Неопределенная форма глагола
что делать?
что сделать?
ти ть
чь
нести гнать
беречь
нестись гнаться
беречься
Глаголы на -ти:
идти, пойти, брести, везти, вести, грести,
мести, нести, найти, пасти, плести, ползти,
расти, скрести, трясти, цвести
Глаголы на –чь:
беречь, достичь, жечь, лечь, облечь, обречь,
отречься, печь, помочь, пренебречь, стричь,
стеречь, сечь, течь, толочь, увлечь, запрячь.
Неопределенная форма глагола
Эта таблица поможет узнавать неопределенную
форму глагола и по внешним формальным признакам (конечное -ть, чь-, -ти).
Количество глаголов в неопределенной форме на –ти
и –чь невелико. Я хочу познакомить вас с наиболее употребительными
из них (таблицы на –ТИ и -ЧЬ).
Упражнения
1.
От различных форм
глаголов на –ти образовать неопределенную форму:
Метет (мести), нес (нести), плетут (плести), ползли
(ползти), иду (идти), тряс (трясти)
2.
Поставить данные
глаголы в форме 1-го лица единственного числа:
Грести - гребу, найти - найду, нести – несу, цвести –
цвету, пасти – пасу, грести – гребу.
* Очень часто дети образуют нелитературные
формы от глаголов на –ЧЬ (жгёт, текёт). Чтобы избежать этого, нужно
подвести их к выводу, что только в 1-м лице единственного числа и в 3-м лице
множественного числа у этих глаголов сохраняются звуки Г и К (жгу-жгут,
пеку – пекут), а в остальных формах происходит чередование Г - Ж, К – Ч (жгу
– жжешь, жжет, жжем, жжете; теку – течешь, течет, течем, течете).
Упражнения
1.
Образовать неопределенную
форму от личных форм глаголов:
Берегу – беречь, достигнешь – достигать, ляжет – лечь,
текут – течь, увлечешься – увлечься, стригут – стричь, отрекутся – отречься,
стерегу – стеречь.
2.
Из каждого
предложения выписать глаголы и подобрать к ним неопределенную форму.
1)
Мальчик шел
босиком, а башмаки нес в мешке. 2) Я почистил чайник, набрал воды и подошёл к
костру. 3) Старик улыбается, подмигивает, садится на корточки. 4) Летняя
короткая ночь уходила, на востоке уже алела заря, звезды медленно гасли. 5) На
дворе смеркается, но нам не хочется возвращаться. 6) Стёпка раскинул руки и
лежит на спине, его шляпа валяется на песке. 7) Вечерние тени ложатся на землю,
сливаются, заполняют улицы темнотой.
Упражнения (неопределенная форма + лексика)
(упражнения на различные замены следует проводить на
протяжении всего изучения глагола – 2-3 минуты в конце урока)
1.
Подобрать к данным
глаголам синонимы (тоже
глаголы в неопределенной форме).
Робеть (бояться), аргументировать (доказывать),
покоряться (повиноваться), реставрировать (восстанавливать), экспортировать
(вывозить), импортировать (ввозить), дискутировать (спорить), пенять (упрекать,
укорять), уповать (надеяться), штудировать (изучать), холить (нежить, лелеять),
усердствовать (стараться), оппонировать (возражать).
Упражнения (неопределенная форма + лексика)
(упражнения на различные замены следует проводить на
протяжении всего изучения глагола – 2-3 минуты в конце урока)
2.
Подобрать к данным
глаголам антонимы (тоже
глаголы в неопределенной форме).
Наказать (простить), торопиться (медлить), болтать
(молчать), хвалить (ругать), погасить (зажечь), озябнуть (согреться), плакать
(смеяться), начать (кончить), соглашаться (возражать), появиться (исчезнуть), испортить
(исправить), любить (ненавидеть), взбираться (опускаться), оттаять
(замерзнуть), отдыхать (трудиться), рассветать (смеркаться), охлаждать
(нагревать), отчаяться (надеяться), строить (разрушать), трудиться
(бездельничать).
Упражнения (неопределенная форма + лексика)
(упражнения на различные замены следует проводить на
протяжении всего изучения глагола – 2-3 минуты в конце урока)
3.
Данные
словосочетания заменить глаголами, близкими по значению.
Томиться от безделья (скучать), ловить рыбу (рыбачить),
одерживать победу (побеждать), испытывать страх (бояться), отправлять
телеграмму (телеграфировать), идти назад (возвращаться), совершенствоваться в
чем-нибудь (квалифицироваться), подвергаться экзамену (экзаменоваться),
разбираться в чем-нибудь (ориентироваться), прийти в сознание (очнуться),
переселяться в другу страну (эмигрировать), сознаться в ошибках (каяться),
освободить от обвинения (реабилитировать).
Упражнения (неопределенная форма + лексика)
(упражнения на различные замены следует проводить на
протяжении всего изучения глагола – 2-3 минуты в конце урока)
4.
Объяснить значение
фразеологических оборотов с помощью синонимических глаголов.
Бить челом (просить), бить баклуши (бездельничать),
вывести на чистую воду (разоблачить), зарубить на носу (запомнить), задрать нос
(возгордиться), клевать носом (дремать), надуть губы (обидеться), повесить
голову (приуныть), прийти в себя (опомниться).
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.