Игра
"Кубики историй"
1 вариант.
«Сочини историю»
Материал: кубик с пустыми окошечками, в которые вставляются картинки с изображением
различных объектов.
Так как программа
обучения подразумевает определённую тематику по темам недели, то и картинки
подбираются, соответственно теме, заключают их в рамки.
Цель: научить ребенка связывать в единую сюжетную линию случайно
выбранные объекты, сформировать умение составлять сказочный текст.
Ход игры: Случайным образом выбираются первые три кубика и со слова «Однажды…»
начинается повествовательный рассказ, ещё три кубика – это что произошло в
истории, и последние три кубика завершают рассказ. Всего 9 кубиков, но можно
менять количество от возможностей детей.
2 вариант.
«Перескажи историю»
Цель: развивать память, учить составлять пересказ по картинкам.
Ход игры: Составить связный пересказ истории рассказанной предыдущим участником.
Игра «Загадки на
кубиках»
1 вариант
«Описание объекта»
Выбирается ведущий,
он наугад выбирает картинку с тематического кубика и составляет к ней описание.
Цвет, форма, размер, для чего используется, кем используется и т.п.
Остальные участники
по описанию должны отгадать, какое изображение выпало на кубике ведущему.
2 вариант
"Да-Нет"
Суть игры сводится
к разгадке некоторой тайны, заданной ведущим. Для этого участники игры могут
задавать ведущему вопросы. Единственное ограничение: вопрос должен быть
поставлен в такой форме, чтобы ведущий мог ответить "Да" или "Нет".
Отсюда и название игры.
3 вариант. Игра
на основе стихотворения "Что-то" автор: М. С. Гафитулин
Давайте рассмотрим
на примере самолёта, придерживаясь строк услышанного стихотворения.
Если мы рассмотрим
что-то… (самолёт)
Это что-то для
чего-то…(что бы летать)
Это что-то из
чего-то… (из металла)
Это что-то часть
чего-то… (транспорта)
Чем-то было это
что-то…(металлом)
Что-то будет с этим
что-то…(заржавеет)
Что-то ты сейчас
возьми, и скорее рассмотри!
Карты Проппа
Цель: анализ структуры сказки, разбив её на функции.
Ход игры:
1 этап: познакомить
детей со сказкой, как жанром литературного произведения. Объяснить общую
структуру сказки:
- присказка, зачин
(приглашение в сказку);
- повествование;
- концовка сказки (возвращение
слушателя в реальную действительность).
2 этап: чтение
сказки и сопровождение чтения выкладыванием карт Проппа;
3 этап: пересказ
сказки, опираясь на карты Проппа;
4 этап: на этом
этапе вы можете попробовать сами сочинять сказки, используя карты Проппа. Для
этого отбираются 5-8 карт, придумываются главные герои, выбирается кто будет
главный герой, помощники героя и те, кто будут ему вредить.
Здесь приводится список основных мотивов, выделенных
исследователем Проппом:
1.
Жили-были. Создаем
сказочное пространство. (Каждая сказка начинается с вводных слов
"давным-давно", "жили-были", "в тридесятом царстве")
2. Особое обстоятельство ("солнце исчезло с
небосклона", "дожди перестали лить, и наступила засуха").
3. Запрет ("не открывай оконца",
"не отлучайся со двора", "не пей водицы").
4. Нарушение запрета (персонажи сказок и в оконце
выглядывают, и со двора отлучаются, и из лужи водицу пьют; при этом в сказке
появляется новое лицо — антагонист, вредитель).
5. Герой покидает дом (при этом герой может либо
отправляться, отсылаться из дома, скажем, с благословения родителей разыскивать
сестренку, либо изгоняться, например, отец увозит изгнанную мачехой дочь в лес,
либо уходить из дома, превратившись в козлика после того, как запрет нарушен)
6. Появление друга-помощника (серый волк, кот в
сапогах).
7. Способ достижения цели (это может быть полет
на ковре-самолете, использование меча-кладенца и т.п.).
8. Враг начинает действовать (змей похищает царевну,
колдунья отравляет яблоко).
9. Одержание победы (разрушение злых чар,
физическое уничтожение антагониста — Змея, Кощея Бессмертного, победа в
состязании).
10. Преследование (какая сказка, как и детектив,
обходится без погони? Героев могут преследовать гуси-лебеди, Змей Горыныч,
Баба-яга, Лихо Окаянное и прочие, не менее "симпатичные" персонажи).
11. Герой спасается от преследования (прячась в
печку, превращаясь в кого-то или с помощью волшебных средств и преодолевая
огромные расстояния).
12. Даритель испытывает героя. И тут появляется
новый персонаж – волшебник, гном, старушка, которой нужна помощь или нищий.
Баба-яга дает девушке задание выполнить домашнюю работу, Змей предлагает герою
поднять тяжелый камень.
13. Герой выдерживает испытание дарителя (все
очевидно)
14. Получение волшебного средства (оно может
передаваться, изготовляться, покупаться, появляться неведомо откуда, похищаться,
даваться дарителем).
15. Отлучка
дарителя (Баба яга отпускает с миром, волшебник исчезает, дракон прячется
обратно в пещеру).
16. Герой вступает в битву с врагом (иногда это
открытый бой - со Змеем Горынычем, иногда состязание или игра в карты).
17. Враг оказывается поверженным (в сказках
антагониста не только побеждают в бою или состязании, но и изгоняют или уничтожают
с помощью хитрости).
18. Героя метят (метку наносят на тело или дают
особый предмет - кольцо, полотенце, образок, он что-то забирает у поверженного
врага).
19. Герою дают сложное задание (достать перстень
со дна моря; соткать ковер; построить дворец за одну ночь; принести то, не знаю
что).
20. Герой исполняет задание (а как же иначе?).
21. Герою дается новый облик (частый прием
-погружение в кипящую воду или горячее молоко, которое делает героя еще краше).
22. Герой возвращается домой (обычно это
происходит в тех же формах, что и прибытие, но это может быть и победный прилет
на поверженном драконе).
23. Героя не узнают дома (иногда вследствие
произошедших с ним внешних изменений, наведенного заклятья, увечья,
взросления).
24. Появляется ложный герой (то есть тот, кто
выдает себя за героя или присваивает себе его заслуги).
25. Разоблачение ложного героя (это может
произойти в результате специальных испытаний или свидетельства авторитетных
лиц).
26. Узнавание героя. (И тут обнаруживается
подмена. Ложный герой с позором изгоняется, а нашего персонажа принимает в объятия
любящая королевская чета)
27. Счастливый конец (пир на весь мир, свадьба,
пол царства в придачу).
28. Мораль (какой вывод можно сделать из
случившейся истории).
ЧАСТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 155
ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА
«РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»
Инновационные
технологии в развитии речи детей старшего дошкольного возраста
Подготовил
педагог
Чебуркова
О.В.
2016
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.