть, как в пересоленной воде мелькают прозрачные рачки длиной 1,5-2 см, а на воде рассыпано множество оранжевых капелек. Это жаброногий рачок артемия и его личинки – науплии.

Артемия – один из древнейших видов, живущих в воде с очень высокой соленостью (до 340 г соли на 1 литр воды). Рачок спокойно выдерживает колебания температуры от +6 до +37° С. А яйца артемии (цисты) ещё выносливее – выживают в диапазоне температур от -263 до +100°С и даже под жёстким гамма-излучением. Даже при дозе 400 крад из цист вылупляются личинки. При недостатке кислорода в воде артемия так интенсивно начинает запасать гемоглобин, что из желтоватой превращается в ярко-красную.

Картинки по запросу артемия

Рачок, поедая одноклеточные водоросли и микроскопические комочки органических веществ, фильтрует воду, тем самым очищает её. Но ещё накапливает в своём теле ионы кальция, магния, кремния, алюминия и особенно железа. Умершие рачки тонут, тоже приносят пользу, превращая обычную глину в целебную.

Живая артемия тоже полезна: это белок, богатый незаменимыми аминокислотами; содержит витамины, гормоны, жирные кислоты, каратиноиды. Поэтому их широко используют для корма аквариумных рыбок.

Сейчас её используют для очистки сточных вод, используют в качестве тест - объекта в токсикологии. У молекулярных биологов артемия популярный биологический объект для опытов, на котором изучают структуру хромосом, нуклеиновых кислот, механизмы биосинтеза белка, роль ферментов в различных процессах.

Артемию используют для исследований в космосе. Используется она и в фармацевтической, парфюмерной промышленности.

Спасибо докладчику.

Какое же значение имеют ракообразные в природе и нашей жизни? Где мы их используем? (Слайд №6. Класс Ракообразные).

Закрепление изученного материала. Игра «Угадай кто?».

Давайте закрепим полученные знания. Мы поиграем в игру «Угадай кто?».

Класс разделить на группы по 5-6 человек. Каждая группа получает карточки с рисунком речного рака, краба, креветки, циклопа, офиуры, морской звезды, морского ежа, дафнии. Учащиеся получают задание.



Картинки по запросу строение речного рака

Задание 1. Разделить карточки на группы: ракообразные, иглокожие.

Задание 2. Отобрать карточки животных, имеющих промысловое значение для человека.

Задание 3. Отобрать карточки животных, наносящих вред коралловым атоллам.

Задание 4. Отобрать карточки животных, которые входят в состав зоопланктона. Каково значение зоопланктона в природе?

Подведение итогов игры.

Заполняется таблица

Группа № _____.

Номер задания

1

2

3

4

Итого

Баллы.

 

 

 

 

 

Если группа выполнила все задания без ошибок – 5 баллов за задание;

Если 1 ошибка – 4 балла; если 2 ошибки – 3. если задание выполнено неверно – 0 баллов. Победитель группа, набравшая наибольшее число баллов.

  1. Какие классы представляют тип Членистоногие?

  2. Какие признаки характерны для ракообразных животных?

  3. Какое значение имеют ракообразные в природе и жизни человека?

Домашнее задание.

Подготовить сообщения по теме «Паукообразные – вредители полей», «Таёжный клещ. Чем он опасен?» «Возбудитель чесотки и меры профилактики», «Промысловые ракообразные».

Картинки по запросу рак машет клешней

  • Биология
Описание:

В данном конспекте предлагается альманах на тему "Тип членистоногие. Класс разнообразные".

Цель: познакомить обучающихся с признаками типа Членистоногие на примере класса Ракообразных.

Задачи:

  • познакомить учащихся с общими признаками Членистоногих, выяснить особенности внешнего строения ракообразных, дать представление о связях со средой обитания;
  • отрабатывать навыки работы с микроскопом, в выполнении учебных рисунков, составлении сравнительных таблиц;
  • развить умение детей делать выводы по результатам практической деятельности;
  • воспитывать любовь к природе и развивать бережное отношение к её обитателям.
Автор Ерпилёв Олег Анатольевич
Дата добавления 28.06.2017
Раздел Биология
Подраздел Конспекты
Просмотров 617
Номер материала MA-071476
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Курс повышения квалификации
«Организация и руководство учебно-исследовательскими проектами учащихся по предмету «Биология» в рамках реализации ФГОС»